Групповая работа на уроках как средство формирования коммуникативности и толерантности
учебно-методический материал на тему

Казанчева Марина Яковлевна

Необходимым средством становления личности, является умение общаться, умение слушать другого, воспринимать и стремиться понять его. И от этого зависит его самочувствие среди сверстников и взрослых. Правильному общению, да и самому процессу общения можно обучить учащихся с недостаточно развитым интеллектом, опираясь на сохранные, здоровые их возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКАХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Ребенок с комплексными нарушениями развития, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государство в целом – он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления.

Необходимым средством становления личности, является умение общаться, умение слушать другого, воспринимать и стремиться понять его. И от этого зависит его самочувствие среди сверстников и взрослых.

Правильному общению, да и самому процессу общения можно обучить учащихся с недостаточно развитым интеллектом, опираясь на сохранные, здоровые их возможности.

«Всякий дефект создает стимулы для выработки компенсаций»

Выготский Л.С.  

Следовательно, моей задачей является формирование у обучающихся личного опыта общения.

 Необходимым условием для решения этой задачи является - формирование у обучающихся коммуникативности и толерантности в урочной и внеурочной деятельности.

Общение ребенка складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Класс- это первое социальное объединения детей, в котором они занимают различное положение. Работая с классом, можно успешно реализовать задачу формирования общения на уровне учитель           ученик.

Если эту социальную группу разделить на подгруппу тогда появляется возможность организовать общение на уровне ученик              ученик.

Работа в группах наилучшим образом компенсирует дефицит общения учащихся коррекционных школ.                                                      

Многие педагоги (В. Болотов, Дж. Спиро, Е. Коротаева) видят в интерактивном обучении, в работе малых групп учащихся один из важнейших компонентов обновления (модернизации) образования.

Работа в группах или технология интерактивного обучения может быть адаптирована и применена в специальной (коррекционной) школе.

У Коротаевой Е.В: «Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общении, с сохранением конечной цели и основного содержания образовательного процесса.

Чтобы наилучшим образом адаптировать существующие технологии интерактивного обучения, я учитываю такие особенности:

  • инертность;
  • инактивность;
  • несформированность интересов, особенно присущие ученикам младшего школьного возраста, проявляются в том, что они сами редко задают вопросы. Многие дети избегают быть инициаторами диалога. Вместо обращения к учителю, они нередко пользуются выразительными жестами, не говоря ни слова, показывают ему свои работы, дотрагиваются до руки, привлекая к себе его внимание;
  • неумение планировать свою работу;
  • затруднение в понимание как письменных, так и устных инструкций;
  • недоразвитие монологической и диалогической речи;
  • неумение задавать вопросы;
  • неумение творчески работать.

Перечисленные особенности учащихся с недоразвитием интеллекта, говорят о важности реализации коммуникативной функции урока. Наиболее эффективной в этом плане является технология интерактивного обучения, адаптированная к учащимся коррекционной школы, тем более что данная технология имеет психологическое и дидактическое обоснование, актуальные для коррекционной школы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

  1. Работа в группах снимает у учащихся синдром тревожности перед ответом учителю;
  2. В процессе групповой работы каждый ученик может выполнить тот вид работы, в котором он чувствует себя наиболее комфортно;
  3. Групповой метод формирует у учащихся навыки общения;
  4. Главное достоинство метода – это состояние эмоционального комфорта (оживление, энергичность, раскованность). Закрепляется чувство радости от совместной деятельности.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

  1. Групповая работа активизирует деятельность учащихся;
  2. Формируются навыки самостоятельной и коллективной работы;
  3. В ситуации групповой работы каждый ученик вовлечен в работу, в дискуссию;

Разновидности форм интерактивного обучения:

  • фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели;
  • работа в статичных парах;
  • групповая работа (на принципах дифференциации);
  • межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).

Из предложенных форм интерактивного обучения Е. Коротаевой я использую групповую работу.

На начальном этапе, т.е. в первом классе моя работа заключалась в том, чтобы ребенок «услышал» меня, привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Следовательно, формировала в первом классе следующие задачи:

  1. понимать инструкции;
  2. уметь отличать инструкцию от совета;
  3. учить задавать вопрос и давать ответ.

Таким образом, здесь реализовывается общение на уровне учитель        ученик.

Во втором классе мои задачи по формированию навыков общения усложняются так как подготовлена база для общения ученик- ученик отсюда вытекают следующие задачи:

1. Я помогаю развивать их способность устанавливать и поддерживать контакты между детьми.

2.Создаю дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, согласия.

3.Доброжелательное общение друг с другом.

Решаю эти задачи с помощью правил:

1.Спокойно и до конца дослушивайте собеседника.

2.Выражайте свои чувства тактично.

3.Уважайте чужое мнение, терпимо относитесь к чужим ошибкам.

4.Помогайте друг другу по-доброму.

5.Используйте в речи вежливые слова: спасибо, пожалуйста, будь добр или добра, извините, прошу прощения… и т. д.

Я стараюсь создавать ребенку такие условия, чтобы у него возникала потребность говорить. От «особых» детей невозможно ожидать быстрого результата. Они длительное время « поглощают» информацию, как будто «записывая» ее на свой внутренний магнитофон. И ребенок привыкает к тому, что взрослые, т. е. родители, стремятся его понять с полуслова. С одной стороны хорошо, а с другой утрачивается мотив, желание научиться говорить правильно. И, следовательно, важную роль играет участие родителей в этом процессе. Задача моя заключается в том, чтобы задействовать родителей в стремлении создавать такую же потребность говорить.

Литература:

Е.В. Коротаева. Директор- учитель- ученик: пути взаимодействия. Москва. Изд.Сентябрь. 2000 год.

Олег Егоров. Коммуникативная функция урока. Журнал «Народное образование» № 5 2001 год.

Анатолий Гин. « Приемы педагогической техники. Изд. «Вита- Пресс» Москва. 2002 год.

Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. Москва. Народное образование. 1998.

В. Г. Петрова. И. В. Белякова. Психология умственно отсталых детей. Москва. 2004 год.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа на уроке как средство формирования УУД

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"10328391","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1224","style":"WIDTH: 322px; HEIGHT: 215px","width":"1632"}}]]...

Работа с текстами на уроках как средство формирования коммуникативной компетенции

Данная разработка помогает правильно работать с текстами на уроках русского языка с применением различных технологий....

Работа с текстами на уроках как средство формирования коммуникативной компетенции.

Несколько видов работ с текстами на уроках языка как коммуникативной компетенции учащихся....

Презентация ( Отчет по самообразованию по теме "Групповая работа на уроке как средство формирования УУД")

Представленный на заседании кафедры учителей гуманитарного цикла отчет  о самообразовании на тему "Групповая работа на уроке как средство формирования УУД"....