Некоторые направления работы по развитию связной речи.
методическая разработка на тему

Крузе Альфред Владимирович

Нижеследующие материалы могут пригодиться педагогам и психологам, чья деятельность связана с развитием речи у детей и подростков, и кроме того, логопедам, занимающимся формированием речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые направления работы по развитию связной речи .

   Нижеследующие материалы могут пригодиться педагогам и психологам, чья деятельность связана с развитием речи у детей и подростков, и кроме того, логопедам, занимающимся формированием речи в условиях общего и речевого дизонтогенеза.     Начать, видимо, следует с того, что речь непосредственно связана с мыслительной деятельностью. А мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальной школе и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. И чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Высшей же степенью развития языковых процессов и, соответственно, мышления,-  является хорошее развитие навыков связной речи.
 Что же подразумевается под развитием связной речи? Это формирование возможности  свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, то есть формирование совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Речевые действия, в конечном итоге, направлены на текст, в устной или письменной форме, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Развитие связной речи – это последовательная, постоянная учебная работа, имеющая программу умений, собственные виды упражнений, которые проводятся по соответствующей методике.
 В поступательном процессе формирования навыков связной речи основы закладываются в начальной школе: здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь. Здесь же начинается подготовка к многоролевой общественной деятельности, что требует развития коммуникативных функций речи в различных сферах жизнедеятельности. Все это и требует от педагогов, в определенных случаях- коррекционных педагогов,- организации работы по развитию связной речи.

  В работе по развитию связной речи существуют общепедагогические задачи, это:

1. Создание хорошей речевой среды для детей: это речь взрослых, вовлечение в активное чтение книг, расширение кругозора через посещение выставок, музеев..

2. Способствование развитию интересов, что определяет потребности и возможности самостоятельной речи.

3. Стимулирование правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей.

4. Ведение постоянной специальной работы по развитию речи (произносительный, словарный, морфологический, синтаксический), связывая её с с изучаемым материалом на уроках грамматики, чтения и пр.

 В общем, все можно рассматривать, как обеспечение речевой практики для детей и обеспечение качества такой практики, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

  Итак, предметная работа по развитию связной речи, подчиняясь принципу «от простого к сложному», будет выстраиваться поступенчато и следующим образом: работа со словом работа со словосочетанием, с предложением работа с текстом.

                     

        Работа над словом.

   Слово – основная смыслонесущая единица языка. Понятие и слово неотделимы друг от друга в своем возникновении и функционировании. Слова являются материальной основой понятий, без которой невозможно ни их образование, ни оперирование ими. Развитие и обогащение словаря, таким образом, насущно необходимо для полноценного развития личности, осуществления учебной и иных видов ролевой общественной деятельности.

   Словарная работа в структуре развития связной речи ведется в следующих направлениях: обогащение словаря, т.е. усвоение новых слов, новых значений слов;  уточнение словаря, углубление понимания значения (значений) уже известных слов, выяснение их оттенков, работа с синонимами, антонимами, анализ многозначности, иносказательных значений;  активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в активное речевое использование, введение слов в предложения, усвоение норм сочетаемости слов,  уместность их употребления в том или ином тексте;  установление орфоэпических норм при словоупотреблении.

        Работа над словосочетанием и предложением.

  Словосочетание определяется как связь двух и более знаменательных слов, соединенных на основе подчинительной связи; в нём обязательно наличие грамматически главенствующего и зависимого членов, между которыми устанавливаются различного рода отношения. Словосочетание как лексико-грамматическое объединение слов является базовой единицей для работы над лексической и синтаксической сочетаемостью, а также способами распространения знаменательных частей речи. Данные синтаксические конструкции выражают определенные логические отношения (объектные, временные и т.д.), поэтому усвоение различных типов словосочетаний имеет важное значение для уточнения представлений учащихся об окружающем мире, развития их речи и логического мышления. Словосочетание является структурным звеном предложения. Оно занимает переходную ступень от лексического к синтаксическому уровню речи. Взаимообусловленность речевых уровней приводит к тому,что недоработка на предыдущем уровне отражается на последующем уровне речи. Поэтому несформированность навыков образования различных типов словосочетаний неизбежно приводит к лексико-граммагическам ошибкам в более сложных синтаксических конструкциях.

