Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)
рабочая программа (7 класс)

Рыбалкина Е.В.

Данная рабочая программа продолжает серию коррекционных программ для учащихся с ЗПР VII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно–тематическое планирование

 по литературе в 7 классе

 (2 часа в неделю, всего 68 часов в год)

Сроки (неделя, месяц)

Тема урока

Содержание темы

Коррекционная работа

Виды контроля

Планируемые предметные результаты

Домашнее задание

Развитие речи

Развитие ВПФ

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

УУД   Познавательные          Выделяют и формулируют познавательную цель, проблему, составляют простой план статьи учебника

           Регулятивные               Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия.

           Коммуникативные      Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

           Личностные                   Формирование стартовой мотивации к обучению. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

1

Сентябрь,

 1 неделя

Изображение человека  как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

Книга в жизни человека. Афоризмы известных писателей.

Работа с текстом. Устное и письменное высказывание

Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов.

Коррекция монологической речи.  

Ответы на вопросы.

Сформированы общие представления о роли книги в жизни человека; умение подтверждать высказывания писателей собственными примерами из прочитанных книг.

Прочитать вводную статью в учебнике.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 часов)

Развитие инициативности

УУД   Познавательные          Извлекают необходимую информацию, знают теоретический материал по теме, умеют заменять термины определениями, знают теоретический материал по теме, умеют делать морфемный разбор, структурируют знания.

           Регулятивные               Вносят коррективы и дополнения в составленные планы, осознают качество и уровень усвоения, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивают  достигнутый  результат.

           Коммуникативные      Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать, умеют представлять конкретное содержание в форме устного высказывания, могут слушать и слышать друг друга, умеют создавать связный текст

           Личностные                   Признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, знание основных принципов и правил отношения к природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий, освоение личностного смысла учиться.

Развитие фонематического восприятия. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

2

Сентябрь,

 1 неделя

УНТ. Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

Устное народное творчество. Виды и жанры УНТ

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока.

Коррекция памяти, мыслительных процессов.

Ответы на вопросы, выразительное чтение преданий.

Сформированы представления о понятиях «фольклор», «обрядовый фольклор», о видах обрядовых песен; понимание их эстетической и художественной ценности, а также различие песен по содержанию, характеру исполнения, ритму, мелодии; умение соотносить календарно-обрядовые песни с событиями народного календаря, анализировать их тематику.

Прочитать предания в учебнике, уметь подробно пересказать их.

 3

Сентябрь,

2 неделя

Понятие о былине. Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович», прославление мирного труда в ней

Былина. Своеобразие былин как героических песен эпического характера.Два цикла былин.

Развитие устной и письменной речи; пересказ.

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.

Выразительное чтение былины. Самопроверка.

Сформированы умения составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки; уметь анализировать художественный текст былины, эмоционально его воспринимать, выразительно читать.

 Выучить отличительные особенности двух циклов былин

4

Сентябрь,

2 неделя

Вн/чт. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций, роль гипербол в былине

Былина. Своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Работа с текстом. Развернутый ответ по теме урока.

Развитие фонематического восприятия. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Выразительное чтение былины. Самопроверка

Сформированы умения составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки; уметь анализировать художественный текст былины, эмоционально его воспринимать, выразительно читать

Прочитать былину "Садко", знать отличительные особенности киевского и новгородского цикла былин.

5

Сентябрь,

3 неделя

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка. Тематическое различие Киевского и новгородского циклов.

Былина. Своеобразие былин как героических песен эпического характера.

Развитие устной и письменной речи; выразительное чтение

Развитие словесно-логического мышления. Коррекция монологической речи.  

Выразительное чтение былины. Письменные ответы на вопросы.

Сформированы умения составлять характеристику героя, определять художественные особенности былинного жанра и его отличие от сказки; уметь анализировать художественный текст былины, эмоционально его воспринимать, выразительно читать.

Подобрать по 5-6 пословиц о патриотизме, о дружбе.

6

Сентябрь,

3 неделя

Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка. Собиратели и сборники пословиц. Пословицы народов мира

Пословица. Поговорка. Их отличие. Афористичность пословиц

Устное и письменное высказывание

Коррекция монологической речи.  Коррекция аналитико-синтезирующего мышления.

Ответы на вопросы.

Сформированы представления о пословице и поговорке. Их своеобразие и афористичность как малого жанра фольклора; умение толковать пословицы,  уместно употреблять в речи.

Подобрать к 10 русским пословицам близкие по смыслу пословицы других народов.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ЧАСА)

УУД   Познавательные          Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

           Регулятивные               Осознают качество и уровень усвоения, корректируют свою работу.

           Коммуникативные      Используют адекватные языковые средства для отображения своих мыслей. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем,

           Личностные                   Уважение истории, культурных и исторических памятников, ориентация в системе моральных норм и ценностей, освоение общемирового культурного наследия, основ социально-критического мышления.

7

Сентябрь,

4 неделя

Нравственные заветы Древней Руси в «Поучении» Владимира Мономаха. Поучение как жанр древнерусской литературы. Русские летописи.

Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов.

Выразительное чтение.

Коррекция зрительного и

слухового внимания. Коррекция монологической речи.

Подготовить выразительное чтение фрагмента поучения.

Письменно ответить на вопросы: в чем заключается мудрый совет Владимира Мономаха? Актуальны ли советы в наше время? Какие наставления (уроки) содержит «Поучение»?

Сформированы представление об определении понятий «древнерусская литература», «летопись», «летописание», «летописец», «поучение», исторические сведения о  принятии на Руси христианства характерные черты литературы Древней Руси, содержание статьи учебника; понимать значение летописи в формировании всей русской литературы, насколько интересны летописи современному читателю; умения отличать летописные сказания от произведений устного народного творчества.

Составить нравственную памятку для себя, в которую занести самые важные наставления Владимира Мономаха.

8

Сентябрь,

4 неделя

Нравственные идеалы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Содержание повести. Нравственные законы, которым следуют ее главные герои

Работа с текстом.

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.

Выразительное чтение. Беседа. Ответы на вопросы.

Сформированы правильное восприятие содержания текста, умение анализировать древнерусский текст, выразительно читать и определять, какое развитие получили фольклорные традиции в древнерусской литературе.

Подготовить устную характеристику героев повести.

9

Октябрь

1 неделя

Р/Р Подготовка к письменной работе по древнерусской литературе.

Основные темы древнерусской литературы. Черты сходства и различия в произведениях древнерусской литературы

Работа с текстами произведений. Беседа.

Коррекция эмоционально-волевой сферы. Коррекция зрительного внимания и  долговременной памяти.

Сочинение-рассуждение на одну из проблемных тем.

Сформировано умение строить текст в соответствии с темой и основной мыслью, уважительно относиться к нравственным ценностям русского народа.

Написать сочинение на одну из тем.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (2 ЧАСА)

УУД   Познавательные          Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

           Регулятивные               Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

           Коммуникативные      Умеют работать в парах, эффективно сотрудничать.

           Личностные                   Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.

10

Октябрь

1 неделя

Слово о М. В. Ломоносове. Размышления автора о Родине, русской науке, призыв к миру в стихотворении «К статуе Петра Великого» и «Оде на день восшествия на Всероссийский престол… Елисаветы Петровны…»

Исторические события в стихотворениях. Особенности поэтического языка. Роль Ломоносова в развитии русской литературы

Работа с текстом. Беседа.

Развитие инициативности.

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

Комментированное чтение и обсуждение. Работа над выразительным чтением.

Сформированы представления о Ломоносове как поэте и ученом, отмечена его роль в развитии русской литературы; умение выделять признаки оды, выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Подготовить выразительное чтение отрывка оды "На день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года".

11

Октябрь

2 неделя

Г.Р. Державин. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в стихотворениях Г.Р. Державина «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание».

Философский и иносказательный смысл стихотворений. Особенности поэтического языка.

Работа с текстом. Беседа. Выразительное чтение.

Коррекция творческого мышления, наглядно-образного представления.

Комментированное чтение и обсуждение. Работа над выразительным чтением. Самопроверка.

Сформированы представления о жизни и творчестве Державина; умение трактовать философский и иносказательный смысл изучаемых стихотворений, определять их идею; объяснять новаторство Державина в поэзии.

Подготовить выразительное чтение стихотворения "Властителям и судиям".

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (30 часов)

УУД   Познавательные          Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, определяют основную и второстепенную информацию, структурируют знания.

           Регулятивные               Предвосхищают временные характеристики достижения результата (когда будет результат?), определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, оценивают  достигнутый  результат.

           Коммуникативные      Используют языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений, устанавливают рабочие отношения, учатся работать в группе, умеют создавать связный текст. умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.    

           Личностные                   Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, освоение личностного смысла учиться.

12

Октябрь

2 неделя

Слово об А.С.Пушкине. Интерес поэта к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат, образы Петра I и Карла XII в отрывке из поэмы «Полтава»

Слово о поэте. Поэма «Полтава» как отражение исторических событий

Обучение выразительному чтению и анализу произведения.

Коррекция творческого воображения, мыслительных процессов.

Развитие фонематического восприятия.

Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт? Выразительное чтение отрывка.

Сформированы представления о фактах биографии А.С. Пушкина и периодах его творчества, истории создания поэмы, художественных особенностях, определение понятия «эпитет»; умения определять средства художественной выразительности и их роль.

Прочитать поэму "Полтава" полностью, подготовить краткий пересказ её содержания.

13

Октябрь

3 неделя

Выражение чувства любви к Родине, прославление деяний Петра I, образ автора во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

Поэма «Полтава» как отражение исторических событий. Роль композиции в понимании смысла поэмы. Обучение анализу эпизода.

Обучение выразительному чтению и анализу произведения

Развитие инициативности.

Развитие фонематического восприятия.

Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувство любви  к Родине, прославить дела Петра? Выразительное чтение отрывка из поэмы.

Сформированы представления о художественных средствах, использующихся поэтом для того, чтобы передать чувство любви к Родине, прославить дела Петра; умение работать с текстом стихотворения, дополнительными источниками, создавать устное монологическое высказывание.

Выучить наизусть вступление к поэме А.С. Пушкина "Полтава".

14

Октябрь

3 неделя

«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады

Историческая основа «Песни». Особенности содержания, формы, композиции.

Обучение выразительному чтению и анализу произведения

Развитие фонематического восприятия. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Ответить на вопрос: какие средства художественной изобразительности использует поэт, чтобы передать чувства лирического героя стихотворения?

Сформированы представления об исторической основе «Песни», умения воспринимать и анализировать поэтический текст; давать сравнительную характеристику героев, определить роль художественных средств; выразительно читать произведение.

Выучить отрывок из "Песни о вещем Олеге" наизусть (1-7 строф).

15

Октябрь

4 неделя

Р/Р Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Образ летописца Пимена; значение труда летописца в истории культуры

Историческая основа драмы. Особенности драматического произведения: диалог, реплики, ремарки.

Работа с текстом. Беседа. Комментированное чтение.

Коррекция памяти, мыслительных процессов

Выразительное чтение произведения. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования

Сформированы умения воспринимать и анализировать драматический стихотворный текст, характеризовать героя, определять его роль в произведении.

Письменно ответить на один из вопросов (по выбору).

