отчет учителя-логопеда о проделанной работе
статья на тему

отчет о работе за год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл отчет учителя-логопеда о работе35.2 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт о проделанной работе учителя-логопеда Сухаревой Л. Н. в Государственном  казённом специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат №6 VIII вида г. Благодарного»  за 2013-2014 учебный год.

Логопедическую работу строю согласно рекомендации по организации логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (письмо Министерство Образования Российской Федерации от 20 июня 2002 г. №29 /2194-6).

      Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что обеспечивалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов.                                                                                                                                                                                                                                                                                    Работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию речи детей c ОВЗ. В системе занятий реализую основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, коррекционное развитие, коррекционное обучение. Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • формирование кинестетической основы артикуляторных движений;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций;
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармоничной и незакомплексованной личности.

Исходя из общешкольных задач, намеченных годовым планом школы на 2013-2014 учебный год, перед логопедической службой были поставлены следующие задачи:

  • Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности (устной и письменной речи) обучающихся;
  • Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи  у обучающихся, принятых на логопедические занятия;
  • Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность учащихся с ограниченными возможностями здоровья в процессе логопедических занятий;
  • Высокая эффективность каждого логопедического мероприятия (занятия, консультации и т.д);
  • Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Единство коррекции речи с коррекцией всей познавательной деятельности;
  • Комплексное развитие речи учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленное на:
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • обогащение и развитие словаря;
  • развитие грамматического строя речи;
  • формирование связной речи учащихся.

В 2013-2014 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного планирования для умственно отсталых детей с системным недоразвитием речи согласно результатам проведённого логопедического  обследования.

1. Всего на начало учебного года было выявлено с нарушениями речи

47

2. Зачислено на логопедические занятия:

- СНР тяжелая степень

- с нарушениями письменной и устной речи

- СНР средняя степень

12

29

6

3. Поставлено на очередь

2

4. Выпущено:

- всего

- со значительными улучшениями речи

9

9

5. Оставлено для продолжения занятий

- всего

- с улучшениями речи

38

33

6. Выбыл

1

Из зачисленных детей было сформировано 9 групп, индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции произношения посещало 18 человек.

Коррекционную работу строю поэтапно. Во время индивидуальных и групповых занятий добивалась   первичного умения воспроизводить тот или иной фонетический элемент, закрепляю полученные знания через упражнения, предусматривающие распад тех произносительных навыков, которые были утрачены. Максимально обеспечиваю  личностно-ориентированный подход к каждому ребенку с ОВЗ.

Все направления логопедической работы осуществляю одновременно, т.е. на одном занятии провожу работу как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря, и развития грамматического строя речи.

 Занятия проводятся в логопедическом кабинете, который находится на втором этаже, общая площадь 11 кв.м.

Кабинет оснащен специальным логопедическим оборудованием, имеется паспорт кабинета и план развития кабинета, а также портфолио учителя- логопеда. В кабинете по различным направлениям собран и создан богатый материал (методический, наглядный, речевой, дидактический). Для организации работы с учащимися непрерывно пополняется методическая база кабинета: методические разработки по структуре различных занятий  при разных  логопедических патологий, дидактические игры, раздаточный

 материал. Коррекцию нарушений (особенно нарушений звукопроизношения на логопедических занятиях) увязываю с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторикой у учащихся с ограниченными возможностями в здоровье.  В логопедические занятия, особенно в 1, 2, 9 «а» классах, продолжаю  включать  упражнения тонких движений рук, элементы логопедической ритмики, использую компакт диск «Веселая логоритмика». В ходе логоритмики у учащихся развивается речь, счетные навыки, расширяется кругозор, формируются количественные и временные представления.

Коррекционные упражнения, игровые упражнения, включенные в занятия, содержат творческий потенциал для организации мыслительной и речевой активности детей с ОВЗ, вызывают положительные эмоции, что повышает эффективность обучения.

Здоровьесберегающие технологии использую на каждом логопедическом занятии: упражнения для кистей рук, артикуляционные упражнения, упражнения по развитию речевого дыхания.

В соответствии с целью работы  логопедической службы, с учетом общего методического плана за 2013-2014 учебный год были проведены следующие мероприятия:      

                       I.   Организационная работа.

  1. Проведено логопедическое обследование обучающихся с речевой патологией и заполнены речевые карты.
  2. Обучающиеся, нуждающиеся в логопедической помощи, зачислены в группы с учётом возраста и речевого дефекта.
  3. Составлено расписание логопедических занятий и согласовано с администрацией школы.
  4. Логопедический кабинет подготовлен к началу занятий.
  5. В течение учебного года регулярно пополнялись материалом логопедические уголки в группах.
  6. Логопедический кабинет был пополнен новыми пособиями:
  • Слоговые таблицы.
  • Пособия для формирования навыка чтения и звуко-буквенного анализа.
  • «Буквы», «Звуки и буквы».
  • Набор текстов для проверки техники чтения.
  •  Артикуляционные профили звуков.
  • Альбом по развитию речи.
  • Дидактические игры на дифференциацию и автоматизацию звуков речи.
  • Дидактическая игра «Делим слова на слоги».
  • Карточки – символы гласных звуков.
  • Продолжаю вести работу по накоплению компьютерных программ для коррекции речи, психических процессов, провожу систематизацию методического материала в электронном виде.

     

       II.    Коррекционная работа.

В течение учебного года проводились коррекционные фронтальные и индивидуальные занятия логопеда согласно циклограмме рабочего времени.

  1. Научно-методическая работа.
  1. Инновационная деятельность.

 В своей  работе использую технологию моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях Ткаченко Т.А.

Технология Т.А. Ткаченко «Моделирование и проигрывание сказок на индивидуальных логопедических занятиях,   как средство развития и коррекции речи у детей с СНР I уровня» позволяет развивать мотивацию вербального общения, формировать первичные произносительные умения и навыки, совершенствовать слоговую структуру слов,  автоматизировать вызванные звуки речи, пополнять, уточнять и активизировать словарный запас и структуру предложений,  совершенствовать связные высказывания.

Использую нетрадиционные приёмы работы по развитию артикуляционной моторики   (авторы В.В. Коноваленко, СВ. Коноваленко).  В работе с детьми применяю  такие нетрадиционные упражнения, как: упражнения шариком и др.

                     2.Работа с педагогическим коллективом:

  • Проведена консультация для учителей начальных классов по теме: «Понятие и причины оптической диграфии», 05.11.2013 г. Разработаны и даны были рекомендации по теме.
  • Проведена консультация для  воспитателей по теме: «Причины и степени речевого недоразвития  детей с недоразвитием интеллекта», 17.10.2013 г. Разработаны и даны были рекомендации по теме.
  • Проведена консультация для  воспитателей по теме: «Значение и развитие мелкой моторики  для коррекции речевых нарушений», 22.01.2014 г. Разработаны и даны были рекомендации по теме.
  • Проведена консультация для русского языка по теме: «Формирование навыков чтения у учащихся 5-7 классов», 15.12.2013 г.  Разработаны и даны были рекомендации по теме.
  • Выпустила методички для учителей начальных классов и воспитателей школы «Умные пальчики».
  • Регулярно знакомилась с результатами диагностики, проведённой психологом школы, содержанием работы учителей начальных классов (по русскому языку и чтению) и воспитателей групп с 1, 2-7, 9 «а» классы.
  • Проводилось еженедельное консультирование педагогов школы по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе направленной на устранение речевого недоразвития.
  • Логопедические уголки групп регулярно обновлялись новой информацией.
  • Регулярно готовила необходимую документацию и принимала участие в работе школьной  ПМПк.

  3. Работа с родителями и другими представителями детей:

  • Проведена консультация для родителей, по теме: «Развитие           артикуляционной  моторики у детей», « Дыхательная гимнастика» 26.10.2013 г.
  • Выступила на  родительском собрании в 5,3 классах по  теме: «Семья, имеющая ребенка с речевыми нарушениями», 28.12.2013 г. Выпущена методичка для родителей по теме.
  • Выпущена методичка для родителей на тему: «Дыхательная гимнастика».
  • Выпущены памятки для родителей, обучающихся на тему: «Артикуляционная гимнастика с мамой».

 4.   Представление собственного теоретического опыта:

  • Создала  в социальной сети работников образования nsportal.ru. свой персональный сайт и  разместила методические материалы  на  личном сайте «Портфолио логопеда», годовые планы, календарно-тематические планы логопедической работы с 1, 2-7, 9 «а» классов коррекционной школы VIII вида, рекомендации родителям. Получила свидетельства о публикации в электронном СМИ и сертификаты. Была поощрена благодарностью за активное участие в социальной сети работников образования nsportal.ru.
  • На школьном сайте поместила модели совместной работы учителя-логопеда с психологом школы, схема совместной работы учителя-логопеда с педагогами.

  5. Представление собственного практического опыта:

  • Проведен логопедический утренник «Путешествие в страну красивой речи» для обучающихся 1, 2-7, 9 «а» классов школы, как итог логопедической работы,28.04.2013г.

Цель утренника, помимо демонстрации произносительных навыков учащихся с ОВЗ является расширение и активизация словарного запаса, закрепление навыка и синтеза, использование игровых приемов, способствующих формированию и содержанию интереса к школе, активизации мыслительной деятельности, решение логических задач, воспитание интереса к логопедическим занятиям.

6.  Повышение профессионального мастерства:

  • Прошла дистанционные курсы в учебном центре «Логопед-Мастер» в г. Москве по теме: «Универсальная система коррекции фонетических  нарушений у детей. Сочетание традиционных подходов с инновационными технологиями», с 08.02.2014г.  по 10.02 2014 года.

   В своей работе использую ИКТ, занятия, консультации, родительские собрания становятся «современными», интересными, насыщенными, что повышает эффективность и результативность работы.

Принимаю участие в работе МО учителей начальных классов, воспитателей; в районном МО логопедов. Осуществляю самообразовательную работу по новинкам методических журналов «Воспитание и обучение детей с нарушениями речи», «Дефектология», «Начальная школа», «Коррекция и развитие» и другие с целью повышения своего профессионального уровня.

Учитывая динамику речевого развития за 2013-2014 учебный год, добилась  следующих результатов:

превосходная - 9 чел. (19%); положительная -32  чел. (68%); незначительная - 6 чел. (13%).

Систематическая работа в тесном контакте с воспитателями, учителями, посещение уроков учителей с целью наблюдения за учащимися - речевиками, взаимосвязь с родителями дали высокую эффективность каждого занятия, своевременное выявление трудностей, которые испытывает ребенок с ОВЗ на уроках и определение целей для каждого занятия.

На 2014-2015 учебный год планирую улучшить формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с нарушением речи, с целью увеличить роль работы родителей и повысить результаты работы; проводить занятия, используя различные современные методы коррекционной логопедической работы.