Безударные гласные О-А в корне слова
учебно-методический материал по теме

Солошенко Ольга Павловна

Безударные гласные О-А в корне слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezudarnye_glasnye_o-a_v_korne_slova.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Безударные гласные О-А в корне слова

  1. Прочитай слова, поставь ударение. Измени слова так, чтобы безударная гласная в слове стала ударной. Запиши проверочные слова-предметы. Выдели корень.

Образец: столбы – столб

М…ря- …                                

Кр…я - …

Б…бры -…

Пл…ды -…

Ст…да- …

Х…ры - …

Др…ва -…

Н…жи -…

Гр…чи -…

Дв…ры - …

Ш…рфы -…

Скл…ды -…

П…ля -…

Ш…ры - …

Вр…ги -…

Пл…ты -…

2.Прочитай слова, поставь ударение. Выдели корень. Подбери проверочное слово-действие так, чтобы безударная гласная в корне стала ударной.

Образец: платил- платит

Пр…сил -…

Кр…шил -…

Л…вил -…

Х…тел -…

Н…сил -…

Г…нял -…

К…рмил -…

Хв…лил -…

Т…щил -…

См…трел -…

М…хал -…

Т…чил -…

К…сил -…

К…тал -…

Бр…дил -…

С…жал -…

В…рил -…

Бр…сал -…

В…зил -…

С…лил -…

3.Прочитай проверочные слова. Измени слова по образцу, запиши правильно слова- признаки. Поставь ударение, выдели корень.

Образец: дом – домовой

Мох- …

Горы -…

Хор -…

Скалы -…

Сосны -…

Волны -…

Плод -…

Травы -…

Двор -…

Росы -…

4.Прочитай слова с безударной гласной а-о в корне. Поставь ударение. Подбери проверочное слово – признак. Выдели корень.

Хр…брец - …

Ж…ра -…

Зл…дей -…

Зв…нок -…

Т…йник -…

Л…вкач -…

Ст…рик -…

С…ринка -…

5.Прочитай слова, поставь ударение. Подбери проверочные слова- признаки так, чтобы безударная гласная в корне проверяемого слова стала ударной. Выдели корень.

Ск…льзил -…

Обн…вил -…

Упл…тнил -…

За…стрил -…

Разбр…сал -…

Обозн…чал -…

Покр…снел -…

Обн…сил -…

Прит…ился -…

Пост…рел -…

Прил…скал -…

Расхр…брился -…

6.Прочитай слова, поставь ударение. Подбери проверочные слова – предметы так, чтобы безударная гласная в корне стала ударной.

Образец: заболел - боль

Прош…гал -…

Побр…дил -…

Пож…лел -…

Г…ревал -…

Высм…трел -…

Н…чевал -…

Нас…рил -…

Од…лжил -…

Сл…мался -…

Перес…дил -…

7. Прочитай слова. Поставь ударение, выдели корень. Раздели слова на проверочные и проверяемые. Запиши сначала проверочные слова, а потом проверяемые.

-Морской, море, приморский, моряк.

-Конёк, конюшня, конь, конюх.

-Ночёвка, ночной, ночевал, ночь.

-Звонарь, звон, зазвонил, звонок.

-Глазной, глазастый, глаз, сглазить.

-Больница, приболел, больной, боль.

-Храбрый, расхрабрился, храбрец, храбрость.

-Молчаливый, молчун, молча, замолчал.

-Борьба, борцовский, борется, борец.

-Скалистый, скалы, наскальные.

-Новый, обновил, новинка, новизна.

-Увлажнять, влага, влажный, влажность.

8.Прочитай слова. На какой вопрос они отвечают? Образуй от каждого слова родственные однокоренные слова-действия и слова-признаки. Выдели корень в каждом слове.

Образец: дождь –  дождит – дождевой

Враг -   …  -      …  .

Старик -   … -   … .

Ход -  … -  … .

Корм -   … -  … .

Соль -  … -  … .

Боль -  … -  … .

Ночь -  … -  … .

Звон -  … -   .… .

Корм -  … -   … .

Кровь -  … -  … .

Волна -   … -  … .

Молчун -  … -  … .

Сторожка -  … -  … .

Мастер -  … -  … .

Холод -  … -  … .

Ворчун - … -  … .

Болтун -  … - … .

Жадность -  … -  … .

Тайник -  … -  … .

Новинка -  … -  … .

Варенье -  … -   … .

9.Прочитайте каждую строчку слов. Какие это слова? Выделите корень. Напишите слова по порядку в соответствии с шифром. Шифр указывает на количество слогов в словах.

Хоровод – хор – хором

шифр

3 -2 -3

3 –1  -2

2 -2 -3

шифр

1 -3 -2

2 -2 -4

4 -2 -3

Завал – валит – навалил

Смотровой – смотр –смотреть

Управлял – правит –правитель

Выполз – ползком – ползучий

Похвалил – хвалит –хвалебный

Жалеть – жалость –жалостливый

Пас – пастушок – пастух

Молчаливый – молчун –молча

Красный – краса – украшали

Разбросали – выброс –бросовый

Скользит – скользкий -поскользнулся

10. Прочитайте каждую строчку слов. Напишите цепочки слов, устранив в них лишнее. Выделите корень.

-Горный, гористая, горевать, пригорок.

-Поле, полочка, полевой, полюшко.

Носильщик, переносной, выносить, носатый.

Сорняк, сорвал, насорил, соринка.

Водный, подводный, водитель, водяной.

Косичка, косарь, косить, косьба.

11. Вставить вместо точек пропущенный в словах корень с гласной а или о

На … ит

На … ет

Вы … ит

Вы …ет

На -…ит

На … ет

Вы … ит

Вы … ет

На …ит

На … ет

Вы … ит

Вы … ет

При …ит

При … ет

Раз …ёт

Раз  …ит

При … ит

При … ет

Раз … ёт

 Раз … ит

При … ит

 При … ет

Раз …ёт

Раз … ит

Ис …ит

Ис …ёт

У …ит

У … ет

Ис … ит

Ис … ёт

У … ит

У …ет

Ис … ит

Ис …ёт

У … ит

У …ет

Под …ит

Под …ёт

За …ит

За …ёт

Под …ит

Под …ёт

За …ит

За …ёт

Под …ит

Под …ёт

За …ит

За  …ёт

Про …ит

Про …ет

По …ит

По …ет

Про …ит

Про …ет

По …ит

По …ет

Про …ит

Про …ет

По …ит

По …ет

12. Прочитайте. Исключите в каждой цепочке лишнее слово. Объясните, почему. Напишите слова, вставляя безударную гласную а или о в корне.

-Ск…листый, х…ровой, гр…чиный, п…рниковый.

-Вр…ги, д…жди, зн…чки, ш…ги.

-Р…га, к…ра, д…ска, гр…чи

-Перех…дил, док…пал, захв…лил, досм…трел.

-Запр…влял, зап…сал, вып…лзал, т…нцевал.

-Пром…лчать , зам…хать, вык…рмить, зазв…нить.

-Нал…вил, перев…зил, зах…тел, зат…щил.

-Запл….тила, пост…рела, отр…вила, зан…чевала.

13. Соединить слова из первого столбика с подходящими словами из второго. Вставить безударные гласные а или о в корень слова. Устно подобрать проверочные слова. Записать получившиеся словосочетания.

 

П…лзучий

тр…па

Д…ождливая

п…ра

З…л…тистый

с…рняк

М…ховой

стр…на

К…роткая

…г…нёк

К…менистая

к…вёр

П…л…сатые

тр…пинки

Х…тел

доп…лзти

М…лчаливые

б…бры

Сп…сал

м…лыша

Д…лёкие

м…ря

В…рила

б…рщи

Прил…скал

дв…рнягу

Упр…влял

скл…ды

К…чал

К…нстантина

Охр…нял

стр…ной

Оч…ровал

кр…савицу

Н…сили

пл…щи

Пос…дил

на к…вре

Ш…гать

по п…лям

Т…птался

на ск…мейку

Прох…дил

по тр…пе

Пок…тать

на л…шадке

Х…дил

по г…рам

Т…нцевала

На б…лу

Бр…дил

по вр…чам

М…стерил

н…ру

Г…стил

у д…ски

Зав…лил

скв…речник

М…лчал

у р…дителей

Разбр…сала

ст…да

Накр…шил

у ст…ла

П…сёт

хв…инки

Ух…дили

за Н…дежду

Зан…чевал

в тр…стнике

Пр…сили

за др…вами

Ок…зался

в ст…рожке

Ув…зили

за п…ля

Прит…ился

в ст…р…не


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Методические рекомендации к изучению темы "Чередующиеся гласные А-О в корнях слов"

Статья рекомендована учителям-практикам при изучения темы "Чередование гласных А-О в корнях слов". Опыт показывает, что учащиеся испытывают определённые трудности в усвоении правил написания сло...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередование гласных е-и в корнях слов" разработан в соответствии с требованиями новых ФГОС и оформлен в виде технологической карты. Технологическая карта воспро...

Правописание гласных и согласных в корне слова. Урок-путешествие

Конспект урока по теме"Правописание гласных и согласных в корне слова" предназначен для учащихся 5-х классов для повторения и обобщения изученного в начальных классах. Урок проводится в начале учебног...

Гласные после шипящих в корне слова

Знакомство в 5 классе с написанием О,Ё,Е после шипящих в корне слова, прктическое задание с ответом...