Главные вкладки

    Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
    учебно-методический материал на тему

    Долуда Любовь Николаевна

    Эта работа предназначена для воспитателей школ-интернатов VIII вида по социально-бытовой ориентировке во внеурочное время.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_dokument_microsoft_word.docx24.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе- интернате VIII вида

    Воспитание – дело совести;

    образование – дело науки.

    Позднее, в  уже сложившемся человеке,

    оба эти вида познания дополняют друг друга.

    Виктор Гюго.

          Составная  часть  учебно – воспитательного процесса в школе – интернате  -  внеклассная, внеурочная работа,   как одна из форм организации свободного времени обучающихся.                          

        Внеурочная деятельность может быть:

    учебной – один из видов деятельности школьников, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач;

    вне учебной – направленной на социализацию обучаемых, развитие творческих способностей школьников во внеурочное время.

        Функция социализации – освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни.

         Социально – бытовая ориентировка органически входит в общую систему организации учебно – воспитательного процесса специальной (коррекционной) школы VIII вида. На уроке дается  обучающимся определенная система знаний и начинают  формироваться социально – бытовые умения и навыки. Система работы во внеурочное время не копирует уроки СБО,  и  тем не менее, исходя из того, что все звенья работы должны быть взаимосвязаны, следует в процессе повседневной практической жизни обучающихся повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса, автоматизировать имеющие умения и организовывать у воспитанников полезные привычки, эталоны поведения, оценочное отношение к различным жизненным ситуациям.  

     Задача воспитательной работы во внеурочное время  – дальнейшее закрепление и совершенствование полученных знаний и навыков. В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется и дополняется  трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на обучающихся.

         Главное условие  успеха –  участие  детей  в  ежедневной  разнообразной  практической  деятельности. Эффективность подготовки школьников к  жизни  через  систему  внеклассной  и урочной работы зависит от согласованности действий  учителя СБО и классного руководителя, воспитателя, их контакта, информированности  о  работе  друг  друга,  скоординированной работы.

         Программа по социально  –  бытовой  ориентировке служит  ориентиром при отборе материала, определении тематики, объёма  и последовательности в работе.  Нужно придерживаться  того  же,  что  и учитель СБО,  уровня   требований,   предъявляемых   к   выполнению   учащимися хозяйственно – бытовых и других заданий, к соблюдению их  правил  поведения, санитарно – гигиенических правил,  т.е.  повседневная  жизнь детей организуется с  учётом  ими  усвоенного,  постепенно  повышая  уровень  требований. Этому в определенной мере способствует распорядок дня: зарядка, учеба, питание в школьной столовой, уборка класса, дежурство по школе.    Успеху способствует также  заранее  спланированная  совместная  деятельность учителя СБО и классного руководителя, воспитателя  в  подготовке  и  проведении  различных  мероприятий; конкурсов, праздников.

    Классный руководитель  вместе   с обучающимися   продумывает  сценарии   этих   праздников,  подбирает конкурсы, интересные  игры,  загадки,    и   т.д.,   т.е. используются  знания, полученные на уроках СБО.

       Основная цель социальной адаптации – помочь  воспитанникам приобрести  жизненный опыт, занимаясь различными видами  деятельности, выработав у воспитанников  достаточный уровень самостоятельности при социально – приемлемых  выходах из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций.

       Основные направления работы во внеурочное время  по социальной - адаптации следующие:

        - «Безопасность жизни детей» -  разбираются и усваиваются правила  поведения  на дорогах и при ДТП, они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя  вблизи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар».  Например, при изучении темы «Правила уличного движения» обучающиеся изготавливают из плотной бумаги аппликацию светофора, объясняют значения каждого цвета, рассматриваются  различные знаки уличного движения, участвуют в играх «Я пешеход», «Опасная дорога». В игре ученики более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным.  При проведении игр соблюдается определенный темп, при котором формируется  умение следить за ответами товарищей.

        - «Самый чистый кабинет » - даёт детям возможность  освоить  приёмы  ухода  за  жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создание уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой.

         

    Для  поддержания  интереса детей,  постоянно  проводится действующий  конкурс  на  «Самый чистый кабинет».  Например, в классе устанавливается поочередное дежурство. Дежурные выполняют различные работы – полив цветов,  мытье пола в классе, расстановка книг и тетрадей, вытирание пыли с мебели, сервируют стол в столовой  и т.д. На следующий день аналогичную работу выполняют другие дежурные. Таким образом, каждый ученик будет периодически выполнять хозяйственные обязанности. Важно подчеркнуть слаженность в работе, взаимовыручку  и поддержку.  

        - « Культура поведения» - дети учатся правилам культурного общения  со

          знакомыми и незнакомыми людьми, правилами  поведения  в  общественных местах, правилами приема,  приглашения в гости и формы отказа, изготовление несложных сувениров.  Проводятся ролевые игры, такие, например: «Я иду на день рождения», сюжетные игры: «В гостях»,

    «В автобусе» и т.д. Формируя у детей адекватное поведение, используется такая характерная для учащихся черта,  как способность к подражанию. Подражая,  воспитанники стараются совершать действия в соответствии с логикой развертывания событий.  И только путем неоднократных упражнений, систематически предъявляемых требований, у детей вырабатываются положительные привычки, позволяющие им приспособиться к окружающей жизни.

        - «Одежда и обувь» - формирует у детей  привычку  носить  удобную,  чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду  и обувь в домашних условиях.

        Особенно  большое  значение  для социально – бытовой ориентировки имеет работа с детьми, которые  приходят  в школу в начальные классы, и не имеют элементарных навыков  самообслуживания.

        В этом направлении  ведётся большая,  кропотливая работа по привитию конкретных навыков самообслуживания:

        - как правильно пользоваться иголкой, ножницами;

        - как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;

        - как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;

        - как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь;

        - уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;

        - качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро,  правильно выжимать тряпку и т.д.)

        - «Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться  в  школьном  и  внешкольном  пространстве  – в городе,  в  незнакомом  районе,   умение  пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации, обслуживающие  население.  В  освоении  этого  направления большое значение  придаётся  экскурсиям  на  почту, в поликлинику, в магазин  и т.д. Комплексные экскурсии проводятся для наблюдения за объектами, имеющими отношение к широким темам одного и того же раздела. Например, проводится экскурсия по улицам города для ознакомления с наземным транспортом. Цель этой экскурсии заключается в том, чтобы познакомить детей с наземным транспортом в целом. Эта экскурсия предшествует тематической экскурсии «Грузовой (пассажирский) транспорт».  Перед выходом на экскурсию проводим с детьми беседу по теме и о целях. Ребята повторяют, куда и зачем пойдут, что будут наблюдать по дороге (например, движение транспорта и пешеходов, действия дорожно-патрульной службы и  т.д.) После экскурсии обязательно подводим итоги с целью систематизации, обобщения и закрепления полученных сведений. Например, воспитанники делают рисунки транспорта.

        - «Отдых и досуг» - воспитание у детей умения занимательно  и  интересно

          для себя организовать свободное время.  Для  этих  целей  проводятся экскурсии в музей, тематические праздники, дискотеки. Обучающиеся посещаются различные внешкольные учреждения: музеи, театры,  кинотеатры,  бассейн, стадион..

        - «Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную  гигиену, режимные  моменты,  своевременно  принимать   меры,   уберегающие   от травматизма  и  распространения  инфекционных  заболеваний.   Медиками  проводятся по возрастным группам беседы о личной  гигиене,  о  половом воспитании, венерических заболеваниях, о СПИДе.

      - «Питание» - умение сервировать  обеденный  стол,  убирать  стол  после

          приёма пищи, ухаживать за  посудой,  соблюдать  правила  поведения  за

          столом,  придерживаясь   санитарно -  гигиенических правил и техники безопасности.

        - «Природа» - дети усваивают приемы  содержания  животных  и  уход  за

          растениями в  доме,  знакомятся  с  лечебными  свойствами  растений  и

          использованием их  в  быту,  учатся  принимать  необходимые  меры  при возникновении стихийных бедствий.

             Проводятся  беседы  о  сезонных  изменениях  в  природе,  ведутся наблюдения за этими изменениями, учим детей давать  правильную  характеристику погоде, изучаем животный и растительный мир своего края.

     

           В  систему   внеклассных  мероприятий   входят   разнообразные   виды

    практической деятельности, которые формируют  знания  и  умения;  помогающие обучающимся находить контакт с окружающими людьми, переносить  в  реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить  выходы из жизненных ситуаций.

          Внеурочная работа в школе организуется и проводится с учетом задач социальной адаптации,  направленная на овладение жизненно необходимых знаний и умений - познавательными,    коммуникативными,    нравственными, эстетическими, трудовыми.

    Например, проводятся классные часы «Минута – час бережет», «Чем пахнут ремесла», городской марафон «Спешите делать добро», конкурс «Клуб трудолюбивых и любознательных» и т.д.

    Современный педагог О.А. Казанский в своей книге «Педагогика как любовь» говорит, что «Учение – это ступеньки к счастью, их нельзя перепрыгнуть, но по ним надо идти».

    Каждый из нас знает, что люди по жизни идут по ступеням: вверх или, к сожалению, иногда – вниз. И надо сделать все для того, чтобы  наши дети шли по лестнице успеха, а не провала. Ведь только тот и счастлив, кто успешен. Опыт работы в школе- интернате  и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то  научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому с обучающимися  нужно рассматривать такие жизненные ситуации, с которыми придётся  им столкнуться в жизни, а они должны уметь принять правильное  решение.

    Таким образом, я считаю, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после окончания школы большого личного и социального благополучия,  проведение мероприятий по социально – бытовой ориентировке во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

    Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....

    Программа специальной (коррекционной) школы - интернат №7 V вида, имеющие лексико - грамматическое недоразвитие речи. 6 класс

    В школу - интернат поступают дети с различными нарушениями речи: общее недоразвитие речи, алалия, ринолалия, дизартрия, дисграфия и дислексия. Направление в школу - интернат прводится на основании зак...

    Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

    Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

    Обобщение опыта по теме: ""Использование информационных технологий в логопедической работе с учащимися начальных классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида"

    электронные ресурсы делают процесс коррекции речи более эффективным и динамичным, по сравнению с традиционными методиками, так как задания в ней представлены в игровой, интерактивной форме. Все это по...

    План воспитательной работы в 8 классе Серпуховской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НА ПРЕДСТОЯЩИЙ ГОД.Цель: продолжать работу по сплочению детского коллектива.Общие задачи:»               формировать...

    Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида

    Организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми...