Коррекция свистящих звуков
презентация к уроку по теме

Татьяна Николаевна Эртель (Матвеева)

Правильная артикуляция звука (с).Виды нарушений (сгматизмы).Подготовительные упражнения и постановка звука. Для логопедов, студентов факультета коррекционной педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекция свистящих звуков202.06 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приемы коррекции свистящих звуков ЗВУК [С] Учитель-логопед, д /с №85 Матвеева Татьяна Николаевна.

Слайд 2

профиль Звука { С } Положение органов артикуляции Губы слегка растянуты. Зубы сближены на расстоянии 1 мм. Язык кончиком упирается в нижние резцы. Нёбная занавеска: поднята и прижата к задней стенке глотки, преграждая воздуху выход через нос (при выдохе). Голосовые связки: разомкнуты. Выдох: несколько усилен.

Слайд 3

Нарушения сигматизмы • Межзубный — кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами; • Боковой — (хлопающий звук) — воздух идет по обоим краям языка или вбок; • Носовой — (назальный звук) — заменяется иногда храпом в нос — носовой оттенок последующего гласного. • Губно-зубной [с— ф ]. Нижняя губа образует щель с верхними зубами. • Призубный [с — т]. «Суп — Туп». Язык упирается в верхние зубы. • Шипящий [с — щ ]. «Собака — щабака ». Язык поднимается вверх.

Слайд 4

Подготовительные упражнения Для развития силы и направленности воздушной струи : 1. Из положения «Трубочка» подуть на ватку, султанчик, бумагу. 2. Из положения «Забор» положить язык на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить зонд и надавить до образования желобка. Зубы разомкнуты, не удерживают язык. С силой выдувать воздух. Контроль — ладонь, ватка. 3. Из положения «Забор» упражнение «Кто дальше загонит мяч?» — плавно, длительно, непрерывно дуть вперед. Затем это же упражнение из положения «Трубочка».

Слайд 5

Подготовительные упражнения Упражнения для губ: 1.«Забор» — губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счет 3—4, напрягая губы. 2. «Трубочка» — губы вперед, на счет 3—4 (произносить звук [у]). 3. Из положения «Забор» (губы растянуты) перейти в положение «Трубочка» (губы вперед) произносить звуки [ и-у ] (5—10 раз выполнить переключения).

Слайд 6

Подготовительные упражнения Упражнения для языка 1. «Сделай язык широким»: из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — положить язык на нижнюю губу. Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии. 2. «Наказать непослушный язычок» (скажи: «па-па-па, пя-пя-пя ») — губами шлепать по языку из положения «Лопата». Цель: расслабление мышц языка. 3. «Покусаем язычок»: из положения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык. Цель: расслабление мышц языка.

Слайд 7

Подготовительные упражнения Упражнения для языка г) «Мост» — язык лежит плоско на дне ротовой полости. Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами. д ) «Почистим зубы» — из положения «Мост» выполнять движения языком сверху вниз по зубам. Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами. е) Из положения «Лопата» — дуть по языку в бутылочку, бутылочку держать, приложив к подбородку, край ее горлышка у нижней губы. ж) Из положения «Мост» — дуть в маленькую бутылочку, чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем упражнении. Цель: выработать целенаправленный сильный выдох.

Слайд 8

ПОСТАНОВКА ЗВУКА По подражанию Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост». Снова вернуться в положение «Забор». Дуть в пузырек, чтобы он «пел» или выполнить упражнение «Холодный ветер». От опорного звука а) Выполнить «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор». Длительно произнести звук [и], затем упражнение «Холодный ветер»: « и-и-и-иссссс ». б) То же со звука [ ф ]: « ф-ф-ф-ф-сссс ».

Слайд 9

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Механический способ 1. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», т.е. распластать язык и напряженным кончиком упереться в нижние зубы. Вдоль языка положить шпатель или зонд так, чтобы он прижимал только переднюю часть языка; губы в улыбке, зубы сомкнуты, выдувать воздух с силой, равномерно, как в упражнении «Холодный ветер». 2. То же с медленным выниманием шпателя или зонда. Смешанный способ 1. Выполнить упражнения «Забор» — «Мост» — «Лопата» — «Забор», т.е. прикусить широкий язык зубами, произнести «т-т-т» и дуть в пузырек. При удлинении выдоха звук [т] переходит в звук [с]. Нужно зондом проложить по средней части языка «желобок». После правильного выдоха язык постепенно заводят за зубы. 2. Выполнить упражнение «Забор», произнести «и-и-и»; затем упражнение «Холодный ветер» — « с-с-с », придерживать кончик языка зондом ( иииииииссссссс ).

