Пути совершенствования организации инклюзивного образования в Российской Федерации
статья на тему

Аннотация: В данной статье автор рассказывает о возможных путях развития организации инклюзивного образования. На основе опыта Республики Казахстан.   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Рубас Виктория Валерьевна.

Статья на тему: Пути совершенствования организации инклюзивного образования в Российской Федерации.

Аннотация: В статье вводиться понятие «Инклюзивное образование», принципы инклюзивного образования, история развития инклюзивного образования в Российской федерации.  Автор раскрывает вопрос о положительных аспектах развития инклюзивного образования в различных областях России.

Место работы: КГУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат №2 для детей с ограниченными возможностями в развитии» акимата Северо-Казахстанской области Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Пути совершенствования организации инклюзивного образования в Российской Федерации

Аннотация: В данной статье автор рассказывает о возможных путях развития организации инклюзивного образования. На основе опыта Республики Казахстан.   

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Развитие инклюзивного образования за рубежом началось ещё в середине прошлого века. Страны же постсоветского пространства обратили внимание на развитие данного типа образования лишь в начале 1-го века.

1 сентября 2013 года  вступил в силу новый закон "Об образовании"  в РФ учитывающий и отражающий требования инклюзивного образования, однако в стране остаётся ещё много проблем, касающихся развития так называемого включённого образования. Среди них: малое количество школ, работающих в системе инклюзивного образования, недостаток квалифицированных специалистов и другие.

Для решения хотя бы некоторых из них возможны следующие пути:

  1. Организация на базе школ, работающих в системе инклюзивного образования психолого-медико-педагогические консилиумов.

Данная практика применяется в школах Казахстана, работающих в системе инклюзивного образования, и позволяет отслеживать позитивные или негативные изменения в состоянии конкретного ребёнка внутри школы. Это особенно важно для школ, находящихся не в столицах, и не в крупных городах, так как у окраинных школ нет возможности часто возить детей в клиники для психологического и медицинского осмотра, так как эти клиники находятся только в крупных городах. Организация психолого-медико-педагогических консилиумов позволит сократить время постановки диагноза ребёнка, изменений в его развитии и, следовательно, сократит время организации работы по его дальнейшему развитию (психическому, физическому или интеллектуальному).

  1. Открытие  ресурсных (консультативных) центров для педагогов массовых школ, осуществляющих  обучение детей с ограниченными возможностями в областных центрах.

В настоящее время в педагогических вузах России уделяется недостаточное количество учебного времени на изучение теоретических и тем более практических основ инклюзивного образования. Поэтому педагоги общеобразовательных школ не могут качественно выполнять свою работу при переходе школы к инклюзивному образованию. В связи с этим для работающих специалистов должны быть созданы условия переквалификации.

  1. Развитие системы интеграционных форм обучения для детей с ограниченными возможностями: классы для учащихся со сниженным слухом, интеллектом в общеобразовательной школе, группы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в обычном детском саду и т.д.
  2. Чтобы дети могли учиться и не чувствовать себя ущемленными необходимо повсеместное создание материально-технических условий в школах: убраны пороги для беспрепятственного передвижения учащихся, пристроен грузовой лифт для подъема на второй этаж, пандус для выхода на пришкольную территорию, оборудованы широкие туалетные комнаты. Продуман подвоз учащихся и выделен микроавтобус с оборудованными местами для перевоза детей  колясочников и др.
  3. Необходимо применять к учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) принципы личностно- ориентированной технологии, направленные на дифференцированный подход к ребенку, создание условий для самоорганизации личности и раскрытия ее качеств.
  4. При организации воспитательного процесса в рамках инклюзивного образования педагогам необходимо соблюдать следующие условия:
  • Как можно больше непосредственных контактов между детьми школы и ребятами с поражением опорно- двигательного аппарата в различных условиях;
  • Организация совместной внеурочной деятельности учащихся школы и реабилитационного центра;
  • Совместная деятельность ребят не может быть директированной, в ее основу была положена неформальная ситуация общения;
  • Созданы условия для преодоления психологического барьера «здоровый- инвалид».
  1. Образовательный процесс в школе должен быть построен на основе (по возможности) полного включения детей-инвалидов. При организации учебного процесса учитывается специфика детей- инвалидов на основе этого вырабатывается стратегия синхронизации обучения с обычными детьми.
  2. Основные принципы работы школы должны объясняться всем учащимся и состоять ориентировочно в следующем:
  • Каждый человек ценен, интересен и уникален, не зависимо от его социального статуса, физических возможностей и способностей.
  • Все мы такие разные, но мы все так похожи.
  • Дари всем друзьям с проблемами здоровья не жалость, а понимание.
  1. Распространение опыта работы в рамках инклюзивного образования в городе Москва на другие города Российской Федерации.
  2. Развитие полной и частичной инклюзии в школах Российской Федерации.

Полная инклюзия - дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам,  которые могут совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.                                                                                                            

Частичная инклюзия - дети-инвалиды совмещают  индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам, количество часов и предметы которых рекомендует межведомственная комиссия по включению детей-инвалидов в инклюзивное и (или) дистанционное образование (далее – Межведомственная комиссия) по согласованию с родителями (законными представителями). Также дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противоречит рекомендациям Межведомственной комиссии.

Соблюдение вышеперечисленных рекомендаций позволит повысить эффективность развития инклюзивного образования в Российской Федерации.

Литература

  1. Федеральный закон «Об образовании РФ»
  2. Абдулхаликова И. В. Что необходимо для инклюзивного образования // Открытая школа. - 2009. - №2  (83). - С. 46-47.
  3. Любимов М. Л. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Народное образование. - 2012. - №4. - С. 186-189.
  4. Малофеев Н. Н. Похвальное слово инклюзии // Семья и школа. - 2012. - №4. - С. 2-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования в Российской Федерации

На данный момент необходимая нормативная база федерального уровня, которая обеспечивала бы основу для дальнейшего развития системы образования, отсутствует. Действующий  Закон об образовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Метод проектов, организация исследовательской деятельности учащихся, как фактор получения новых образовательных результатов в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»»

Тема кружка позволяет познакомить учащихся с практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать позна...

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие...

Процесс реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.

Инклюзивное образование требует комплексного подхода. Во-первых, здание школы должно быть готово принять детей, например, с двигательными нарушениями, должен быть свободный доступ в школьное здание и ...

Проблемы развития инклюзивного образования в Российской Федерации

Аннотация. В статье раскрываются проблемы развития инклюзивного образования в России. Освещаются нормативные документы, регламентирующие организацию образования детей с ограниченными возможностями здо...