Процесс реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.
учебно-методический материал

Инклюзивное образование требует комплексного подхода. Во-первых, здание школы должно быть готово принять детей, например, с двигательными нарушениями, должен быть свободный доступ в школьное здание и во все его помещения (это и пандусы, и подъёмники, и лифты для инвалидов). Во-вторых, должна быть сформирована особая образовательная среда. Дети с ОВЗ требуют особого внимания и подхода. Далеко не каждый педагог может справиться с ними. Это тяжёлый и ответственный труд, который должен высоко цениться, ведь педагог, работая с, по сути, больными детьми, несёт ответственность не только за их образование и воспитание, но и за поддержание правильной атмосферы в классе. Он должен быть не просто педагогом, но и психологом, и даже психиатром. Осуществить эту проблему в одиночку практически невозможно. На помощь учителям должны прийти и федеральные законы (не только на бумаге, но и на деле), руководство и коллектив школы, и сами родители.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процесс реализации инклюзивного образования

в Российской Федерации.

Демидова Нина Семёновна,

учитель математики

МБОУ «СОШ № 5» г. Обнинска

Сам термин «инклюзии» означает процесс вовлечения, включения. ЮНЕСКО понимает под инклюзией процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них»[1]. Цель такого процесса – создание свободной среды обучения и профессиональная подготовка людей с ограниченными возможностями здоровья. При этом следует отличать инклюзию от интеграции (которая, в свою очередь, является частью инклюзии). Зачастую в нашей стране эти два понятия путают. Под интеграцией подразумевается обучение детей с ОВЗ совместно с обычными детьми, т.е. при этом образовательная программа остаётся неизменной и дети вынуждены адаптироваться, стараться идти в ногу со всем классом. Подразумевается, что в процессе инклюзии могут участвовать люди с когнитивными, физическими и ментальными отклонениями, инвалиды, дети трудовых мигрантов, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и пр. В нашей стране это направление только начинает развиваться, в то время как странах Европы и США уже давно используется целый комплекс образовательных подходов. К таким подходам можно отнести, например, интеграцию (когда, как было отмечено выше, дети с ОВЗ обучаются совместно со сверстниками, при этом образовательная программа остаётся неизменной и никак не приспособленной под их нужды); инклюзию (когда образовательные заведения реформируются под нужды детей с ОВЗ, происходит перепланировка учебных помещений, изменятся школьная программа); мэйнстиминг (в этом случае дети с ОВЗ временно обучаются со своими сверстниками, встречаются с ними на праздниках, вместе проводят досуг).

Ввести инклюзивное образование в России пытались ещё с 80-х – 90-х годов, когда в 1991 г. в Москве открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег» по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации. С тех пор прошло почти тридцать лет, однако до сих пор приходится сталкиваться с рядом серьёзных проблем при интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс. Это и, элементарно, отсутствие подъёмников и пандусов, звуковых светофоров и парковочных мест для инвалидов рядом со школами и пр. Условно все проблемы можно разделить на ресурсные и социальные. К ресурсным проблемам относится нехватка материальных средств для удовлетворения потребностей особенных учащихся, с одной стороны, и с другой – нехватка специальных знаний и отсутствие чёткой политики школы в отношении инклюзии. Ресурсные проблемы, в свою очередь, можно поделить на два фактора: материальные ресурсы (отсутствие или нехватка материальных средств и специального оборудования, низкая заработная плата педагогов), а также информацию и знания. Отсутствие эффективной образовательной программы, непонимание того, как дети с ОВЗ будут сдавать ЕГЭ практически наряду со своими здоровыми сверстниками, отсутствие психологов и так называемых «коучеров» (инструкторов), которые должны отвечать за интеграцию особенных детей в общеобразовательный процесс, и пр.

К социальным проблемам относится несовершенство федерального закона по отношению к образовательному процессу детей с инвалидностью, отсутствие единой государственной политики по отношению к инклюзии.В эту же группу мы можем отнести отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью, а также наличие культурных стереотипов к людям с ОВЗ, когда детей изолируют если не физически, то морально от нормальной социальной активности и совместного досуга со здоровыми детьми.

Инклюзивное образование требует комплексного подхода. Во-первых, здание школы должно быть готово принять детей, например, с двигательными нарушениями, должен быть свободный доступ в школьное здание и во все его помещения (это и пандусы, и подъёмники, и лифты для инвалидов). Во-вторых, должна быть сформирована особая образовательная среда. Дети с ОВЗ требуют особого внимания и подхода. Далеко не каждый педагог может справиться с ними. Это тяжёлый и ответственный труд, который должен высоко цениться, ведь педагог, работая с, по сути, больными детьми, несёт ответственность не только за их образование и воспитание, но и за поддержание правильной атмосферы в классе. Он должен быть не просто педагогом, но и психологом, и даже психиатром. Осуществить эту проблему в одиночку практически невозможно. На помощь учителям должны прийти и федеральные законы (не только на бумаге, но и на деле), руководство и коллектив школы, и сами родители.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. – М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2013. – 33 с.
  2. Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. – Волгоград: "Учитель", 2014. – 95 с. 
  3. Дебра Лич. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: "Оперант", 2015. – 176 с.
  4. Дэвид Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. – М.: РООИ «Перспектива», 2011. –  137 с. 
  5. Инклюзивное образование / Гусева Т. Н.. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
  6. Инклюзивное образование в России. – М.: «Бэст-принт», 2011. — 85 с. 
  7. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. Ахметова Д.З., Нигматов З. Г., Челнокова Т. А. и др. / Ахметова Д. З. – Казань: Познание, 2013. – 204 с.
  8. Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / Туркина Т. Г. – М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2012. – 60 с.
  9. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: С. Прушинский, Ю.Симонова. – М., Перспектива, 2017.
  10.  Сигал Н. Г. Инклюзия сегодня: за и против. – Казань: Отечество, 2017. –  200 с. 

[1]Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. — М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2013. — 33 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выступление на родительском собрании  "ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"...

Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Одной из главных  задач образования  является создание условий для достижения высокого качества образования путем обеспечения доступности, индивидуализации, дифференциации обучения.Основным ...