Слайд 10

ПОСТАНОВКА ЗВУКА При межзубном сигматизме 1. Выполнить подготовительные упражнения. Выбрать способ постановки. 2. Предложить ребенку запомнить упражнение «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор». А затем «Холодный ветер», т.е. длительно подуть. Следить за положением языка за нижними зубами.

Слайд 11

ПОСТАНОВКА ЗВУКА При губно-зубном сигматизме 1.Сопоставление и различение на слух звуков [с— ф ] — в словах, близких по звуковому составу, при дифференциации в слогах, среди фонем. б) Упражнения те же, что и при отсутствии звука. Подготовительные упражнения. 2. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — «Холодный ветер». Если не получается, то логопед придерживает нижнюю губу ребенка, обнажая таким образом резцы, и предлагает выполнить упражнение «Холодный ветер». Затем ребенок сам придерживает пальцем нижнюю губу, не давая ей подтягиваться к верхним резцам, повторяет упражнение «Холодный ветер». Когда звук будет получаться изолированно, произносить его в сочетании с гласными (сначала с механической помощью, затем без нее).

Слайд 12

Постановка звука При призубном сигматизме 1. Те же упражнения, что и при отсутствии звука. 2. Сопоставление и различение на слух звуков [с—т] в словах близких по звуковому составу («санки-танки»), в слогах, среди фонем (см. развитие фонематического слуха). 2. Легким нажатием шпателя на кончик языка опустить его за нижние резцы, чтобы образовать выход для воздуха через межзубную щель. 3. Предложить ребенку держать язык между резцами, широко распластав его. При таком положении языка ребенок, выдыхая воздух, ощущает его струю на кончике языка, производя звук, похожий на межзубный [с], затем, слегка нажимая шпателем на распластанный язык, на его кончик, следует постепенно отодвигать его за нижние резцы.

Слайд 13

Постановка звука При боковом сигматизме 1.Упражнения те же, что и при отсутствии звука. 2. Выполнить упражнение «Лопата». Подуть на широкий язык. Сначала язык находится между губ, а затем между зубами. 3. Автоматизируют межзубный звук в слогах, словах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм .

Слайд 14

Постановка звука При носовом сигматизме 1.Те же упражнения, что и при отсутствии звука. 2. Дифференциация носового и ротового выдоха. 3. Выполнить упражнение «Лопата» — положение языка между губ. Подуть на широкий язык. Подуть на язык в межзубном положении. 4. Автоматизируют межзубный звук в слогах, словах, а затем уже устраняют межзубный сигматизм .

Слайд 15

Постановка звука При шипящем сигматизме 1. Те же упражнения, что и при отсутствии звука. б) Сопоставление и различение на слух звуков [с— ш ] в словах, слогах, среди фонем. 2. Выполнить упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост», удерживать язык за нижними резцами. 3. Из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата», подуть на язык в межзубном положении. 4.Автоматизируют межзубный звук [с] в слогах, словах, фразах. 5. Исправление межзубного звука [с] с помощью упражнений «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — Холодный ветер».

Слайд 16

примечание При исправлении всех видов сигматизма звук [с] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Холодный ветер», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обследование звукопроизношения. Часть 1. Свистящие звуки.

Презентация включает в себя набор картинок для обследования звукопроизношения....

Лингвистический материал для автоматизации свистящих звуков

Лингвистический  материал по исправлению недостатков произношения у детей, сослужившим хорошую и долгую службу не одному поколению логопедов в течение многих десятилетий....

Нарушения в произнесении свистящих звуков и способы их коррекции.

Практический материал для учителей- логопедов.Картотека заданий для автоматизации свистящих звуков....

Конспекты логопедических уроков по дифферинциации свистящих звуков

Представляю вашему вниманию поэтапные конспекты уроков по дифферинциации свистящих звуков для детей 5-7 лет....

Алгоритмы постановки свистящих звуков

Предложины приемы постановки свистящих звуков....

Методика коррекции свистящих звуков.

При овладении правильной артикуляцией звука следует добиваться максимальной осознанности  этого процесса. С этой целью  внимание детей  привлекается  к основным элементам артикуляц...

Таблицы для автоматизации свистящих звуков. Звук З.

Представлен материал для автоматизации свистящмх звуков в слогах и в словах. Ребенок под руководством логопеда, родитетей или других членов семьи, заинтересованных в успехах ребенка, не только сформи...