Индивидуальная рабочая программа "Особый ребёнок" по предметно-практической деятельности 1й год обучения.
рабочая программа на тему

Кабанова Галина Евгеньевна

Программа предназначена для обучения на дому ребёнка со сложным дефектом развития. Программа апробирована автором. Возможно внесение корректив. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА № 42 Г. РОСТОВА – НА – ДОНУ

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГКОУ РО школы-интерната VIII вида № 42

Приказ  от  ___________________  №  ___________

Подпись руководителя____________ И. Ю. Богданова

Индивидуальная рабочая программа по предметно-практической деятельности

«Особый ребенок»  1-й год обучения 

______________________________________________________________________________

для______Ф.И. ребенка_____________________________________ обучающегося на дому

Составитель –

учитель Кабанова Галина Евгеньевна 

2014-2015 учебный год

                                             

Пояснительная записка

           Индивидуальная рабочая программа по предметно-практической деятельности « Особый ребенок» 1 года обучения для обучающегося  Ф.И. ребенка, составлена с учетом действующих ФГОС НОО, на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г), с учетом рекомендаций  программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М,1984г), программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы М. « Просвещение» 2010 г. под редакцией В.В. Воронковой, а также в соответствии с образовательной программой ГКОУ РО школы-интерната VIII № 42  и следующими нормативными правовыми документами:

  1. Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Областным законом «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС,
  3. Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 06.03. 1986 г. №4076-86 «Санитарные правила устройства, оборудования, содержания и режима специальный общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (с изменениями на 29.06.2011г.),
  4. Положением о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов в ГКОУ РО школе-интернате VIII № 42
  5. Локальными актами образовательного учреждения;

Цель:  активное познание окружающей действительности, формирование коммуникативных навыков, элементарного

            самообслуживания и социальной адаптации с одновременной коррекцией основных психически процессов в конкретной

            практической деятельности.

             

Задачи:

  • Развитие способности познавать себя;
  • Развитие умения понимать свои потребности и самостоятельно заботиться о себе;
  • Развитие бытовой ориентировки, элементарной самостоятельности,

                  санитарно-гигиенических навыков;

  • Развитие способности ориентироваться в окружающем и адекватно воспринимать его;
  • Развитие всех анализаторов зрительного, осязательного, обонятельного;
  • Формирование представлений и понятий о цвете, форме и величине;
  • Развитие общей и мелкой ручной моторики, коррекция недостатков двигательной сферы;
  • Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
  • Развитие умения применять навыки общения  в повседневной жизни.

              Индивидуальная  рабочая программа по предметно-практической деятельности «Особый ребенок» 1-й год обучения составлена с учетом возраста, психофизических особенностей и диагноза обучаемого  на дому  Ф.И.ребенка. Программа содержит материал, направленный  на формирование у ребенка основ социальной адаптации.

Общая характеристика предмета

Предметно-практическая деятельность является важной составляющей образовательного процесса. ППД – предполагает разнообразие видов заданий, обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов.

Основным механизмом включения учащихся в деятельность является сотрудничество взрослого с ребенком в различных видах деятельности: совместной (сопряженной), полусопряженной, отраженной и самостоятельной. Развитию ППД предшествует длительный период овладения действиями с предметами (хватанием, удержанием и другими манипуляциями , собственно предметными действиями), использования предметов по их функциональному назначению способом, закрепленном за ними в человеческом опыте.

Целью уроков ППД является формирование у детей данной категории житейских понятий, способов действий, представлений и знаний, минимально необходимых для овладения элементарными операциями детского ручного труда, развитие предметных действий, коррекция нарушений восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, речи в процессе предметной деятельности, дидактических игр, действий с разнообразными игрушками, работы с мозаикой, бумагой, нитками, природным материалом, элементами конструирования и ручного труда. Уроки ППД создают базу в виде общего и речевого развития уч-ся  и готовят их к усвоению материала по другим учебным предметам.

ППД способствует воспитанию у детей эмоциональности и умения выражать свои чувства, учит терпению, настойчивости, аккуратности, трудолюбию, умению помогать другому, делиться материалами, инструментами, радоваться успехам своим и товарищей. Уроки ППД способствуют развитию и совершенствованию активности и самостоятельности уч-ся, навыков взаимоотношения и опыта совместной деятельности, формируют положительные качества личности. ППД является первым этапом системы трудового обучения.