16

Октябрь

4 неделя

Изображение «маленького человека», призыв к уважению его человеческого достоинства в повести А. С.Пушкина «Станционный смотритель». Гуманизм повести

Цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Особенности цикла. Особенности содержания, формы, композиции.

Работа с текстом. Беседа. Комментированное чтение.

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.

Взаимопроверка. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

 Сформированы умения определять место  повести в творчестве Пушкина; понимать выражение «маленький человек»; определять идейный замысел автора, видеть роль автора и рассказчика в повести.

Прочитать повесть до конца; подготовить близкий к тексту пересказ сцены "Вырин у Минского".

17

Ноябрь,              2 неделя

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести

Цикл «Повести Белкина». Его особенности. Особенности содержания, формы, композиции.

Работа с текстом. Беседа. Комментированное чтение.

Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания.

Самопроверка. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение понимать идейное содержание повести, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев, выражать своё отношение, отмечать особенности языка.

Написать сочинение на одну из тем по выбору

18

Ноябрь,              2  неделя

Слово о М.Ю. Лермонтове. Картины быта XVI века и их роль и понимании характеров и идеи поэмы «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

История создания произведения. Содержание «Песни…» Идея поэмы.  

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Развитие фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение произведения.

Сформировано представление об истории создания поэмы, её исторической основе, содержании, нравственной проблематике; умение находить исторические детали в произведении и отмечать их роль, пересказывать эпизод, участвовать в диалоге.

Дочитать "Песню...", выделить в ней смысловые части.

19

Ноябрь,              3  неделя

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественные формы «Песни про царя Ивана Васильевича…», образы гусляров и автора, фольклорные начала в ней.

Нравственная проблематика произведения. Жанровое своеобразие.

Работа с текстом. Выразительное чтение произведения.

Коррекция слухового внимания. Развитие артикуляционной моторики.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение работать с литературным произведением, сопоставлять героев и определять авторскую позицию; понимать многообразие и сложность человеческих характеров и взаимоотношений; устанавливать связь поэмы с устным народным творчеством.

 

Выписать примеры использования фольклорных художественных средств: постоянных эпитетов, повторов, отрицательных сравнений, инверсии, фольклорной лексики.

20

Ноябрь,              3  неделя

Проблема гармонии человека и природы в стихотворениях М. Ю. Лермонтова « Когда волнуется желтеющая нива…». Мастерство поэта в создании художественных образов в стихотворениях «Молитва», «Ангел»

Художественное своеобразие стихотворений.  Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Работа с текстом. Комментированное чтение. Анализ стихотворений.

Коррекция актуализации памяти, коррекция зрительного и слухового внимания.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение произведения.

Сформировано понимание образности структуры, темы стихотворения; умение анализировать лирическое произведение, определять его художественные особенности, выразительно читать его.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

21

Ноябрь,              4  неделя

Контрольная  работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Тестовые задания.

Художественный анализ стихотворения

Аналитическая работа с текстами.

Развитие фонематического восприятия. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Тестовые задания. Анализ стихотворений.

  Сформировано умение в собственном высказывании использовать богатые возможности русской речи.

Прочитать 1-5 главы повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"; подготовить устное высказывание о первых впечатлениях от прочтения глав повести.

22

Ноябрь,              4 неделя

Слово о Н. В. Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести « Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев

Слово о писателе.  Историческая основа повести. Место повести в творчестве Гоголя. Замысел писателя. Нравы и обычаи Запорожской Сечи.

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Коррекция зрительного внимания и  долговременной памяти Развитие фонематического восприятия.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Составление плана.

Сформировано представление о творчестве Гоголя; о замысле повести, её исторической основе; умение оценивать поступки героев, отбирать материал для их индивидуальной характеристики.

Прочитать повесть до конца. Подготовить выразительное чтение речи Тараса о товариществе. Подготовить устный рассказ об Остапе и Андрии по плану.

23

Декабрь

1 неделя

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое

Противопоставлений персонажей. Литературный герой. Патриотический пафос произведения.

Анализ текста Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение характеризовать литературных героев, сравнивать их, выделять эпизоды, важные для их характеристики, составлять пересказ по плану.

Подобрать цитатные материалы к сочинению по "Тарасу Бульбе". Выучить речь Тараса о товариществе.

24

Декабрь

1 неделя

Р/Р Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Художественная деталь.

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Развитие артикуляционной моторики.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано умение правильно строить сочинение; характеризовать героя, давать личную оценку его поступкам, подбирать нужный цитатный материал.

Написать сочинение на одну из тем.

25

Декабрь

2 неделя

Слово об И.С. Тургеневе. Гуманистический пафос цикла рассказов «Записки охотника». Нравственные проблемы, художествен-ные достоинства и герои рассказа «Бирюк». Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

История появления «Записок охотника». Их гуманистический пафос.

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Коррекция лингвистического мышления. Коррекция внимания

Взаимопроверка. Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформировано представление о Тургеневе как о писателе, истории появления «Записок охотника»; умение определять тему, идею, конфликт произведения, видеть авторскую позицию и объяснять роль пейзажа как важнейшего средства характеристики персонажей.

Подготовить выразительное чтение, анализ стихотворений И.С.Тургенева в прозе "Собака", "Два богача", "Близнецы", "Русский язык", "Воробей" (по выбору).

26

Декабрь

2 неделя

Р/Р Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе И.С. Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача» и др. Особенности жанра. Обучение домашнему сочинению по стихотворению в прозе

Понятие «стихотворение в прозе». Время создания стихотворений. Тематика и жанровые особенности стихотворений в прозе.

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Коррекция творческого воображения.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение определять особенности жанра стихотворений в прозе; умение анализировать и грамотно формулировать основную мысль и тему стихотворений, определять тональность, преобладающее настроение.

Выучить наизусть стихотворение в прозе "Русский язык".

27

Декабрь

3неделя

Слово о Н.А. Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины». Величие духа русской женщины в I части поэмы «Княгиня Трубецкая»

Замысел поэмы. Историческая основа.

Анализ текста. Развитие речи через постановку вопросов.

 Коррекция - развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение отрывка из поэмы.

Сформировано представление о Некрасове, о содержании поэмы, ее исторической основе; умение характеризовать героев, выразительно читать диалоги, показывая нравственную силу героини.

Подготовить выразительное чтение стихотворения "Размышления у парадного подъезда". Прочитать стихотворения "Вчерашний день, часу в шестом..." и "Размышления у парадного подъезда".

28

Декабрь

3 неделя

Р/Р «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи Н.А. Некрасова о судьбе русского народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины

Замысел поэмы. Историческая основа.

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Коррекция нарушений устной/письменной/речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение стихотворения.

Сформировано представление о содержании стихотворения, умение воспринимать и анализировать поэтический текст, объяснять композицию, развитие сюжета, авторское отношение к изображаемому.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения Н.А.Некрасова "Размышления у парадного подъезда".

29

Декабрь

4 неделя

Вн. чт. Слово об А.К. Толстой. Правда и вымысел, конфликт «рыцарства» и самовластья в исторических балладах «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».

Понятие баллады. Жанровое своеобразие исторических баллад.

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение баллад. Взаимопроверка.

Сформировано представление об исторических балладах; умение анализировать поэтический текст, определять нравственную проблематику, композицию баллад.

Прочитать балладу А.К.Толстого "Михайло Репнин"; составить вопросы по её содержанию для представления их на уроке одноклассникам.

30

Декабрь

4 неделя

Слово о писателе М. Е. Салтыкове – Щедрине и его «Сказках для детей изрядного возраста». Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

Определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика)

Анализ текста. Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. Самопроверка.

Сформировано представление о писателе; умение определять жанровое своеобразие «Сказок…»; умение характеризовать героя на основе текста, делать выводы из прочитанного, находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения.

Заполнить таблицу в тетради. Прочитать сказку "Дикий помещик".

31

Январь,

2 неделя

Р/Р Смысл названия сказки М.Е. Салтыкова- Щедрина «Дикий помещик». Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению

Определение теоретических понятий, необходимых для работы с текстом (гротеск, гипербола, аллегория, фантастика)

Работа с текстом. Пересказ текста.

Коррекция словесно-

логического мышления. 

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. Самопроверка.

Сформировано представление о содержании сказки; умение находить в сказке черты сатиры, объяснять приемы иносказания; определять реальное и фантастическое.

Прочитать статью учебника о Л.Н.Толстом. Самостоятельно подобрать дополнительный материал о писателе.

32

Январь,

2 неделя

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М. Е. Салтыкова – Щедрина

Игровой урок

Аналитическая работа с текстами.

Развитие фонематического восприятия. Коррекция творческого воображения.

Урок-игра

Сформировано умение показать знания по прочитанным произведениям в игровой форме; работать в группе и индивидуально; демонстрировать самостоятельность и ответственность.  

Прочитать статью учебника о Л.Н.Толстом. Самостоятельно подобрать дополнительный материал о писателе.

33

Январь,

3неделя

Слово о Л.Н. Толстом. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

Факты биографии писателя. Понятие «автобиографическое произведение»

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Коррекция нарушений устной/письменной/речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано представление о Толстом как о писателе, умение анализировать текст, понимать сложность взаимоотношений взрослых и детей.

Прочитать главу "Maman" и другие главы повести, подготовить подробный пересказ одной из них.

34

Январь,

3неделя

Главный герой повести Л.Н. Толстого «Детство»; его чувства, поступки, духовный мир

Мотивы поступков главного героя и его окружения

Работа с текстом. Развитие лексической стороны речи.

Коррекция словесно-логического мышления.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение. Самопроверка

Сформировано умение осознанно воспринимать и анализировать текст, пересказывать его, составлять портрет героя; определять нравственную проблематику повести.

Прочитать главу XV "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!"; подготовить выраз. чтение наиболее важных цитат из неё.

35

Январь,

4 неделя

Слово о писателе И.А. Бунине. Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в рассказе «Цифры».

Рассказ о  писателе. Идейно-тематическая направленность рассказа. Понятие о детали произведения.

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Коррекция зрительного и слухового внимания. Развитие фонематического восприятия.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение показать знания по прочитанным произведениям в игровой форме; работать в группе и индивидуально; демонстрировать самостоятельность и ответственность.  

Уметь объяснить название рассказа "Цифры". Прочитать рассказ И.А.Бунина "Лапти".

36

Январь,

4 неделя

Р/Р Нравственный и философский смысл рассказа И.А. Бунина «Лапти». Мастерство Бунина-прозаика

Идейно-тематическая направленность рассказа. Понятие о детали произведения.

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Коррекция творческого воображения.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение показать знания по прочитанным произведениям в игровой форме; работать в группе и индивидуально; демонстрировать самостоятельность и ответственность .

Написать сочинение-миниатюру "Когда я читал рассказ И.А.Бунина..." Прочитать стихотворение И.А.Бунина "Детство", уметь выразительно его прочитать.

37

Февраль

1 неделя

Слово об А.П. Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе «Хамелеон». Смысл его названия.

Оценки творчества Чехова современниками. Сюжет и образная система рассказа.

Пересказ текста.

Развитие лексической стороны речи.

Умение работать по словесной инструкции/алгоритму.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано представление о Чехове как художнике слова, понятиях сюжета и образной системе рассказов; умение дать оценку действиям персонажей, объяснить значение диалога и художественной детали.

Подготовить устное высказывание об особенностях композиции рассказа А.П.Чехова "Хамелеон".

38

Февраль

1 неделя

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

Сюжет и образная система рассказа. Понятия юмора и сатиры.

Работа с текстом. Развитие устной  речи.

Коррекция творческого воображения, коррекция монологической и диалогической речи.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано представление о понятиях юмора и сатиры; умение выявлять приемы создания комического, сравнивать и делать выводы.

Подготовить устное высказывание об особенностях композиции рассказа А.П.Чехова "Хамелеон".

39

Февраль

2 неделя

Вн. Чт. Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

Содержание рассказа. Особенности композиции. Понятия юмора и сатиры.

Работа с текстом. Комментированное чтение.

Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение выявлять приемы создания комического, сравнивать и делать выводы; умение дать оценку действиям персонажей, объяснить значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.

Прочитать рассказы А.П.Чехова "Тоска", "Размазня". Подготовить выразительное чтение рассказов.

40

Февраль

2  неделя

Вн. Чт. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня»

Содержание рассказов. Особенности композиции. Понятия юмора и сатиры.

Работа с текстом. Развитие устной  и письменной речи.

Коррекция актуализации памяти. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение видеть смешное и грустное в рассказах; выявлять приемы создания комического, сравнивать и делать выводы.

Написать отзыв на рассказ А.П.Чехова по плану. Подготовить выразительное чтение стихотворений (В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин и др.)

41

Февраль

3  неделя

Р/Р Стихи русских поэтов XIX века В.А. Жуковского, А.К. Толстого, И.А. Бунина о родной природе. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению.

План анализы поэтического произведения. Поэтические тропы.

Выразительное чтение.

 Развитие лексической стороны речи.

Коррекция творческого воображения. Развитие навыков каллиграфии.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано умение выразительно читать поэтический текст, анализировать лирическое произведение; находить изобразительные средства и определять их роль в тексте.

Написать сочинение-миниатюру по стихотворению о природе на выбор по плану.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (11 ч)

УУД   Познавательные          Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи, выделяют и формулируют познавательную цель, создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями, выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выражают структуру задачи разными средствами, выделяют и формулируют познавательную цель.           

           Регулятивные               Осознают качество и уровень усвоения, оценивают  достигнутый  результат, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, оценивают  достигнутый  результат.

           Коммуникативные      Учатся принимать решение и реализовывать его, проявляют внимание к личности другого, стремятся устанавливать доверительные отношения, проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам, уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.  

           Личностные                   Признание ценности здоровья, своего и других людей, уважение ценностей семьи, оптимизм в восприятии мира, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им, доброжелательное отношение к окружающим.  

42

Февраль

3  неделя

Слово о Максиме Горьком. Автобиографический характер повести «Детство» Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин

Автобиографический характер повести. Причины поступков героев.

Аналитическая работа с текстом. Развитие устной  и письменной речи.

Коррекция зрительного и слухового внимания. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление о писателе; умение характеризовать героев, пересказывать эпизоды, выделяя важные события.

Прочитать 1-8 главы повести, подготовить подробный пересказ эпизодов (по вариантам).

43

Февраль

4  неделя

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

Специфические черты характера, присущие отдельным героям произведения

Работа с текстом. Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано умение анализировать прочитанное; характеризовать героев; выделять специфические черты характера, присущие отдельным персонажам.

Дочитать повесть до конца. Составить план эпизода из главы III "Развлечения и праздники в доме Кашириных".

44

Февраль

4  неделя

Обучение анализированию эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

План анализа эпизода

Работа с текстом. Анализ  прозаического текста.

Коррекция актуализации памяти. Коррекция зрительного и слухового внимания.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано умение объяснять роль эпизода в композиции произведения; характеризовать героев в эпизоде; оценивать их поведение и речь.

Написать сочинение на одну из тем по выбору.

45

Март,

1 неделя

Вн. Чт. Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Содержание легенды. Жанровое своеобразие произведения.

Развитие речи через постановку вопросов. Пересказ текста.

Коррекция словесно-логического мышления.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение.

Сформировано умение выделять жанровое своеобразие легенды; анализировать произведение; характеризовать героев; оперировать понятиями «романтический герой», «романтическое произведение».

Подготовить близкий к тексту художественный пересказ фрагмента легенды. Написать небольшой ответ на вопрос: "Какой поступок можно назвать подвигом?"

46

Март,

1 неделя

Слово о В.В. Маяковском. Своеобразие художественной формы стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества

Факты жизни и творчества поэта. Своеобразие художественной формы стихотворения. Понятие «сатира».

Выразительное чтение.

 Развитие лексической стороны речи.

Развитие фонематического восприятия. Коррекция наглядно-образного представления.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление о Маяковском как поэте; умение раскрыть художественное своеобразие стихотворения; определять роль фантастических картин в нем; умение выразительно читать стихотворение, выделяя смысловые части.

Подготовить устное высказывание о стихотворении по плану.

47

Март,

2  неделя

Вн. Чт. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя стихотворения Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», его гуманизм и сочувствие ко всему живому. Понятие о лирическом герое

Понятие о лирическом герое

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Коррекция словесно-логического мышления, коррекция творческого воображения.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано умение определять главную мысль, идейную позицию стихотворения, наблюдать за ритмом, лексикой, звукописью, строфикой; владеть понятием «лирический герой»; понимание тонкости внутреннего мира героя.

Выучить стихотворение В.В.Маяковского "Хорошее отношение к лошадям" наизусть. Прочитать рассказ Л.Андреева "Кусака", составить по нему план.

48

Март,

2  неделя

Слово о Л.Н. Андрееве. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе «Кусака», его гуманистический пафос произведения

Сведения о творческом пути писателя. Содержание произведения.

Работа с  текстом. Работа в парах  (составление диалогов)

Коррекция словесно-логического мышления. Коррекция монологической и диалогической речи.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление об Андрееве как о писателе; понимание нравственной проблематики его рассказа; умение выражать собственное отношение к прочитанному.  

Прочитать статью учебника об А.П.Платонове, подготовить её пересказ.

49

Март,

3 неделя

Слово об А.П. Платонове. Призыв к состраданию и уважению к человекув рассказе «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других людей

Сюжет рассказа. Его идейно-тематическое содержание.

Работа с новой лексикой  и текстом, выборочный пересказ.

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано умение понимать сюжет и идейно-тематическое содержание рассказа; анализировать текст, оценивать действия героев.

Прочитать рассказ А.П.Платонова "В прекрасном и яростном мире"

50

Март,

3  неделя

Вн. Чт. Труд как основа вечных нравственных ценностей в рассказе А.П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»

Содержание. Особенности языка писателя.

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано понимание идейного содержания произведения; умение определять художественные особенности; воспринимать и анализировать художественный текст, видеть его красоту.

Составить план к сочинению на одну из тем по выбору. Подготовить комментарии и цитатные материалы к выбранной теме.

51

Март,

4  неделя

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению по произведениям писателей XX века «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Сюжет. Его идейно-тематическое содержание.

Развитие лексической стороны речи. Работа с текстом, редактирование текста.

Развитие словесно-логического мышления. Развитие фонематического восприятия.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования.

Сформированы навыки построения сочинения в соответствии с заданной темой, идеей, типом высказывания; умения составлять план к нему, подбирать нужный цитатный материал.

Написать сочинение на одну из выбранных тем.

52

Март,

4  неделя

Слово о поэте Б. Л. Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…»

Факты биографии Пастернака. Особенности его языка.

Работа с текстом. Комментированное чтение

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление о Пастернаке как о поэте и писателе; умение выразительно читать, анализировать стихотворения; определять своеобразие изобразительных средств языка, лирического героя.

Выполнить письменно анализ одного из изученных стихотворений Б.Л.Пастернака по плану.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА (10 ч)

Коррекция долговременной памяти; коррекция аналитического мышления.

УУД   Познавательные          Анализируют условия и требования задачи, умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи, выделяют и формулируют познавательную цель, создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста, умеют заменять термины определениями, выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выражают структуру задачи разными средствами, выделяют и формулируют познавательную цель.           

           Регулятивные               Осознают качество и уровень усвоения, оценивают  достигнутый  результат, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта , оценивают  достигнутый  результат.

           Коммуникативные      Учатся принимать решение и реализовывать его, проявляют внимание к личности другого, стремятся устанавливать доверительные отношения, проявляют готовность оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам, уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие.  

           Личностные                   Признание ценности здоровья, своего и других людей, уважение ценностей семьи, оптимизм в восприятии мира, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им, доброжелательное отношение к окружающим.  

53

Апрель,

1 неделя

Вн. Чт. Трудности и радости грозный лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, А.А. Суркова, Н.С. Тихонова. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны

Солдатские будни в стихотворениях о войне. Понятие  «интервью»

Работа с текстом. Комментированное чтение

Развитие артикуляционной моторики.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление об особенностях лирических произведений о ВОВ; умение выразительно читать патриотические стихотворения; представление о жанре интервью.

Выучить наизусть стихотворения А.А.Ахматовой "Клятва" и "Мужество".

54

Апрель,

1 неделя

Слово о Ф.А. Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чём плачут лошади». Литературные традиции в нём

Сюжет и проблематика рассказа.

Работа с текстом. Развитие речи через постановку вопросов.

Развитие инициативности.

Коррекция нарушений устной/письменной/ речи.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление о содержании рассказа, понятии литературной традиции; умение анализировать эпическое произведение, определять особенности жанра, композиции, темы.

Составить план рассказа "О чём плачут лошади".

55

Апрель,

2 неделя

Слово о Е. И. Носове. Нравственные проблемы рассказов «Кукла», «Живое пламя». Обучение целостному анализированию эпического произведения

Нравственные проблемы рассказа

Работа с текстом. Развитие устной  и письменной речи.

Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление об идейно-нравственном содержании рассказа; умение анализировать эпическое произведение, определять особенности жанра, композиции, темы.

Прочитать рассказ Е.И.Носова "Живое пламя", проанализировать рассказ по плану.

56

Апрель,

2 неделя

Вн. Чт. Слово о Ю.П. Казакове. Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе «Тихое утро», его герои и поступки

План характеристики героев

Работа с  текстом. Работа в парах  (составление диалогов)

Развитие фонематического восприятия. Коррекция монологической и диалогической речи.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление об идейно-нравственном содержании рассказа; умение анализировать произведение, определять особенности жанра, композиции, темы, составлять план.

Составить письменную характеристику одного из героев рассказа Ю.П. Казакова "Тихое утро". Подготовить выразительное чтение стихотворений В.Я.Брюсова, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого.

57

Апрель,

3 неделя

Вн. Чт. Стихи поэтов ХХ в В.Я. Брюсова, Ф.К. Сологуба, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, Н.А. Заболоцкого о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами

План анализа лирического произведения

Выразительное чтение.

Коррекция творческого воображения, зрительного и слухового внимания.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях изображения родной природы отдельными русскими поэтами; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора.

Выучить одно из стихотворений наизусть. Прочитать стихотворения А.Т.Твардовского, подготовить их выразительное чтение.

58

Апрель,

3  неделя

Слово об А.Т. Твардовском. Философские проблемы в стихотворениях «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»

Слово о писателе. Философские проблемы произведения

Работа с текстом. Работа с учебником. Комментированное чтение

Коррекция слухового внимания. Коррекция памяти.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях изображения родной природы поэтом; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора.

Выучить наизусть одно из стихотворений А.Т.Твардовского.

59

Апрель,

4 неделя

Вн. Чт. Слово о писателе, учёном, гражданине Д.С. Лихачёве. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.

Публицистика, мемуары как жанры литературы

Работа в группах. Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция наглядно-образного представления и фонематического восприятия.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление о понятиях «публицистика», «мемуары»; умение строить ответ на поставленный вопрос и определять жанровые признаки произведения, авторскую позицию.

Прочитать главу из книги на выбор, подготовить её пересказ .

60

Апрель,

4 неделя

Слово о М.М. Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда».

Слово о писателе. Авторская позиция в оценке поступков героев

Работа с новой лексикой  и текстом, выборочный пересказ.

Коррекция- развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление о содержании рассказов, умение объяснять грустное и смешное в произведениях; анализировать речевые особенности автора.

Прочитать один из рассказов М.М.Зощенко, подготовить отзыв о нём.

61

Май, 1неделя

Вн. чт. Лирические размышления о жизни, времени и вечности в стихотворениях А.Н. Вертинского «Доченьки», И.А. Гофф «Русское поле», Б.Ш. Окуджавы «По смоленской дороге…»

План анализа лирических произведений

Работа с текстом. Комментированное чтение

Коррекция аналитического мышления, внимания

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях языка поэтов; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора.

Написать сочинение-миниатюру "Моя любимая песня". Подобрать материалы о дагестанском поэте Р.Гамзатове.

62

Май,

1неделя

Рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине»

План анализа лирического произведения

Развитие устной и письменной речи; пересказ.

Коррекция творческого воображения, пространственного представления.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях языка поэта; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора.

Выучить наизусть одно из стихотворений Р.Гамзатова (на выбор).

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 час)

УУД   Познавательные          Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты, определяют основную и второстепенную информацию, выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий, строят логические цепи рассуждений, выделяют и формулируют проблему, выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, структурируют знания.                 

           Регулятивные               Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта, осознают качество и уровень усвоения, оценивают  достигнутый  результат, выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

           Коммуникативные      Интересуются чужим мнением и высказывают свое, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической речью, умеют слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме, вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть диалогической речью, адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.    

           Личностные                   Знание основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий, ориентация в системе моральных норм и ценностей, освоение общемирового культурного наследия, основ социально-критического мышления.

63

Май,

2 неделя

Слово о шотландском поэте Р. Бёрнсе. Представления поэта о справедливости и честности в стихотворении «Честная бедность»

 Понятие об авторе.

Темы его творчества: честность, справедливость, честь, совесть.

Работа в парах. Развитие речи через постановку вопросов.

Коррекция зрительного и слухового внимания; коррекция долговременной памяти.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях языка поэта; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора.

Выразительное чтение стихотворения Р.Бёрнса "Честная бедность".

64

Май,

2 неделя

Слово об английском поэте Дж.Г. Байроне. Прославление подвига во имя свободы Родины в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой…», особенности поэтических интонаций в нём

Творческий путь поэта. Гуманистический смысл творчества

Работа с текстом. Комментированное чтение

Коррекция творческого воображения, пространственного представления.

Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение.

Сформировано представление о содержании стихотворений, особенностях языка поэта; умение анализировать лирическое произведение, чувствовать настроение автора.

Подготовить выразительное чтение стихотворения Дж.Г.Байрона "Ты кончил жизни путь, герой..."

65

Май,

3неделя

Особенности жанру японских хокку (хайку)

Особенности японских хокку

Работа с текстом. Комментированное чтение

Коррекция творческого воображения.

Устный и письменный анализ хокку. Ответы на вопросы.

Сформировано представление о жанре хокку, понимание их символического значения.

Выучить 3 хокку наизусть, подготовить их анализ.

66

Май,

 3 неделя

Слово об американском писателе О. Генри. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов»

Нравственная проблематика произведения

Развитие устной и письменной речи; пересказ.

Развитие восприятия, памяти и мышления

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление о содержании произведения, его нравственной проблематики; умение анализировать произведение; роли художественной детали и способах создания юмора.

Перечитать рассказ "Дары волхвов", дополнить таблицу художественными деталями. Написать мини-сочинение на одну из тем по выбору.

67

Май,

4 неделя

Вн. Чт. Слово об американском писателе-фантасте Р.Д. Брэдбери. Фантастический рассказ-предупреждение «Каникулы». Мечта о победе добра

Фантастический рассказ-предупреждение

Работа с текстом. Комментированное чтение

Коррекция аналитического мышления, коррекция зрительного внимания и памяти.

Устные ответы на вопросы с использованием цитирования. Выразительное чтение

Сформировано представление о содержании произведения, о понятии «фантастический рассказ»; умение объяснять смысл названия рассказа, внутреннее состояние героев, роль авторских ремарок и приемов фантастики.

Написать отзыв "Произведение, прочитанное в 7 классе, которое мне понравилось больше всего".

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗА ГОД (1 ч)

68

Май,

4 неделя

Контрольно-обобщающий урок «По страницам прочитанных книг». Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Итоги года.

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства

Работа в группах. Развитие речи через постановку вопросов.

Развитие инициативностиКоррекция нарушений устной/письменной/ речи.

Итоговая игра

Показан уровень полученных знаний и умение интерпретировать прочитанные произведения; демонстрация уровня литературного развития и творческих способностей.

Список литературы на лето.



Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО                                                 УТВЕРЖДАЮ

Председатель ПМПк                                          Директор МБУ школы № 90

  _______________                                                 _________________ « ___» _____2015 г

« __» _______2015 г

СОГЛАСОВАНО                                                

Родитель  учащегося

______________________                                                                                          

« __» _______2015 г

Индивидуальная образовательная программа по литературе

7 класс

…………………,

 ученицы 7 класса «….»,

 получающей образование в форме

 интегрированного обучения

Возраст: 13 лет.

 Срок реализации программы –2015/2016 уч.год

Ответственная за реализацию программы –  Рыбалкина Е.В.,  

                                               учитель русского языка и литературы

                                                                   

                                                            г. о. Тольятти

                                      Пояснительная записка

           Индивидуальная образовательная программа, созданная на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. - М.; Просвещение,2008) и Примерной программы по учебным предметам. Литература.5-9 классы. – М. «Просвещение»2010. (Литература 5-9 классы. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011.), разработана для  <….>,  ученицы  7  класса «Д»,  получающей образование в форме интегрированного  обучения.             

            Обучение по данной программе осуществляется с использованием учебника «Литература. 7 класс в 2-х частях. ФГОС».  Авторы: В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.,«Просвещение», 2015 г. Это учебное пособие содержит в доступной форме изложенный литературно-теоретический материал, творческие задания, представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: художественные и библиографические тексты помещены в учебник-хрестоматию в достаточно полном объеме, что облегчает знакомство с ними; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; иллюстрации к художественным произведениям, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.

           Индивидуальная образовательная программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; направления коррекционной работы, содержание программного материала; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.

            Направления коррекционной работы

Перед детьми с ЗПР стоят те же цели и задачи обучения, которые заложены в программах V—IX классов массовой общеобразовательной школы, так как интегрированное обучение показано именно той части детей, уровень психофизического развития которых соответствует или близок возрастной норме.

Данное календарно-тематическое планирование по литературе является одним из вариантов авторских рабочих программ в классах с интегрированным обучением учащихся с особыми образовательными потребностями, которое осуществляется в условиях массового общеобразовательного учреждения.  

Актуальность проблемы в том, что материал по литературе, насыщенный большим количеством произведений и теоретическими разделами, представляет немалую трудность для детей с ЗПР. Недостаточность внимания и памяти, воображения и образного мышления отрицательно влияют на успешность их обучения и воспитания, так как основа уроков литературы — работа с текстом художественного произведения, постижение авторского понимания окружающего мира, человеческих отношений. Такие дети не могут в отведенное программой время овладеть необходимыми навыками и умениями или усваивают их некачественно. В связи с этим возрастает потребность в обеспечении этой категории детей специальными условиями обучения, для чего планируются особые требования к ЗУН учащихся при сохранении общего цензового объема содержания обучения:

  • овладение детьми практическими умениями и навыками;  
  • уменьшение объема теоретических сведений;
  •   включение отдельных тем или целых разделов в материалы для обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.

Задачами обучения являются:

  • развитие у детей с ЗПР интереса к чтению, любви к литературе;
  • совершенствование навыка чтения;
  • привитие первоначального умения анализировать произведения с целью углубления их эстетического восприятия.

Данное планирование имеет практическую направленность, так как предназначается не только для формирования круга знаний учащихся по литературе и для знакомства только с самыми основными литературоведческими понятиями, сколько для развития их умений и навыков. Эта цель должна быть предельно конкретной и направлена на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

     Ввиду психологических особенностей детей с ЗПР, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.

Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.

Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.

Коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Требования к организации обучения школьников с ЗПР:

  • ученик должен знать программный материал (фамилию, имя, отчество писателя, название произведения, сюжет, имена главных героев, их характеристика и некоторые другие основные характеристики),
  • темп урока должен соответствовать возможностям ученика;
  • чётко обобщать каждый этап урока;
  • новый учебный материал объяснять по частям;
  • вопросы формулировать четко и ясно;
  • домашние задания должны преобладать практические, так как учащимся с ЗПР нужна именно способность применять знания в практической деятельности;
  • на каждом уроке обязательна словарная работа;
  • переключать с одного вида деятельности на другой;
  • разнообразить виды занятий;
  • использовать дидактический материал, наглядность, игровые моменты.

Главное, чтобы информативная и деятельностная насыщенность урока соответствовала психофизическим возможностям ребенка.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Гусева Г.М. Островская Т.И. Книга для чтения. 6-7 кл. – М.: ВЛАДОС, 2012г.
  2. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2009г.
  3. Оглоблина Н.Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. – М.: «Астрель», 2011г.
  4. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2007 г.
  5. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Изд-во «Аркти», 2011 г.
  6. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.: Изд-во «Аркти», 2008 г.
  7. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сборник игр коррекции. – М., 2005.
  8. Концепция коррекционно-развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc 
  9. Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Приказ Минобразования РФ от 10.04.2012 № 29/2065-п.
  10. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М.,2009. – С. 90-95.
  11. Семаго Н., Семенович М. Интеграция стихийная и продуманная. «Школьный психолог» 2011, №23.
  12. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. –М.,2009.
         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематический план по русскому языку 11 класс

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе программы по русскому языку для средней (полной) школы (базовый уровень), подготовленной Н.А.Николиной к учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)

       Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование//ФГ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)

    Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образования  (ФГОС: основное ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)

     Программа разработана на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование/...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе для учащихся с ЗПР VII вида (ФГОС)

      Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного стандарта основного общего образов...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...