сообщение на тему "Формирование культуры здоровья на уроках швейного дела"
материал на тему

Принципы и методы здоровьесберегающего обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима, так как обучающийся здесь контингент – дети с органическим поражением центральной нервной системы. Специальными исследованиями доказано, что такие дети чаще, чем их сверстники, имеют физическую ослабленность, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. Кроме того, для большинства детей характерны проявления двигательной недостаточности: нарушения равновесия и координации движения. Мышечного тонуса, осанки. У детей нарушена нейродинамика и затруднено формирование межанализаторных связей: зрительно-двигательные и другие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_lysenko_o.v._2.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ школа №10 VIII вида Ступинского муниципального района

Сообщение на тему

«Формирование культуры здоровья

 на уроках швейного дела»

Учитель трудового обучения:

Лысенко Ольга Владимировна

Принципы и методы здоровьесберегающего обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима, так как обучающийся здесь контингент – дети с органическим поражением центральной нервной системы. Специальными исследованиями доказано, что такие дети чаще, чем их сверстники, имеют физическую ослабленность, повышенную склонность к инфекционным заболеваниям. Кроме того, для большинства детей характерны проявления двигательной недостаточности: нарушения равновесия и координации движения. Мышечного тонуса, осанки. У детей нарушена нейродинамика и затруднено формирование межанализаторных связей: зрительно-двигательные и другие.

        Формирование культуры здоровья на уроках швейного дела.

        Занятие трудом требует физических и умственных усилий и соответственно принято различать работоспособность физическую и умственную. И хотя в ходе трудового процесса физический и умственный труд бывают объединены, однако на разных этапах занятия можно четко проследить, как справляется учащийся с умственными и физическими нагрузками. Работоспособность школьника зависит от его индивидуальных возможностей, характера задания, сложности, объема, непрерывности работы, степени её интенсивности. Работоспособность снижается под влиянием утомления. Предупреждая возникновение утомления, я предлагаю доступный данной группе учащихся объем теоретического и практического материала, забочусь о создании благоприятных условий для учебной деятельности: в кабинете швейного дела нормальное освещение и температура, чистый воздух, проводится влажная уборка. Большое значение придаю состоянию рабочего места, исправности инструмента, рациональному чередованию труда и отдыха, смене видов деятельности, темпа работы. Во вводном инструктаже при показе различных приемов выполнения работы использую наглядные пособия, которые также могут сыграть свою роль в профилактике утомляемости. Например, при изучении видов вышивки для демонстрации приемов изготовления «мережки» удобно использовать мешковину. В ней четко просматривается переплетение нитей, а это снимает напряжение зрения, что особенно важно в условиях короткого светового дня.

        Хорошие результаты профилактики стрессов дает работа в парах (пары формируются с учетом типологических особенностей детей), где девочки ощущают помощь и поддержку друг от друга. Я считаю, что учитель должен постоянно проявлять заботу о хорошем настроении детей в труде. Положительную мотивацию к учебе создают игровые моменты на уроке, словесные поощрения учителя. При оценке выполнения работы учитываю не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

        Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена деятельности. Поэтому однообразную работу нужно дозировать, предлагая на время выполнить другой вид деятельности. Регулировать паузами пассивного отдыха и физкультпаузами. В отношении выбора времени отдыха целесообразно руководствоваться рекомендациями общей физиологии труда. Так, нерационально прерывать работу для отдыха в период подъема и достижения максимума работоспособности. Мало помогают паузы отдыха в состоянии значительного утомления.  Они необходимы в начальной стадии развития утомления. Физкультпаузы позволяют сделать отдых более активным. Очень хорошо, если предлагаемые упражнения органично вплетаются в канву урока.

        Например, в 5 классе для проверки усвоения нового понятия можно предложить учащимся следующее упражнение. Исходное положение: стоя, руки вытянуты вперед. Учитель формулирует вопрос и сам на него отвечает. Если ответ правильный, ученики поднимают руки вверх, поднимаются на носки; если неправильный – руки опускают вниз с наклоном с расслаблением.

        Обязательно нужно включать следующие простейшие упражнения для глаз:

  • вертикальные движения глаз вверх-вниз;
  • горизонтальные вправо-влево;
  • вращение глазами по часовой стрелке и против нее;
  • закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее;
  • на доске начертить какую-либо кривую; предлагается глазами «нарисовать» эту фигуру несколько раз в одном, затем в другом направлении.

Учителю следует подчеркнуть, что любое упражнение может принести пользу только в том случае, если его выполнять старательно, в хорошем настроении.

Эффект физкультпауз усиливается при музыкальном сопровождении.

Знания учащимися техники безопасности на уроках являются основным фактором профилактики травматизма, поэтому в процессе обучения следует делать акцент не только на заучивание правил, но и на понимание учащимися причин травматизма, источников опасностей, способов защиты.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный подход к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела

Основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду, является профессионально - трудовое обучение в коррекционной школе....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела в специальной (коррекционной) школе

В данной статье говорится о методах и приемах обучения детей с ОВЗ на уроках швейного дела...

Сообщение на тему «Воспитание личностных качеств и культуры здоровья на уроках швейного дела».

·        Сообщение на тему «Воспитание личностных качеств и культуры здоровья на уроках швейного дела»....

Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во внеурочное время».

·        Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во ...

Применение тестового контроля для учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках «Швейного дела»

      На занятиях по «Швейному делу» предполагается освоить большое количество понятий, терминов, определений, занятия насыщены различными схемами, рисунками, таблицами, которые ...

Презентация «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела»

Доклад по теме "Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ на уроках швейного дела"...

Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"

Доклад "Индивидуальный подход к детям с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела"...