Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида.
план-конспект занятия по русскому языку (7 класс) на тему

Вайзерова Евгения Александровна

Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnyy_urok.rar23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийский словарный урок.

7 класс КГКОУ ШИ 16


Цель: обучающиеся познакомятся с жизнью В.И. Даля и его «Толковым словарём живого великорусского языка», расширят представление о справочной литературе в целом, струк-туре, содержании словаря В.И. Даля.

Задачи:

  • образовательные: знакомство с биографией В.И. Даля, формирование умений пользоваться словарём;
  • коррекционно-развивающие : развитие  познавательного интереса,  логического мышления, творческой активности обучающихся;
  • воспитательные: воспитание любви к родному языку, чувство сопереживания за коллектив и личной ответственности за общее дело.


                                         Ход мероприятия:

  1. Обучающиеся разыгрывают сценку « Главный день жизни В.И. Даля».

Действующие лица: автор, В.И.Даль, ямщик

(Слайд – зимняя дорога)

            Автор: 2 марта 1819 года Владимир Иванович был выпущен из Морского корпуса мичманом в Черноморский флот. Морозным вечером по дороге из Петербурга в Москву на паре почтовых лошадей ехал молоденький мичман. Одежда грела плохо, юноша жался в санях. Ямщик из Зимогорского Яма (дело было в Новгородской губернии) поглядел на небо и в утешение продрогшему до костей моряку сказал:

          Ямщик: Замолаживает!

          Автор: По-русски сказано, а мичману слово ямщика не вразумелось.

          Даль: Как замолаживает?

         Автор: Ямщик объяснил значение незнакомого мичману слова. А тот, несмотря на мороз, выхватил из кармана записную книжку и окоченевшими руками написал:

        Даль (говорит, делая записи в тетрадке): Замолаживать – иначе пасмурнеть – в Новгородской губернии, значит заволакивать тучками, говоря о небе, клониться к ненастью…

(Слайд - «Толковый словарь живого великорусского зыка»)

        Автор: Эти строки, написанные на морозе 1819 года, были зародышем колоссального труда, который стал известен под названием «Толковый словарь живого великорусского зыка». Над своим словарем Даль работал 53 года.

  1. Определение темы и цели занятия.

Учитель:

 Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Всеволод Рождественский

Тема занятия сегодня - «Всероссийский словарный урок».

- Как вы думаете, а почему в теме нашего урока употреблено слово «всероссийский»? 

- А кто из вас знает, почему именно сегодня мы проводим словарный урок?

Учитель:  22 ноября – день рождения Владимира Ивановича Даля, создателя уникального «Толкового словаря живого великорусского языка». Именно в этот день отмечается  всероссийский День словарей и энциклопедий.

- А что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале? 

       3. Знакомство с биографией В.И. Даля.

Учитель:  давайте подробнее познакомимся с биографией выдающегося человека Владимира Ивановича Даля. И помогут в этом обучающиеся 8 класса.

1 ученик: Владимир Иванович Даль - гений русской словесности, внес неоценимый вклад в развитие русского языка. Даль родился в ноябре 1801 года на Украине.  Семья его была очень образованной: отец родился в Дании, юношеские годы провел в Германии, где обучался богословию и различным языкам; мать была немкой, и, как и его отец, увлекалась языками.В детстве Владимир получил домашнее образование. С ранних лет занимался стихосложением и изучением языков. Когда Далю исполнилось 14 лет, Владимир поступил в петербургский кадетский корпус, где проучился три года.

 2 ученик:  Окончив учебу, Даль отправляется на службу на Черноморский флот. В речи сослуживцев, он нередко замечал неизвестные ему слова. Так, Владимиру Далю в голову пришла идея записывать слова в блокнот и разъяснять их, тем самым положил начало составления своего толкового словаря. Служба на Черноморском флоте для Владимира Ивановича быстро закончилась. Выйдя в отставку, первое время Владимир Даль давал частные уроки, занимался репетиторством. Вскоре Владимир Иванович решает поступить в Дерптский университет, на медицинский факультет.

 3 ученик:  В 1829 году Владимир Иванович Даль окончил обучение, и став хирургом отправился на русско-турецкую войну. Даль работал в полевом госпитале и был на хорошем счету. После окончания русско-турецкой войны, Владимир Иванович продолжил врачебную практику - занимался проблемами эпидемии. Его смелости можно только позавидовать. Этот мужественный врач не раз бывал в селах, где зверствовала холера.В 1832 году Даль обосновался в Санкт-Петербурге и решил сосредоточиться на литературном творчестве. Журналы публикуют его стихи и произведения, которых накопилось очень много.

1 ученик: Спустя год, Владимир Даль становится государственным служащим, был назначен чиновником по особым поручениям Оренбургского губернатора. Работа заставляла его много ездить по губернским землям, и наблюдать быт простого народа. Владимир Иванович не оставляет литературной деятельности. Не только литературой ограничивалась научная и культурная деятельность Даля. Владимир Иванович был разносторонним человеком, и за годы, проведенные в Оренбурге, собрал замечательную коллекцию флоры и фауны своей губернии. За проделанную работу Владимир Даль стал почетным членом Академии наук.

2 ученик:  Когда русская армия отправилась в Хивинский поход, Владимир Иванович вернулся к врачебной деятельности. По возвращению из похода, он возвращается в столицу, где начинает работать в Министерстве Внутренних Дел. Владимир Иванович не оставляет литературу и продолжает писать различные рассказы, описывать крестьянский быт и нравы простого народа. В 1849 году, он по собственному желанию отправляется в Нижний Новгород. Отсюда его направляют работать управляющим в удельную контору, в обязанности входило принимать жалобы крестьян, писать и составлять различные акты. На безвозмездной основе, здесь, Даль занимается врачебным делом, говорят, что ему приходилось даже проводить хирургические операции. Работа доставляла этому удивительному человеку удовольствие. Общение с простым народом находило отражение в его творчестве.

3 ученик:  Умер Владимир Даль в 1872 году, в Москве. Он был потрясающе разносторонним человеком, природа щедро одарила Даля умом, а он в свою очередь его широко использовал на благо общества.  Владимир Иванович увлекался ботаникой и зоологией, интересовался Даль и гомеопатией, спиритизмом.  Помимо этого он умел играть на музыкальных инструментах. Талант Владимира Ивановича Даля всегда находил отражение во всем, чем занимался этот замечательный человек. Главной работой Владимира Ивановича Даля был толковый словарь, который известен нам всем с детства.

       4. Работа со словарем В.И.Даля.

Учитель: Впереди нас ждут интересные задания.

(Класс делится на 3 группы, работа в группах).

Выполняя задания, вы будете пользоваться словарями как справочными пособиями. Команда, справившаяся с заданием первой и правильно выполнившая задание, получает воздушный шарик.

  • Задание «Знакомство»

Первое задание - самое важное. На столе у каждой команды лежит словарь В.И.Даля. Рассмотрите его внимательно: обложку, выходные данные, особенности словаря.

  • Задание «Знаток пословиц »:

Командам нужно за отведённое время восстановить пословицы по словарю.

Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.

Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
От трудов праведных/не нажить палат каменных.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.

  • Задание «Кто больше?»

Найдите в словаре В.И.Даля как можно больше:

1 команда - пословиц;

2 команда – поговорок;

3 команда – загадок

  • Задание «Найди отгадки»

1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? ( Камень)
4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)
5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)

  • Задание «Попробуй объясни» 

Авсень (встреча весны)
Вёдро (ясная погода)
Желя (печаль, грусть)
Левретка (борзая собака)
Клёвый (хороший, пригожий)
Суседко (дедушка, домовой)
Фаля (простак, разиня)

5. Подведение итогов. Призы победителям.

Учитель: подведём итог нашей работы, что узнали о словаре В.И. Даля:

1.Содержит более 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок, служащих для пояснения смысла приводимых слов;
2. Словарь построен по алфавитно-гнездовому принципу; 
3. Слова местного употребления, обозначены пометами (южное, тверское, камчатское, архангельское, западное и др.);
4. В основу словаря был положен живой народный язык;
5. Словарь охватывает лексику письменной и устной речи 19 века, а также термины различных профессий и ремёсел.

1 ученик : 
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим. 

Учитель : Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. “Передай заднему мост”,- любил повторять Даль. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперед тем, кто идет следом.
Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени.


2









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках письма во 2 классе коррекционной школы VIII вида(I четверть)

Данная работа поможет познакомить обучающихся со словарным словами по программе 2 класса в I четверти. Презентация содержит в себе тест на знание  словарных слов, который позволяет оценить знания...

Интерактивный тренажёр "Словарные слова" (для 5 класса коррекционной школы VIII вида)

Тренажер включает в себя 21 словарное слово из курса 5 класса коррекционной школы VIII вида. Ввод пропущенных букв с клавиатуры. Есть возможность исправить ошибку. Можно работать со словами из главног...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

«Применение занимательных упражнений при изучении словарных слов на уроках русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида».

В данной работе представлены упражнения дла закрепления и автоматизации правописания словарных слов на уроках русского языка....

Коррекционное обучение на уроках математики в начальных классах коррекционной школы VIII вида

В данном материале представлены виды заданий, которые можно использовать для реализации коррекционно - развивающих задач на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида....

Кроссворд "10 словарных слов" для обучающихся 5-9 классов коррекционной школы 8 вида

кроссворды для 5-9 классов составлены в соответствии с учебниками русского языка для коррекционных школ 8 вида Галунчиковой, Якубовской....

Коррекционные игры и упражнения в работе со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах коррекционных школ

В статье представлены игры и приемы в работе со словарными словами на уроках русского языка...