Конспект логопедического занятия
план-конспект

Конспект  логопедического

 занятия в 3-м классе

 

Тема: Обобщение знаний о составе слова.

Цель: - Равивать  языковой  анализ и синтез на морфологическом уровне

           - Развивать функции словообразования

Задачи:

Коррекционно-образовательные

          - закреплять знания детей о частях слова;

          - развивать навыки морфологического анализа и синтеза слов,

         - формирование навыков словообразования при помощи суффиксов и приставок;

         - развитие монологической речи учащихся;

Коррекционно-развивающие

          - закреплять произношение звука [  ] в слогах и словах;

          - развивать слухоречевое внимание и память;

Воспитательные

          - воспитывать умение слушать учителя-логопеда и действовать в соответствии с инструкцией;

          - воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

 

Оборудование: таблицы, карточки с вопросами, индивидуальные карточки, карточки со словами, рабочие тетради, магниты.

 

Используемые педагогические технологии:

- информационные;

- здоровьесберегающие (мимическая, артикуляторная, дыхательная, пальчиковая гимнастика, создание комфортной эмоционально-психической и двигательной обстановки, соблюдение ортопедического режима, учет психофизических, речевых, личностных особенностей)

 

 

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

  1. Организационный момент. При

 

 

 

 

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Определить тему урока, зашифрованную на таблице.

АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО

Запись темы урока в тетрадях.

Ребята, скажите, из чего состоит наша речь?

(Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов).

Ребята, назовите части слова, которые могут встречаться в наших словах.

Отгадывание ребуса слова «Корень» (таблица)

Разбор многозначности значения этого слова.

Звукобуквенный анализ слова корень.

II. Закрепление знаний о составе слова.          

Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий.

Ребята, а вы как считаете? Какая часть слова самая важная?

Давайте сейчас вспомним с вами все, что мы знаем о частях слова. Для этого мы разделимся на две команды. Каждому из вас нужно будет задать вопрос и ответить на вопрос товарища.

Первая   команда.

  1. Что вы знаете о родственных словах?

( Родственные слова имеют общую часть –  корень. Они близки по смыслу.)

  1. Какая часть слова бывает во всех словах? (Корень)
  2. Что называется корнем? ( Корень – общая часть родственных слов.)

Вторая команда.

  1. Что такое приставка? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования  новых слов.)
  2. Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
  3. В чем отличие и сходство суффикса и приставки? (Суффикс и приставка – это части слова и при их помощи можно образовать новые слова. Суффикс находится после корня, приставка перед корнем.)

Оценка работы каждой команды.

III. Работа по карточкам.

1. Заполните таблицу, разобрав слова по составу. (Самостоятельная работа. Проверка с комментированием)

 

Слово

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

подготовка

под

готов

к

а

туманный

    

пригорок

    

перемена

    

отпуск

    

старый

    

Вывод: мы учились видеть в словах их части.

2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

под         хват       ок

по           снеж     чик

за            ряд        ник

3.Составьте слова из отгадок головоломок.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое? (подкова)

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

А окончание, как в слове МАМА.

Это слово -   (походка).

Вывод: мы учились из частей слов составлять слова.

Ребята, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах?

(Правильно определять части слов в словах нам нужно для того, что бы грамотно определить опасное место в слове и проверить его)

IV. Физминутка.

  1. Пальчиковая гимнастика «На море»

      На морском песке сижу,

      И в бинокль весь день гляжу,

      Как крабы ползут,

      Как рыбки плывут,

      Как дельфины ныряют, рыбок пугают.

      Как кит над водой выплывает

      И фонтан голубой выпускает,

      Как чайки над морем снуют,

      Рыбную мелочь клюют.

      Сколько чаек, как узнать?

      Помогите сосчитать!

      Раз, два, три, четыре, пять.            

  1. Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слова «пожалуйста».

- встаньте и выйдите, пожалуйста;

- будьте добры, похлопайте;

- поднимите руки, пожалуйста;

- потопайте;

- попрыгайте, пожалуйста;

- тихонько сядьте;

- тихонько сядьте, пожалуйста.

V. Работа возле доски.

На доске изображены схемы слов. Детям раздаются карточки со словами.

Необходимо определить, какие слова соответствуют данным схемам и определить место каждого слова.

Зимушка, перелётные, соседушка, известный, гриб, столы, угол, дома, грузчик, мастер, посевная.

Работа в тетрадях.

Прочитайте рассказ. В первой части замените выделенные слова родственными словами с суффиксами –очк-, -еньк-, -к-. Во второй части замените выделенные слова родственными словами с приставками со-, за-, вы-, у-.

Вчера на экскурсии мы видели белку. Морда у нее острая, а глаза круглые и черные. Они блестят, как бусины. Хвост пушистый, длинный. Передние лапы короткие, но коготки цепкие.

Белка – зверёк ловкий. С ветки на ветку перепрыгивала. Ягодку рвала, орех в дупло прятала. Нас видела – в дупло пряталась, а потом оттуда глянула.

Образец записи в тетрадях:

белку – белочку

VI. Итог урока.

Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

Оценка деятельности учащихся.

Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)

1. Заполните таблицу, разобрав слова по составу.

 

Слово

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

подготовка

под

готов

к

а

туманный

    

пригорок

    

перемена

    

отпуск

    

старый

    

2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

под         хват       ок

по           снеж     чик

за            ряд        ник

3. Составьте слова из отгадок головоломок.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое?

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

А окончание, как в слове МАМА.

Это слово - …

4.   Прочитайте рассказ.

В первой части замените выделенные слова родственными словами с суффиксами –очк-, -еньк-, -к-.

Во второй части замените выделенные слова родственными словами с приставками со-, за-, вы-, у-.

Вчера на экскурсии мы видели белку. Морда у нее острая, а глаза круглые и черные. Они блестят, как бусины. Хвост пушистый, длинный. Передние лапы короткие, но коготки цепкие.

Белка – зверёк ловкий. С ветки на ветку перепрыгивала. Ягодку рвала, орех в дупло прятала. Нас видела – в дупло пряталась, а потом оттуда глянула.

Образец записи в тетрадях:

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_ur_sostav_slova.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие  для учащихся 3-х классов

Тема: Обобщение знаний о составе слова.

Цель занятия:

- закрепить знания детей о частях слова;

- развитие навыков морфологического анализа и синтеза слов,

- формирование навыков словообразования при помощи суффиксов и приставок;

- развитие монологической речи учащихся;

- воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Оборудование:

таблицы, карточки с вопросами, индивидуальные карточки, карточки со словами, рабочие тетради, магниты.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Определить тему урока, зашифрованную на таблице.

АПРВЫСОСТАВДЛОСЛОВАРО

Запись темы урока в тетрадях.

Ребята, скажите, из чего состоит наша речь?

(Наша речь состоит из предложений, а предложения состоят из слов).

Ребята, назовите части слова, которые могут встречаться в наших словах.

Отгадывание ребуса слова «Корень» (таблица)

Разбор многозначности значения этого слова.

Звукобуквенный анализ слова корень.

II. Закрепление знаний о составе слова.          

Однажды части слов собрались вместе и стали спорить, кто из них важнее в словах. Корни говорили, что они самые важные, так как без них не может существовать ни одно слово. Приставки перебивали их и твердили, что они стоят впереди корня, значит заметнее и важнее. Суффиксы напоминали, что большинство новых слов образовано при помощи суффиксов, и если бы не они, то люди не узнали бы названия многих детенышей, маленьких предметов, названий профессий.

Ребята, а вы как считаете? Какая часть слова самая важная?

Давайте сейчас вспомним с вами все, что мы знаем о частях слова. Для этого мы разделимся на две команды. Каждому из вас нужно будет задать вопрос и ответить на вопрос товарища.

Первая   команда.

  1. Что вы знаете о родственных словах?

( Родственные слова имеют общую часть –  корень. Они близки по смыслу.)

  1. Какая часть слова бывает во всех словах? (Корень)
  2. Что называется корнем? ( Корень – общая часть родственных слов.)

Вторая команда.

  1. Что такое приставка? (Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования  новых слов.)
  2. Что такое суффикс? (Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
  3. В чем отличие и сходство суффикса и приставки? (Суффикс и приставка – это части слова и при их помощи можно образовать новые слова. Суффикс находится после корня, приставка перед корнем.)

Оценка работы каждой команды.

III. Работа по карточкам.

1. Заполните таблицу, разобрав слова по составу. (Самостоятельная работа. Проверка с комментированием)

Слово

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

подготовка

под

готов

к

а

туманный

пригорок

перемена

отпуск

старый

Вывод: мы учились видеть в словах их части.

2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

под         хват       ок

по           снеж     чик

за            ряд        ник

3.Составьте слова из отгадок головоломок.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое? (подкова)

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

А окончание, как в слове МАМА.

Это слово -   (походка).

Вывод: мы учились из частей слов составлять слова.

Ребята, для чего нам нужно уметь определять части слов в словах?

(Правильно определять части слов в словах нам нужно для того, что бы грамотно определить опасное место в слове и проверить его)

IV. Физминутка.

  1. Пальчиковая гимнастика «На море»

      На морском песке сижу,

      И в бинокль весь день гляжу,

      Как крабы ползут,

      Как рыбки плывут,

      Как дельфины ныряют, рыбок пугают.

      Как кит над водой выплывает

      И фонтан голубой выпускает,

      Как чайки над морем снуют,

      Рыбную мелочь клюют.

      Сколько чаек, как узнать?

      Помогите сосчитать!

      Раз, два, три, четыре, пять.            

  1. Я буду подавать команды, но выполнять их надо только тогда, когда я скажу волшебное слова «пожалуйста».

- встаньте и выйдите, пожалуйста;

- будьте добры, похлопайте;

- поднимите руки, пожалуйста;

- потопайте;

- попрыгайте, пожалуйста;

- тихонько сядьте;

- тихонько сядьте, пожалуйста.

V. Работа возле доски.

На доске изображены схемы слов. Детям раздаются карточки со словами.

Необходимо определить, какие слова соответствуют данным схемам и определить место каждого слова.

Зимушка, перелётные, соседушка, известный, гриб, столы, угол, дома, грузчик, мастер, посевная.

Работа в тетрадях.

Прочитайте рассказ. В первой части замените выделенные слова родственными словами с суффиксами –очк-, -еньк-, -к-. Во второй части замените выделенные слова родственными словами с приставками со-, за-, вы-, у-.

Вчера на экскурсии мы видели белку. Морда у нее острая, а глаза круглые и черные. Они блестят, как бусины. Хвост пушистый, длинный. Передние лапы короткие, но коготки цепкие.

Белка – зверёк ловкий. С ветки на ветку перепрыгивала. Ягодку рвала, орех в дупло прятала. Нас видела – в дупло пряталась, а потом оттуда глянула.

Образец записи в тетрадях:

белку – белочку

VI. Итог урока.

Ребята, чему мы сегодня научились на уроке?

Оценка деятельности учащихся.

Кто сейчас получит то, что вы услышите в стихотворении.

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка)

1. Заполните таблицу, разобрав слова по составу.

Слово

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

подготовка

под

готов

к

а

туманный

пригорок

перемена

отпуск

старый

2. Из данных частей составьте и напишите слова. Обозначьте в них приставку, корень, суффикс и окончание.

под         хват       ок

по           снеж     чик

за            ряд        ник

3. Составьте слова из отгадок головоломок.

Приставка в слове ПОДМЕТАТЬ,

Корень, как у слова КОВАТЬ.

Окончание в слове СОВА.

Что это такое?

Приставка спряталась в слове ПОКОРМИТЬ

Корень такой же, как в слове ХОДОК.

Суффикс сходный тому, что в слове ГЛАЗКИ

А окончание, как в слове МАМА.

Это слово - …

4.   Прочитайте рассказ.

В первой части замените выделенные слова родственными словами с суффиксами –очк-, -еньк-, -к-.

Во второй части замените выделенные слова родственными словами с приставками со-, за-, вы-, у-.

Вчера на экскурсии мы видели белку. Морда у нее острая, а глаза круглые и черные. Они блестят, как бусины. Хвост пушистый, длинный. Передние лапы короткие, но коготки цепкие.

Белка – зверёк ловкий. С ветки на ветку перепрыгивала. Ягодку рвала, орех в дупло прятала. Нас видела – в дупло пряталась, а потом оттуда глянула.

Образец записи в тетрадях:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....