Конспект урока "Меры площади"
план-конспект урока (9 класс) на тему

Бутрина Ольга Витальевна

Данное занятие рассчитано на обучающихся 9 класса коррекцционной школы и способствует формированию умения выполнять преобразования над числами, полученными при измерении площади, и выполнять с ними арифметические действия. Обучающиеся учатся развивать свои практические умения через решение задач на нахождение площади.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока258.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Автор работы: Бутрина Ольга Витальевна.

Место работы: ОГКОУ «Кохомская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида».

Предмет: математика.

Класс: 9 класс

Тема учебного занятия: «Меры площади».

Продолжительность учебного занятия: 40 минут.

Форма учебного занятия: урок-практикум.

Тип учебного занятия: урок закрепления и применения знаний и умений изученного.

Цель: формировать умения выполнять преобразования над числами, полученными при измерении площади, и выполнять с ними арифметические действия.

Задачи:

-образовательные: закрепление и применение знаний и умений изученного при решении задач на нахождение площади и при выполнении разных арифметических действий с числами, полученными при измерении площади;

 -коррекционно-развивающие: учить развивать практические умения; развивать память, внимание, математические исследовательские способности; развивать навыки рефлексии; логическое мышление,  математическую речь;                                                                                                                              

-воспитательные: воспитывать у обучающихся отношения делового сотрудничества, уважение к труду, формировать профессиональную направленность.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Словарная работа

№ слайда

  1. Оргмомент

1. Приветствие.

2. Рапорт дежурного.

3. Организация рабочего места.

Прозвенел звонок, начинается урок!

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела,

Так скорей, друзья, за дело!

- Дети, сегодня у нас необычный урок.  Вы будете не просто учениками, а попробуете представить себя в новой роли. Недалек тот день, когда вы выйдете из дверей школы, и перед каждым из вас встанет вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, о выборе профессии.

- Догадайтесь, о какой профессии идёт речь.

    «Самая древняя и самая мирная на земле профессия. Она появилась вместе с человеком. С незапамятных времен человек, владеющий этим делом, стал историком. И еще — географом, ведь это его усилиями возводились и возводятся города, изменяют свое течение реки, земля обретает новый лик. Он, подобно доброму сказочнику, опекает всех. Крыша над головой – его дар, и мост над рекой – тоже его дар. Тепло, электрический свет, уют детского сада, радость труда в светлом просторном цехе - все это от него.

     Конечно, профессия не из лёгких. Это трудно: и в снег, и в ветер, и в жару не отступать, не сдавать позиций. Но попробуйте вообразить себе жизнь на земле без него? Как тогда?

Так может быть он и должен открывать список самых нужных профессий?»

- Отгадайте загадку:

           Знает каждый в доме житель -

           Этот дом возвёл ...    строитель.      

- Совершенно верно! Чем занимаются люди этой профессии? Сегодня мы попробуем представить себя в роли строителя. И я хочу, чтобы то, о чем вы сегодня узнаете на уроке, вы смогли применить в вашей взрослой жизни.

Проверяют готовность к уроку.

Отгадывают, о какой профессии идет речь.

Слайд 1

Слайд 2

               

  1. Сообщение темы и задач урока

- Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны отгадать ребус.

- Какое слово зашифровано?

- Как же называется тема нашего урока?

- Как вы думаете, чем же мы будем заниматься на уроке?

- Правильно, мы сегодня будем работать с числами, полученными при измерении площадей, выполнять с ними арифметические действия, решать задачи, с которыми вам придется встретиться и во взрослой жизни. А также узнаем много нового и интересного, и не только из мира математики. Поэтому советую вам быть особенно внимательными и вдумчивыми.

                                                                                             

Расшифровывают ребус, называют тему урока.

Записывают число, тему урока, работают в тетрадях.

Слайд 3  

Слайд 4                

  1. Актуализация опорных знаний

- Как я уже говорила, вы стоите на пороге новой, взрослой жизни. В народе существует поверье, что каждый настоящий человек должен посадить дерево, воспитать сына и построить дом. Деревья вы уже умеете сажать, с воспитанием детей, я думаю, вы в будущем справитесь. А вот как построить дом?

- Ответ на этот вопрос мы и попробуем найти на нашем уроке.

1 этап. Выполнения чертежа будущего дома (архитектурного проекта строения).

Мы строителями станем

И построим новый дом.

Первым делом посмотрите,

Ознакомьтесь с чертежом.

- Как вы думаете, с чего начинается строительство любого дома?

- Чертеж будущего дома называют архитектурным проектом.

- Рассмотрите чертеж дома, который мы с должны будем построить с вами.

- Из чего он состоит?

- Из каких комнат?

- Какими геометрическими фигурами они являются?

- Сосчитайте все прямоугольники на чертеже.

- Как вычислить периметр прямоугольника?

- В каких мерах он вычисляется? Как называются эти меры?

- Как вычислить площадь прямоугольника?

- В каких мерах он вычисляется? Как называются эти меры?

- В чем отличие линейных и квадратных мер измерения?

Самостоятельная работа.

Задание: найти площади комнат - спальни, гостиной, веранды, кухни.

Отвечают на вопросы, слушают учителя, делают выводы.

Находят площади всех комнат (устно).

Архитектурный

проект – чертеж будущего дома.

                   

Слайд 5

  1. Применение теоретических положений в условиях выполнения заданий

2. Возведение фундамента.

Чертёж изучен. А с чего начинается строительство любого дома? Правильно, с фундамента.

   Подгоните самосвалы,

 Загружайте кирпичи.

                  Будем строить мы фундамент.

                                     Начинайте, силачи!

- Что же такое фундамент?  

- А что является основой математики? Правильно, это правила или какие-нибудь теоретические знания, без которых нельзя выполнить вычисления. А нам для решения нашей проблемы надо знать соотношения крупных и мелких мер измерения площадей.

Задание: вставить пропущенные числа.                                 

1см2   = … мм2               1мм2 = … см2                                   

1дм2   = … см2               1см2   = … дм2                                 

2    = … дм2                 1дм2  = … м2                               

2   = … см2                  1см2   = … м2

- Фундамент заложили прочный.

- Чем соотношение квадратных мер измерения отличается от соотношения линейных мер?

3. Возведение стен и окон.

- Фундамент заложили прочный.

- Какой будет следующий этап строительства?

А теперь возводим стены

                                Выше роста своего.

Кран подъёмный вызываем,

Пусть поставит нам окно.

- Чтобы решить эту проблему, нам нужно выполнить несколько заданий. Чтобы быстрее и лучше выполнить работу, мы разделимся с вами на 3 бригады: первая бригада будет вставлять окна, вторая – настилать полы, а третья займется покраской стен. У каждой бригады будет свое задание. Но конечный итог зависит от слаженной работы всех бригад, поэтому я советую работать в паре со своим соседом по парте: сделал работу первым, помоги выполнить задание соседу, проверь, правильно ли он его выполняет.

- В первой бригаде работают – Настя, Данила. Денис.

- Во второй бригаде работают – Сергей, Вика, Андрей.

- В третьей бригаде работают – Саша, Дима, Света.

- Чтобы не ошибиться в расчетах, давайте повторим, каким действием находится площадь?

- Форму какой геометрической фигуры имеет оконная рама, пол, стена в доме?

- Как найти длину или ширину, если известна площадь прямоугольника?

1 вариант: «Сколько потребуется краски на стену площадью 840дм2, если известно, что на 1кв. дм требуется 0,05кг краски?»

2 вариант: «Вычислите длину пола, если его площадь равна

16, 8м2, а ширина 3м.»

3 вариант: «Длина оконной рамы 200см, а ширина – 150см. Какую площадь занимает оконный проём?»

- Каким действием решается каждая задача?

- Какие меры площадей вам встретились в каждой задаче?

- Назовите ответ в каждой задаче.

- Посмотрите, какой у нас с вами получается дом. Есть фундамент. Покрашены стены, настелены полы, вставлены окна.  

- Посмотрите, как ударно и слаженно поработали все бригады, пора сделать перерыв и отдохнуть.

Отвечают на вопросы, слушают учителя, делают выводы.

Определяют соотношения между крупными и мелкими мерами измерения площадей.

Обучающиеся получают карточки с краткой записью условия.

Ученики работают в парах, более сильные помогают слабым ученикам.

Отвечают на вопросы, делают вывод.

Фундамент - необходимая часть любого здания, которая является его основой.

Слайд 6

Слайд 7  

Слайд 8

Слайд 9

       

  1. Динамическая пауза

1. Упражнение для глаз.          

Рисуй глазами треугольник

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза откроем, наконец.

Зарядка кончилась.

Ты – молодец!

2. Динамическая пауза

Мы все вместе улыбнемся,

Подмигнем слегка друг другу,

Вправо, влево повернемся (повороты влево - вправо)

И кивнем затем по кругу. (Наклоны влево - вправо)

Все идеи победили,

Вверх взметнулись наши руки. ( Поднимают руки вверх- вниз)

Груз забот с себя стряхнули

И продолжим путь науки. ( Встряхнули кистями рук).

- Мы с вами отдохнули, пора и за работу – дом достраивать!

Выполняют движения глазами вслед за словами учителя.

Повторяют  движения за учителем.

  1. Самостоятельное творческое использование приобретенных умений и навыков

4. Возведение крыши.

1. - Чего не хватает у нашего дома?

- Правильно, крыши. Для её возведения необходимо выполнить некоторые расчеты, а именно решить задачу, условие которой вы видите на экране.

Задача: «Лист железа имеет следующие размеры: длина 6м, а ширина 1,8м. На крышу необходимо 20 таких листов. Какова площадь крыши?»

Работа по вариантам.  

1 вариант:

S 1 листа - ?м2, длина – 6м

                           ширина – 1,8м

S 20 листов - ?м2

- Какую форму имеет лист железа?

- Сколько действий в задаче?

- Что нужно узнать сначала? Каким действием?

- Что нужно узнать потом? Каким действием?

2 вариант:

S 1 листа – 10,8м2

S 20 листов  - ?м2

- Сколько получилось в задаче? (проверяем решение обоих вариантов)

        Под конец положим крышу…

Ах! Какая красота!

                                   Не забудем про трубу

Будет в доме теплота!

 

2. Ну, а кто вперёд затопит печь в доме, мы узнаем, когда выполним работу на карточках. Работать будете в парах. Задание: каждой паре нужно найти пример с одинаковым ответом. А для этого нужно не только свои примеры решить, но и у соседа проверить.

Работа по вариантам.

1 вариант                         2 вариант                 3 вариант

2 20дм2 * 21             15дм2 24см2 * 7           8,34см2 * 4        

320дм2 04см2 : 3             3м2 40дм2 : 5            35,56дм2 * 3

- Что требуется выполнить в задании?

- От измерения какой величины получены данные числа?

- Что предварительно нужно сделать с этими числами?

Взаимопроверка: дети меняются работами.

- Назвать примеры, в которых получился одинаковый ответ.

- С какими мерами площадей вы встретились в этом задании?

Печку мы кладём повыше,

вот уже труба на  крыше.                                                                                                                              Из трубы дымок кольцом

дело только за крыльцом.

Составляют алгоритм задачи, затем её решают.

Работают в парах, проверяют решения у соседа по парте, находят примеры с одинаковым ответом.

Отвечают на вопросы, делают вывод.

Слайд 10

Слайд 11

        

                 

                                     

Слайд 12

Слайд 13

               

  1. Запись домашнего задания

5. Возведение крыльца.

- Чтобы выстроить крыльцо, нам придётся снова потрудиться.

Нужно собрать оставшийся кирпич, из которого мы и построим крыльцо. Вы видите, на кирпичиках написаны примеры, это и будет ваше домашнее задание.

(Раздаются домики с домашним заданием)

Домашнее задание по вариантам.

1 вариант                         2 вариант                 3 вариант

2 48дм2 x 12             3дм2 14см2 x 30         7,32см2 x 4        

84дм2 12см2 : 6               6м2 44дм2 : 7          14,32дм2 x 6

- Вы решите эти примеры, и дом будет достроен.

Дом построен, все довольны,

Работу завершать пора.

Подвести итоги нужно,

И закончилась игра.

Получают карточки с домашним заданием.

Слайд 14

  1. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

-  Из каких этапов состоит строительство дома?

- С какими новыми словами (понятиями) познакомились?

- С мерами измерения какой величины были связаны все задания?

- Как найти площадь прямоугольника?

- Какие меры площадей вы знаете? Как можно их назвать одним словом?

- О какой профессии мы говорили на уроке?

- Продолжите фразы: «Мне особенно понравилось на уроке …»;

                                      «Мне было интересно узнать о…»;

                                       «Я бы еще хотел узнать о …».

Оценки за урок.

Всем спасибо!

Мой дом, конечно, не дворец роскошный,

Но в нашей жизни сложной, суматошной

Нет места в мире для меня милей,

Теплей, уютней, ближе и светлей!

Отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы, обсуждают полученные оценки.

Слайд 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Площади и объемы"

План - конспект урока по математике в 5 классе по теме"Площади и объемы" мохно проводить как обобщающий урок по теме или как контрольный опрос. Весь матераиал подобран по уровням сложности. Рассм...

Конспект урока "Площадь трапеции" 8 кл

Урок по геометрии вывода формулы площади трапеции, практические задания по "перекройке трапеции". Задание выполняется с помощью бумажных заготовок и ножниц....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Площадь параллелограмма

Предмет      Геометрия Класс      8 Тема и номер урока в теме     Площадь, третий урок Базовый учебникЛ. С. А...

План-конспект урока "Площадь треугольника"

Урок создан после учебы в академии "АЙТИ". На уроке используются ЭОР....

План-конспект урока "Площадь треугольника"

План-конспект урока "Площадь треугольника" 8 класс. Учебник Л. С. Атанасян с использованием ЭОР...

Конспект урока "Площадь треугольника" 5 класс

Предмет:  математика, 5 класс            Учебник: Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Мне...

Конспект урока "Площадь"

laquo;Геометрия 7-9»Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов и др....