Урок русского языка и развития речи для 3 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Безударные гласные в слове"
план-конспект урока на тему

Миниязова Елена Альвиртовна

Урок русского языка для 3 класса специальной (коррекционной )школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка и развития речи в 3 классе

коррекционной школе VIII вида.

Тема: «Безударные гласные в слове»

Цель урока: познакомить с понятием безударная гласная в слове, расширять словарный запас учащихся, учить правильно ставить в словах ударение.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- продолжать формировать знания о постановке ударения в словах; учить правильно ставить в словах ударение;

-дать понятие безударная гласная.

Коррекционно-развивающие:

 -активизировать познавательную деятельность учащихся;

-формировать умения сравнивать, обобщать;

-расширять словарный запас и общий кругозор; развивать устную речь учащихся;

-формировать способность эмоционально выражать собственное отношение к учебному материалу;

- развивать внимание, зрительное восприятие, умение анализировать, сравнивать.

Коррекционно-воспитательные:

 - формировать адекватные межличностные отношения;

 -воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения;

-воспитывать бережное обращение к одежде.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации работы: фронтальная работа с классом, работа в карточках, работа с учебником, речевая игра

Оборудование: учебник «Русский язык» А.К.Аксенова, картинки, тексты физкультминуток, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, индивидуальные карточки с заданиями, напечатанные слова (одежда, рубашка), таблица с написанием печатной, строчной и заглавной Рр.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент. Приготовление рабочего места.

Настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята.

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

- Давайте вспомним, какой сегодня день недели?

Какое сейчас время суток? Который по счету урок? Какой урок? Назовите дату.

II. Объявление темы урока. Сообщение целей и задач урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать над ударением в словах, узнаем как называются гласные, на которые не падает ударение, познакомимся с новым словарным словом.

III. Пальчиковая гимнастика.

- Ребята, давайте подготовим наши пальцы к письму, разбудим их и проведем для этого пальчиковую гимнастику.

- Наши пальчики проснулись!

- С добрым утром!

- Потянулись, потянулись!

- Стали дружно умываться,

- Полотенцем вытираться.

- Каждый пальчик вытираем, ни один не забываем.

- Дружно делаем зарядку.

- Пришли в школу

- И уселись за тетрадку.

 -Приготовьтесь к письму. Открываем тетради. Слайд №2

 Я тетрадочку открою

И как надо положу.

Я от вас не скрою,

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

 -Проверьте осанку, положение тетради. Запишите с доски дату, классная работа.

Чистописание

-Закончили, начинаем минутку чистописания.

-Какая буква сегодня у нас дежурит? Правильно, буква Рр. На доске таблица с написанием печатной, строчной и заглавной Рр. Для более слабых учащихся объясняю задание: в тетради написана буква р карандашом, ёе нужно обвести ручкой. Остальным учащимся написать самостоятельно буквы р. На первой строчке заглавную Р, на второй прописную р. Ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаемся по длинной прямой наклонной линии вниз до середины нерабочей строки, снимаем ручку, ставим на 1/3 сверху, бугорком уходим вправо – вверх, коснувшись верхней линеечки, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины”.

Письмо в воздухе с проговариванием.

(Во время письма и после поощряются лучшие работы).

IV. Повторение изученного материала.

Речевая игра.

- Давайте поиграем в игру «Кто больше назовет». Условие: Буква Р должна стоять в начале слова.

Слайд№3 со словами на букву Р. -Среди этих слов есть ответ к загадке, которую я сейчас зачитаю. Попробуйте ее отгадать.  

Рукав длинный и короткий,

На груди - кармашки.

Что это? (Рубашка)

Слайд№4

- Давайте выполним с вами на доске звукобуквенный анализ слова рубашка. (Вывешивается слово рубашка на доску.)

- Для начала вспомним, чем отличаются гласные от согласных?

-Каким цветом обозначаются гласные? Согласные твердые, согласные мягкие?

 (На доске синими и красными магнитами один ученик выделяет согласные и гласные. Затем все в тетради записывают это слово и выделяют согласные и гласные цветными карандашами).

-запишите в тетрадь слово рубашка, выделите все звуки цветными карандашами.

-Сколько гласных в этом слове? Значит сколько слогов?

-Давайте прохлопаем слово.

- Поставьте ударение в слове рубашка, позовите слово. На какую гласную падает ударение?

-Скажите, как называется гласный, на который падает ударение?

- Сколько ударных гласных может быть в слове? Конечно, только один.

-Назовите в этом слове ударный звук.

IV. Объяснение нового материала.

- Посмотрите, сколько в этом слове гласных? Один гласный у нас ударный, а как вы думаете, как называются другие гласные, на которые ударение не падает? (Если дети не смогли ответить) ответить на вопрос вам поможет учебник.

-Откройте учебники на стр.52. Давайте прочитаем правило в учебнике. Найдите правило в рамочке, я прочитаю, вы следите. Чтение хором. Слайд №5(пустой)

- Вы узнали, как называются гласные без ударения, это гласные безударные. Вернемся к слову рубашка. 

- Назовите в этом слове ударную гласную.

-  Есть в этом слове безударные гласные? Назовите их. СЛАЙД№6 с правилом

- Давайте вспомним правило, которое прочитали в учебнике.

В словах один гласный ударный, а остальные безударные.

 Физминутка.

-Давайте проведем физкультурную минутку.

Мы осанку исправляем,

Спинку дружно прогибаем.

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз,

Улыбайся и садись!

V.Словарная работа.

-Посмотрите на экран.  Слайд№7 

На слайде картинки: платье, куртка, майка, рубашка, сапоги. Ребята, найдите лишний предмет. Сапоги –это что? (обувь)А как назовем одним словом все оставшиеся предметы?(одежда)А что такое одежда?

 Слайд№8 Одежда-это … то, что надето на ком-л.Для чего нужна одежда? Приведите свои примеры одежды.

- Мы сегодня с вами знакомимся с новым словарным словом ОДЕЖДА. (вывешиваю на доске печатный вариант) Первый раз читает учитель, четко проговаривая все слоги. Школьники проговаривают его хором, затем по просьбе учителя некоторые повторяют его ещё раз.

-Давайте обозначим в слове все гласные и согласные. (Разбор слова на доске, находим гласные и согласные) Один ученик у доски отмечает магнитами)

 -  Сколько в слове гласных?

 - Значит сколько слогов? Прохлопаем слово.

- На какую гласную падает ударение? Давайте произнесем слово, выделяя ударный звук. Одеееежда. 

-В речи мы произносим слово так [адежда], пишем одежда. (Вывешивается слово одежда с выделенной красной буквой о).Как вы думаете, почему я выделила эту букву красным цветом? Какое место в этом слове опасное? Подчеркнем его.

- Четко проговорим слово по слогам.

- Откройте ваши словарики и запишите новое словарное слово. Когда пишете проговаривайте слово вслух, диктуйте себе. (открыть доску с заранее записанным словом одежда -о-деж-да)

Предложение на  Слайде№10,11

 Береги свою ……    Как вы думаете, ребята, что за слово пропущено в этом предложении? Скажите, как вы должны относиться к одежде? (беречь ее, содержать в чистоте, быть опрятными, стирать и т.п.) Предложение: Береги свою одежду. С какой буквы пишется первое слово, что ставится в конце предложения?

Запись предложения в тетрадь.

VII. Закрепление материала.

Самостоятельная работа по карточкам.

-Прочитайте слова на карточках, вам нужно поставить ударение, подчеркнуть безударные гласные карандашом красного цвета. Вам нужно переписать слова в тетрадь Перепишите только те слова, которые относятся к верхней одежде.

Майка, куртка, юбка, халат, шуба, пальто, ветровка.

Проверка задания. Слайд №12

VIII. Домашнее задание.

- Подобрать пословицу про одежду, любую. Например, шубу, платье. Где вы можете найти пословицу?(в библиотеке, спросить у взрослых и т.п.)

IX. Подведение итогов урока.

-Как называются гласные, на которые не падает ударение?

Рефлексия: У вас на столе смайлики, выберите смайлик, с улыбкой если вам понравился урок и все на уроке было понятно. Если не понравился и что-то не поняли -то другой смайлик. (Слайд№14)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: