Содержание педагогической диагностики детей с ТМНР
статья по теме

Аристова Галина Александровна

Педагог впервые сталкивающийся с обучением ребёнка с ТМНР, встаёт перед вопросом : чему учить такого ребёнка и от чего отталкиваться? Данная статья даст ответы на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagostika_detey_s_tmnr.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание педагогической диагностики детей с ТМНР

 Цель обучения ребенка с ТМНР – подготовить его  к максимально возможной самостоятельной жизни, научить его обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг.

У каждого ребенка с ТМНР свой  порог возможностей социализации,  поэтому при обучении таких детей, основным документом поясняющим деятельность педагога и сущность составляемой им специальной  индивидуальной  образовательной программы (СИОП) для ребенка, будет являться педагогическая характеристика на ребенка. Для написания грамотной и обоснованной характеристики необходимо проведение качественной  педагогической диагностики, результаты которой сыграют значимую роль и в планировании работы педагога.

Критерии, взятые за основу  педагогического обследования  детей с ТМНР, базируются на том, что  основным в обучение таких детей является привитие им жизненных умений навыков. Поэтому в процессе диагностики педагог изучает сформированность моторных, познавательных, коммуникативных, бытовых, трудовых, социальных, досуговых, регуляторных умений.

Моторные умения включают в себя способ передвижения, подъём предметов, ходьбу по ровной и наклонной поверхности, ходьбу по скользкой поверхности, ходьбу по ступенькам, лазание по стремянкам, балансирование, наклон тела, захват мелких предметов тремя и двумя пальцами и др. Иными словами, здесь речь идёт о силе, выносливости, координационной способности и ловкости, мелкой моторике.

Познавательные умения включают слежение за объектом, удержание внимания на объекте, восприятие цвета, формы, величины, узнавание изображений, пространственный гнозис, подбор пар и группировку по заданному признаку, чтение собственного имени, чтение предложений, узнавание слов, написание собственного имени, написание простых слов, списывание слов, письмо под диктовку, счёт, ориентацию по часам во времени и др.

Коммуникативные умения включают понимание речевых команд и жестов, следование простым и сложным речевым инструкциям, следование указаниям на изображениях, следование письменной инструкции, выражение потребностей и желаний, выражение согласия и отказа, называние предметов, называние действий, ответы на вопросы, описание ситуации, формулирование вопросов, поддержание диалога, общение по телефону, выражение чувств и др. Здесь также характеризуются вспомогательные средства, которые позволят улучшить коммуникативные возможности человека с ТМНР.

Бытовые умения включают приём пищи, соблюдение личной гигиены, одевание и раздевание, правильный подбор одежды для определённого случая, уход за одеждой и обувью, ручную стирку, уход за помещениями, использование денег, пользование транспортом, пользование услугами почты и банка, соблюдение расписания и др.

Трудовые умения связаны с сортировкой, сборкой, упаковкой, упорядочением объектов, заполнением контейнеров, работой с бумагой, а также природными, текстильными, пластическими, бросовыми материалами, уходом за растениями и животными и др.

Социальные умения включают выполнение указаний, соблюдение правил и следование требованиям и инструкциям, самостоятельный переход от одной деятельности к другой, реакцию на замечания и критику, просьбу о помощи и оказание помощи в случае необходимости, сотрудничество, участие в собраниях, конструктивное разрешение конфликтов, адекватное выражение гнева и разочарования, ожидание своей очереди и др.

Досуговые умения связаны с рисованием, лепкой, конструированием, играми с игрушками, а также настольными, подвижными играми, рассматриванием и чтением книг, слушанием музыки, просмотром любимых телепередач и др.

Регуляторные умения включают восприятие и понимание инструкции, удержание мотивации и алгоритма деятельности, составление предметно-практического плана, выполнение последовательной цепочки действий по плану, контроль и оценку результатов деятельности.

       Данные диагностики удобно отражать в  диагностической карте в виде следующей таблицы:  

Образец оформления диагностической карты

Перечень умений

Оценка освоения умений

Способ выполнения

Не выполняется

Выполняется с помощью

Выполняется самостоятельно

Эпизодически

Регулярно

Моторные

Познавательные

Коммуникативные

Бытовые

Трудовые

Социальные

- физической

-жестовой

-наглядной

- схем и      рисунков

- сопряжено

- по образцу

- по подражанию

- по инструкции

- по замыслу

В графе "Перечень умений" выделяются основные умения по каждой области жизнедеятельности ребёнка и могут указываться входящие в их состав действия. Графа "Оценка освоения умений" используется для регистрации освоения ребёнком определённых умений путём проставления любого удобного учителю-дефектологу знака с указанием даты наблюдения. Если действие выполняется с помощью – указывается её вид:

  • физическая – специалист выполняет действие руками человека с ТМНР;
  • жестовая – специалист указывает, подаёт знаки, означающие "стоп", "здесь", "ещё немного";
  • наглядная – специалист показывает, что нужно делать с помощью шаблонов, маркировки цветом, пооперационных карт;
  • вербальная – специалист говорит, что следует делать.

В графе "Способ выполнения" указывается один из следующих вариантов осуществления умений.

  1. Выполнение сопряженных действий.
  2. Выполнение полусопряженных действий.
  3. Выполнение действий по подражанию.
  4. Выполнение действий по образцу.
  5. Выполнение действий по инструкции.
  6. Выполнение действий по представлению.
  7. Выполнение действий по замыслу.

Кроме того, в этой графе могут указываться ошибки, которые совершает ребёнок.

Эту же таблицу можно использовать в качестве планирования работы. При этом, в перечне умений стоит расшифровывать какие именно умения вы планируете формировать у ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая диагностика детей

Психолого-педагогическая диагностика детейс речевыми нарушениями...

Методическая разработка "Психолого -педагогическая диагностика детей дошкольного возраста"

Данная методическая разработка будет полезна педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста....

Доклад на МО "Диагностика уровня сформированности преставлений об окружающем мире у детей с ТМНР"

Одна из задач констатирующего эксперимента подобрать диагностический инструментарий, позволяющий оценить сформированность представлений об окружающем мире у учащихся старших классов со сложной структу...

Методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения детей с ТМНР. Разработка СИПР.

Методические рекомендации предназначены для оказания методической помощи в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с умственной отст...

Психолого-педагогической диагностика детей с ОВЗ .

quot;Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи детей станут лучше, и нация получит тысячи сформировавшихся личностей, образованных мужчин и женщин с сильным характером."    ...

Статья учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: Психолого-педагогическая диагностика детей с задержкой речевого развития раннего возраста.

Наиболее распространенный диагноз, который ставят детям раннего возраста, отстающим в речевом развитии- ЗРР («Задержка речевого развития»), т.е. отставание речевого развития от возрастной ...

Педагогическая диагностика детей по результатам мониторинга достижений воспитанников по образовательной области «Физическое развитие» 2022 - 2023 учебный год

В общей системе образовательной работы МАДОУ физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ре...