Конспект логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса».
план-конспект занятия по теме

Загоденко Наталья Ивановна

Логопедическое занятие валеологической направленности, в котором интегрированы образовательные области "Развитие речи", "Коммуникация",  "Здоровье", "Музыка", посвящено ознакомлению детей с образованием голоса, его свойствами  и правилами гигиены голоса.  Содержит логопедические и речевые игры, которые способствуют развитию словесно-логического мышления, слухового внимания, фонематического восприятия, голоса, ,автоматизации и дифференциации звуков. Может быть интересно логопедам, дефектологам, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                    Загоденко Наталья Ивановна,

                                                          учитель-логопед высшей категории

                                                               МБОУДОД «Детский оздоровительно-                      

                                                                            образовательный (социально-педагогический)                                                                                              

                                центр» г. Владимира

Конспект логопедического развлечения для детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Тема: «Голос и его свойства. Гигиена голоса»

         Цели:

         Обучающая:

  • Формировать знания детей о свойствах голоса.

          Развивающая:

  • Развивать активное слуховое внимание, фонематическое   восприятие,

речевую память, словесно-логическое мышление.

          Коррекционная:

  • Дифференцировать звуки [л] и [р] на слух в предложениях

      и текстах.

           Воспитательная:

  • Прививать детям навыки гигиены голоса.

Интеграция образовательных областей:

«Развитие речи», «Коммуникация», «Здоровье», «Музыка».

          Демонстрационный материал: схема органов артикуляции, платок.  

        Ход развлечения:

I. Слушание песни.

    Дети слушают аудиозапись детской песни В. Шаинского «От улыбки…».

II. Беседа о голосе и его свойствах

     Учитель-логопед:

    - Вы прослушали отрывок из детской песни. Как вы думаете, что дает возможность нам петь, говорить? (Ответы детей).

   - В том, что мы говорим нормальным голосом, поём и иногда даже кричим, заслуга вовсе не языка, губ и зубов, а маленьких складок слизистой оболочки, которые находятся глубоко в дыхательном горле, -  голосовых связок. Посмотрите на схеме, где находятся голосовые связки.

(Педагог показывает детям на схеме органов артикуляции расположение голосовых связок).

  - У детей короткие связки, поэтому они говорят «тоненьким» голосом. По мере того как человек растет, удлиняются и его голосовые связки. У некоторых они становятся настолько длинными, что человек начинает говорить и даже петь басом.  

     Когда мы молчим или шепчем, связки расслаблены, они расходятся в стороны и свободно пропускают воздух. Но если мы вдруг решим запеть или что-то громко сказать, связки сомкнутся. Воздух будет стремиться протиснуться между ними, и связки начнут колебаться подобно струнам музыкального инструмента. Положите ладонь на горлышко и порычите:

 р-р-р-р. Что вы чувствуете? (Ответы детей). Правильно, вибрацию или дрожание. Это работает «голосовой моторчик».

    Больше всего голосовые связки боятся простуд и крика. При простудах они воспаляются, а при крике слишком сильно напрягаются. Повредив связки, можно на время потерять голос.

   У голоса есть свойства. Сейчас мы узнаем, какие.

Поиграем вместе.

III. Игра «Улитка» («Узнай по голосу»).

      Дети встают в круг, выбирают «улитку» и завязывают «ей» глаза платком, ставят в середину круга. Идут по кругу со словами:
      Улитка, улитка, высунь-ка рога.
     Дам тебе я сахару, кусочек пирога.
     Угадай, кто я, улиточка моя!

Выбранный ребенок называет имя «улитки». «Улитка» угадывает голоса детей, пока не ошибется. Ребенок, которого не узнали по голосу, становится «улиткой».

    Учитель-логопед:

  - Мы узнаем человека по голосу, даже если его не видим. Почему? (Ответы детей).

  • У каждого человека своя, особая окраска голоса (тембр).

Это первое свойство голоса.  

IV. Игра «Тихо – громко».

   - Тихий и громкий голос мы используем в разных случаях повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, мама разговаривает с ним тихо. Перед сном поет тихонько колыбельную песню или рассказывает ребенку сказку. Обычно мы разговариваем умеренно громко или нормально. В большом зале на конкурсе чтецов ребенок читает стихотворение громко.

  • Можно говорить тихо, громко и нормально.

Сила голоса – это его второе свойство.

V. Игра «Высоко – низко»

     Учитель-логопед:

   - Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У…». (Дети подражают образцу, данному взрослым).

   - Давайте изобразим голосом маленького щенка. (Дети высоким голосом подражают лаю и рычанию щенка: аф-аф, р-р-р-р…).

  - Изобразите большую собаку. (Дети подражают лаю и рычанию большой собаки низким голосом).

  • Человек может говорить голосом разной высоты.

Высота голоса – это его третье свойство.

VI. Игра «Карусели»  

Дети встают в круг, берутся за руки и идут по кругу, говоря:

- Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

(идут и говорят в медленном темпе).

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает)

Все бегом, бегом, бегом

(двигаются и говорят в быстром темпе)!

Тише, тише, не спешите

(темп постепенно замедляется) —

Карусель остановите

(идут и говорят в медленном темпе, останавливаются)!

Раз, два, раз, два

(хлопают в ладоши и говорят медленно).

 Вот и кончилась игра!

 !!! Игра учит ребенка координировать речь с движением, постепенно меняя в игре темп речи и движений.

Учитель-логопед: 

  • Темп речи бывает медленный, нормальный и быстрый.

   - Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов). Поэтому важно постепенно вырабатывать умеренный темп речи.  То есть говорить нужно не очень быстро и не очень медленно, а в нормальном темпе.

VII. Игра «Кто быстрее?»

(автоматизация звуков [л] и [р] в предложениях).

   Учитель-логопед:

- Посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку.

Желающие участвовать в соревновании дети произносят выученные на логопедических занятиях скороговорки, определяют победителя.

     Скороговорки:

  1. У Кондрата куртка коротковата.

  2. Сидели на лавочке две Клавочки, делили булавочки.

  3. Белый снег. Белый мел.

      Белый заяц тоже бел.

      А вот белка не бела,

      Белой даже не была.

  4. Ехал грека через реку,

      Видит грека: в речке – рак.

      Сунул грека руку в реку,

      Рак за руку греку – цап!

  5. Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

  6. По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

VIII. Викторина  

Задание 1. «Окраска (тембр) голоса» Вопросы:

 - Можете ли вы узнать, кто говорит в другой комнате: мама или папа, или бабушка, или младший братишка, если вы их не видите? Как вы их узнаете?

(Ответы детей). 

Задание 2. «Тихо и громко»

Вопросы:

 - Скажите: когда следует говорить тише или громче обычного?

1. Дома кто-то болен, отдыхает, работает, а к тебе пришли в гости друзья, и ты им рассказываешь о своих рыбках в аквариуме.

2. Ребята заблудились в лесу и зовут на помощь.

3. Ты на утреннике рассказываешь стихотворение.
4. Тебе нужно попросить на занятии у товарища карандаш.

5. Ты рассказываешь сказку младшей сестренке дома перед сном.

    (Учитель-логопед уточняет ответы детей).

Задание 3. «Медленно и быстро»

  Вопросы:

- Всегда ли люди говорят в одном и том же темпе? (Нет.)

- В каком темпе нужно разговаривать, чтобы тебя понимали?

(Нужно разговаривать в нормальном темпе.)

- Когда уместно говорить очень быстро?

(Когда рассказываешь скороговорку).

IX. Подведение итогов занятия.  

      Учитель-логопед:

- О чем вы сегодня узнали? (О свойствах голоса).

- Какими же свойствами обладает наш голос? (Ответы детей. Уточнение ответов учителем-логопедом).

- Как мы можем сберечь голос? (Ответы детей).

Учитель-логопед обобщает ответы детей, уточняет их и называет

 правила гигиены голоса:

1. Укреплять здоровье, чтобы не болеть.

2. Не кричать без крайней необходимости.

3.Чтобы голос стал более красивым и сильным, нужно учиться петь.