Уроки ППД способствуют формированию мотивационной готовности к трудовому обучению, развитию произвольности

( формированию умений подражать действиям взрослого, действовать по показу, образцу, словесной инструкции, подчинять свои действия заданному правилу). В соответствии с указанными целями и задачами определяется содержание ППД. Содержание программы по ППД отражает коррекционную, развивающую, воспитательную и образовательную роль данного учебного предмета.

Место предмета     

Учебный предмет «Предметно-практическая деятельность» является частью учебного плана «Особый ребенок». Количество часов: в неделю -1 ч, в год - 34 ч. (для обучающихся на дому).

          Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.  

     

  Приказ Министерства образования и науки РФ №253 от 31.03.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

   Включает перечень используемых учебников и учебных пособий; печатных, электронных, экранно-звуковых учебных изданий; технических средств обучения (средств ИКТ), образовательных ресурсов; учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования; натуральных объектов; демонстрационных пособий; музыкальных инструментов и т.д.

Методическая литература для учителя

  1. Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью».

            М.,«Академия», 2003 год.

  1. Л.Б.Баряева, И.М.Бгажнокова, Д.И.Бойков «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта».

             М.«Владос», 2009г.

  1. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе». Социализация детей с нарушением интеллекта.

              С-Петербург, «Речь», 2005 год.

  1. Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития»

              М. «Владос», 2007г.

  1. «Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития» автор-составитель Т.М. Головкина г. Переяславль,
  2.  Программы для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

 под общей редакцией В.В. Воронковой. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.

 Издание 7-е. Москва: «Просвещение», 2010г.

  1. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Под редакцией В.Г. Перовой. М., «Просвещение», 1976.
  2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. М., «Владос», 2001.

  1. Дополнительная литература для учителя

             Сара Ньюмен. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей.

Содержательные линии

Содержательные линии

Кол-во

часов

Коррекционно-развивающие

задачи

Педагогические средства,

технология решения коррекционных задач

Проблемы, возникающие при изучении темы

Педагогический

мониторинг

1

2

3

4

5

6

7

1

2

3

4

5

Это –Я!

Мой дом.

Моя семья.

Образ жизни.

Общение с внешним миром.

6

6

6

7

9

Развитие собственного чувственного опыта ребенка: сенсорных, тактильных, двигательных ощущений и восприятий.

Формирование произвольных целенаправленных действий с различными предметами.

Развитие  мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительного и слухового внимания.

Развитие и коррекция  психических процессов: восприятия, памяти, наглядно-действенного мышления.

Формирование предметно-практической деятельности.

Формирование наглядно -практических представлений о предметах, об окружающей действительности.

Коррекция эмоционально-волевой сферы, привитие элементарных санитарно-гигиенических навыков, навыков самостоятельности, самообслуживания

Игровые методы и приемы:

дидактические игры.

Предметно-практические упражнения.

Использование  наглядно-демонстрационных  методов: рисунков, предметных и сюжетных картинок, натуральных предметов для стимуляции

разнообразной деятельности с предметами

Использование приемов сравнения, сопоставления и противопоставления.

Индивидуальная помощь.

Различные виды стимулирования.

Наблюдение реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.

В связи с речевым диагнозом:

сенсо-моторная-алалия и  синдром детского аутизма у

обучаемого

затруднено понимание речи и соответственно  все коммуникативные функции речи.

Ребенок отличается гипердинамией, затруднены любые виды  восприятия  и удержание внимания.

Сосредоточение возможно на несколько минут.

Ребенок не всегда выполняет инструкции учителя, в основном действует по подражанию.

Повышено истощаем.

Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.

Контроль уровня самостоятельности и состояния эмоционально-волевой сферы.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Дата

Обязательный минимум

Практические действия и понятия

Проблемы, возникающие

при изучении темы

знать

уметь

1-я четверть

10

1

Пробная совместная предметно-манипулятивная и игровая деятельность.

1

- названия простых предметов и игрушек

(пассивный словарь)

-слышать обращенную речь;

-понимать простые обиходные слова.

- понимать и выполнять простые инструкции.

2

Восприятие ребенком близких для него людей.

1

- мама, папа, бабушка,

 и их фотографии.

(пассивный словарь);

-реагировать на вопросы: где…? покажи…?

- находить фото одного из названных родственников;

- находить свое фото.

- понимать и выполнять простые инструкции.

3

Восприятие предмета (игрушки) и предметная деятельность с любимой игрушкой.

1

- названия любимых игрушек и действия с ними.

(пассивный словарь);

- показывать игрушку, выполнять элементарные действия с ней.

- понимать и выполнять простые инструкции.

4

Восприятие и предметная деятельность с звучащей игрушкой.

1

-название игрушки и действие с ней.

(пассивный словарь);

- следить взглядом за игрушкой, находить игрушку по звуку;

-выполнять простые действия с игрушкой;

-пытаться звукоподражать

- понимать и выполнять простые инструкции.

- использовать простые звукоподражания

5

Ориентировка на своем лице и на лице куклы.

1

- название частей лица:

глаза, нос, рот уши, лоб, щеки.

-рассматривать свое лицо в зеркале;

-показывать части лица на себе; на кукле.

- использовать

зеркало;

 - понимать и выполнять простые инструкции.

6

Ориентировка на себе и на кукле.

1

-название частей лица;

- название частей туловища;

-определять части тела на себе и на кукле,

-показать на себе(на кукле) части тела по их названию

( пассивный словарь)

-использовать совместно с ребенком

сопряженное и отраженное выполнение движений

7

« Кто Я?» - идентификация себя по полу.

1

внешние отличия девочек и мальчиков

отличия по виду деятельности, в игре

различать девочек и мальчиков  по внешнему виду: одежде, прическе, по видам деятельности, играм и игрушкам.

-выполнять совместные игровые действия

8-9

Выполнение движений  по подражанию, по образцу.

2

- простые движения головы, рук, ног и туловища

-внимательно выполнять движение по подражанию и по образцу  

-пользоваться игровыми приемами,

-подражать животным.

10

Выполнение движений и действий по тексту потешек.

1

-простые движения: махать руками, разводить руки в стороны, хлопать в ладоши, топать ногами.

-слышать задание, подражать движениям учителя и самостоятельно выполнять простые движения.

-использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений

2-я четверть

7

11

Восприятие предметов. Фиксация взгляда на предмете.  Слежение за движущимся предметом.

1

-правильная реакция на обращение, понятия: медленно, быстро.

- манипуляция с движущимися игрушками (черепаха, машина)

-использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений

12

Обследование предметов (зрительное, тактильное, слуховое)

1

-игрушки резиновые звучащие, их названия (определять, показывать жестами).

-фиксировать взгляд на конкретном материале, выбирать нужный предмет,

-действовать с предметами: сжимать, разжимать.

-принятие требований взрослого, как обязательных к выполнению.

13

Выполнение действий с предметами: доставание предметов из коробки, складывание в коробку.

1

-понимать обозначение действий словами с предлогами: «положи в…», «достань из…».

-действовать с предметами, выполняя простые инструкции учителя.

-задания на определение пространственного расположения предметов

14

Сборно-разборные игрушки: коробки, матрешки, вкладыши.

1

-понятие величины: «большой-маленький» в сравнении;

-соотносить действия со словами;

-выполнять игровые задания

-использование игровых приемов

15

Нанизывание колец (пирамидка) бочонков.

1

-обозначение действий;

-цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

-различать, сравнивать кольца, бочонки по величине, цвету.

-выполнять действия по словесной инструкции учителя

16

Выполнение серии действий с предметами разными по величине, по цвету, по форме.

1

- понятие величины - «большой- маленький»,

цвета, формы (круг, квадрат, треугольник)

-использовать предметы разного цвета, величины, формы.

-выполнять действия по словесной инструкции учителя

17

Игра «Найди такой же предмет»

1

- одинаковые и разные предметы, их названия (пассивный словарь)

-находить и выделять из группы предметов заданный предмет по предложенному образцу и по названию

-соотносить и различать одинаковые и разные предметы.

3-я четверть

9

18

Действия с материалами  разных поверхностей.

1

- названия простых предметов и игрушек

(пассивный словарь)

-различать предметы, слышать обращенную речь;

-понимать простые обиходные слова.

- понимать и выполнять простые инструкции.

19

Комкание и разглаживание бумаги.

1

-свойства бумаги: шуршит, из листа собирается в комок .

-комкать бумагу, разглаживать, повторять действие несколько раз.

- показ с инструкцией.

20

Пересыпание сыпучих материалов.

1

- понятия много, мало, столько же, поровну

- выполнять элементарные действия с песком (манной крупой), пересыпать из одного стаканчика в другой.

- понимать и выполнять простые инструкции, подражать действиям учителя.

21

Переливание жидкости.

1

- понятия много, мало, столько же, поровну

- выполнять элементарные действия с водой, переливать из одного стаканчика в другой.

- понимать и выполнять простые инструкции.

22

Вставление вкладышей (стаканчики).

1

-понятие величины: «большой- маленький» в сравнении;

-соотносить действия со словами;

-выполнять игровые задания

-использование игровых приемов

23

Нанизывание крупных бусин.

1

-понятие «бусы», «бусинка».

- нанизывать бусины на крупную леску, используя последовательные движения

-показ и совместная деятельность

24

Задание с прищепками.

1

-название предметов и обозначение действий с ними

выполнять элементарные действия с прищепками, различать их по цвету

-совместные игровые действия

25

Скатывание клубков.

1

-свойства клубочка: круглый, катится

- совместно с учителем скатывать клубочек, держать его в руке,

-выполнять действие  совместно с учителем

26

Задание с мячом «Попади в цель».

1

.

-игра с мячом

- катать, подбрасывать, отбивать об стол.

-совместные игровые действия

4-я четверть

8

27

Раскладывание и складывание пирамидки.

1

-обозначение действий;

-цвета (красный, желтый, синий, зеленый)

-различать, сравнивать кольца, по величине, цвету.

-выполнять действия по словесной инструкции учителя

28

Задание с пуговицами разной величины.

1

-размер и цвет пуговиц

-раскладывать по порядку, от большего к меньшему и наоборот; разбирать по цвету.

-упражнения  в компьютерной игре, по заданию учителя.

29

Завязывание и развязывание узелков.

1

-понятие узелок.

завязывать шнурки с помощью учителя на простой узел.

-показ и совместная деятельность

30

Шнуровка простая.

1

- образец шнуровки

-последовательно выполнять шнуровку

использовать совместно с ребенком сопряженное и отраженное выполнение движений

31

Задание с лентами.

1

- разные по цвету, длине и толщине ленты

-завязывать ленты с помощью учителя на простой узел.

-показ и совместная деятельность

32

Разборка и сборка игрушек.

1

- часть, целое,

детали игрушки.

-соотносить действия со словами;

-находить нужные детали.

-показ целой игрушки, совместная разборка и сборка

33

«Домик» - подбор деталей.

1

названия игрушки

(пассивный словарь) – домик и его части

-собирать домик из отдельных деталей ;

-показ целой игрушки, совместная разборка и сборка

34

«Змейка» из текстильных отходов изготовление набиванием.

1

- понятия «змейка»

-набивать носочек текстилем

-использовать совместные действия «рука в руке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметно - практической деятельности, конструированию, ручному труду ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Занятие по предметно-практической деятельности представляет собой специальный предмет в начальных классах обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Уроки  проводятся  в...

Рабочая программа по предметно-практической деятельности 2 класс со сложной структурой дефекта.

Данная программа составленна для обучения детей со сложной структурой дефекта....

Индивидуальная рабочая программа по истории 8 кл для дистанционного обучения

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по истории 8 кл для дистанционного обучения может быть использованна при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ...

Индивидуальная рабочая программа по обществознанию 8 кл для дистанционного обучения

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по обществознанию 8 кл для дистанционного обучения может быть использованна при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ...

Рабочая программа по предметно-практической деятельности

Пояснительная запискаПредлагаемая программа по предмету «Предметно-практическая деятельность» в 3-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида направлена на раз...

Рабочая программа по предметно-практической деятельности "Основы исследовательской культуры"

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Цель курса: обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы. Данный курс решает следующие задачи:      знакомство с принципами и правилами ор...

Рабочая программа по предметно-практическим действиям

Программа предназначена для обучающихся с умеренной умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование...