Коррекция заикания у детей в школе." Основная школа"
методическая разработка (5 класс) по теме

Степанова Марина Николаевна

Предположим, что заикание в учебной деятельности её вербализация осуществляется в условиях повышенной трудности к учебному роцессу. Эти условия по разным причинам повышенная ответственность школьника за качество выполняемой работы, недостаточная сформированность навыков рациональной работы становятся дополнительным фактором в развитии эмоциональной напряжённости.

 Таким образом , определённые несовершенства учебной деятельности заикающихся детей можно рассматривать как своеобразный исходный момент в развитии эмоциональной напряжённости. Возникающее в момент продуцирования высказывания эмоциональное напряжение расстраивает и без того недостаточно совершенную систему саморегуляции. При этом нарушается синхронность реализации всех компонентов речевой деятельности, причём тормозящее влияние сказывается,с одной стороны, на подборе и использовании имеющихся языковых средств, а с другой на связности целостности высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marina_steanova.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

     Методическая разработка «Преодоление общего недоразвития речи у детей с заиканием»

- методическую разработку входят:

- теоретический материал, раскрывающий современное состояние проблемы заикания;

- анализ программ для специальных дошкольных учреждений «Обучение и воспитание заикающихся школьников»;

- практический материал, раскрывающий содержание и методы коррекционно-логопедической работы;

- дидактические игры, упражнения, задания.

     Коррекция заикания у младших школьников будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении. Используются упражнения на сопряженно-отраженном варианте речи, спонтанные ответы на несложные вопросы о сказочных персонажах, беззвучное артикулирование. Ритмизация речи необходима, но должна будет подбираться грамотным и опытным специалистом, чтобы не вызвать протест у заикающегося ребенка.

Тренировка речи детей проводится с учетом разных условий:

  • - лежа, стоя, в движении и т.п. (от положения тела в пространстве может изменяться глубина дыхания)
  • - в процессе разных видов занятий (на дыхание влияют и психологические факторы, такие как увлеченность, эмоциональный подъем или переживание неудачи)

    Коррекция заикания у старших школьников — более объемная работа, и ко всем предложенным способам добавляется отработка текстов, сложных по содержанию.

Декламация и художественная декламация на аудиторию. В коррекционную работу с заиканием у школьников необходимо включать работу по построению грамотной речи, умению выстраивать фразы логично. Ребенку с заиканием необходимо учиться удерживать речь в спорах, дискуссиях, конфликтах.

    Преодоление заикания у школьников целесообразно вести в группе. Групповой способ работы намного эффективнее индивидуального и позволяет избежать очень частого побочного эффекта, когда ребенок говорит с логопедом без запинок, а в реальной жизни заикается, как обычно.

    Групповая работа по лечению заикания отличается у младших, средних и старших школьников как логопедической, дидактической работой, так и подбором соответствующей психотерапии. Но объединяется коррекционная работа с заикающимися детьми школьного возраста необходимостью сотрудничества специалистов с родителями детей. Освоение даже простых правил помощи детям по преодолению заикания заметно ускорит процесс лечения.

Работа со школьниками имеет свои особенности.

1. Меняется тип ведущей деятельности главной является учебная деятельность, хотя элементы игровой деятельности сосуществуют с учебой.

2. Игровая форма занятий заменяется уроком.

3. Если у дошкольников вся работа ведется через семью воспитателей, то в школьном возрасте логопедическое воздействие осуществляет логопед в содружестве с учителем.

4. В дошкольном возрасте все элементы речи воспитываются на основе подражания логопеду в процессе игровой деятельности, в школьном возрасте большее значение приобретает установка на сознательное преодоление дефекта, на самостоятельные упражнения над речью.

Заикание устраняется в процессе прохождения всех предметов в школе.

5. Наряду с косвенной психотерапией шире используются виды рациональной психотерапии.

6. Речевой материал и виды логопедических занятий сближаются со школьной практикой.

     В устранении заикания велика роль учителя школы: он создает в классе атмосферу бережного отношения к заикающемуся, постепенно подводит его к самостоятельным ответам у доски. Учитель поддерживает тесный контакт с логопедом и семьей заикающегося. В моменты подавленного настроения заикающегося он должен ободрить его, переключить его внимание на положительные стороны личности, на интересующую его деятельность. Учитель вовлекает заикающегося в общественную жизнь класса, а затем школы, в кружки. Именно учитель младших классов вызывает основной интерес заикающегося и способствует его развитию. Коррекционная работа над речью не должна ограничиваться только формальными упражнениями. Необходимо говорить не только о системе речевых занятий (коррекции), но и о реабилитационном воспитании заикающегося школьника.

    В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются методические рекомендации, предложенные для работы или с детьми дошкольного возраста (для младших школьников), или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н. А. Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников I—IV классов в процессе ручной деятельности. Принципиально эта методика мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий: 1) сопровождающей речи; 2) завершающей речи; 3) предваряющей речи; 4) закрепления навыков самостоятельной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный и семейно-направленный подходы к коррекции заикания у детей

Современные требования и приоритеты в образовании и развитии ребёнка подчёркивают необходимость личностно-ориентированной направленности процессов воспитания и обучения ребёнка. Особое значение такой ...

Игровая деятельность в коррекции заикания у детей дошкольного возраста.

Данная статья поможет логопеду  проводить работу по коррекции заикания у дошкольников в игровой деятельности,которая являетс одним из важнейших условий эффективности логопедической работы....

Комплексная коррекция заикания у дошкольников в условиях адаптационных групп

Доклады:I Международная научно-практическая конференция "Детство - мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях"Городская научно-практическая конференция "Психолого-пе...

Коррекция заикания

Краткое описание анамнеза и коррекции заикания....

Заикание у детей, коррекция заикания.

Заикание у детей – расстройство темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися судорогами в артикуляционном, голосовом или дыхательном отделе речевого аппарата....

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ

ПРОГРАММАПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ...

Логопедическая работа по коррекции заикания и просодики у детей и подростков, страдающих детским церебральным параличом.

В данной работе представлены методики  логопедической работы по коррекции заикания и просодики у детей и подростков с дизартрией...