ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ НА КОМБИНИРОВАННОМ УРОКЕ.
статья (5 класс) на тему

Григорьева Зинаида Ильинична

Этот материал полезен для методического объединения учителей, работающих с обучающимися с ОВЗ, для всех учителей - предметников. В статье рассмотрены методы и виды работ на комбинированном уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ЭТАПЫ   ОРГАНИЗАЦИЯ   ТРУДОВОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧИТЕЛЯ  И  ОБУЧАЮЩИХСЯ   НА   КОМБИНИРОВАННОМ   УРОКЕ.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» - писал В.А.Сухомлинский.

Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, увидеть каковы отношения учителя и обучающихся:

- глубоко или поверхностно он знает свой предмет;

- как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников;

- кто он: примитивный информатор или организатор   учебного процесса;

- обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;

-умеет ли использовать процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.

 Ведь урок является живой клеточкой учебно-воспитательного процесса, всё самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Примерно 50 - 60% всех уроков  комбинированные.

«Всякий труд, в том числе и учебный,  начинается с организации условий, при помощи  которых он протекает наиболее благоприятно».

1 -ый этап урока  - организационный   (огрмомент). Задача этого этапа – обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.  Содержание этого этапа:

  1. Взаимное приветствие.
  2. Определение отсутствующих.
  3. Проверка готовности учащихся к уроку.
  4. Проверка подготовленности классного помещения  к уроку.
  5. Организация внимания учащихся.

Для организации внимания целесообразно использовать пословицы, поговорки, ребусы, кроссворды, считалки, чистоговорки и скороговорки, пальчиковую гимнастику.

Условием получения положительных результатов на этом этапе является:

требовательность, сдержанность, собранность учителя, ярко выраженная волевая направленность педагога, отсутствие многословия, внимание к учащимся и твёрдое намерение без задержки перейти непосредственно к уроку.

2 – ой этап урока: проверка домашнего задания. Девиз этого этапа: «Задаёшь  - проверяй, не проверяешь  - не задавай!» Ведь без отзыва, без оценки проделанной работы со стороны учителя ученик не знает качества своей работы, не владеет самым главным в ней – результатом, не ощущает радости успеха или горечи ошибок!

Домашняя самостоятельная работа уч-ся приобретает серьёзное педагогическое значение лишь в том случае, если она систематически направляется не только предварительным инструктажем, но обязательной систематической проверкой выполнения с последующим исправлением и корректированием. При ином подходе она может являться источником опаснейших заблуждений, искажением  истинных знаний. Приёмы проверки домашнего задания разные:

- показать части растения на комнатном цветке;

- назвать слова с безударной гласной О;

- прочитать предложения, в которых есть слова.. ( слова на доске с пропущенной орфограммой, её прежде доказать) и т.д.

3 - ий этап: этап проверки знаний учащихся.

Проверка знаний учащихся всегда должна служить не только цели контроля, но и целям обучения. Она всегда в определенной степени должна быть обучающей.

Основное содержание этого этапа:

1.Проверка различными методами объёма и качества усвоения материала отдельными учениками (карточки, тесты, работа у доски, тренировочные упражнения за компьютером).

2.Проверка образа мышления отвечающих;

3.Проверка  сформированности  общеучебных  и социальных навыков и умений;

4. Комментирование  (оценивание) ответов уч-ся;

5.Организация коллективной и индивидуальной работы.  

4 –ый этап: подготовка к активному и сознательному усвоению нового учебного материала.

Содержание этапа:

- сообщение темы нового материала;

- формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала;

- показ практической значимости изучения нового материала;

-постановка перед учащимися учебной проблеме.

Что же такое цель урока?  

Цель – это предвидение возможных результатов и программа действий учителя и ученика, направленная на получение желаемого результата. Здесь уместны слова американского сатирика Марка Твена: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда».

Этот этап отвечает на вопросы: Что будет изучаться?  Зачем это надо знать? Где эти знания в жизни можно будет применить?

5 –ый этап: усвоение новых знаний, когда основным ответственным лицом за свою работу и поведение становится ученик. Важным на этом этапе является то, что вся работа строится на ранее изученном материале.

При помощи наглядных пособий; раздаточного материала, счётного материала, натуральных предметов, методов анализа, синтеза, сравнения и обобщения, в форме игры и т.д. дети сами приходят к выводу или определению по изучаемой теме.

6 –ой этап: закрепление новых знаний.

Организуя работу на этом этапе, учитель должен помнить о том, что ни один факт, ни один довод не должен  остаться в голове ребёнка праздным словом. Всё должно будить мысль, воображение, эмоции. К.Д.Ушинский сравнивал учителя, не заботящегося о закреплении знаний с возницей, который вовсю погоняет лошадь, забыв увязать кладь на повозке. Он с рекордной скоростью доезжает до места назначения, но не замечает, что всё рассыпал по дороге, и его поездка была по меньшей мере бесполезной. «Нельзя загружать только память ученика, необходимо давать пищу уму и воображению» - К.Д.Ушинский.

7 –ой этап: инструктаж по выполнению домашнего задания.

Содержание этого этапа:

1.Подведение итогов урока: как работал класс, кто из детей работал особенно старательно, что нового узнали.

2.Мотивирование дом.задания: пробуждение у уч-ся любознательности;  стремление к усовершенствованию учебных  навыков, интереса к учёбе, к признанию и оценке их труда. Многообразие домашних заданий – преграда  одностороннему развитию личности.

Мы рассмотрели краткое содержание семи этапов комбинированного урока. Это набор максимальный, но не стандартный. Совсем необязательно в каждом комбинированном уроке иметь именно такое количество этапов и располагать их в таком порядке. Всё зависит от замысла учителя, от педагогически целесообразной логики построения урока. Профессор Э.Л.Гришин в книге для учителя говорит, что комбинированный урок встречается в 13 692-х вариантах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные приёмы и методы, стимулирующие познавательную деятельность учащихся на различных этапах комбинированного урока.

Разнообразные традиционные и инновационные приёмы и методы поддерживают и усиливают интерес к изучаемому материалу,помогают развивать мыслительную деятельность учащихся и корректировать недостатки пси...

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение....

Использование Интернет-ресурсов на различных этапах организации и проведения уроков информатики

Актуальность рассматривается на современном этапе информатизации общества, где в глобальной сети Интернет находится большое количество различных ресурсов, многие из которых можно и необходимо использо...

Период производственной практики — важный этап дальнейшей трудовой деятельности учащихся.

Данная статья отражает роль прохождения производственной практики на предприятии....

«Примеры использования игр на разных этапах комбинированных уроков биологии и профильного труда (цветоводства)»

Примеры использования игр на разных этапах комбинированных уроков биологии и профильного труда (цветоводства). ...