Статья учителя-логопеда Ивановой Т.А. на тему: Психолого-педагогическая диагностика детей с задержкой речевого развития раннего возраста.
статья

Иванова Татьяна Анатольевна

Наиболее распространенный диагноз, который ставят детям раннего возраста, отстающим в речевом развитии- ЗРР («Задержка речевого развития»), т.е. отставание речевого развития от возрастной нормы (в возрасте до 4 лет).

Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

    Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

     Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

   Активный словарь состоит из 5-10 слов, иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный.

    Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «ки» - киска, мех, волосы.

    Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.

     Интересной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слогов (согласный-гласный). Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или «мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого развития может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Ребенок может сохранить эту особенность и в период обучения в начальной школе.

    Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая диагностика детей с задержкой речевого развития раннего возраста.

Наиболее распространенный диагноз, который ставят детям раннего возраста, отстающим в речевом развитии- ЗРР («Задержка речевого развития»), т.е. отставание речевого развития от возрастной нормы (в возрасте до 4 лет).

Дети с диагнозом «Задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками.

    Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.

     Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т. е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.

   Активный словарь состоит из 5-10 слов, иногда вместо слова ребенок воспроизводит один слог, как правило, ударный.

    Такие дети надолго «застревают» на уровне полисемантических слов, например «ки» - киска, мех, волосы.

    Дети с задержкой речевого развития затрудняются передать акцентно-просодическую модель слова.

     Интересной особенностью патологической речи является стремление к употреблению открытых слогов (согласный-гласный). Например: слово мяч ребенок произносит как «мятя» или «мя». При полном отсутствии словесных сочетаний словарь ребенка с задержкой речевого развития может включать до 100-150 слов, в основном существительных, произносимых с множеством звуковых и слоговых пропусков и перестановок. Если при нормальном речевом развитии однажды воспроизведенная форма быстро захватывает ряды слов, то при речевых нарушениях дети не способны использовать подсказывающий образец. Поэтому их речь изобилует аграмматизмами неограниченное время. Ребенок может сохранить эту особенность и в период обучения в начальной школе.

    Характерная особенность речи детей с задержкой речевого развития - неправильное звукопроизношение, которое при отсутствии квалифицированной помощи сохраняется на неопределенно долгий срок.

Возраст с рождения до трех лет является наиболее важным периодом в развитии ребенка. Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивный период формирования многих функций на этом возрастном этапе определяют большие потенциальные возможности коррекционно-педагогического процесса.

Раннее выявление речевой патологии, точность диагностики, своевременная качественная коррекция, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, позволяют надеяться на благоприятный прогноз и свести к минимуму рецидивы. Своевременно начатое коррекционное воздействие, в частности на первом-втором году жизни, позволяет части детей, несмотря на сложность дефекта, к трем-пяти годам приблизиться по уровню общего и речевого развития к возрастным стандартам.

Одним из основных этапов психолого-педагогической диагностики является:

 знакомство с семьей, изучение анамнеза развития ребенка, начиная с первых месяцев жизни. Известно, что различные неблагоприятные воздействия, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к отставанию в развитии.