  Работа над словосочетанием ведёт к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, и далее к связной речи.  Предложение- это наименьшая единица общения, оформленная грамматически, обладающая смысловой и интонационной завершённостью и выражающая сообщение, вопрос или волевое побуждение. Предложение- основная синтаксическая единица. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого) или одного из них. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль, одновременно в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
  Работа с предложениями также строится поступенчато:

1. Работа с предложением на основе образца, подражательная, что предполагает знакомство с правильно построенными конструкциями и их усвоение.

2.  Работа по построению предложений на основе усвоенных закономерностей, развитие умения строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями, возможность перестраивать предложения, расширять их, объединять.

3. Работа творческая, не предполагающая ни образца, ни частных конструктивных задач. При построении предложений дети опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.

   Все указанные направления работы далее идут параллельно при совершенствовании речевой деятельности и в условиях усложнения встающих перед детьми языковых задач. И словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к овладению навыками собственно связной речи. После достаточной проработки указанных направлений возможно, таким образом, перейти к следующему этапу.

 Работа с текстом.

  Текст- это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединённых в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств. Текст имеет следующие признаки.
1. Членимость текста. Текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже очень распространенное предложение текстом являться не будет.
2. Смысловая цельность текста. Она проявляется, во-первых, в том, что любой текст — это высказывание на определенную тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых, в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чем он сообщает, его оценку изображаемого (основная мысль текста). Помимо этого, текст имеет относительную законченность, в нем есть начало и конец.
3. Связность текста. Она проявляется в том, что каждое последующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту, или иную его часть.

   В школьных условиях, как понятно, работа ведется с изложением и сочинением. Здесь, в соответствии с определением, учитываются следующие стороны текста:

 1. Информационная.  Необходимо получить информацию для высказывания, понять и раскрыть тему, а также главную мысль в изложении и сочинении.

2. Композиционная.  Необходимо умение выделять части в тексте, связно и последовательно изложить материал, сформулировать вводную  и заключительную части текста.

3. Лексико-стилистическая.  Необходим точный подбор языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

4. Редакционная, связанная с требованиями правильного речевого оформления.

  Все ранее усвоенные речевые навыки, таким образом, будут востребованы на данном, наиболее сложном этапе развития связной речи. Усвоение этих связей рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими, и, следовательно, овладения текстом и речью в целом.
  В качестве ведущих в комплексе работы над текстом выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста и умение определять тему и идею при восприятии текста. С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приёмы:

- определение названия, отражающего главную мысль текста;
-  установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов;
- определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими.

В качестве приёма, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста.
Определённая связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана. Связь между умениями осознаётся путём сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы с текстом.

  При работе над сочинением реализуется также ряд важных психолого-педагогических моментов: развитие самостоятельности, творчества, тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна быть эмоционально- значимой, вызывать потребность самовыражения.
  Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст, способствуя таким образом становлению личности учащегося. В сочинении для ученика актуализируется орфография, все изучаемые грамматические правила. В ходе подготовки и в работе над устным рассказом или письменным сочинением, дети учатся:

- Понимать заданную тему или возможности находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения.

- Вырабатывать «авторский» подход к определяемой теме, к материалу, определения в ходе повествования  собственной позиции.

- Уметь накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.

- Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.

- Реализовывать необходимый лексический материал, строить синтаксические конструкции и связный текст.

- Оформлять текст в соответствии с орфографическими требованиями, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.

   Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
  Необходимо отметить, что работа над развитием связной речи- процесс поступенчатый и продолжительный, это многогранная работа, направленная на овладение не только грамматической теорией и орфографическими навыками. В процессе речевой практики дети овладевают и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания, предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.

   Каковы же требования при оценивании качества связной речи, в результате проведенной работы? Главными требованиями к речи детей будем считать содержательность, последовательность, точность, выразительность, правильность, а именно:

  1. Умение понять, осмыслить поставленную тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
  2. Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
  3. Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
  4. Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
  5. Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
  6. Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять  повторения, убирать лишнее.

Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи c учащимися с ОВЗ в начальных классах...

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи

В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Развитие связной речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Основные требования к организации коррекционной работы по развитию связной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью....

Направления коррекционной работы по развитию связной речи у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью в учебном процессе.

Нарушение речи у умственно отсталых школьников имеет стойкий, системный характер, они затрагивают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую сторону речи. Эти речевые расстройства, оказ...

Проектная работа "Организация работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования".

В соответствии с современными требованиями к уровню образовательной подготовки и уровню личностного развития учащихся первостепенной задачей обучения становится формирование текстовой компетенции как ...