программа по логоритмике в системе коррекционной помощи детям с ОВЗ в условиях дома ребенка "Логоритмика для малышей"
рабочая программа на тему

Якименко Наталья Александровна

программа составлена для детей с ограниченными возможностями развития, воспитывающихся в условиях дома ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Актуальность.  Основной контингент Дома ребенка составляют дети младшего дошкольного возраста, имеющие в анамнезе органическое поражение ЦНС, дети со сложной структурой дефекта, задержкой речевого и психомоторного развития, соматически ослабленные дети . У этих детей отмечаются нарушения сенсорных и моторных функций в сочетании с  интеллектуальной недостаточностью и недоразвитием речи.. Вот почему педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные для детей формы коррекционной работы. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Практическая значимость. Программа предназначена для воспитателей, музыкальных руководителей и логопедов Дома ребенка. Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов логоритмических занятий помогут педагогам свободно внедрять программу в своих дошкольных учреждениях.

Инновационная направленность. Программа «Логоритмика для малышей» -  полностью соответствует лексико-грамматическому планированию занятий по развитию речи, включает  работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.

        Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза - «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

        Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в Доме ребенка есть  необходимость проведения занятий по логоритмикке.

        Логоритмика полезна всем детям, с ограниченными возможностями развития, а также имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логопедическая ритмика является одним из видов активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения и способствует коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики опирается на общие методологические основы  логопедии, психиатрии, специальной психологии и педагогики.

 Логопедическая ритмика решает коррекционные, образовательные и воспитательные задачи и оздоровительные.

   К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, речевого дыхания, голоса, артикуляции,  а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.

  В образовательные задачи входят знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела.

  К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и особенного ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку  и критически относиться к своим движениям и к речи.

К оздоровительным задачам относятся  укрепление и развитие костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений и моторных функций, воспитание правильной осанки, походки, развитие ловкости, силы, выносливости.

        Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход занятий вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии  

       Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный коррекционно-развивающий процесс, который состоит из двух основных направлений:

  1. Развитие, воспитание и коррекция вербальных процессов –

  слуховое внимание, память, зрительно-пространственная

  ориентация, моторика, эмоциональная и коммуникативная сферы.

  1.  Коррекция речевых нарушений – темпа, ритма дыхания,

   фонематического слуха и т.д.

Рекомендации для воспитателей:

•        На занятиях все дети занимаются одновременно, благодаря чему повышается плотность занятия и физическая нагрузка на организм ребёнка.

•        Занятия целесообразно проводить фронтально продолжительностью от 10 до 20 минут в зависимости от возраста детей (Один раз в неделю во второй половине дня)

•        Занятия по логоритмике составляются с опорой на лексические темы.

•        Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

•        Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

•        В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, потешки, прибаутки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме.

•        Координированная работа всех составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатывается не только техника дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность.

•        Одно из самых необходимых условий для получения хороших результатов – взаимодействие  педагогов и воспитателей групп. Песенный и танцевальный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы используется на занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаются воспитателям в качестве рекомендаций для закрепления в группе.

•        Создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждения у них интереса к выполнению упражнений. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребёнку – это залог успешной работы.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с речевыми недостатками;
  • создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
  • внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;
  • разработать перспективный план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;
  • создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.

БАЗИС ПРОГРАММЫ

Программа «Логоритмика для малышей» базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

  • Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
  • Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
  • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.

по логоритмике:

  • Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой;
  • Р. Л. Бабушкиной, О. М. Кисляковой «Логопедическая ритмика. Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи»

по оздоровлению детей:

  • «Физкультурно-оздоровительные досуги» М. Ю. Картушиной;
  • Система оздоровления дошкольников «Здоровячок» Т. С. Никаноровой, Е. М. Сергиенко;
  • «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева,                    Б.Б. Егорова;
  • Методические пособия  «Психогимнастика» М. И. Чистяковой, «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.

 4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

 8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, обучении, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед педагогами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЛОГОРИТМИКЕ

      В работе с детьми раннего возраста логоритмическое занятие включает следующие игры и  виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. 
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
  • Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний.
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
  • Упражнения на развитие внимания (его переключаемости, устойчивости) тренируют детей в умении вслушиваться в словесную инструкцию взрослого и действовать в соответствии с ней.
  • Упражнения на развитие памяти (слуховой и зрительной) тренировать запоминание  при восприятии образца движений.
  • Упражнения на развитие воображения  - действие с воображаемыми предметами.

Планирование
логоритмических занятий

  1. План логоритмических занятий на учебный год

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

  1. «В лес по тропинке»
  2. «Разговор с Осенью»
  1. «Едем, едем на лошадке»
  2. «Осень по лесу бродила»
  1. «Ветер качает деревья»
  2. «Холодно – холодно»

Декабрь

Январь

Февраль

  1. «В лесу родилась ёлочка»
  2. «Украсим Ёлку к празднику»
  1. «Путешествие в гости к Зиме»
  2. «Большие и маленькие»
  1. «Ветер песенку поет»
  2. «Веселый оркестр»

Март

Апрель

Май

  1. «Магазин игрушек»
  2. «Весенний ручеек»
  1. «Прилетайте птицы»
  2. «Заботливое солнышко»
  1. «Утренние лучики»
  2. «Собрались музыканты на зеленый лужок»

Календарный план
(сентябрь, октябрь)

Сентябрь

Октябрь

  1. Занятие «В лес по тропинке»
  2. Занятие «Кто на дереве живет?»
  3. Занятие «Разговор с Осенью»
  4. Занятие «В лес по ягоды и грибы» (итоговое)
  1. Занятие «Едем, едем на лошадке»
  2. Занятие «Ветер озорник»
  3. Занятие «Водят зайки хоровод»
  4. Занятие «Осень по лесу бродила» (итоговое)



Схема логоритмических игр-занятий

для детей с поражением центральной нервной системы

и нарушением психики в Доме ребенка.

Вводная часть.

1. Ходьба стайкой.

2. Упражнения на дыхание.

   Основная часть.

1. Речевые игры и упражнения.

2. Неречевые игры и упражнения.

3. Упражнения на развитие моторики.

4. Игры и упражнения на передачу эмоциональных состояний.

   Заключительная часть.

1. Упражнение для развития различных видов внимания (двигательного, зрительного).

2. Упражнения на развитие памяти.  

3.Упражнения с элементами релаксации.

 

        При проведении игр-занятий с детьми раннего возраста с поражением центральной нервной системы и нарушением психики в Доме ребенка по логоритмике необходимо целенаправленное, систематическое, планомерное педагогическое воздействие со стороны логопеда, музыкального руководителя и воспитателя. Во время занятий ребенок с проблемами действует в коллективе и одновременно проявляет свою индивидуальность. Так же дети в группе эмоционально влияют друг на друга. Часто деятельность одного становится толчком для начала такой же деятельности другого.

         Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии.

   Эффективность влияния слушания музыки, музыкально-ритмических и логоритмических игр и упражнений на развитие речевой функции, слухового внимания, моторики у детей с поражением центральной нервной системы и нарушением психики наблюдается у детей в Доме ребенка.

  Оборудование и техническое оснащение:

  • Набор музыкальных инструментов для ритмических игр: колокольчики, бубны, барабан, треугольники, палочки.
  • Материал для дидактических игр: фланелеграф, геометрические фигуры  разных цветов и размеров,  ритмо-схемы, фигурки различных героев.
  • Музыкальный центр с набором аудиокассет и  дисков («Музыка для релаксации» пение птиц, шум моря; «Топ-хлоп» - подвижные игры и «Весёлая логоритмика»  автор Е. Железнова)
  • Атрибуты к танцам и играм – ленты, листочки, снежинки, звёздочки, юбочки.
  • Демонстрационный материал по лексическим темам.
  • Элементы костюмов.