Перспективный план логопедической работы с обучающимися 3 класса (сложная структура дефекта)
методическая разработка на тему

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для обучающихся 3 класса (сложная структура дефекта)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с обучающимися  3 –  класса

Темы и содержание занятий

Развитие лексико – грамматического компонента речи

Развитие психологической базы речи

Развитие мелкой моторики и пространственных ориентировок

Количество

часов

1. Диагностический

этап.

Исследование состояния звукопроизношения, звукослоговой структуры слова, фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматического строя речи, импрессивной речи и неречевых процессов.

8

2. Органы речи.

  • Знакомство со строением артикуляционного аппарата.
  • Развитие слухового восприятия. Различение звуков окружающей действительности, узнавание неречевых звуков.
  • Развитие речевого слуха. Различение одинаковых слов, звуков по высоте, тембру голоса.

Развитие восприятия и понимания речи.

  • Понимание простых инструкций.
  • Понимание  и выполнение сложных инструкций в заданной последовательности.

  1.Развитие   зрительного

восприятия :

  • Быстрое нахождение предметов по слову.
  • Быстрое нахождение предметов по краткой экспозиции.
  • Синтез предмета из его частей.
  • Синтезирование разрезных карт.
  • Соотношение частей и целого.
  • Узнавание предметов по контуру, перечёркнутые,
  • наложенные друг на друга.

2.Развитие тактильного восприятия:

  • Определение предметов на ощупь «Волшебный мешочек».
  • Дифференцированное узнавание похожих предметов.
  • Нахождение предметов с закреплённым лексическим понятием (найди всё круглое , твёрдое , гладкое и т.д. ).

3. Развитие слухового восприятия.

  • Соотнесение знакомого шума с предметом ( операция индентификации ).
  • Определение направления шума (развитие пространственного гнозиса ).
  • Дифференциация резко отличающихся по высоте неречевых шумов.
  • Установление последовательности звучаний шумов .
  • Различение шумов сходных между собой.

4. Развитие памяти.

  • Расширение объёма зрительной кратковременной памяти (избегать линейного расположения предметов ).
  • Формирование навыка дифференциациии зрительных запоминаний.
  • Линейное распознавание предметных картинок в сюжетной последовательности: дети- лес- ёжик- дом.
  • Комбинированный линейный ряд : картинка – буквы ;  буквы – цифры .
  • Развитие линейной памяти на материале глагольных слов : играл – упал – заплакал.
  • Развитие слуховой памяти:  отражённое повторение предложений с добавлением нового слова.

5. Развитие мышления.

  • Формирование обобщения :

-обобщение словом ;

-группировка предметов по внешнему сходству;

-родо – видовое обобщение.

  • Операция сериации : расположение предметов в ряд по нарастающим или убывающим признакам.
  • Соотношение предметов по ведущему признаку.

Операция сравнения предметов.

6. Развитие навыка  самоконтроля.

1. Игра "Сделай так же".

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.
Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:
а) квадрат из треугольников по заданному образцу,
б) елочку из треугольников,
в) узор из геометрических фигур,

г) композицию,

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке.

2. Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга.

7. Развитие пространственных и временных представлений.

  • Положение предметов в пространстве: правый – левый, слева – справа, вверху – внизу, верх – низ, верхний – нижний.
  • Развитие конструктивного праксиса путём моделирования предметов, букв из палочек.
  • Уточнение порядка следования: первый – последний, перед, после, за (сказка «Репка»).
  • Игры: «Кто тянул репку?», «Пустое место», Который и сколько», «Что изменилось в ряду?».
  • Уточнение временных понятий: вчера – сегодня – завтра,
  • Утро – день – вечер – ночь.

Упражнения для развития мелкой моторики:

  • Считаем пальчики (колечки).
  • Спрячь пальчики в кулачок.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Вращение кистями рук.
  • Выгибание кистей рук.
  • Прогибание кистей рук.
  • Чередование выгибания и прогибания кистей рук.
  • Щелчки.
  • Коготки.
  • Ножницы.
  • Солнечные лучи.
  • Фонарики.
  • Бегающие человечки.
  • Бычок, божья коровка.
  • Белка.
  • Бутон.
  • Бабочка.
  • Грибок.
  • Гусь.
  • Домик.
  • Ёжик.
  • Ёлочка.
  • Замок.
  • Зонтик.
  • Зайчик.
  • Ковшик.
  • Корзинка.
  • Коза (улитка).
  • Курочка.
  • Лошадка.
  • Лодочка.
  • Мышка.
  • Очки, бинокль.
  • Поднос.
  • Петушок.
  • Птичка.
  • Рыбка.
  • Собачка.
  • Слон.
  • Дождик, снег, капель.
  • Кормление птиц.
  • Цветок.
  • Шарик.
  • Окошко (квадрат).
  • Освободи пальчики.
  • Пальчики здороваются.
  • Речка, ручеёк, дорожка.
  • Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
  • Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
  • Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
    "Месим, месим тесто,
    Есть в печи место.
    Будут-будут из печи
    Булочки и калачи".
  • Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
    "Я катаю мой орех,
    Чтобы стал круглее всех".

Коррекция динамического праксиса
I блок упражнений.


«Пальчик» (указат. палец)
«Зайчик» (2 пальца)
«Кулак» 

Начинать с ведущей руки,

потом дополнительная рука,

двумя руками одновременно (пальчики, зайчики, кулачки).

если ребенок справляется, выполнять то же с выключением зрительного анализатора.

Потом прибавляем:
"Козу-дерезу" (пальчик – зайчик – кулак + коза)
Задача –
выработать автоматизм.
"Я стукну 1 раз – ты мне покажешь пальчик, 2 раза – зайчик и т.д."
II блок упражнений.


1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок.
2. "Курочка" – веер опущен.
III блок упражнений. 


1. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются.
2. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.
IV блок упражнений.

 
1. "Солнышко" - расставлены пальцы от себя.
2. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.
3. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.
4."Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.
Блоки упражнений с включением обеих рук.


1.
"Бинокль" – пальцы собраны
   
 "Петушки" пальцы

(Стол – стул – кресло)

3. "Ворота" – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы расставлены        (Бинокль – петушки; бинокль – олень)

(Петушки – курочка + бинокль – олень)

2. "Стол" – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает.
   
"Стул" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони короткой стороной.
   
 "Кресло" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони длинной стороной. отводятся.
   
"Дорога" – руки выпрямить, большие пальцы спрятать.
   
«Мост» - руки выпрямлены, большие пальцы друг к другу – встречаются фаланги пальцев.

(Ворота – дорога – мост)

4. "Миска" – крест-накрест согнутые ладошки.
   
 "Гнездо" – 2 ладони рядом, чуть заходят одна за другую.
   
"Гнездо с яичками" – 1 ладонь согнута, другая сверху прикрывает.

  • (Миска – гнездо + гнездо с яичками) 

5. "Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.

  • (Пальчик – зайчик – улитка с рожками + улитка с домиком).

6. "Ветки" - ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены.
   
"Корни" – ладони к себе.

(Солнышко – флажок – ветки – корни)
7.
"Ваза" – руки вместе, локти соединены, пальцы согнуты.
   
 "Бутон" – руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы разводим.
   
"Цветок" – пальцы раскрыты.

  • (Ваза – бутон – цветок)




10

3. Слово.

  • Усвоение понятия «слово».
  • Выделение заданного слова в ряду других.
  • Различение слов, сходных  по звуковому составу (сон – сын, стол – стул, коза – коса и т.п.).
  • Выделение слова из простого нераспространённого предложения.
  • Условно – графическое изображение слова.

Формирование навыка словообразования:

  • образование множественного числа существительных

именительного падежа на

и, -ы, -а;

  • образование существительных именительного падежа с помощью суффиксов:

существительные м.р.с суффиксами –ок, -ик (столик),

существительные с суффиксами –онок, -ёнок (слонёнок)

существительные с суффиксами –очк, -ечк (розочка),

существительные с суффиксами –ник (дворник).

18

4. Предложение.

  • Понятие «предложение».
  • Интонационные границы предложения.
  • Развитие предложений на слова.
  • Дифференциация понятий «слово - предложение».
  • Условно – графическая запись предложений.
  • Анализ предложений из двух – трёх слов.
  • Составление предложений к действиям и сюжетным картинкам.
  • Договаривание  предложений по картинкам (И.п. и В.п. ед. ч. существительных).
  • Договаривание  предложений по картинкам (косвенные падежи ед. ч. существительных).
  • Составление предложений по сюжетным картинкам по образцу. Согласование глагола настоящего времени с существительным.
  • Составление предложений по сюжетным картинкам по вопросам. Согласование глагола прошедшего времени с существительным.
  • Составление предложений с данным словом. Простые предлоги (в, на, с, из, под, над).
  • Распространение предложений дополнениями. Составление рассказа по опорным словам. Составление предложений по картине, деление на слова.

18

5. Слоговой состав слова

  • Работа над восприятием и воспроизведением неречевых ритмических структур. Отстукивание, отхлопывание  симетричных и несиметричныхструктур.
  • Понятие «слог». Деление слов на слоги.
  • Дифференциация длинных и коротких слов, сотнесение их с соответсвующей схемой – полоской.
  • Определение количества слогов в слове. Условно – графическое изображение слогов.

Формирование навыка словообразования:

  • Притяжательные прилагательные на –ин (мамин, Дашин).
  • Образование качественных прилагательных с помощью суффиксов – е, - ее (выше, сильнее)
  • Образование прилагательных с суффиксом –ов (сосновый).
  • Образование прилагательных с суффиксом –н (зимний, лесной).
  • Образование прилагательных с суффиксом –ск (деревенский).

20

6. Звуки речи.

  • Способы образования гласных звуков.
  • Способы образования согласных звуков.
  • Дифференциация гласных и согласных звуков.
  • Выделение  гласных и согласных звуков из слогов, слов.
  • Условно – графическое изображение гласных и согласных звуков.
  • Образование прилагательных. Согласование с существительными в роде.
  • Образование прилагательных. Согласование с существительными в числе.
  • Образование прилагательных. Согласование с существительными в роде и числе.

15

7. Гласные звуки.

  • Уточнение артикуляции и звучания гласных звуков.
  • Соотнесение артикуляции гласных звуков с их зрительными символами.
  • Выделение гласного звука:

1) в ряду других гласных;

2) в начале слова ( в ударной позиции);

3) в середине слов типа»мак.кот».

  • Вычленение гласного звука:

1) из ряда гласных;

2) из серии  слогов с повторяющимся гласным звуком(ул – ус – ур );

3) из слов в начальной позиции под ударением;

4) из середины слова, где гласный звук находится под ударением.

  • Звук и буква А.
  • Звук и буква У.
  • Звуки и буквы А, У.
  • Дифференциация звуков и букв А – У.
  • Звук и буква О.
  • Звуки и буквы А, У, О.
  • Дифференциация звуков и букв А – У – О.
  • Звук и буква Ы.
  • Косвенные падежи количественных числительных (один, два, пять) с существительными.
  • Косвенные падежи существительных (детёныши животных)
  • Существительные, обозначающие профессии с суффиксами – тель, - ист, - щик.

Простые (в, на, по,над) и сложные (у, к, из – за, из – под, через, между, около) по пониманию предлоги:

  • Выполнение инструкций.
  • Понимание пространственного отношения на фрагментарных картинках (чашка на столе, птичка в клетке).
  • Соотношение словосочетаний или предметов с нужным предлогом (кукла - машина).
  • Понимание пространственных предлогов с опорой на графическое изображение.
  • Составление простых предложений с предлогом по картине.
  • Составление простых предложений с предлогом с помощью вопросов.

20

8. Согласные звуки.

Последовательная отработка правильной артикуляции согласных звуков, их характеристика (в соответствии с последовательностью их усвоения на уроках чтения)

  • Уточнение артикуляции и звучания  согласных звуков (м. с, х, п, ш, ф, т, л, н, р, к, з, в, б, г, д).
  • Узнавание согласного звука (на слух) в конце, начале и середине слова.
  • Вычленение согласного звука (на слух) из серии слогов: та – то – ту, ас – ос – ис (Игра «повтори за мной»
  • Вычленение согласного звука из начала слова.
  • Вычленение последнего согласного звука в слове.

Уровень обощений.

Формирование обобщающих понятий по лексическим темам:

  • Игрушки.
  • Посуда.
  • Одежда.
  • Мебель.
  • Овощи.
  • Фрукты.
  • Одежда.
  • Обувь.
  • Транспорт.
  • Музыкальные инструменты.
  • Насекомые.
  • Домашние животные.
  • Дикие животные.
  • Рыбы.
  • Птицы.
  • Семья.
  • Учебные вещи.

20

9. Звуко – буквенный анализ слогов, слов.

  • Звуковой анализ обратных и прямых слогов типа ом, ма (Игра«Подбери слог»).
  • Звуковой анализ слов (мак, муха). Игра«Волшебное слово».
  • Преобразование слов путём замены одних звуков другими (сом – дом, дом – дым).
  • Преобразование слов путём наращивания и отнимания звуков.

Игры: «Сосчитай, не ошибись», «Сосчитай и отложи», «Подними фигурку», «Разложи картинки», «Азбука  Морзе», «Красный – синий»,»Ищу свой домик».

  • Знакомство с категорией одушевлённости предметов. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?
  • Род существительных (соотнесение с местоимениями мой, моя, моё, мои).
  • Работа с антонимами.
  • Родственные слова. Образование родственных слов.
  • Приставочные глаголы. Образование.
  • Согласование глаголов прошедшего времени с существительным в числе.
  • Согласование глаголов 3 лица настоящего времени с существительным в числе.
  • Согласование с существительными в роде и числе (Игра «Вкус и цвет»).

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план логопедических занятий для 1 класса (сложная структра дефекта) в коррекционной школе VIII вида

Планирование логопедических занятий разработано для учащихся 1 классов со сложной структурой дефекта....

Перспективный план логопедической работы с обучающимися начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий для начальных классов специальной коррекционной школы VIII вида....

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 7 класса (сложная структура дефекта)

В планировании представлены темы и содержание логопедических занятий с обучающимися 7 класса (сложная структура дефекта)...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся данной логопедической  группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы специальной (коррекционной) школы VIII вида вследствие системного недоразвития речи различной степени...

Перспективный план логопедической работы с обучающимися 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся данной логопедической группы испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку и чтению вследствие системного недоразвития речи различной степени тяжести при умственной...

Формирование графомоторных навыков письма у обучающихся со сложной структурой дефекта (из опыта работы).

В работе с детьми со сложной структурой дефекта  одной из самых сложных задач это научить, а детям научится владеть ручкой, овладеть навыками письменной речи, сформировать графический навык письм...