  1. Уже первый крик при родах говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Если крик слабый, монотонный, немодулированный, это должно насторожить взрослых, нацелить их на необходимость консультации у специалиста.
  2. Другой настораживающий фактор – ранний отказ от грудного вскармливания. Возможно, у ребенка ослаблены (паретичны) мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте. Причиной может быть одно- или двусторонний парез губ, слабость круговой мышцы рта, жевательной мускулатуры; мышц, удерживающих нижнюю челюсть; иногда, укороченная подъязычная уздечка.
  3. Признаком неврологической симптоматики могут быть сглаженность носогубных складок, спастичность верхних конечностей, слабость глазодвигательных нервов (что проявляется в неумении следить за движущейся яркой игрушкой).
  4. Наличие насильственных движений у детей (уже  с 2-3 месяцев возможны гиперкинезы в мышцах языка, в то время как в мышцах туловища и конечностей они возникают лишь к концу первого года жизни).
  5. Отсутствие или слабость безусловных рефлексов, их длительное угнетение, особенно сосательного, глотательного, поискового, свидетельствуют о поражении мозга (у здорового ребенка они исчезают после шести месяцев).
  6. Вялый, распластанный язык, гипотонус губ, характер интонаций позволяют предположить мозжечковую дизартрию.
  7. Наибольшую прогностическую ценность имеют такие синдромы, как судорожный, гипертензионный (проявлениями этого синдрома являются расхождение швов черепа, большого и маленького родничка; напряженные, расширенные вены кожи головы и шеи; беспокойство, плохой сон, частые вскрикивания по ночам; безудержный плач из-за нарастания ликворного давления; иногда отрицательная реакция на свет) и синдром гипотрофии (несоответствие веса и роста ребенка возрастной норме), что позволяет наиболее вероятно спрогнозировать результаты работы.
  8. По мере роста ребенка в диагностике патологий все большее значение начинают приобретать речевые симптомы. Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета, его необращенность к взрослому, позднее появление первых слов и медленное накопление словаря – все эти признаки являются симптомами речевых нарушений.

    При оценке анамнеза важно обратить внимание на:

-  наследственную патологию в семье;

 - следует внимательно ознакомиться с данными медицинского обследования, заключениями психиатра, невролога, лора/аудиолога, окулиста, заключениями генетика, ЭЭГ,УЗДГ (если они есть);

        -  во время беседы оценивается характер взаимоотношений  родителей и ребенка, манера поведения;

         -  отношение родителей к «проблеме», готовность к реабилитации.

  Примерный план беседы с родителями

 (СБОР АНАМНЕЗА)

  1. Ф.И.О ребенка_________________________________________
  2. Возраст_______________________________________________
  3. Дата обследования_____________________________________
  4. Как протекали беременность и роды?___________________________

_________________________________________________________________

  1. Закричал сразу или нет?_______________________________________
  2. Были ли какие-нибудь проблемы у ребенка в роддоме?____________

_________________________________________________________________

  1. Как протекало развитие?______________________________________

_________________________________________________________________

  1. Когда приложили к груди?_____________________________________
  2. Как сосал? Были ли поперхивания?______________________________
  3.  До какого возраста было грудное вскармливание?_________________
  4.  Когда кормили  смотрел ли ребенок в глаза? Если подходили к кроватке, протягивал ли ручки?__________________________________
  5.  Сидел ли в 6 месяцев?_________________________________________
  6.  Когда ребенок пошел?_________________________________________
  7. Гуление, лепет активные?______________________________________
  8. Проверяли ли ребенка на предмет снижения слуха?________________
  9. Какой метод обследования слуха делали?________________________

__________________________________________________________________

  1. Были ли в семье у кого-нибудь ЗРР?______________________________
  2.  Когда появились первые слова?_________________________________
  3. Когда появились волнения по поводу ЗРР?________________________
  4.  Какой был первый врач по поводу ЗРР?__________________________
  5.  Что говорили врачи?__________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Предлагали ли какое-либо лечение?_____________________________

__________________________________________________________________

  1. На фоне приема препаратов были ли улучшения?__________________

В логопедическом обследовании ребенка раннего возраста можно выделить  основные направления обследования:

1.Познавательные и игровые навыки.

2. Когнитивные навыки.

3. Состояние экспрессивной и импрессивной речи.

4. Состояние внимания (зрительного, слухового).

5. Памяти (слухо-речевой, зрительной).

6. Мышления.

7. Состояние произвольных движений (общих и тонких).

8. Особенности слуховой системы (особенно у детей из группы риска).

  Методика обследования ребенка 1,5 – 2 лет

Познавательное развитие:

  проверка цветового гнозиса .

