Нарушение письма у учащихся
статья на тему

Павлова Ольга Алексеевна

Хочу обратить внимание на следующие пункты, которые позволят выделить из общей массы ребёнка - логопата.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нарушение письма является  серьёзным препятствием в овладении учащимися школьной программой. Коррекция нарушения письма требует длительного времени и большого напряжения сил учащихся.

В основе нарушения письма лежит нарушение звукового анализа и синтеза слов ( а обучение грамоте, как известно, проводится аналитико-синтетическим методом). Нарушение звукового анализа выражается в том, что ученик воспринимает слово целиком, глобально, опираясь главным образом на  смысловую сторону и не воспринимая фонетической стороны, т.е. определенной последовательности звуков в слове. При нарушении синтеза ученик не может из данного ряда букв ( звуков) составить слово.         

Дисграфия  связана как  с нарушением фонематического слуха (способности к звукоанализу), так и с нарушением звукопроизношения. На письме при этом отражаются  смешение и замены звуков, свойственные устной речи ребенка в настоящее время либо бывшие до недавнего времени.

При нарушении звукового восприятия и анализа слова на письме, кроме        неустойчивого смешения звуков, отмечаются многочисленные пропуски букв и слогов, а также их перестановки.

Нередки случаи, когда у ребёнка речедвигательные затруднения сочетаются с выраженным нарушением звукового анализа, что приводит к тяжёлой степени нарушения письма.

Выраженная форма дисграфии отражает широкое нарушение речевого развития, охватывающее и звуковую сторону речи, и лексическую, и грамматическую. Словарь у детей дисграфиков, как правило, беден, не выходит за пределы обиходной речи. Дети не умеют выделять фонетические и морфологические части  слова,  затрудняются в способах образования слов. В изложениях, сочинениях и даже диктантах у детей дисграфиков отмечается не правильное употребление категорий рода, числа, а также предлогов. Всё это неизбежно затрудняет усвоение школьной программы.

Хочу обратить внимание на следующие пункты, которые позволят выделить из общей массы ребёнка логопата.        

- смешение звуков в устной речи ( поскольку оно может отразиться на письме);

- искажение структуры слов в устной речи;

- аграмматичность фразы ( нарушение согласования и управления слов, неправильное употребление предлогов);

- нарушение анализа  слов, выявленное на уроках ( при определении количества и последовательности звуков в слове);

- неустойчивость  связи между звуком и буквой ( забывание зрительного образа, графемы);

- смешение оптически сходных букв;

- нарушение слияния звуков в слоге при чтении ( нарушение синтеза слов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение. Серия упражнений для самостоятельного выполнения учащимися с нарушением письма.

Одним из методов дистанционного обучения является размещение тренинговых упражнений для учащихся с нарушением письма на сайте учителя-логопеда. Дети, посещающие логопедические занят...

Материал к семинару по теме "Нарушение письменной речи учащихся с умственной отсталостью", раздел "Коррекция оптических нарушений письма"

Проявление оптических нарушений письма у учащихся с интеллектуальной недостаточностью, направления и содержание коррекционной работы....

Конспект логопедического группового занятия с группой учащихся 6 класса, имеющих нарушения письма.

Тема урока: Правописание слов с корнями  – мер -, -мир-.Цели: Закрепление умений подбирать родственные слова с заданным корнем. Научиться определять безударную гласную в корне слова. Выделять род...

Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.

Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...

Индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных школ с проявлением нарушений письма и чтения.

Формирование анализа звукового состава слова, т.е. умение определять последовательность и количество звуков в слове, есть учебное действие, которое развивается и совершенствуется в процессе обучения г...

Рабочая программа «Коррекция нарушения письма у учащихся 2 – 4 классов»

Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно – тематическое планирование направлены на коррекцию нарушения письма у учащихся 2 - 4 классов общеобр...

План -конспект логопедического занятия в с группой учащихся 4 кл, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные ФФН

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме гласными 2ряда.Задачи:закреплять умения дифференцировать гласные 1 и 2 ряда;учить устанавливать причинно-следственные связи и делать вывод  о характ...