ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТЕСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (РАЗВИТИЯ РЕЧИ).
статья по русскому языку на тему

Вергазова Оксана Владимировна

Статья содержит способы организации речевой деятельности на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЙ  ПОДХОД  К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТЕСТОМ НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА  (РАЗВИТИЯ РЕЧИ).

Интерес  специалистов к организации творческого поиска учащихся на уроке русского языка (развития речи) в последние годы активно возрастает. Это связано с необходимостью внедрения в школьную практику новых форм и приемов работы с текстом, направленных на  решение ряда проблем в коммуникативной сфере учащихся.  Бедность словарного запаса, узость кругозора,  недостаточная сформированность навыка изучающего чтения, слабое владение нормами русского литературного языка и навыками связного изложения мыслей в устной  и  письменной форме вызывают негативное  восприятие  у  школьников к выполнению заданий, направленных на лингвистический и экстралингвистический  анализ текста.

  Неутешительные результаты наблюдений  учителей  требуют серьезного переосмысления подходов к осуществлению творческого и интеллектуального развития школьников средствами языка для успешного решения речевых задач. В процессе поиска  современных форм работы с текстом  учитель  должен  уметь  прогнозировать степень интереса учеников к планируемым заданиям и при этом не забывать о том, что "развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) ...".[4;4] 

Спектр  учебных возможностей  организовать  речевую практику на уроке русского языка зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя. Преобладание традиционного подхода на уроках развития речи, при котором ученик не является ведущим участником коммуникативного взаимодействия в процессе общения с учителем, не позволяет повысить обучающий эффект. Нацеливание школьников на заранее подготовленную учителем  ответно-вопросную форму работы при анализе готового текста или на подготовительном этапе создания связного монологического  высказывания  учащимися противоречит современному развивающему подходу к обучению. Педагог часто недооценивает возможности своих учеников и  берет на себя функции "путеводителя", тем самым педагог лишает  возможности школьников развиваться и самосовершенствоваться. Более того,  однообразная, скучная  форма работы является причиной снижения мотивации школьников, объясняет их рассеянность и невнимание к происходящему на уроке.

Каждый из видов речевой деятельности имеет свои широкие обучающие возможности и предполагает свои оптимальные варианты работы. Инновационный подход к обучению работы с текстом  нацелен не только на повышение результативности уроков развития речи, но и на положительное   отношение учащихся к работе на уроке со словом,    воспитание в них интереса  к  обогащению устной и письменной речи. Учитывая общие требования ФГОС основного общего образования, современный педагогу, нацеленному на творческий успех школьников, необходимо осознать, что "система работы по развитию речи сегодня должна быть направлена на совершенствование всех видов речевой деятельности, интеллектуальное и творческое развитие личности средствами  языка, формирование навыков  проведения многоаспектного анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное...".[3;4]

Важную роль в формировании познавательного интереса у учащихся, развитии речевой и мыслительной деятельности играет активное применение информационных  технологий  на уроках русского языка. Внедрение ИКТ на разных этапах работы с текстом  позволяет не только повысить интерес и внимание школьников к речевому взаимодействию, но и способствует стимулированию фантазии учеников, их стремлению к построению речевых высказываний, самоанализу и взаиморецензированию в процессе творческого поиска.  При создании презентаций и интерактивных упражнений к урокам развития речи современному,  творческому педагогу необходимо планировать систему работы с учащимися таким образом, чтобы задания  разного уровня сложности были нацелены не на усвоение и применение конкретных знаний по шаблонному маршруту, а на умение вызвать у школьников живой интерес к решению речевых задач. Серия вопросов и продуманные ответы учителя при обучении написанию сочинений и изложений лишают школьников возможности  продвижения в развитии, подчиняют их продиктованной схеме работы по выполнению поставленной задачи.

Необходимым условием инновационного подхода к работе с текстом является высокий уровень организации самостоятельной деятельности учащихся, результативность  которого  заключается в  успешном создании нового продукта и, как следствие, повышении мотивации и самооценки у каждого участника творческого процесса.

Несмотря на многообразие способов организации речевой деятельности  на уроке, можно выделить несколько общих этапов и приемов их подготовки и проведения с учетом пересмотра требований к содержанию  работы с текстом:

Во-первых,   учащиеся должны быть нацелены на содержательную, интересную творческую деятельность и успешное решение поставленных практических задач независимо от уровня  подготовки. Важно предоставить возможность каждому участнику познавательного процесса самостоятельно организовать систему работы с текстом, при осуществлении которой  в случае столкновения со сложностями и их преодолении, учащийся приобретет более прочные навыки, ощутит продвижение  в речевом развитии.

Во-вторых, в процессе подготовки школьников к выполнению речевых задач проводится тщательный отбор заданий комплексного характера, направленных на развитие памяти, обогащения словарного запаса и грамматического строя языка учеников. В целях повышения эффективности творческой деятельности учащихся учителю необходимо сочетать упражнения  воспроизводяще-творческого  и собственно творческого характера и увеличивать количество работ второго типа.

В-третьих, учитель как организатор  и руководитель речевой и мыслительной деятельности учащихся должен  выявить пути предотвращения возможных речевых ошибок при анализе и конструировании текста. Для этого педагогу необходимо предусмотреть возможные логические и технические приемы учебной  работы,  успешное овладение которыми поможет учащимся  научиться самостоятельно выстраивать план работы и выполнять его, переносить известные приемы деятельности на решение других задач.

В-четвертых, степень мотивации школьников при работе с текстом во многом зависит от уровня познавательной деятельности  учащихся. «Под уровнем познавательной деятельности  подразумевается степень восхождения учащихся к научному, техническому и художественному творчеству».[5;46]

 Поэтому учителю при подборе заданий  следует учитывать творческие возможности каждого учащегося и осуществлять на уроке дифференцированный подход к обучению. Условное деление класса на разноуровневые группы должно работать на  повышение уверенности учеников в своих возможностях, вызывать в них живой интерес к продуктивной речевой деятельности. В результате  уровни, связанные с необходимостью поисков ответов  на простые  вопросы при анализе текста, уступят место уровням, характеризующим  воспроизведение и творчество более высокого качества. В случае успешного поступательного движения, прогнозирование которого осуществляется на этапе подготовки, учащиеся самостоятельно научатся раскрывать новые стороны изучаемых явлений, преодолевать трудности и достигать высоких результатов творческого поиска.

Таким образом, обучение основным видам речевой деятельности требует от современного учителя осуществления инновационного подхода к   организации  работы по развитию речи  на уроке русского языка.   Основу новой системы приемов и форм составляет ориентирование учащихся на  саморазвитие и самосовершенствование. Роль педагога-наблюдателя, направляющего и контролирующего самостоятельную, творческую, познавательную деятельность учеников,  должна  сменить роль учителя-путеводителя, действия работы которого оказываются малоэффективными в школьной практике сегодняшнего дня и не позволяют организовать успешное решение речевых задач.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Методика развития речи на уроках русского языка : пособие для учителей / под ред. Т.А.Ладыженской.  ̶ М.: Просвещение, 1980.  ̶  240с.

2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.  ̶  2-е изд.  ̶  М.: Просвещение, 2010.  ̶  112с.  ̶  (Стандарты второго поколения), с.5,6.

3. Развитие речи. 5-9  классы : инновационная технология обучения / авт.-сост. О.А.Дюжева.  ̶  Волгоград : Учитель, 2012.  ̶ 167с.

4. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 5-7 классы /авт.-сост. Н.Ф.Ромашина.  ̶  М.: Планета, 2013.  ̶ 160с.  

5.Творческая работа на уроках русского языка. 5-11 классы: нестандартные задания, рекомендации, уроки / авт.-сост. Н.М.Сулицкая, Н.Ю.Кадашникова.  ̶  Волгоград : Учитель, 2013.  ̶ 190с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по овладению детьми связной речью

Выступление в рамках проведения заседания методического объединения учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений...

организация работы по формированию культуры речи в условиях детского дома.

 Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, необходимо уделять внимание формированию к...

Организация работы с тестами как контроль знаний обучающихся

Исследование закономерностей процесса обучения географии с учетом специфики содержания предмета обязательно предполагает раскрытие существенных связей и зави...

Проектная работа "Организация работы по развитию связной речи учащихся на ступени основного и среднего (полного) общего образования".

В соответствии с современными требованиями к уровню образовательной подготовки и уровню личностного развития учащихся первостепенной задачей обучения становится формирование текстовой компетенции как ...

Методические основы по организации работы с картинами для развития связной речи у детей с ОВЗ

Известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Дайте ребенку картину, и он заго­ворит». С классиком трудно не согласиться, но, в наше время далеко не каждая картина побуждает ребенка к заинте­ресованному о...

Организация работы по развитию словесной речи у учащихся с недостатками слуха во внеурочное время школе-интернате 1-2 вида.

Организация работы по развитию словесной речи учащихся с недостатками слуха во внеурочное время, т.е.свободное время, самоподготовка. Организация работы с учетом особенностей глухих и слабослышащих уч...

«Организация работы по формированию пространственной ориентировки в музыкальной деятельности и физическом развитии с детьми с нарушением зрения и речи в условиях ДОУ»

Выступление на тему формирования простарнственной ориентировки с детьми с нарушением зрения и речи с кратким описанием значения этого аспекта и примерными игровыми заданиями....