Оборудование:  рамки-вкладыши, сортеры, разноцветные парные кубики.

Ход выполнения задания: «положи цвет к цвету»

Пример заключения: не различает цвета даже после обучения; самостоятельно зрительно сличает основные цвета; действует методом проб и ошибок.

Различение основных форм:

Оборудование: рамки-вкладыши , игрушки-сортеры .

Ход выполнения задания: «положи в нужное окошко».

Пример заключения: самостоятельно зрительно сличает основные формы;

 действует методом проб и ошибок.

    Ориентировка на величину:

Оборудование: рамки-вкладыши разной величины , 2-3 составная матрешка, одноцветная пирамидка из 3 колец.

Ход выполнения задания: «положи в нужное окошко», «собери матрешку», «собери пирамидку» (после показа).

Пример заключения: ребенок не научился складывать матрешку; действует неадекватно(берет в рот, стучит, бросает); выполняет задание только подражая действиям взрослого; сразу понимает  и выполняет задание

Методика парных картинок или выбор по образцу.

(диагностика способности ребенка узнавать изображения знакомых предметов).

Оборудование: пары одинаковых игрушек, рамки-вкладыши с картинками животных (в рамках тоже картинка).

Ход выполнения задания: «положи такой к такому же».

Пример заключения: ребенок испытывает трудности в зрительном узнавании  предметов, требуется помощь взрослого; после обучения продолжает действовать неадекватно; сразу понимает задание, выполняет уверенно.  

Диагностика способности ребенка понимать обращенную речь  и обращенные жесты.

(с 1г.9 мес. ребенок понимает понятия большой- маленький, доступны формы ед. и мн. числа )

Оборудование: игрушки, картинки (чашка-чашки), матрешки (2-3 составные),  вкладыши, кубики, шарики разной величины (большой, поменьше, самый маленький).

Ход выполнения задания: «дай гриб, рыбу, мяч, куклу»(если не понимает- показываем жестом);

С 1г.9 мес: «дай чашку-дай чашки», «дай машину большую-машину маленькую»;

«дай шарик (кубик) большой-поменьше-самый маленький».

        Пример заключения: ребенок не понимает обращенную речь; ребенок не понимает обращенную речь, но понимает обращенные жесты и звукоподражания; ребенок уверенно показывает на нужный предмет, но ему не доступны понятия большой-маленький; ребенок уверенно показывает на нужный предмет, различает понятия большой-поменьше-маленький,  формы ед. и множ. числа.

Проверка глагольной лексики

с 1 г.7 мес.-1 г.9 мес. ребенок понимает несложный рассказ по сюжетной картине.

С 1г.9 мес.- понимает слова-действия, выраженные категорией возвратности глагола.

С 1 г.10 мес. ребенок понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, знакомых ребенку.

Оборудование: игрушки, сюжетные картинки.

Ход выполнения задания:

С 1,5 лет: «покорми куклу», « положи куклу на кровать», «покатай машинку», «бросай мяч».

С 1г. 7 мес.: «покажи, где дядя спит?», «где мальчик моется?», «девочка плачет?» и т.д.;

 С 1г.9мес.- «покажи где мальчик катает машину?»- «где мальчик катается на машине?»

С 1г.10 мес. специально подготовленный рассказ о событии хорошо знакомом ребенку («ты ходил с мамой в зоопарк?).

        Пример заключения: ребенок не понимает обращенную речь, не  показывает картинки; ребенок не понимает обращенную речь, но понимает обращенные жесты и звукоподражания; ребенок уверенно выполняет задания, понимает несложный рассказ по сюжетной картине.

Проверка пространственного гнозиса.

с 1г. 5 мес. ребенку доступно  понимание предлогов и предложно - падежных категорий;

                С 1 г.5 мес. - понимание предлогов  «"в», «на»

С 1г.9 мес. –понимание предлога «под».

С 1 г.10 мес.- понимание предлогов «у», «с».

Оборудование: коробка с крышкой, кубик.

                 Ход выполнения задания:

           С 1г. 5 мес.: «положи кубик в коробку», «положи кубик на стол», «положи кубик на коробку».

            С 1 г. 9 мес.: «положи кубик под стол».

            С 1 г. 10 мес.: «положи кубик у коробки или рядом с коробкой».

        Пример заключения: не понимает предложно-падежных конструкций, задание не выполняет; уверенно справляется с заданием.

Диагностика способов деятельности

(манипуляция с игрушками)

Оборудование: пирамидка одноцветная из 3-4 колец.

Ход выполнения задания: «собери пирамидку».

Пример заключения: ребенок целенаправленно, путем зрительного сличения самостоятельно собирает кольца; действует неадекватно; пытается с помощью взрослого собрать пирамидку, интереса к заданию не испытывает.

Диагностика игровой деятельности

Оборудование: бизиборды,  игрушки со звуковыми эффектами.

Пример заключения: игровая деятельность носит адекватный характер, ребенок заинтересован в игрушке, выполняет с ней ряд последовательных действий;  не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия;  игровая деятельность носит неадекватный характер (ребенок бросает, облизывает игрушки и т . д).

Слуховое внимание и фонематический слух

С 1 г. 6 мес. ребенок различает неречевые звуки

С 1 г . 9 мес. различает речевые звуки.

Оборудование: ширма, 2 бубна, 2 колокольчика, 4 дер. ложки, 2 собаки, две кошки, два петуха.

Ход выполнения задания:

С 1 г.6 мес.: «угадай, что звучит»

С 1 г. 9 мес.: «угадай, кто тебя зовет». Ребенок по звукоподражанию должен выбрать игрушку.  

Пример заключения: ребенок по звукоподражанию находит звучащую игрушку.

Активный словарь(двухсловная фраза)

Ход выполнения задания: естественная ситуация. Речевые проявления ребенка наблюдаются в заданиях, в игре.

Пример заключения: во время игры и другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями; не сопровождает свои действия двухсловными предложениями; полные слова, которые употребляет; образцы двухсловных предложений.

Слоговая структура

1 год  мес.: употребление двухсложных слов (типа: "папа, мама, пила, часы".

Употребление односложных слов  типа: "дом, вот, мяч, там".

                         Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

С 1 года 9 мес- все гласные звуки

Методика обследования ребенка 2-3 лет

Познавательное развитие:

  проверка цветового гнозиса .

(В норме ребенок  способен самостоятельно называть 4 цвета)

Оборудование:  рамки-вкладыши, сортеры, разноцветные парные кубики, разноцветные фетровые птички, бабочки и т.д.  

Ход выполнения задания: «Посмотри, где такое же крылышко по цвету?»

 Выбор по называнию: показываем ребенку 2 цвета: (красный и синий): «Возьми красный, куда положишь?». Ребенок выбирает  нужный  цвет и соотносит с цветами, находящимися перед ним.

Пример заключения: не различает цвета даже после обучения; самостоятельно зрительно сличает основные цвета; действует методом проб и ошибок; инструкцию «дай синий, красный, желтый, зеленый» ребенок понимает, цвета соотносит; сам называет цвета; есть попытки самостоятельно назвать цвета.

Различение основных форм:

(В норме- ребенок способен делать выбор по называнию и способен употреблять слова, обозначающие основные геометрические фигуры)

Оборудование: рамки-вкладыши , игрушки-сортеры.

Ход выполнения задания: Выбор по называнию: показываем ребенку две фигуры, например (круг и квадрат) : «возьми круг, куда положишь?». Ребенок выбирает фигуру и соотносит с фигурами находящимися перед ним.

Пример заключения: самостоятельно зрительно сличает основные формы, способен делать выбор по называнию , употребляет слова, обозначающие основные геометрические фигуры;

 самостоятельно зрительно сличает основные формы, но не способен называть основные цвета; действует методом проб и ошибок.

     Ориентировка на величину:

Оборудование: рамки-вкладыши разной величины , 3 составная матрешка, одноцветная пирамидка из 4 колец.

Ход выполнения задания: «положи в нужное окошко», «собери матрешку», «собери пирамидку» (после показа).

Пример заключения: ребенок способен зрительно ориентироваться в величине; ориентируется в величине с помощь прикладывания (сравнивает два кольца пирамидки друг с другом); ребенок не научился складывать матрешку, пирамидку; действует неадекватно(берет в рот, стучит, бросает); выполняет задание только подражая действиям взрослого.

Методика парных картинок или выбор по образцу.

(диагностика способности ребенка узнавать изображения знакомых предметов).

Оборудование: пары одинаковых игрушек, рамки-вкладыши с картинками животных (в рамках тоже картинка), фотографии животных, игрушки одинаковых животных, но разного типа.  

Ход выполнения задания: просим ребенка соотнести игрушку с картинкой или  фотографией; или игрушку одного типа с игрушкой другого.

Пример заключения: у ребенка есть обобщающий образ о животном, называет животное; испытывает трудности в зрительном  узнавании  одинаковых животных разного типа; испытывает трудности в узнавании игрушки животного и фотографии.

Диагностика способности ребенка понимать обращенную речь  и обращенные жесты.

Выполняет инструкцию (до трех поручений).

Оборудование: игрушки, предметы.

Ход выполнения задания: открой шкаф, возьми куклу и отдай маме.

Пример заключения: понимает/не понимает инструкцию.

Понимание обращенной речи: понимание слов, обозначающих предметы.

игрушки (кукла, мишка, мяч, юла, зайка)

посуда (чашка, тарелка, ложка)

одежда (шапка, пальто, ботинки, платье, штанишки, рубашка)

мебель (стол, стул, шкаф, кровать)

части тела (голова, руки, ноги, шея)

части лица (глаза, рот, нос, щеки, лоб)

домашние животные (собака, кошка, петух, лошадь, корова)

транспорт (машина, автобус, поезд, самолет)

фрукты (яблоко, апельсин, слива)

овощи (морковь, огурец, помидор)

части тела животного (голова, ноги, хвост, глаза, усы).

Оборудование:   лото, картинный материал, игрушки.

Ход выполнения задания: просим ребенка показать предметы.

Пример заключения: понимает/не понимает обращенную речь.

Проверка глагольной лексики

Понимание действий (одеваться, есть, пить, улыбаться, играть, строить, кататься, мыть, гладить, лечить) .

Оборудование:  картинный материал.

Ход выполнения задания: просим ребенка показать действия.

Пример заключения: понимает/не понимает обращенную речь.

Понимание  слов-действий, выраженных категорией возвратности глагола:«покажи где мальчик катает машину?»- «где мальчик катается на машине?»

Понимание единственного и множественного числа глаголов:

              Оборудование – картины: мальчик строит, дети строят; девочка рисует, дети рисуют; девочка ест, дети едят.

Ход выполнения задания: ребенку предлагают показать, где "строит", а где "строят" и т.д.

Пример заключения: из трех пар картин правильно показывает две-три пары; не показывает, не понимает.

                                   С 2 лет 6 мес.

 Понимание настоящего и прошедшего времени глагола:

    Ход выполнения задания: беседа с ребенком о том, что он делал или будет делать.

Пример заключения: понимает настоящее и прошедшее время; не понимает времен глагола.

С 2 лет 7 мес.

Понимание глаголов с различными приставками.

Ход выполнения задания:

 ребенка просят выполнить поручения (открыть, закрыть, принести, унести, завернуть, развернуть).

Пример заключения: правильно выполняет поручения; не понимает, не выполняют поручения.

Понимает короткий рассказ (без показа действия) о знакомых событиях.

Ход выполнения задания:  специально подготовленный рассказ о событии хорошо знакомом ребенку («ты ходил с мамой в зоопарк?»).

Проверка понимания прилагательных

Понимание прилагательных, обозначающих  величину, цвет и вкус (большой, маленький, длинный, короткий, красный, синий, желтый, зеленый, сладкий, кислый).

Оборудование:  картинный материал.

Ход выполнения задания: «покажи где красное яблоко, а где зеленое», «покажи, где короткий карандаш, а где длинный».

Пример заключения: понимает/не понимает обращенную речь.

С 2 лет 6 месяцев:

Понимание единственного и множественного числа  прилагательного 

Оборудование:  картины: синий флажок, синие флажки; красный флажок, красные флажки; красный кубик, красные кубики; большой кубик, большие кубики.

Ход выполнения задания: ребенку предлагают найти большой кубик и большие кубики, красный флажок и красные флажки.

Пример заключения:  находит необходимые картинки;  понимает, не находит.

С 2 лет 7 мес:

Понимание слов с суффиксом увеличительности.

Оборудование: - картинки: ежи большой и маленький, дома: большой и маленький, коты: большой и маленький.

Ход выполнения задания: ребенку предъявляют картинки и спрашивают, где еж, а где ежище и т.д.

Пример заключения: находит необходимые картинки; не понимает, не находит.

Проверка понимания наречий

 (близко, далеко, низко, высоко, быстро, медленно, темно,  светло)

Оборудование:  картинный материал.

Ход выполнения задания: «покажи, где самолет летит высоко, а где низко».

Пример заключения:  находит необходимые картинки;  понимает, не находит.

 

     Проверка пространственного гнозиса.

Понимает  предлоги  «в»,  «на» «под», «у», «с»;

С 2 лет 7 мес. –понимает предлоги  « через», «около»,  «перед».

Оборудование: коробка с крышкой, кубик, игрушки.

                 Ход выполнения задания:

           «положи кубик в коробку», «положи кубик на стол», «положи кубик на коробку», «положи кубик под стол»,«положи кубик у коробки или рядом с коробкой», «посади мишку перед стулом», покажи: « где кошка перепрыгивает через кресло», «покажи, где  собака сидит около стола».

        Пример заключения: не понимает предложно-падежных конструкций, задание не выполняет; уверенно справляется с заданием.

Конструктивный праксис

С 2,5 лет ребенок может самостоятельно складывать фрагменты из 2 частей

Оборудование: пазлы из 2 частей, разрезные картинки из 2 частей.

Ход выполнения задания: «сложи картинку».

Пример заключения: складывает картинку при помощи взрослого, к конечному результату безразличен;  складывает с помощью взрослого после обучения  складывает самостоятельно, понимает ,что конечный результат положительный; самостоятельно складывает картинку, заинтересован в конечном результате.

Определение ведущей руки, уровня развития предпосылок к предметному рисунку

 В норме ребенок способен провести вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

Оборудование: лист бумаги, цветные фломастеры.

Ход выполнения задания: рисуем 4 девочек, над ними 4 шарика без веревочки, просим ребенка нарисовать веревочки к шарикам.

Пример заключения: ребенок ведет себя неадекватно, задание не выполняет; стремится что-то изобразить, к конечному результату безразличен; пытается нарисовать веревочку прерывистыми линиями,  не определена ведущая рука; выполняет задание соответственно инструкции, четко определена ведущая рука.

Диагностика способов деятельности

(манипуляция с игрушками)

Оборудование: пирамидка одноцветная (можно цветную) 4 колец.

Ход выполнения задания: «собери пирамидку».

Пример заключения: ребенок целенаправленно, путем зрительного сличения самостоятельно собирает кольца; действует неадекватно; пытается с помощью взрослого собрать пирамидку, интереса к заданию не испытывает.

Диагностика игровой деятельности

Оборудование: игрушки (кукла, машинка, кубики).

Ход выполнения задания: «поиграй с игрушками».

Пример заключения: игровая деятельность носит адекватный характер, ребенок заинтересован в игрушке, выполняет с ней ряд последовательных действий;  не начинает играть даже после того, как взрослый предложил выполнить совместные действия;  игровая деятельность носит неадекватный характер (ребенок бросает, облизывает игрушки и т . д).

Слуховое внимание и фонематический слух

С 2 лет различает высоту голоса

               Оборудование - набор игрушек: ширма, два медведя (большой и маленький), две собаки (большая и маленькая), две кошки (большая и маленькая).

Ход выполнения задания: ребенку предлагают поиграть в игру "Тихо - громко".

Пример заключения: различает высоту голоса; не различает.

С 2 лет 6 мес.- различает  слова близкие по звучанию

Оборудование - картины: мышка-мишка, стол-стул, усы-уши, ежата-мышата, коса-коза.

Ход выполнения задания: ребенку предлагают найти необходимую картинку.

Поведение ребенка: правильно находит картинки, различает слова, близкие по звучанию; не различает слова, близкие по звучанию.

Активный словарь

                                                        С 2 лет: 

                              трех-четырехсловная фраза;

                              употребляет прилагательные и местоимения;

                             употребляет винительный и предложный падежи;

                             употребляет слова с суффиксом уменьшительности;

практическое употребление именительного падежа                        множественного числа с окончанием «ы», «и».

                                                      С 2 лет  1 мес.

                                   Появляются вопросы: где? куда?

                                    С 2 лет 6 мес. 

Практическое употребление родительного падежа, дательного, творительного падежей;

Практическое употребление единственного и множественного числа существительного;

Практическое употребление единственного и множественного числа глагола;

Практическое употребление возвратных глаголов.

                                   С 2 лет 7 мес.

Начало употребления сложных придаточных предложений;

Появление вопросов: почему? когда?

Ход выполнения задания: естественная ситуация. Речевые проявления ребенка наблюдаются в заданиях, в игре.

Пример заключения: в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более трех слов) задает вопросы «где», «куда» ; образцы многословных предложений; не говорит многословными предложениями, вопросы в речи ребенка не появляются.

Слоговая структура

С 2 лет:

употребление трехсложных слов без стечений согласных типа: машина, малина, собака.

С 2 лет  6 мес.: употребление двухсложных слов типа: лимон, батон.

 

                         Звуковая сторона слова.

Отмечаются искажения, отсутствие, замены, смешения звуков.

                   Список используемой литературы:

  1. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего дошкольного возраста . Издательство Просвещение, 2014,2018.

   2.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст. –     М., 1997.

   3.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления (1-3 года). – М., 2000.

  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2001.

  5.Хелльбрюгге Т., Лайоси Ф., Линара Д., Шамбергер Р., Ройтенгитраух Т.   Мюнхенская функциональная диагностика развития (второй и третий год жизни). – БелАПДИ, Мн., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для детей с задержкой речевого развития 3- 4 лет. Из опыта работы

представлены игры и способы общения с неговорящими детьми...

Карта обследования ребенка с задержкой психического развития (ранний возраст)

Материал для диагностики детей дошкольного возраста с ЗПР....

статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"

статья на тему: "Организация интегрированного обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного класса массовой школы"...

Логопедические занятия для детей с задержкой речевого развития

Хочу предложить Вашему вниманю серию логопедических занятий для детей с ЗРР 2, 5 - 4 лет. Свои конспекты я представила в виде таблиц,в которых отражены: номер этапа занятия, цели и задачи, подробные и...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Формирование навыков словообразования у детей с задержкой речевого развития.

Статья предназначена логопедам, работающим с детьми с нарушениями речи и представляет собой наглядную план - таблицу для удобства планирования работы по словообразованию...

КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

КИНЕЗЕТЕРАПИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ...