Конспекты логопедических уроков по дифферинциации свистящих звуков
план-конспект занятия по теме

Медведева Людмила Николаевна

Представляю вашему вниманию поэтапные конспекты уроков по дифферинциации свистящих звуков для детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_po_etapam.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Логопедический урок №1.

Тема: Дифференциация согласных звуков С-З в словах.

Цели:

    коррекционно-обучающие: закреплять умение дифференцировать звуки и буквы С-З на письме и на слух..

    коррекционно-развивающие: развивать фонетико-фонематическое восприятие, оральный праксис, зрительное восприятие, память, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику рук.

   коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: закрепление.

Методы: слуховые, зрительные, деятельностные.

Форма работы: практическая

Оборудование: индивидуальные зеркала, профиль звуков [С-З], цифровой ряд, предметные картинки, А Шибаева «Азбука весёлых человечков», пластилин.

                                               

                                                    ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Логопед называет слова: ласточка – воробей – змея – грач.

- Какое слово лишнее? (Змея)

- Почему? (Потому что ласточка, воробей, грач это птицы, а змея пресмыкающееся).

2. Сообщение темы урока.

1. Закрепление пройденного материала.

- Сравним пары звуков: з, б,  д,  в,  г, ж

                                         с, п, т, ф, к, ш

- Каждая пара звуков очень похожа по артикуляции и различается только тем, что при произношении звуков первого ряда (з, б,  д,  в,  г, ж) –участвует голос, а при произношении звуков второго ряда ( с, п, т, ф, к, ш) –голос отсутствует. Звуки первого ряда (з, б,  д,  в,  г, ж) - называют  звонкими, а звуки второго ряда ( с, п, т, ф, к, ш) – называют глухими.

- Можно ощутить работу голосовых связок при помощи тыльной стороны ладони, приложив её к горлышку. Если горлышко дрожит при произнесении звонких звуков, значит голосовые связки сомкнуты, а если не дрожит голосовые связки разомкнуты. Дети произносят звуки.

Логопед:  Я зачитаю вам слова. Какой первый звук звучит в словах: зубы, сыр, зонт, сани, самолет?

Дети: звуки з и с.

Логопед: Какие это звуки, гласные или согласные?

Дети: согласные.

Логопед: Запишите тему сегодняшнего урока: «Звуки З-С»

2 .Работа с зеркалами 

Логопед: А теперь возьмите зеркала , сделаем несколько упражнений.

Артикуляционная гимнастика для звуков з и с: «Заборчик», «Улыбочка», «Заборчик-улыбочка», «Почистим нижние зубы», «Киска сердится».

Логопед: При произнесите звука з и с губы растянуты в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, язык упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, посередине образуется желобок, боковые края прижаты к коренным зубам, воздушная струя - узкая, холодная, сильная. Произнесите эти звуки.

А теперь положите руку на горлышко и определите какой звук звонкий, а какой звук глухой. Дети произносят звуки и определяют, что звук з звонкий, а звук с – глухой.

- В каком положении будут находится голосовые связки при произнесении этих звуков? (при произнесении звука з- сомкнуты, при произнесении звука с – разомкнуты)

Сравнение этих звуков с профилями.

3. Соотнесение звуков с буквами

Логопед: На что похожи буквы З и С ?

З – не просто завитушка                           С  - села мышка в уголок,

З – пружина, крендель, стружка.               Съела бублика кусок.

Ты  на неё посмотри,

Она совсем как цифра  3.

- Запишите под диктовку буквы: а, т, з, л, с, р, п, с, к, в, з, о, м, с, у, з,в.

Обозначте букву З- =, звук С – >

Физминутка                      

Зайка прыгает и скачет                               прыжки на двух ногах

По дорожке словно мячик

Он на пяточках шагал,                                ходьба на месте, руки за спину

Носик кверху поднимал.

На носочки зайка встал,                              подняться на носочки и хлопнуть над головой

И в ладоши хлопать стал.

Вправо, влево повернулся                           повороты туловища вправо, влево

До носочков дотянулся.                               наклон вперёд

Не боится никого                                          ходьба на месте

Даже волка самого.

3. Работа с цифровым рядом: 

Определение количества звуков в слове и каким по счету стоит звук з и с.

На доске записаны слова:

           [з]                                                        [с]

Бескозырка                                            возраст  

Закваска                                                безобразие

Здравствуй                                           образец

Дети выполняют задание по цепочке.

4. Закрепление пройденного на уроке

Вылепить из пластилина буквы З и С.

5 Домашнее задание:

Придумать  5 -10 слов со звуками з и с и записать .

7. Итог урока

Логопед: О чем мы сегодня разговаривали? (О звуках з и с.)

- Покажите на профиле где звук з, а где звук с., чем отличаются эти звуки?

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.

                                     Логопедический урок №2.

Тема: Дифференциация согласных звуков С-З в словах и        словосочетаниях.

Цели:

    коррекционно-обучающие: закреплять умение дифференцировать звуки и буквы С-З в словах и словосочетаниях;

    коррекционно- развивающие: развивать фонетическое восприятие, оральный праксис, зрительное внимание, память, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику рук.

   коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: закрепление.

Методы: словесные, слуховые, зрительные, деятельностные.

Форма работы: практическая

Оборудование: индивидуальные зеркала, профиль звуков [С-З], цифровой ряд, предметные картинки, таблицы слов.

                                                   ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Работа у доски.

Логопед: Правильно ли изображены звуки  з и с на профилях?

Дети: нет.

Логопед: Почему?

Дети: Потому что при произношении звука з – голосовые связки сомкнуты, а при произношении звука с – разомкнуты.

2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков З и С Работа с зеркалами. Артикуляционная гимнастика ( смотреть конспект №1)

3.Сообщение темы урока

Логопед: Сегодня мы продолжим работу над звуками и буквами З и С.

Запишите тему урока «звуки и буквы З и С в словах и словосочетаниях»

1. Вставьте пропущенную букву З или С (чтение по цепочке)

Логопед: На доске записаны слова, прочитайте и вставьте пропущенную букву З или С: …еркало, …теко, обе…ьяна, ва…елин, кра…ота, …тавни, вы…тавка.

2. Работа с цифровым рядом

Определение количества звуков в слове и каким по счету стоит звук з и с.

На доске записаны слова:

           [з]                                                        [с]

Паровозы                                             посёлок

Заноза                                                  свисток

Заказал                                                собрался

Зазнался                                              засмеялся

3. Собрать слово из двух маленьких слов

На доске записаны слова:

Сено     вал                                    оса        пол

Приз    рак                                    соль      фа

Вол     осы                                    сук        бар

Пар   ус                                        зал        ежи

Логопед: Соедините два маленьких слова в одно и прочитайте (чтение по цепочке) .Запишите эти слова, обозначая буквы З (=), С (>)

Физминутка.

Девочки и мальчики

Прыгают как зайчики                        прыжки на месте

Ножками топают                               топают ногами

Ручками хлопают                               хлопают руками

Головками кивают                              кивают головой

И тихо приседают                                приседают.

4. Классификация слов со звуками З и С по темам:

На доске в разброс записаны слова: сосна, самовар, сокол, зубр, берёза, кастрюля, зяблик, заяц, осина, ваза, синица, соболь.

Логопед: Перед вами слова со звуками з и с , нужно выбрать слова, относящиеся к  «Деревьям», «Посуде», «Птицам», «Зверям».

- Какие слова относятся к «Деревьям»? (сосна, берёза, осина)

Аналогичная работа проводится по остальным темам.

5. Закрепление пройденного

Логопед: Перед  вами слова: 

Морозный                     забор    

Весёлая                          воздух

Высокий                         звезда

Красивый                        арбуз

Яркая                              песня

Спелый                            зонт

- составьте словосочетания из данных слов, запишите, обозначая согласные звуки з (=) и с(>).

6. Домашнее задание: Ответить на вопрос «Что это?» Записать ответы в тетради.

1. Напиток из воды и хлеба с солодом.( квас)

2. Полевое растение, основной корм лошадей. (овёс)

3. Вид спорта (бокс)

4. Крупный хищник из семейства кошачьих ( рысь)

7. Итог урока:

Логопед: О чем мы сегодня разговаривали? (О звуках з и с.)

-Чему мы учились? (учились находить звуки в совах, …)

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.

                                 

       

                                  Логопедический урок №3.

Тема: Дифференциация согласных звуков и букв С-З в предложениях и связных текстах.

Цели:

    коррекционно-обучающие: закреплять умение дифференцировать звуки и буквы С-З в предложениях и связных текстах;

    коррекционно- развивающие: развивать фонетическое восприятие, внимание, память,  аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику рук.

   коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Тип урока: закрепление.

Методы: слуховые, зрительные, деятельностные.

Форма работы: практическая

Оборудование: профили звуков [С-З], цифровой ряд, «Деформированные предложения».

                                                 ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Логопед:

Сядет тот, кто назовёт предмет, в названии которого будет звук З или С.

2. Уточнение и сравнение артикуляции звуков З и С. Артикуляционная гимнастика ( смотреть конспект №1).

3. Сообщение темы урока

Логопед: Сегодня мы продолжим различать звуки и буквы З и С.

Запишите тему урока «Звуки и буквы З и С  в предложениях».

4. Закрепление пройденного материала.

1 вставить в предложения пропущенные слова

Логопед: Перед вами предложения с пропущенными словами. Вам необходимо подобрать подходящие по смыслу слова:

У Зои разболелся …. Бабушка сварила вкусный …. У Зины красивая пышная …. В огород забрела …. У больного красный …. Начался весенний …. (суп, зуб, коса, коза, сев, зев) .

Логопед:

- Какое слово подобрали к первому предложению? (зуб)

-В каких словах есть звук З или С? (Звук З в словах: Зоя, разболелся, зуб)

Аналогичная работа проводится по всем предложениям.

2.составление предложения из данных слов

Каждому ребёнку предлагаются слова из которых нужно составить предложение.: За, собака, забором, залаяла.

                         Зубы, у, разболелись, Сони, сильно.

                        За, собака, гналась, зайцем.

                       Взяла, зайца, собака, след.

Логопед: Составьте из предложенных слов предложение и прочитайте его.

- Какое предложение получилось у тебя? (За забором залаяла собака.)

- Есть ли в твоих словах буквы З или С? ( Буква З в словах: забор, залаяла; буква С- в слове собака).

 Аналогичная работа проводится по всем предложениям.

- Запишите своё составленное предложение в тетради, обозначая буквы значками З (=),  С (>).

3. Деформированные предложения

Логопед: Исправьте предложение: Солнце освещается землёй.

                                                           Коза принесла корм хозяйке.

Физминутка

На большом ковре и в ряд                      маршировка на месте

Куклы танины стоят

Два медведя, Буратино,                           изображение персонаже

И весёлый Чипполино.

Раз, два, три, четыре, пять –                    прыжки

Вместе мы пойдём гулять.                       маршировка на месте

5. Дифференциация букв З и С в связных текстах.

Каждому ребёнку предлагается текст.

Логопед: Прочитайте внимательно текст. Составьте текст из предложений. Прочитаем ещё раз по цепочке. Спишите, обозначая буквы З и С.

В зоопарке.

Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Лиза и Роза были в зоопарке. Лиза и Роза рассказали друзьям обо всём, что видели в зоопарке. Зубры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево и гримасничали.

6. Домашнее задание: Пересказать текст «В зоопарке»

7. Итог урока

Логопед: О чем мы сегодня разговаривали? (О звуках з и с.)

- Назовите слова, где встречаются звуки З и С.

- Вы сегодня хорошо поработали, молодцы.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия в 1 классе "Звуки [п],[п\'].Буква П"

Цель  логопедического занятия в 1 классе: обучение дифференциации звуков [п]-[п\'] изолированно, в слогах, в словах, предложениях на слух и правильному обозначению их на письме.  Занятие вклю...

Конспект логопедического занятия на тему "Дифференциация звуков [Г]-[К]"

Цели занятия: Образовательные: учить  различать звуки Г, К; уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных  звуков, учить  дифференцировать звуки Г,К на письме.Коррекцион...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш]"

Стертая форма дизартрии представляет собой сложную структуру дефекта, в которой ведущими нарушениями являются фонетико-фонематические расстройства, влекущие за собой задержку, либо искажение формирова...

Конспект логопедического занятия по теме "Автоматизация звука ш"

Самый трудный и продолжительный этап логопедической работы - автоматизация звуков. Для этого требуется много разнообразного материала. В данной разработке представлен речевой материал для закрепления ...

Конспект логопедического урока с группой обучающихся 2 класса «Дифференциация звуков ч и щ в слогах, словах, предложениях, тексте».

Представлен материал  для проведения учебного занятия с группой обучающихся  2 -го класса.  Материал состоит : - Конспект  логопедического урока  с группой обуча...

Конспект логопедического урока Дифференциация звуков С-Ш

Логопедический урок для учащихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью), на диффе ренциацияю акустически сходных звуков....