НОД с детьми старшей группы, имеющими системное нарушение речи III уровня. Тема: Дифференциация звуков [С] и [С'].
план-конспект занятия по теме
Уважаемые коллеги! Представляю на Ваш суд конспект НОД, проведенной в старшей группе детей с ОВЗ. Цель: учить различать звуки [С] и [С'] изолированно, в слогах, словах и простых предложениях.Задачи: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, формировать процессы звукового анализа и синтеза, учить давать акустическую и артикуляторную характеристику звуков [С] и [С'], развивать память, внимание, мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_s_i_s.odt | 673.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно организованная деятельность
с детьми старшей группы, имеющими системное нарушение речи III уровня.
Тема: Дифференциация звуков [С] и [С'].
Цель: учить различать звуки [С] и [С'] изолированно, в слогах, словах и простых предложениях.
Задачи: развивать фонематическое восприятие, фонематический слух, формировать процессы звукового анализа и синтеза, учить давать акустическую и артикуляторную характеристику звуков [С] и [С'], развивать память, внимание, мышление.
Оборудование: большое зеркало, маленькие индивидуальные зеркала, дидактические игры, флажки, схемы предложений, таблицы слогов, компьютер.
Ход занятия:
1. Уточнение артикуляции звуков, характеристика звуков [С] и [С'].
Логопед: Возьмите зеркала, произнесите звук [С]. Обратите внимание на положение языка, губ.
Дети: Губы в улыбке, язык похож на «горку», кончик языка у нижних зубов.
Л.: Это гласный или согласный звук? Обоснуйте свой ответ.
Д.: Это согласный звук, во рту есть преграда — язык и нижние зубы.
Л.: Положите руку на горлышко и проверьте, дрожит ли оно, слышим ли мы голос? Как называется такой звук?
Д.: этот звук глухой. Горлышко спокойное.
Л.: Как звучит звук [С] , твердо или мягко? Каким цветом на схеме мы его обозначим?
Д.: [С] — твердый звук, мы его обозначим синим цветом.
Л.: Молодцы! А теперь еще раз посмотрите в свои зеркала и произнесите звук [С']. Изменилось ли положение губ? А языка?
Д.: Губы остались в улыбке. Язык так же похож на «горку», но «горка» стала чуть выше.
Л.: Проверьте, глухой этот звук или звонкий?
Д.: [С'] — глухой звук, т.к. горлышко не дрожит
Л.: Чем же тогда отличаются звуки [С] и [С']?
Д.: [С] звучит твердо, а [С'] — мягко. На схеме [С] обозначается синим цветом, [С'] обозначается зеленым цветом.
2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Л.: Возьмите в руки ваши цветные флажки — синий и зеленый.
Внимательно слушайте: если я назову твердый [С] - поднимите синий флажок, если мягкий [С'] — зеленый флажок.
М, С, К, ПЬ, СЬ, Р, С, СЬ, Л, ТЬ, СЬ, С, ФЬ, Д, СЬ, Н, С, СЬ, В, СЬ...
Л.: Умницы! Теперь то же задание со слогами:
СЫ, ОМ, ТУ, АП, ЛЯ, УР, СИ, ОС, КА, ИСЬ, СО, СЮ, АСЬ, ПО, ЭС, ОН, РЭ, СЭ, ЛИ, СЯ, УМ, ДО, СЕ, ИР, СУ, СЁ...
Л.: Прекрасно! Теперь посмотрите на таблицу слогов, прочитайте слоги. Подберите слоги к схемам:
с | к |
к | с |
з | к |
Л.: Закройте ваши таблицы. Кто может придумать сам слог к таким схемам? А вот к такой?
к | з |
3. Дифференциация согласных звуков [С] и [С']в словах
Л.: Посмотрите на экран. На картинках нарисованы различные предметы. Рядом 2 домика — с синей и зеленой крышей. Нам нужно узнать, кто (или что) в каком домике живет. Как нам это определить? Кто догадался?
Дети: Одни слова начинаются на звук [С], они живут в домике под синей крышей, а другие — на звук [С'], они живут в домике под зеленой крышей.
(Дети сперва называют слово, анализируют, затем кликают мышкой по картинке, она перемещается в нужный домик).
Картинки:
санки, совы, свечка, сыр, собака, солдат, сирень, сеть, семерка, семафор (словарная работа),серьги, синица.
4. Игра «Кто? — что?»
Л.: Я кину мяч и задам вопрос «кто?» или «что?» В ответ на вопрос «что?» вы назовете неживой предмет, на вопрос «кто?» - живое существо. Смотрите на картинки — это подсказка. Слова с твердым звуком [С] вы произнесите грозным, сердитым тоном, а слова с мягким звуком [С'] - добрым, ласковым тоном.
5. Составление предложений по заданному слову.
Л.: каждый из вас должен выбрать 1 картинку и придумать предложение по ней. Сколько слов в этом предложении? В каких словах есть звуки [С] и [С']? Есть ли маленькое слово — предлог — в этом предложении? Составьте схемы ваших предложений.
6. Итог занятия.
Л.: О каких звуках мы сегодня говорили? Встанет и пойдет в группу тот, кто назовет имя со звуком [С] или [С'] . (Соня, Саша, Света, Сима, Борис, Стас, Костя, Арсений, Настя, Таисия и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с.
Упражнение в сравнении и различении, правильном произношении звуков в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического слуха и логического мышления и внимания. Упражнение в звуковом ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы, имеющими речевые нарушения. «Секреты здоровья»
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексических тем: «Деревья», «Животные», «...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы, имеющими речевые нарушения. «История одуванчика и его маленького парашютика»
Систематизация и обобщение знаний об окружающем в рамках лексических тем: «Первоцветы», «Деревья», «Животные», «Фрукты»...
Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития
Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи третьего уровня Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р» Образовательная область: речевое развитие
конспект НОД составлен для детей подготовительной группы, речевым диагнозом общее недоразвитие речич третьего уровня. структура НОД соответствует возрасту детей, их диагнозу....
Логопедический досуг для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи по теме: Зимний КВН.
В игровой форме дети упражняются в употреблении и образовании прилагательный согласований слов в предложениях. Формируется умение согласовывать слова с движением....
Конспект совместной образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшей группы с нарушением зрения и общим недоразвитием речи, III уровень речевого развития Тема: «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах и словосочетаниях»
Тема урока, контингент: Коррекционно-развивающее занятие для детей дошкольного возраста с ОНР, III ур.р.р., амблиопией (старшая группа) «Автоматизация и дифференциация звуков [Ш] - [Ж] в словах ...