Методическая разработка занятия по звуковой культуре речи с использованием коррекционно-развивающих игр.
методическая разработка на тему

Проничева Зоя Ивановна

                        Занятие по звуковой культуре речи  с  использованием  коррекционно-развивающих игр.

 

Цель. 1.Развивать фонематическое восприятие.

            2. Уточнить произношение звука «Ш» в изолированном виде, словах, фразах.

            3. Продолжать учить детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

             4. Тренируя мелкую моторику рук, упражнять в образовании глаголов с помощью приставок.

             5. Развивать речевую сноровку и активизировать компоненты речевой деятельности детей.

 

Материал и оборудование: воздушный шарик; индивидуальные зеркала; игрушки для коррекционно-развивающей игры «Сердитый ворон» (домик, Ворон, воробей, корова, петух, баран, заяц, волк, медведь); предметы для коррекционно-развивающей игры «Угадай, что в шелковом мешке» (мишка, карандаш, шарик, шнурок, камешек, погремушка и т.д.); лист бумаги на каждого ребенка со схематичным изображением реки, моста, ямы, горы, дома.

Ход занятия.

1.    Разминка.

Фонематическая зарядка: коррекционно-развивающая игра «Эхо».

Логопед громко произносит любой гласный звук, подходя по очереди к каждому ребенку, а тот повторяет его, но тихо.

Вариант игры: дети повторяют только те имена, которые начинаются на звук «А»: Аня, Эдик, Оля, Алёша, Егор, Алла, Андрей, Ира, Ася, Инна, Анна и т.д.

Логопед делает обобщение.

 

2.      Артикуляционная гимнастика.

Подготовка к произнесению звука «Ш».

Логопед рассказывает историю об одной птичке-невеличке. Дети слушают и по ходу сюжета перед индивидуальными зеркалами выполняют артикуляционные упражнения (допускается показ логопеда):

«Жила птичка в дупле, в маленьком уютном гнездышке, вот таком (упражнение «Трубочка»). Птичка высиживала птенцов. Она высовывала из гнезда голову и смотрела на лес (упражнение «Лопаточка»). Когда шел дождь, она набирала дождевую воду в чашечку (упражнение «Чашечка») и пила её. Наконец из яиц появились птенцы. У них были длинные хвостики, вот такие (упражнение «Иголочка») и вытянутые клювики, вот такие (упражнение «Трубочка»). В гнездышке стало тесно для большой семьи. Тогда птичка-невеличка пригласила дятла. Дятел принялся за работу (упражнение «Дятел») и расширил дупло. Птичка добавила в гнездо веточек. Стало оно большим и удобным.»

Логопед подводит итог.

3.    Новый материал.

Артикуляция звука «Ш».

Логопед продолжает рассказ:«Однажды, когда мамы не было дома, смелый птенец Шустрик вылез из дупла и увидел на ветке дерева зеленый шар с хвостиком. «Какая большая гусеница, - подумал Шустрик. -  Сейчас я её съем». Дернул Шустрик за хвостик-верёвочку. Она развязалась. Из шарика, шипя, стал выходить воздух:  «ш-ш-ш». (Рассказ можно сопровождать демонстрацией: педагог держит надутый воздушный шарик и в нужный момент медленно выпускает из него воздух). Удивился Шустрик и спрятался в дупло. «Какую песенку пел воздух, выходя из шара?»(ш-ш-ш). вот об этом звуке «Ш» мы и поговорим. Посмотрите в зеркало и произнесите звук «Ш». Когда мы произносим этот звук, губы сложены «бараночкой», зубы сближены, широкий кончик языка приподнят к нёбу, но не прижат к нему, по середине языка идет сильная воздушная струя, которая хорошо ощущается ладонью, поднесенной ко рту.

Динамическая пауза.

Логопед: «Представьте, что вы воздушные шарики, которые умеют летать тихо-тихо. Но иногда шарики сдуваются и издают звук «ш-ш-ш». Когда я буду произносить любые звуки, кроме «ш», вы будете тихо кружиться, когда же я произнесу «ш» , присядете».

Закрепление.

а). Коррекционно-развивающая игра «Слово заблудилось».   Дети стоят в кругу, логопед в середине. Логопед произносит ряд слов и бросает мяч кому-то из детей. Наборы слов могут быть следующими: - шуба, санки, шарф, шайба; - шакал, шар, футбол, шишка и т.д. ребенок выбирает на слух слово, в котором нет звука «Ш», произносит его и возвращает мяч логопеду. Позицию звука «Ш» можно менять, ребенок должен назвать её.

Логопед подводит итог.

б). Коррекционно-развивающая игра «Что в шелковом мешке».   Логопед по очереди вызывает детей к столу, на котором лежит шелковый мешочек с различными предметами, в названии которых присутствует звук «Ш» в разной позиции. Ребенок нащупывает в мешке любой предмет и называет его, не вытаскивая из мешка. При этом голосом выделяется звук «Ш» и определяется его позиция в слове.

Логопед подводит итог.

в). Коррекционно-развивающая игра «Сердитый Ворон».         Детям раздают игрушечных зверей. Логопед объясняет, что в домике, который стоит на столе, живут звери. Вокруг дома течет речка. Пройти в домик можно только по мостику (кладет на стол речку и мостик). Он не простой, а волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно пройти непросто. На перилах мостика сидит Ворон. Каждого животного, кто подходит к мостику, он спрашивает, как его зовут. Но отвечать надо так, чтобы в имени слышался звук «Ш». Кто правильно ответит, тот пройдет. А кто не знает ответа, того сердитый Ворон  не пропускает. Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, но не могут, потому что не знают, как надо изменить свое имя, чтобы в нем стал слышен звук «Ш». «Давайте им поможем!». Дети дают названия зверей с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чтобы появился звук «Ш»: петух – петушок, заяц – заюшка и т.п.

4. Заключительная часть.

Логопед: «Ну вот, с вашей помощью все звери и птицы попали к себе домой. Один только медведь задержался (показывает медведя). Далеко он ушел от домика, долго ему идти. Встал медведь на задние лапы, идет, переваливается. Но на пути у него встретились препятствия (раздать листы бумаги, на которых схематично нарисованы речка, мостик, яма, гора, дом )».       Логопед читает стихотворение и показывает на листе путь медведя, переставляя указательный и средний пальцы:

Мишка шел, шел, шел, к речке подошел, мост перешел, дальше пошел. Мишка шел, шел, шел, к яме подошел, яму обошел, дальше пошел. Мишка шел, шел, шел, к горке подошел, на горку взошел,  с горки сошел, дальше пошел. Мишка шел, шел, шел и до домика дошел.

Логопед повторно читает это стихотворение, останавливаясь перед словами, производными от слова «ШЁЛ». Дети произносят эти слова, одновременно показывая на листе путь медведя, переставляя указательный и средний пальцы правой, потом левой руки.

Логопед: «Ну вот наш медведь и добрался наконец до дома. А как же ему пройти мимо сердитого Ворона, как назвать свое имя, чтобы в нем слышался звук «Ш». Давайте поможем ему».    Дети отвечают, что надо сказать  Мишка, Медведюшка.

Логопед обобщает ответы детей и делает выводы.

5.Подведение итогов занятия.

Логопед спрашивает у детей: «Как вы сегодня занимались?      Какая игра вам больше всего понравилась?   Почему?    Как ты себя оцениваешь?    Старался ли ты отвечать правильно?    и т.п.

Обобщение ответов детей. Подведение общего итога.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по звуковой культуре речи

Занятие по звуковой культуре речи;.Звук - «С» ( в основе.             -...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе

Воспитание правильного звука [с] изолированно, в слогах, словах, фразах....

Итоговое занятие по звуковой культуре речи (старшая группа)

В занятии осуществлен показ приобретенных навыков определения позиции звука в слове, звукового анализа и синтеза слога, слова....

Итоговое занятие по звуковой культуре речи в группе детей среднего возраста. Тема "В гостях у котенка Умнички"

Цель занятия: развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей с ТНР среднего возраста. Речевое заключение: ОНР 2 (3) уровя, стертая дизартрия....

Перспективное планирование занятий по звуковой культуре речи в младше-средней группе на 2017 - 2018 учебный год

В планировании представлен перечень прохождения звуков, порядок выделения звуков из разных позиций слова, работа по формированию фонематического восприятия, просодической стороны речи....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация Данная разработка представляет собой ряд индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих продолжать образовательный процесс в дистанционной форме. Предложенная работа может быть п...