Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
календарно-тематическое планирование (6 класс) на тему

Рыбалкина Е.В.

       Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//ФГОС. М.; Просвещение, 2008) и Примерной программы по учебным предметам. Литература.5-9классы. – М. «Просвещение»2010. (Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.) 

       Календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и содержит УУД к тематическим разделам программы, а также основные направления коррекционной работы к каждому уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrektsionnaya_programma_po_literature_6_klass.doc341 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

 (ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.; Просвещение,2008) и Примерной программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы. – М. «Просвещение»2010. (Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.)

       В целом предлагаемое планирование ориентировано на Базисный план, который определяет  максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет  учебное  время,  отводимое на освоение содержания по литературе на каждом году обучения.

         Литературное чтение — один из основных предметов в обучении школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса  обеспечивает результативность по другим предметам.

            Актуальность планирования уроков литературы для работы с детьми ЗПР

Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.

Данное календарно-тематическое планирование  по литературе является  одним из вариантов авторских рабочих программ в классах с интегрированным обучением учащихся с особыми образовательными потребностями, которое осуществляется в условиях массового общеобразовательного учреждения.  

Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:

  • овладение детьми практическими умениями и навыками;  
  • уменьшение объема теоретических сведений;
  • включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.

Задачами обучения являются:

  • развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;
  • совершенствование навыка чтения;
  • привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.

Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не только  для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

Основные направления содержания деятельности

В 6 классе предусмотрено чтение и изучение отдельных произведений устного народного творчества, русской и советской литературы, а также произведений зарубежных писателей.

Произведения художественной литературы звучат на уроках в чтении учителя и учащихся. Анализ произведений основывается на постоянном обращении к тексту. Поэтому работа над произведениями требует дополнительного, сравнительно с массовой школой, времени, что обусловлено трудностями, испытываемыми детьми с ЗПР при овладении навыками чтения, а также недостаточным пониманием и эстетическим восприятием прочитанного.

В процессе преподавания учитель практически знакомит детей с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям.

В целях расширения кругозора, углубления литературного образования школьников проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям, указанным в обзорных темах для ознакомительного чтения, а также в рекомендательных списках, которые учитель найдет в программе массовой школы.

Особенности познавательной сферы детей с ЗПР и их коррекция

Каждая форма педагогического общения с детьми ЗПР должна иметь три четко определенные цели: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Образовательная цель должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная цель должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно-развивающая цель должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта цель должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке. Реализация коррекционно-развивающей цели предполагает включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной сфер и пр.

Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Требования к организации обучения школьников с ЗПР:

  • ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристика и некоторые другие основные характеристики),
  • темп урока должен соответствовать возможностям ученика;
  • чётко обобщать каждый этап урока;
  • новый учебный материал объяснять по частям;
  • вопросы формулировать четко и ясно;
  • домашние задания должны преобладать практические, так как  учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в практической деятельности;
  • на каждом уроке обязательна словарная работа;
  • переключать с одного вида деятельности на другой;
  • разнообразить виды занятий;
  • использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.

Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям ребенка.

Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Входной мониторинг в 6 классе по литературе для учащихся с ЗПР можно провести по следующей таблице (оценки по 3, 4, 5, 6-ому столбцам учитель ставит сообразно индивидуальным особенностям ученика).

Техника чтения

Анализ текста

Теория литературы

Речевое развитие

Скорость чтения

Выразительность

Осознанность

Чтение незнакомого текста с 12 шрифтом вслух 100 слов и более – «5»

80 – 100 – «4»,

60-90 – «3»,

До 60 слов – «2».

«Актерское» чтение, передача чувств и выделение голосом ключевых слов (игра голоса, мимика, паузы и т.п.) – «5»,

Чтение предложений с правильной интонацией (понижение – повышение голоса, перечислительная интонация, длинные паузы при тире,  в конце предложений и т.п.) – «4»,

Достаточный для понимания текста уровень выразительности – «3».

Однообразная интонация – «2».

Озаглавить прочитанный эпизод,

пересказать содержание,

сочинить план по прочитанной статье

Предмет речи (О чём идёт речь?)

Сформулировать основную мысль текста (Ради какой главной мысли написал автор это произведение?)

Словесное рисование (Какие картины показал автор?)

Аргументация авторской позиции (Какие доказательства приводит автор?)

Знать имя фамилию автора, название произведения.

Определить, чем является текст: рассказом, стихотворением или пьесой.

Различать главных и второстепенных героев.

Видеть авторские приёмы выразительности текста (эпитет, сравнение, олицетворение)

Пересказывать текст: подробно, кратко, выборочно.

Составлять характеристику героя: внешность, характер и его поступки.

Создавать письменный отзыв.

Чтение наизусть

Если в течение учебного года учащиеся выучивают по 15-20 произведений (стихотворений или фрагментов прозы) по собственному выбору или указанию учителя, то учащимся с ЗПР можно рекомендовать 7-10, причём объём материала, который следует выучить, учитель должен обговаривать особо (например, стихотворение от 8 строчек и  больше). 

Учебно-методические комплекты и методические пособия

Для детей с ЗПР  рекомендованы к дополнительному использованию следующие учебники:

Малышева З.Ф. Чтение. 5-6 кл.

2001

Просвещение

Гусева Г.М., Островская Т.И. Книга для чтения. 6 кл.

202005

ВЛАДОС

Для проведения контрольных работ используются следующие пособия:

Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.- 224 с.

202011

«Астрель»

Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 кл.: Методическое пособие. – М. – 176 с.

202009

Дрофа

Учебно-методическое обеспечение

 1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2007 г.

2. «Дефектология» 2009, №1,2,3.

3. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Изд-во «Аркти», 2011 г.

4. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc 

5. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.: Изд-во «Аркти», 2008 г.

6. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр коррекции. – М., 2005.

7. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2012 № 29/2065-п.

8. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

9. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.,2009. – С. 90-95.

     10. Семаго Н., Семенович М.. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьный психолог» 2011, №23.

  11. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М.,2009.
     

Содержание курса литературы

6 класс

(102 часа в год)

Программный материал для обязательного изучения

  • Введение
  • Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
  • УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
  • Обрядовый фольклор. Произведения календарного обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение календарного обрядового фольклора.
  • Пословицы и поговорки. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
  • Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
  • ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».
  • Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).
  • Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
  • ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
  • Русские басни
  • Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце, «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия.
  • Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
  • Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.
  • Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.
  • Теория литературы. Басня. Аллегория. Мораль (развитие представлений).
  • Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте, лицейские годы.
  • «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.
  • «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.
  • «И. И. Пущину». Светлое ЧУВСТВО дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
  • «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.
  • «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный приём.
  • «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая композиции повести. (Для внеклассного чтения.)
  • «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского Мотив беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
  • Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
  • Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.
  • «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Приём сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.
  • «Листок», «На севере диком...», «Утёс», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.
  • Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трёхсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные представления). Поэтическая интонация (начальные представления).
  • Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
  • «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин Природы в рассказе.
  • Теория литературы. Пейзаж. Портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
  • Фёдор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.
  • Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
  • «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полёт коршуна и земная обречённость человека.
  • Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
  • Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Ещё майская ночь», «Учись у них — у дуба, у берёзы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и её утончённый психологизм. Мимолётное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
  • Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия). Звукопись в поэзии (развитие представлений).
  • Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.
  • «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.
  • Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
  • Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
  • «Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией Сказовая форма повествования.
  • Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
  • Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.
  • еория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
  • Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века
  • Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», « Посмотри, какая мгла…»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...», А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы,..».
  • Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.
  • Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
  • ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
  • Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
  • Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
  • Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
  • «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.
  • Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальные представления).
  • Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
  • Произведения о Великой Отечественной войне
  • К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины..»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».
  • Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях Сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за неё в годы жестоких испытаний.
  • Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
  • «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, , понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
  • Теория литературы. Речевая характеристика героя (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
  • Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути).
  • «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни маль-чика. Нравственная проблематика произведения.
  • Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
  • Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» ли-рике Рубцова. Отличительные черты характера лирического героя.
  • Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора гак одно из ценных качеств человека.
  • Родная природа в русской поэзии XX века
  • А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...», С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»,А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».
  • Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.
  • Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Писатели улыбаются

  • Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе, рассказы «Чудик», и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности, «странного» героя в литературе.
  • ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ
  • Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.
  • Стихотворения «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».
  • Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.
  • «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым "был мой народ….». Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
  • Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
  • ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Мифы народов мира
  • Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» .
  • Геродот. «Легенда об Арионе».
  • Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
  • Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Илиада», «Одиссея» эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях
  • Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
  • ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
  • Мигель де Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.
  • Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)
  • Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
  • Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.
  • Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
  • Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
  • Проспер Мериме. Рассказ о писателе.
  • Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с её порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
  • Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.
  •  «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)
  • Теория литературы. Притча (начальные представления).
  • Итоговый контроль по результатам изучения курса


 

Календарно-тематическое планирование

по __литературе_ в 6 классе

( 3 часа в неделю, всего __102__ часа в год)

№ п/п

Сроки проведения

Тема урока

Виды учебной деятельности

Коррекционная работа

Планируемые результаты

( УУД)

Домашнее задание

Развитие речи

Развитие ВПФ

1

1 нед.

сентябрь

Художественное произведение. Содержание и форма.

Выразительное чтение.

Устный или  письменный ответ на вопрос.

Работа с  текстом

Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов

Предметные: понимать значение книги, ее роль в жизни человека и общества, особенности литературы как учебного предмета и вида искусства, значение предисловия, послесловия, оглавления, сносок; уметь находить в учебнике-хрестоматии «Литература» необходимый для занятия материал, отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Метапредметные: Уметь работать с  критической статьёй, составлять план. Формирование умения взаимодействовать в малых группах в процессе решения проблемных ситуациий.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности и  способности обучающихся к саморазвитию

 Стр. 3-5 (чтение, пересказ)

2

1 нед

сентябрь

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

Практические работы.

Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «В.И.Даль –первый собиратель пословиц и поговорок русского народа»

Работа с текстом

Развитие инициативности

Предметные: Знать малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки жанры детского фольклора; понимать язык произведений УНТ, многозначность смысла пословиц и поговорок, объяснять смысл прямой и аллегорический; уметь отгадывать загадки, давать определение малым жанрам, отличать друг от друга малые жанры фольклора, объяснить принадлежность конкретного текста к определенному жанру, самостоятельно создать считалку, небылицу, загадку

Метапредметные:  Формирование умения сотрудничества в поиске информации. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Личностные: Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных  языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Стр. 8 зад.2

(устно)

3

1 нед

сентябрь

Пословицы, поговорки как малый жанр фольклора.

Работа с пословицами и поговорками. Выразительное чтение.

Развитие фонематического восприятия. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Стр. 10-11 зад.1

Подготовить дома пословицы, поговорки

4

2 нед

сентябрь

Загадки.

Конкурс-викторина

«Загадки русского народа»

Выразительное чтение.

Коррекция памяти, мыслительных процессов

Стр. 12 ( чтение)

 (3-5 загадок выучить)

5

2 нед

сентябрь

Контрольная работа № 1 по УНТ

Тестирование

Работа с текстом, редактирование текста.

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.

Стр. 13-19 (чтение, пересказ)

6 - 7

2 нед

сентябрь

«Повесть временных лет»

«Сказание о белгородском киселе»

Участие в коллективном диалоге.

Пересказ текста

Развитие инициативности.

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

Предметные: понимать, когда возникла древнерусская литература; основную мысль «Повести временных лет», одной из ее частей «Подвиг отрока…»; уметь коротко передать содержание статьи учебника и изучаемого произведения, объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям)

Метапредметные:  учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.    

Личностные: Воспитание     патриотизма, уважения к Отечеству,        осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа

Стр. 20-24 (чтение, пересказ)

8

3 нед

сентябрь

И.И.Дмитриев.

Слово о баснописце.

«Муха».

Развитие понятия об аллегории.

Сочинение собственной басни (по желанию)

Работа с текстом, редактирование текста.

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

Домашнее сочинение басни

9

3 нед

сентябрь

И.А.Крылов «Листы и корни», «Ларчик»

Выразительное чтение.

Коррекция зрительного и

слухового внимания. Коррекция диалогической и монологической речи.

Предметные: уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказки. Знать творческую историю басен Крылова И.А., понимать их драматический конфликт, исторический контекст и мораль басни; уметь выразительно читать, при помощи интонации выражать чувства героев.

Метапредметные:  Умение в сотрудничестве с учителем (или самостоятельно) определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные:  оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Подготовить выразит. чтение басен И.А. Крылова

10

3 нед

сентябрь

И.А.Крылов

 «Осёл и Соловей»

Участие в коллективном диалоге.

Выразительное чтение.

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.

Выучить наизусть  басню

(на выбор)

11

4 нед

сентябрь

Контрольная работа № 2 по теме «Басни»

Тестирование

Анализ текста.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция зрительного внимания и  долговременной памяти.

Стр.38-39

зад.1-7(устно)

12.

4 нед

сентябрь

А.С.Пушкин

Стихотворение «Узник»

Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих термины

«сравнение», «олицетворение», «метафора».

Выразительное чтение.

Коррекция монологической речи. Коррекция аналитико-синтезирующего мышления.

Предметные: знать сведения о поэте, историю создания стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, определять роль «эпитетов» и «метафор» и других средств художественной выразительности в создании словесной картины, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы

Метапредметные:  анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия, операции, действует по плану; задаёт вопросы, слушает, отвечает на вопросы других, формулирует (по возможности) собственные мысли.

Личностные:  Видеть   нравственные аспекты стихотворения.

Биография поэта

(пересказ)

13.

4 нед

сентябрь

Тема и поэтическая идея стихотворения А.С.Пушкина

«Зимнее утро»

Работа с текстом, пересказ. Пересказ текста

Развитие словесно-логического мышления

Стр. 48-50

(выраз. чтение стихотворений)

14.

5 нед

октябрь

А.С.Пушкин.

Тема дружбы в

стихотворении «Узник»

Участие в коллективном диалоге.

Развитие инициативности.

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

 Наизусть  стих. А.С.Пушкина  

(на выбор)

Стр. 52  задания (устно)

15.

5 неделя октябрь

Лирика Пушкина

Практические работы.

Анализ стихотворения по плану.

Составление таблицы «Роды и жанры литературы».

Проект: Составление под руководством учителя электронного альбома «А.С. Пушкин-великий поэт».

Выразительное чтение

Развитие фонематического восприятия. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

стр. 55-57

(выраз.чтен.) 

Составление таблицы «Роды и жанры литературы».

16.

5 неделя октябрь

А.С.Пушкин

«Барышня-крестьянка»

Практические работы.

Устные  и письменные ответы на вопросы

 (в том числе с использованием цитирования). 

Составление вопросов к повести.

Составление характеристик героев повести.

Выразительное чтение

Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.

Предметные: Уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать произведение, художественно  пересказывать, сопоставлять литературные произведения со сходным сюжетом/проблематикой; понимать, какие черты характера прославляет автор; уметь отбирать материал для характеристики героев; проблематикой, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому.

Метапредметные: Сотрудничество в поиске информации, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно -познавательных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения.  Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Личностные:    Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

 

 

Стр.57-64 (пересказ)

17.

6 неделя октябрь

Образ автора-повествователя в повести «Барышня-крестьянка»

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.

Стр.66-72 выр.чтение; стр.92 зад.4 (устно)

18.

6 неделя октябрь

Изображение русского барства в повести А.С.Пушкина

«Дубровский»

Анализ текста

Развитие артикуляционной моторики. 

Стр.73- 76 выр.чтение, пересказ

19.

6 неделя октябрь

Дубровский-старший и Троекуров в повести  А.С.Пушкина

«Дубровский»

Проект: Создание собственных иллюстраций и их защита.

Коррекция зрительного внимания и  долговременной памяти Развитие фонематического восприятия.

Стр80- 86 выр.чтение, пересказ

стр.92 зад.5,6 (устно)

20.

7неделя октябрь

Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма

Игровые виды деятельности: конкурсы, викторины и др.

Выразительное чтение

Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти.

Стр.71-81 (выраз. чтение  диалогов по ролям)

21.

7 неделя октябрь

Бунт крестьян в  повести  А.С.Пушкина

«Дубровский»

Практические работы.

Устный рассказ о поэте.

Восприятие произведений поэта и выразительное чтение (в том числе наизусть).

Устные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). 

Составление плана произведения (в том числе цитатного).

Составление характеристик героев и их нравственная оценка.

Работа с текстом.

Развитие артикуляционной моторики.

Задание по группам (составление цитатного плана произведения).

22.

7 неделя октябрь

Осуждение пороков общества в  повести  А.С.Пушкина

«Дубровский»

Развитие речи через постановку вопросов.

Развитие инициативности.

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

Задание по группам

(составление характеристик героев)

23.

8 неделя октябрь

Защита чести, независимости личности  в   повести  А.С.Пушкина

«Дубровский»

Участие в коллективном диалоге.

Выразительное чтение.

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

Стр.84- 89

инд. зад: стр.93 (творческое зад.)

24.

8 неделя октябрь

Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой

Устные ответы на вопросы (в том числе с использованием цитирования). 

Развитие словесно-логического мышления

Чтение, пересказ (по группам)

25.

 8 неделя октябрь

Авторское отношение к героям повести «Дубровский»

Практические работы.  Проекты:

Создание электронного альбома «События и герои произведений А. С. Пушкина в книжной графике». 

Составление плана произведения (в том числе цитатного).

Составление характеристик героев и их нравственная оценка.

Работа с текстом.

Коррекция творческого воображения и пространственного представления.

Чтение, пересказ (по группам)

26.

9 неделя ноябрь

Обобщение по повести «Дубровский»

Пересказ текста

Коррекция памяти, логического мышления

Развитие фонематического восприятия.

Письм. ответы на вопросы (в тетради)

27.

9 неделя ноябрь

Контрольная работа № 2 по

теме «Творчество А.С.Пушкина»

Сочинение - рассуждение на поставленный вопрос.

Работа с текстом.

Коррекция творческого воображения.

Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук.

Закончить работу над сочинением

28.

9 неделя

 ноябрь

Анализ контрольного сочинения. Работа над ошибками.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

Развитие речи через постановку вопросов.

Умение работать по словесной инструкции/алгоритму 

Завершить  работу над ошибками

29.

10 нед ноябрь

М.Ю.Лермонтов

Стихотворение

«Тучи»

Практические работы.

Устный рассказ о поэте.

Восприятие произведений поэта и выразительное чтение (в том числе наизусть). 

Работа с текстом.

Развитие инициативности.

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

Предметные: Знать отдельные факты биографии поэта, историческую основу стихотворения; понимать его свободолюбивую  направленность, отношение автора к Родине; уметь передать сюжет стихотворения, объяснить, почему Лермонтов построил стихотворение как внутренний монолог.

Метапредметные: Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Сотрудничество в поиске информации.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

Личностные:   Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.

Инд.- групповые  задания по подготовке биографии М.Ю.Лермонтова (пересказ); стихотворения (выр.чтение)

30.

10 нед ноябрь

Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермотова «Листок», «На севере диком…»

Практические работы.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих термины

«сравнение», «олицетворение», «метафора».

Выразительное чтение

Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов.

Развитие фонематического восприятия.

Стр.95- 112 выраз.чт.

31.

10 нед ноябрь

Тема одиночества  в стихотворениях М.Ю.Лермотова «Утес», «Три пальмы»

 

Обучение выразительному чтению.

Развитие артикуляционной моторики. Коррекция актуализации памяти.

наизусть

(на выбор)

32.

11нед

ноябрь

Контрольная работа № 3 по

теме «Лирика М.Ю.Лермонтова»

Анализ  стихотворного текста

Коррекция творческого воображения,

Анализ стихотворения

(доделать)

33.

11 неделя ноябрь

И.С.Тургенев

Литературный портрет писателя

Работа с текстом, пересказ.

Коррекция аналитического мышления, памяти и внимания.

Предметные:  Знать сведения о жизни писателя; уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать произведение, художественно  пересказывать, сопоставлять литературные произведения со сходным сюжетом/ проблематикой, выявлять общее и отличительное, объяснять отношение автора к изображаемому.

Метапредметные:   Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей.

развивать навыки пересказа и анализа.

Личностные:     Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.

Стр.95- 112

выраз.чт.

34.

11 неделя ноябрь

Сочувствие крестьянским детям в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг»

Составление плана произведения (в том числе цитатного).

Умение работать по словесной инструкции/алгоритму 

Стр.113- 117

чтение, пересказ

35.

12 нед ноябрь

Портреты и рассказы мальчиков в рассказе  И.С.Тургенева «Бежин луг»

Выразительное чтение

Развитие артикуляционной моторики. Коррекция монологической и диалогической речи.

Задание по группам

(составление характеристик героев)

36.

12 нед ноябрь

 Роль картин природы в рассказе  И.С.Тургенева «Бежин луг»

Создание иллюстраций к рассказу.

Коррекция процессов памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Создание иллюстраций к рассказу.

37.

12 нед ноябрь

Обобщающий урок по творчеству И.С.Тургенева

Практические работы.

Обучение анализу реальных и фантастических эпизодов рассказа (по выбору учителя).

Анализ текста

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

Анализ реальных и фантастических эпизодов рассказа (по выбору учащегося).

38.

13 нед декабрь

Ф.И.Тютчев  Литературный портрет поэта

Практические работы.

Обучение выразительному чтению. Выразительное чтение

Подбор цитатных примеров из стихотворения, иллюстрирующих понятия «сравнение», «гипербола», «эпитет», «метафора», «звукопись».   

Подбор цитатных примеров, демонстрирующих различные формы выражения авторской позиции.

Работа с текстом, пересказ.

Коррекция творческого воображения и пространственного представления.

Предметные: знать биографические сведения о поэтах, историю создания и содержание стихотворений; уметь выразительно читать стихотворения, определять роль «эпитетов» и «метафор» и других средств художественной выразительности в создании словесной картины, уметь охарактеризовать особенности поэтики Ф.И.Тютчева и . А.А.Фета

Метапредметные: Знать изученные теоретико-литературные понятия.

Определять свои действия в рамках предложенных условий и требований. Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Личностные: Формирование ответственного отношения к учению, готовности иобучающихся к саморазвитию и самообразованию

Биография (пересказ); стихотворения (выр.чтение) стр.128-129 (выраз. чтение)

39 - 40.

13 нед декабрь

Природа в стихотворениях Ф.И.Тютчева: «Неохотно и несмело…», «Листья», «С поляны коршун поднялся…»

Развитие инициативности.

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

(выраз. чтение стихотворений)

Наизусть (на выбор)

41.

13 нед декабрь

Жизнеутверждающее начало в стихотворениях А.А.Фета «Ель рукавом мне тропинку

завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…»

Выразительное чтение

Умение работать по словесной инструкции/алгоритму 

Развитие фонематического восприятия.

Биография (пересказ); стихотворения (выр.чтение)

42.

14 нед декабрь

Краски и звуки в пейзажной лирике А.А.Фета

Выразительное чтение

Развитие словесно-логического мышления

Биография поэта (пересказ); отрывок (на выбор) наизусть

43-44-45

14 нед декабрь

Н. Железная дорога А.Некрасов

Стихотворение «Железная дорога»

Картины подневольного труда и мечты поэта о прекрасной поре в жизни народа.

Практические работы.

Обучение анализу стихотворения.

Обучение выразительному чтению. Создание собственных иллюстраций к произведению Н. А. Некрасова.

Работа с текстом.

Развитие артикуляционной моторики. Коррекция творческого воображения, пространственного представления.

Предметные: Знать сведения о детстве и семье писателя, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения; понимать его тональность и значение понятий «крепостное право», «крепостничество». Уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения и др. тропы

Метапредметные: Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность

Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера

Биография поэта

Стр. 142-147 (выраз. чтение);

46.

14 нед декабрь

Сочетание реалистических и фантастических картин в стихотворении «Железная дорога»

Выразительное чтение

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

отрывок (на выбор) наизусть

зад. на стр. 147 (письм.)

47.

15 нед декабрь

Контрольная работа №5 по произведениям  поэтов  и писателей XIX века

Тестирование и творческое задание

Работа с текстом.

Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти.

Предметные: Знать сведения о де писателе, о начале его литературной деятельности, историю создания произведения; уметь соотносить описание быта и нравов царской России в сказе со знаниями об этом периоде из истории; знать сюжет повести, понимать духовные и нравственные качества Левши, определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, используя  цитаты.

Метапредметные:

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника, тексте художественного произведения.

Личностные: Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.  Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

повторение

48.

15 нед декабрь

Н.С.Лесков Литературный портрет писателя

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов:

- Что воспевает Н.С.Лесков в образе Левши?

- Можно ли назвать Левшу патриотом?

Работа с текстом. Пересказ текста

Коррекция творческого воображения, пространственного представления.

Биография писателя; стр. 149-157 (чтение)

49.

15 нед декабрь

Гордость Н.С.Лескова за народ в сказе «Левша»

Составление характеристик героев и их нравственная оценка.

Анализ текста Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция творческого воображения.

стр. 159-187 (чтение, пересказ)

50 -51

16 нед декабрь

Особенности языка повести «Левша»

Составление плана произведения (в том числе цитатного).

Работа с текстом, пересказ.

Развитие восприятия, памяти и мышления

стр. 194-209 (чтение, пересказ)

52.

16 нед декабрь

Сказовая форма повествования

Создание собственных иллюстраций к повести.

Работа с текстом. Сочинение-описание

Коррекция аналитического мышления, коррекция зрительного внимания и памяти.

Зад. на стр. 213-215 (устно)

Домашнее сочинение-миниатюра.

53.

16 нед декабрь

Контрольная работа №6 по произведению Н.С.Лескова 

Сочинение-рассуждение

Аналитическая работа с текстом.

Коррекция творческого воображения, зрительного и слухового внимания.

Закончить творческую  работу дома.

54 -55.

17 нед.

январь

А.П.Чехов Литературный портрет писателя.

«Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация.

Практические работы.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «сюжет».

Определение роли антитезы  в рассказе. 

Обучение анализу эпизода рассказа. 

.Инсценирование рассказа  Л. П. Чехова.

Создание собственных иллюстраций к рассказам А. П. Чехова.

Выразительное чтение.

 Работа с текстом.

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.

Предметные: Знать автора и биографические сведения о нем; уметь передавать содержание рассказа, акцентируя внимание на речи героя, на его действиях; понимать, на чем основан юмор рассказа, определять, какими средствами писатель создает юмористические  ситуации.

Метапредметные: Строить  письменное высказывание в связи с изученным произведением, выражать свое отношение к прочитанному. Сотрудничество в поиске информации. Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные:    Учится контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. 

Биография писателя (пересказ); стр. 226-228 (выр. чтение)

56.

17 нед.

январь

Разоблачение лицемерия  в рассказе «Толстый и тонкий»

Пересказ текста

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления. Развитие фонематического восприятия.

стр. 230-231 (чтение)

Инсценирование эпизодов рассказа  

57.

17 нед.

январь

Я.Полонский «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…»

Практические работы Подбор цитатных примеров для иллюстрации изобразительно-выразительных средств, использованных в стихотворении.

Анализ стихотворения по плану.

Работа с текстом. Пересказ текста

Развитие инициативности.

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

Предметные: Знать биографические сведения о поэтах, содержание их стихотворений; выразительно читать, передавать при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимать авторское отношение к природе;

уметь определять авторскую позицию, роль эпитетов и сравнений в поэтическом описании.

.Метапредметные: Знать особенности построения поэтического произведения, Уметь при чтении выражать тему, идею произведения, чувства автора, свое видение.

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Личностные:  Совершенствование духовно-нравственных качеств личности,  уважительного отношения к русской литературе.  

Биография (пересказ);

стихотворения (выр.чтение)

стр. 232- 240

58.

18 нед.

январь

Е.А.Баратынский

«Весна, весна!», «Чудный град порой сольется…»

Анализ текста

Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти.

Биография (пересказ); стихотворения (выр.чтение)стр. 243-258

59.

18 нед.

январь

А.К.Толстой «Где гнутся над омутом лозы…»

Работа с текстом, пересказ.

Коррекция логического мышления, коррекция творческого воображения.

Развитие фонематического восприятия.

Биография (пересказ); стихотворения (выр.чтение)

60.

18 нед.

январь

Контрольная работа №7 по произведениям  поэтов XIX века

Художественный анализ стихотворений.

Работа с текстом, пересказ.

Коррекция- развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии.

Сочинение – анализ закончить 

61.-62.

19 нед.

январь

А.И.Куприн

Тема служения людям в рассказе «Чудесный доктор»

Практические работы.

Подбор цитат по заданной теме. 

Создание собственных иллюстраций к рассказам А.П.Платонова и А.И.Куприна

Работа с текстом.

Коррекция аналитического мышления, внимания

Предметные: Знать автора, факты его биографии, сюжет рассказов, их героев, уметь сжато пересказывать, инсценировать;  определение понятий: портрет, пейзаж, литературный герой; уметь сопоставлять главного героя с его окружением, давать характеристику героя по его поступкам, поведению, используя  цитаты.

Метапредметные: Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника, тексте художественного произведения. Ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.

Личностные:   Испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом и созидательном процессе. 

стр. 261 – 268 (чтение, пересказ)

стр. 274 – 279 (чтение, пересказ)

63.-

64.

19-20нед.

январь

А.П.Платонов Литературный портрет писателя. Прекрасное вокруг нас: рассказ «Неизвестный цветок»

Выразительное чтение

Коррекция творческого воображения, пространственного представления.

65.

20 нед.

январь

А.С.Грин

Жестокая реальность и романтическая мечта в повести «Алые паруса»

Практические работы.

Подбор цитат для характеристики героя.

Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «фантастика».

Практические работы.

Инсценирование фрагментов произведений.

Создание собственных иллюстраций к произведению.

Развитие лексической стороны речи.

Умение работать по словесной инструкции/алгоритму 

Предметные: Знать факты жизни писателя, сюжет повести, основных героев в их взаимосвязи; понимать, в какое время происходят события, наблюдать за художественными средствами, создающими образ одинокого ребенка; уметь объяснять роль пейзажа, портрета, сравнения в описании Асоль. Знать содержание изученных произведений, определения теоретико-литературных понятий.

Метапредметные:  Определять свои действия в рамках предложенных условий и требований.

 Умение работать с разными источниками информации, находить ее и использовать в самостоятельной деятельности.

Личностные:   Желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Стр.272- 283 (выраз. чтение)

66.

20 нед.

январь

Душевная чистота главных героев  повести «Алые паруса»

Выразительное чтение

Развитие артикуляционной моторики.

Задание по группам

(составление характеристик героев)

67.

21 нед.

февраль

Отношение автора к героям  повести «Алые паруса»

Развитие лексической стороны речи.

Развитие словесно-логического мышления. Развитие фонематического восприятия.

Письменные ответы на вопросы (в тетради)

68.

21 нед.

февраль

К.М.Симонов

«Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…»

Практические работы.

Обучение анализу стихотворений.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Создание собственных иллюстраций к стихотворениям  

Пересказ текста

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Предметные: Знать поэтическую летопись Великой Отечественной войны, факты из биографии поэтов; уметь переживать события, рассказанные в стихотворении, усваивать его интонацию и ритм

Метапредметные: Кратко познакомиться с жизнью  и творчеством поэтов.

Формирование умения взаимодействовать в парах.

Умение строить  логическое рассуждение, умозаключение.

Личностные: Воспитание   патриотизма, уважения к Отечеству,  осознание своей этнической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России.  

Биография (пересказ); стихотворения (выр.чтение)

69.

22 нед.

февраль

Д.С.Самойлов

«Сороковые»

Работа с текстом.

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления.

Наизусть стихотв. (на выбор)

70.

22 нед.

февраль

Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы в рассказе В.П.Астафьева

«Конь с розовой гривой»

Практические работы.

Подбор цитат для характеристики героя.

Обучение анализу эпизода рассказа. 

Пересказ текста

Развитие фонематического восприятия. Коррекция наглядно-образного представления.

Предметные: Знать автора, факты его жизни.  Уметь определить границы эпизода в произведении, пересказать его кратко, назвать его тему, озаглавить; дать характеристику персонажам, действующим в эпизоде; уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей.

Метапредметные: Понять и объяснить смысл названия  рассказа, определять позицию автора. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Умение  определять понятия, создавать обобщения.

Личностные:  Совершенствование духовно- нравственных качеств личности.

Чтение и пересказ рассказа

71.

22 нед.

февраль

Яркость и самобытность героев рассказа. Юмор в рассказе.

Анализ текста Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения.

Отвечать на вопросы

(устно)

72.

23 нед.

февраль

Контрольная работа №8 по произведениям  писателей XX века

Письменный ответ на проблемный вопрос.

Работа с текстом, пересказ.

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

Домашнее сочинение

73.-

74.

23 нед.

февраль

В.Г.Распутин

Нравственные проблемы рассказа

«Уроки французского»

Практическая работа.

Письменный ответ на один из проблемных

вопросов:

1.Какой изображена русская природа в творчестве В.Г.Распутина, В. П. Астафьева,М.М.Пришвина?

2.Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение в произведениях  В.Г.Распутина, В. П. Астафьева, М.М.Пришвина, В. П. Астафьева

 (по одному из произведений)?

Работа с текстом. Выразительное чтение.

 Развитие лексической стороны речи.

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.

Предметные:  Знать сведения о жизни писателя; уметь делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать произведение, художественно  пересказывать, объяснять отношение автора к изображаемому; уметь выбирать эпизоды для характеристики персонажей.

Метапредметные: Строить письменное высказывание в связи с изученным произведением, выражать свое отношение к прочитанному.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности

Личностные:    Учится контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.

Биография писателя; стр. 57-68 (чтение, пересказ)

75.

24 неделя

март

Роль учителя Лидии Михайловны в жизни мальчика

Анализ текста.

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления.

стр. 62-74 (выраз. чтение)

76.

24 неделя

март

М.М.Пришвин

Тема дружбы и согласия в сказке-были «Кладовая солнца»

Работа с текстом. Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

стр. 78- 92

(чтение, пересказ)

77.

25 нед.

март

Образ природы в сказке-были

М.М.Пришвина

«Кладовая солнца»

Анализ текста

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

Стр. 92 – 93

 (вопросы и зад. -устно)

78.

25 нед.

март

А.А.Блок «Летний вечер», «О, как безумно за окном…»

Практические работы.

Сопоставительный анализ стихотворений. Создание собственных иллюстраций к стихотворениям  

Конкурс на лучшее чтение стихов о Родине и родной природе.

Проект:

Составление под руководством учителя электронного альбома «Стихи о Родине и родной природе в иллюстрациях»

Выразительное чтение

Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания.

Предметные: Знать основные события жизни С.Есенина, А.А.Блока, Н.М.Рубцова; понимать, каким настроением окрашены  их стихотворения, уметь передавать это настроение в процессе выразительного чтения.

Метапредметные:  Совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе. Задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли.

Личностные: Знание истории языка, культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей.

Биография (пересказ);

стихотворения (выр.чтение)

79.

25 нед.

март

С.А.Есенин «Мелколесье.Степь и дали…», «Пороша»

Работа с текстом. Выразительное чтение.

 Развитие лексической стороны речи.

Коррекция словесно-логического мышления.

Биография (пересказ); стихотворения (выр.чтение)

Наизусть (на выбор)

80.

26 нед.

март

Н.М.Рубцов

Слово о поэте «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Биография (пересказ); стихотворения (выр.чтение)

81.

26 нед.

март

Контрольная работа №9 по произведениям  поэтов XX века

Художественный анализ стихотворений.

Анализ  стихотворного текста

Коррекция творческого воображения. Развитие навыков каллиграфии.

Закончить анализ стихотворения дома

82.

26 нед.

март

Особенности героев- «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина «Чудик», «Критик»

Практические работы.

Подбор цитат для характеристики героя.

Обучение анализу эпизода рассказа. 

Работа с текстом, пересказ.

Коррекция зрительного и слухового внимания. Развитие фонематического восприятия.

Предметные:  Знать содержание рассказов   В.М.Шукшина «Чудик», «Критик»; уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Метапредметные: Понять и объяснить смысл названия  рассказов, определять позицию автора. Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии.

Осуществлять сотрудничество в поиске информации.

Личностные:   Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

стр. 83-88 (чтение, пересказ)

83.

27 нед.

март

Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах  В.М.Шукшина.

Рассказ «Срезал»

Работа с текстом, пересказ.

Развитие лексической стороны речи.

Коррекция творческого воображения.

зад. на стр. 89 - 1 (сочинить рассказ- устно)

84.

85.

27 нед.

март

Ф.Искандер.

Юмор как одно из ценных качеств человека в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла».

Практические работы.

Инсценирование фрагментов произведений.

Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятие «юмор».

Работа с текстом.

Умение работать по словесной инструкции/алгоритму 

Предметные: Знать автора, факты его жизни,  уметь определять композицию произведения. Совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки.

Метапредметные:  Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Сотрудничество в поиске информации: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли.

Личностные: Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Стр. 91-106 (чтение, пересказ)

86.

28 нед.

апрель

Герой-повествователь  в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла».

Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция творческого воображения, коррекция монологической и диалогической речи.

Чтение по ролям - стр. 91-106

86.

28 нед.

апрель

Г. Тукай

«Родная деревня»,

«Книга».

Любовь к малой Родине и своему народу.

Практические работы.

Сопоставительный анализ стихотворений.

Анализ  стихотворного текста

Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания.

Предметные: Знать автора стихотворения; уметь выразительно читать стихотворения, находить художественные средства, помогающие авторам передать свое настроение, уметь определить их роль.

Метапредметные:  

Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Личностные:   Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Подготовка к проекту  (стр. 107)

87.

28 нед.

апрель

К.Кулиев

«Когда на меня навалилась беда…»,

«Каким бы ни был малым мой народ…»

Работа с текстом. Выразительное чтение.

 Развитие лексической стороны речи.

Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения.

Стр. 215- 223 (чтение)

88.

89.

29 нед.

апрель

Мифы Древней Греции

«Двенадцать подвигов Геракла»:

«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Практические работы.

Инсценирование фрагментов произведений.

Создание собственных иллюстраций к произведениям.

Пересказ текста Анализ текста

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления.

Стр. 225- 246 (чтение)

90.

29 нед.

апрель

Геродот

«Легенда об Арионе»

Работа с текстом, пересказ.

Коррекция словесно-

логического мышления.

Предметные: Уметь охарактеризовать образ героя древнегреческой мифологии; сюжет произведения, его героев; понимать обычаи, верования, нравы древнегреческого народа, показанные в мифах и поэтом Геродотом.

Метапредметные: Осмысленное и выразительное чтение мифов.

Развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

Читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебника и тексте изучаемого произведения.

Личностные: Приобщение к духовно-нравственным ценностям  мировой культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов.

Создание собственных иллюстраций к произведениям.

91.

30 неделя - апрель

А.С.Пушкин «Арион». Отличие от мифа.

Выразительное чтение

Работа с текстом.

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

Чтение, пересказ

92.

30 неделя  апрель

Гомер. Слово о Гомере.

«Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция нарушений устной/письменной/речи.Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Инд.- груп. задания (написать отзывы)

93.

94.

31 неделя-

май

М.Сервантес

«Дон Кихот».

Проблема истинных и ложных идеалов.

Практические работы.

Подбор цитат для характеристики героя.

Подбор цитат, иллюстрирующих бесстрашие, терпение героев, находчивость в экстремальных ситуациях.

Инсценирование фрагментов произведений.

Создание собственных иллюстраций к произведениям.

Составление викторин по произведениям.

Контрольная работа.

Письменный ответ на один из проблемных вопросов

Работа с текстом, пересказ.

Коррекция словесно-логического мышления.

Предметные: Знать  зарубежных авторов, факты их жизни, сюжет изучаемых произведений; понимать поведение главного героя, общение его с окружающими, миром природы, простоту и человечность, диалогичность, трогательный образ мечтателя Дон-Кихота маленького принца.

Метапредметные: Воспринять и осмыслить особый мир романтических героев; уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики зарубежной прозы.

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Формирование умения строить  логическое рассуждение.

Личностные:   испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

стр.113- 121 (чтение, пересказ)

95.

32 неделя-май

Ф.Шиллер

«Перчатка». Романтизм и реализм в произведении.

Анализ текста

Умение работать по словесной инструкции/алгоритму

Зад.  на стр.121 – вопросы 1-5

96.

97.

32-33 неделя –

 май

Проспер Мериме.

Новелла «Маттео Фальконе»

Работа с текстом. Пересказ текста

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

Биография писателя стр. 136 - 150 (чтение, пересказ)

98.

99.

33 неделя - май

А. де Сент-Экзюпери.

«Маленький принц» как философская сказка-притча.

Коррекция творческого воображения.

Закончить сочинение-рассуждение по проблемному вопросу

100

101

34 неделя - май

Уроки итогового контроля (2часа).

Практическая работа.

Контрольные работы.

Итоговый тест.

Выразительное чтение стихотворений, выученных наизусть.

Сообщения о произведениях и литературных героях.

Проект:

Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии  6 класса».

 

 Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии.

Предметные: Уметь высказывать мнение о самостоятельно прочитанных произведениях, аргументируя свой ответ (определять жанр произведения, его тему, идею, замысел автора, взаимоотношения героев).

Метапредметные:  учится совместно с учителем выбирать необходимые действия и операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Личностные: Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Сообщение-отзыв о понравившемся произведении

102.

34 неделя - май

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция нарушений устной/письменной/речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Метапредметные: Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.

Развивать мотивы и  интересы своей познавательной деятельности

СПИСОК

 литературы для летнего чтения