«Реализация личностно-ориентированного подхода при организации работы над проектом на уроках трудового обучения»
проект по технологии на тему

Бондаренко Александр Сергеевич

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация личностно-ориентированного подхода при организации работы над проектом на уроках

трудового обучения»

На современном этапе во всём мире образование рассматривается в качестве важнейшего фактора становления личности как индивидуальности. Из этого вытекает необходимость перехода на инновационное обучение, так как обновление содержания образования без изменения других составляющих не даст ожидаемого результата. Поэтому такое внимание уделяется проектированию личностно-ориентированного образовательного процесса, связанного не только с изменением содержания, но и функцией современного образования, разработкой новых технологий.

Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение, а особенно среди педагогов коррекционных школ. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация, как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений. Также необходимо использовать индивидуальные способы учебной работы и индивидуальные механизмы усвоения, руководствоваться личностным отношением к учебной деятельности.

Для того чтобы выявить личностную ориентацию на теоретическую и практико-производственную деятельность, избирательное отношение учащихся к характеру заданий целесообразно использовать метод проектов. С учетом интересов, склонностей и возможностей детей с ОВЗ я предлагаю своим ученикам выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным отчётом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет ребенку с ОВЗ продолжать учиться в группе, оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения и, вместе с тем, качественно углублять свои знания и выявлять свои ресурсы в области, соответствующей его интересам, склонностям и возможностям.

Работая над проектом «Казачья вышка» у моих воспитанников развивались такие личностные качества как инициативность, рефлексивность, планирование действий, адекватная самооценку, умение работать в творческом коллективе, состоящем из учащихся разных классов.

Функциональные обязанности каждого участника проекта были четко оговорены (как требовалось в ПОЛОЖЕНИИ).

Был проведён анализ вместе с учащимися фотографий и рисунков казачьих поселений со сторожевыми вышками, были выработаны и прорисованы эскизы казачьей вышки.

При рассмотрении конструкции вышки с учащимися десятых классов, была выбрана основа, на которую крепилась вышка — поперечный срез сосны диаметром 30 см, заготовленный ранее.

Для изготовления стоек и перекрытий были выбраны ветки дерева различного диаметра (от 3 до 20 мм). Этим материалом послужили отходы заготовленных ранее хлыстов для сооружения ограды-плетня.

Технология изготовления этой конструкции сводилась к ручной заготовке стоек нужной величины и закреплению их на основании и между собой. Для этого необходимо было разработать эскиз с проработкой деталей и указанием их размеров.

От первоначального эскиза, сделанного с фотографии совместно с учащимися, был прорисован общий вид сторожевой вышки с указанием деталей и т.д. см Проект.

Метод проектов, реализующий образовательную (знакомство с основными технологическими знаниями), воспитательную (развитие личностных качеств), развивающую (осознание возможности применять технологические знания для анализа и решения практических задач) функции, становится в современных условиях ведущим в технологическом образовании школьников с ОВЗ.

Технология проектной познавательной деятельности предъявляет ряд требований и к учителю. Среди них наиболее значимыми сегодня являются переход на индивидуализацию педагогического процесса и предоставление школьникам самостоятельности в управлении познанием. В ходе выполнения проекта изменяется роль учителя от носителя информации до организатора деятельности, консультанта, коллеги. При проведении личностно-ориентированного урока учитель также принимает на себя роль координатора, участвует в совместном с учащимися поиске и анализе оптимальных условий решения учебных задач. Основной ценностью урока становится обращение к процессуальной стороне, то есть к тому, как ученик учится и сотрудничает с учителем. Таким образом, меняется тип взаимодействия ученика и учителя, ориентация учителя на анализ процессуальной стороны, а позиция ученика от исполнителя к активному деятелю.

Из сказанного выше становится ясно, что метод проектов наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного обучения. Преимущество проектирования в том, что оно даёт возможность детям с ОВЗ выбрать изделие по своим силам и интересам, проявить полную самостоятельность в изучении нового материала, приобрести опыт в умении отстаивать свою точку зрения, дать оценку своей работе и проанализировать её. Система выставок творческих работ дает возможность выявлять, развивать и поддерживать одарённость детей с ОВЗ.

Для всех детей главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к детям с ОВЗ эта цель особенно значима. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей сейчас обращено внимание современного общества, которое в первую очередь возлагает надежду на их успешную социализацию. Таким образом, поддержать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках трудового обучения.

Освещается цель проетного обучения, характеристика этапов проекта, классификация проектов, оформление паспорта проекта....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТЕСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (РАЗВИТИЯ РЕЧИ).

Статья содержит способы организации речевой деятельности на уроках русского языка....

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Педагогический проект на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как  реализация личностно-ориентированного подхода к обучению».В новых социально-экономическ...

Виды работы с текстом на уроках трудового обучения

В данной презентации перечислены основные виды работы с текстом на уроках трудового обучения, с приведением примеров и инструкций к выполнению....

Организация работы над проектами на уроках математики

В данной статье раассмотрены вопросы совместной работы учителя и ученика...

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися на уроках трудового обучения

Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение адаптированными основными общеобразовательными  программами для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-...

ТВОРЧЕСКИЙ УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Обобщение опыта работы использования проектной деятельности методиеского объединения  трудового обучения в школе для обучающихся с ОВЗ....