Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Мануйлова Ольга Викторовна

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».

Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudovaya_distsiplina_moyo_na_sayt.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Чумаковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Номинация: Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение

Категория: Конспект урока в 9 классе коррекционной школы


Название работы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения»

Автор: Мануйлова Ольга Викторовна,

Учитель трудового обучения,

1 категории

с. Чумаково

2014г.

Правовая неделя на уроке трудового обучения (швейного дела)

6, 9 класс.    Учитель швейного дела Мануйлова Ольга Викторовна

Тема недели: Правовая

Тема урока: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения»

Цель: «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды»

      Вольтер (1694 – 1774г.г). французский писатель, философ – просветитель

Задачи:         

Образовательная:

  • формировать положительное отношение к законам и обязательность их выполнения;
  • способствовать формированию правовой культуры.
  • формировать начальные знания о трудовых правоотношениях работника и работодателя;
  • учить соотносить трудовую дисциплину на работе и дисциплину на уроках трудового обучения;
  • учить адекватно анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу;

         Коррекционно - развивающая:

  • развивать логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву;
  • развивать словарный запас детей, воображение, восприятие;
  • развивать коммуникативные качества учащихся;
  • формировать умения работать и анализировать нормативно-правовые документы;
  • грамотно реализовывать на практике свои конституционные права.

Воспитательная:

  • воспитывать гражданско-патриотические чувства у учащихся; 
  • повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних;
  • воспитывать уважение к праву;
  • формировать представление о культуре труда;
  • формировать активную жизненную позицию учащихся.

Основные понятия:

Право; трудовое право; трудовая дисциплина, правоотношения; субъекты права; Трудовой кодекс РФ; несовершеннолетний; труд; право на труд.

Межпредметные связи:

·       основы правоведения.

Оборудования и материалы:

компьютер, мультимедийная установка, доска, опорный конспект, нормативно-правовые документы, раздаточный материал, карточки с тестовыми заданиями, вспомогательный материал (жетоны для определения лучшей команды, надписи команд, фанты-задания, песочные часы, вопросы в электронном варианте, аудиозапись) 

Методические рекомендации: урок можно разделить на два урока – занятия, а можно скооперироваться с учителем обществознания и провести с ним  оба урока, один урок ведёт учитель трудового обучения – другой урок – учитель обществознания.

План урока

ПЛАН (на доске):

I)              Труд

II)          Дисциплина

III)        Трудовое право

IV)        Трудовая дисциплина

V)           Источники трудового права

VI)         Трудовые отношения

VII)        Методы обеспечения дисциплины

VIII)       Основные права и обязанности работников

IX)                    Основные права и обязанности работодателей

X)              Правила внутреннего трудового распорядка

XI)              Дисциплинарные взыскания 

XII)               Ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины. Порядок наложения дисциплинарных взысканий

XIII)              Поощрения, установленные трудовым законодательством за успехи в работе, и порядок их применения

X IV)               Время отдыха

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Трудовая дисциплина»

Как вы понимаете: Что такое дисциплина?

Слайд 2:

Сознательная дисциплина — разве это не есть истинная свобода?
Николай Константинович Рерих

Дисциплина – мать победы.
Александр Васильевич Суворов

Учитель: О чём эти афоризмы?

- Как вы их понимаете?

- Какое отношение они имеют к сегодняшнему занятию?

2.        Основная часть.

2.1 Беседа.

Учитель: Сегодняшняя тема урока познакомит вас с «Правом на труд».  «Труд — право или обязанность?»

– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?

– Копать и закапывать яму с утра и до вечера — это труд? Вспомните миф о Сизифе.

Составление учащимися в группах предложения со словом «труд».

Порядок составления предложения:

1 строка - «труд»,

2 строка - два прилагательных,

3 строка - три глагола,

4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.

Примерное предложение.

Труд

Добровольный, оплачиваемый

Радует, удовлетворяет, обогащает.

Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.

Учащиеся зачитывают составленные ими предложения.

Риторический вопрос учителя:

– Так что же такое труд?

  Для лучшего усвоения нового материала, предлагаю подумать и раскрыть  смысл определений понятий. Внимание на экран. (Слайд 3. На экране высвечиваются несколько вопросов. Ребятам дается 1 минута для их запоминания.) Предлагаю вам немного поиграть. Ученикам на разносе предлагаются для ответов карточки с вопросами.

Ученики: Ответы

Учитель. Итак, обобщая ваши ответы,  и изученные ранее темы мы запишем определение

«Трудовое право» - отрасль российского права, регулирующая правоотношения между работником и работодателем  и другие непосредственно с ними связанные, производные от трудовых отношения и устанавливающая права и обязанности субъектов трудового права и ответственность за их нарушение. (слайд 4)

«Трудовая дисциплина» - сознательное, добросовестное выполнение работником своих трудовых обязанностей, добровольное соблюдение установленного порядка, своевременное и точное исполнение приказов и распоряжений администрации по работе. (слайд 5)

Учитель. Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них — Конституция РФ.

– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе о правах человека? (слайд 6-7)

– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд — это право или обязанность?

Учитель. Обратимся к конституции РФ глава 2 статья 37.(раздаточный материал статья из конституции)  В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.

- Как же трактует конституция право на труд?

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Отсутствует статья о тунеядстве.

 

– Правильно ли это на ваш взгляд?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?

– Чем труд является для каждого из вас?

Учитель. Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.

Выступления учащихся со своими комментариями.

Учитель.  А теперь подумайте, какими методами можно пользоваться работодателю для обеспечения трудовой дисциплины?

Ответы учащихся

Учитель: Методами обеспечения трудовой дисциплины являются убеждение, воспитание сознательного отношения работника к труду, его поощрение за добросовестный труд. Трудовая дисциплина на предприятиях, в учреждениях, организациях обеспечивается также созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы (ст. 128 КЗоТ РФ). (слайд 9)

Учитель.  А какими методами пользуется учитель для обеспечения дисциплины на уроке?

Ответы учащихся

Учитель: Кто знает основные права и обязанности работников и работодателей? 

Ответы учеников (фронтальный опрос) 

Учащиеся: Наиболее общие права и обязанности работников и работодателей закреплены в ст. 2, 127, 129 КЗоТ РФ. Работники обязаны работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно и точно исполнять приказы и распоряжения администрации, повышать производительности труда, улучшать качество продукции, соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, бережно относиться к имуществу. (слайд 10) 

Учитель: Схожи правила работников с правилами на уроке учащихся?

Ответы учеников

Учащиеся: Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, внимательно относиться к нуждам и запросам работников, улучшать условия их труда и быта. (слайд 11) 

Учитель: А кто этим занимается в школе?

Ответы учеников

Учитель: Правила внутреннего трудового распорядка состоят из семи разделов: I. Общие положения; II. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих; III. Основные обязанности рабочих и служащих; IV. Основные обязанности администрации; V. Рабочее время и его использование; VI. Поощрения за успехи в работе; VII. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. В отдельных правилах может быть предусмотрен раздел, регулирующий вопросы охраны труда работников. (слайд 12) 

Учитель. В правилах внутреннего трудового распорядка предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как:

  1. предупреждение о неполном служебном соответствии;
  2. перевод работника с его согласия на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев;
  3. перевод с согласия работника на работу. Не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года;
  4. освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности);

увольнение за однократное нарушение законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей. (слайд 13) 

Дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную.

К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все работники за нарушения правил внутреннего трудового распорядка. Общая дисциплинарная ответственность предполагает применение к нарушителю трудовой дисциплины дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 135 КЗоТ РФ и правилами внутреннего трудового распорядка. Такими взысканиями являются:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. строгий выговор;
  4. увольнение. (слайд 14)

Учитель: А какие дисциплинарные взыскания могут быть у нас  в школе?

Ответы учеников

Ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины. Порядок наложения дисциплинарных взысканий

В соответствии с трудовым законодательством обеспечение дисциплины труда достигается и с помощью метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, то есть к ним применяются средства дисциплинарного воздействия - дисциплинарные взыскания.

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служит один и тот же вид правонарушения - дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, в качестве условий привлечения работника к дисциплинарной ответственности следует выделить: а) неисполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных действующим трудовым законодательством; б) вина работника (умышленная или неосторожная); в) противоправный характер действий работника, нарушающих внутренний трудовой распорядок, законодательство о труде.  (слайд 15)

Учитель: А за что дисциплинарные взыскания могут быть у нас  в школе?

Ответы учеников

Учитель. Поощрения, установленные трудовым законодательством за успехи в работе, и порядок их применения

Поощрение - это публичное признание результатов труда работников, которое, осуществляется с помощью различных мер поощрения (морального и материального характера), а также путем предоставления льгот и преимуществ.

Меры поощрения в зависимости от общественной значимости заслуг работников подразделяются на две группы: поощрения за успехи в работе и поощрения за особые трудовые заслуги.

Поощрения за успехи в работе можно подразделить на носящие материальный и моральный характер. Как правило, поощрения применяются индивидуально. В отдельных случаях могут применяться меры поощрения к коллективам бригад, участков, цехов, предприятий. (слайд 16) 

Успехи в труде служат основаниями применения следующих мер поощрения:

  1. объявление благодарности;
  2. выдача премии;
  3. награждение ценным подарком;
  4. награждение почетной грамотой;

занесение в Книгу почета или на Доску почета. (слайд 16) 

Учитель: А чем могут поощрить у нас  в школе?

Ответы учеников

И будучи работниками, следует помнить о рабочем времени (Слайд «Рабочее время» и времени отдых (отдых это – (слайд «Время отдыха»).

Предлагаю и нам сделать перерыв, ведь учебная деятельность – это тоже работа. Физкульт минута (музыкальный фрагмент) «Производственная гимнастика»

            Наш урок подходит к концу. Я очень надеюсь, что полученная информация вам пригодится, и как говорят мудрые: «Предупрежден, значит вооружен», а мы закрепим изученное. Работа с тестами (2 мин). А теперь проверим ответы (на экране правильные ответы и баллы). (Тесты учитель может составить опираясь на Трудовой кодекс и учебник).

И предлагаю вам немного поиграть команда «Работодатель» и команда «Работник». Задание: команда «Работодатель» в течение 1 минуты составляет требования для работников, а команда «Работник» после полученной информации предлагает свои условия, на которые смогут выполнить предложенную работу» 1 минута.

3.Итог урока.

Учитель:  Хочу задать вам вопрос: почему же эпиграфом урока были слова французского писателя, философа Вольтера «Труд избавляет человека от трех главных зол – скуки, порока и нужды»?

Ну и на последок: ещё один афоризм:

Дисциплина в учреждении была железной: если по коридору летела муха, все понимали, что она выполняет указание заведующей.
Михаил Мамчич

Всем спасибо, до свидания.