Опора на здоровьесберегающие технологии или работаем по ФГОС.
консультация по теме

Цырлова Ирина Петровна

Принятый ФГС для дошкольного образования стал документом, подтверждающим что всё обучение, развитие наших малышей должно опираться на здлровьесберегающие технологии, принцип природосообразности с опорой на ведущую деятельность старшего дошкольника - ролевую игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация. «Опора на здоровьесберегающие технологии или работаем по ФГС»

      На информационно-методических совещаниях август-сентябрь 2014г. сообщалось о введении с начала нового учебного года новых стандартов педагогов, смысл которых заключён в овладении всеми педагогами как можно большим количеством навыков смежных специальностей. Каждый педагог должен стремиться стать специалистом широкого профиля. Что касаемо логопедии, то были даны чёткие рекомендации о включение её в ежедневную жизнь каждого ребёнка, начиная с младшего дошкольного возраста. Это стало жизненно необходимо, так как количество и тяжесть речевых    нарушений неуклонно растет год от года, даже в дошкольных учреждения самого высокого типа, коим является наш детский сад.

     Проанализировав эту проблему можно сделать  предположения, что причинами резкого ухудшения речи детей за последние 10-15 лет могут быть следующее:

  • увеличение детей с перинатальной патологией новорождённых;
  • резкое снижение нагрузки на мелкую моторику рук (одежда на «липучках» вместо пуговиц, обувь аналогично, помощь родителям по дому-редкость, так как в нашу жизнь прочно вошли стиральные, посудомоечные машины и прочая бытовая техника, замена книг-раскрасок, книгами с наклейками и можно ещё долго перечислять...)
  • качество просматриваемых ребёнком мульт- и художественных фильмов. Только фильмы имеющие эмоционально значимых, понятных ребёнку персонажей, четкие сюжетные линии, которые ребёнок может взять себе в сюжетно-ролевую игру будут способствовать речевому развитию;
  • раннее знакомство с компьютером (задействован один палец а не вся кисть руки);
  • недостаток общения со сверстниками вне стен детского сада;
  • недостаток общения со взрослыми (мамы и папы «сидят в интернете», почитать ребёнку книгу некому, а отсутствие возможности быть выслушанным взрослыми, также усугубляет ситуацию).  

 Программа воспитания в детском саду предусматривает всесторонее развитие устной речи ребёнка: словаря, грамматического строя, лексики, звукопроизношения. Все эти структурные части теснейшим образом взаимосвязаны. Звукопроизношение в норме формируется у детей в младшем и среднем дошкольном возрасте. Словарь и грамматический строй развиваются на протяжении всего дошкольного детства и в идеале должны быть полностью закончено в детском саду.

В нашем учреждении (МБДОУ ЦРР детский сад №183) осознание широты имеющихся проблем и жизненной необходимости немедленной перестройки всей системы оказания логопедической помощи привело к созданию тесных межсистемных связей между всеми педагогами ДОУ, логопедом и родителями начиная, с самого раннего возраста.

Воспитатели взяли на себя большую часть моторного развития (была введена ежедневная артикуляционная, дыхательная и пальчиковая гимнастика), а также диагностика речевого развития с раннего возраста.

Существенно расширился контингент консультируемых логопедом родителей (практически 100%) с целью вовлечения их в речевое развитие детей в домашних условиях.

Повысился уровень участия в речевом развитии со стороны музыкальных работников и инструктора ФК.

Всё вышесказаное полностью совпало с требованиями ФГОС, выполнение которых стало жизненой необходимостью и  поставило перед каждым педагогом задачу приобретения  знаний из области дефектологии, а перед логопедом, достаточно непростую задачу  доведения этих знаний, в доступной форме до каждого педагога и родителя. Только при  участии логопеда для каждого ребёнка может быть выстроена индивидуальная траектория успешного речевого развития, что мы и стремимся осуществлять в нашем учреждении.

Имея 17-летний опыт работы психологом и логопедом я глубоко убеждена, что это единственный успешный путь решения данной проблемы, а современные профессиональные стандарты подводят под   процесс интеграции законодательную базу, что для каждого логопеда будет несомненным ориентиром и подспорьем, дающим уверенность в правильности осуществляемых изменений.

Особенностью речевых нарушений в младшем возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Поэтому своевременное уделение должного внимание всем сторонам речи должно снизить тяжесть и количество речевых нарушений и создать условия для дальнейшего гармоничного развития ребенка, что в значительной степени ускорит ход речевого и умственного развития.

            Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, а органы чувств — слух, зрение, обоняние, осязание, вкус- были достаточно развиты.

Особенно вожно развитие речедвигательного и речеслухового  анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды. Развивающее воспитание детей с нарушением речи должно осуществляется по нескольким направлениям:

1.Создание условий для развития высших психических функций в соответствии с возрастной нормой.

2.Создание условий для обследования неречевых психических функций, речевой функциональной системы.

3.Выявление состояния неречевых функций.

4.Выявление уровня речевого развития детей и дальнейшее развития в различных видах деятельности.

5.Развивающия методы и приёмы.

           Особенностью детей младшего дошкольного возраста является большие компенсаторные возможности человеческого мозга в котором ещё не успел сформироваться патологический стереотип. Нейрофизиологами давно доказана взаимосвязь речевой, сенсорной и двигательной областей коры головного мозга. Чем больше количество информации получит мозг ребёнка через анализаторы, тем лучше он будет функционировать, тем богаче будет его опыт. Поэтому основной задачей является создание разветвлённой системы возбуждений и побуждающих мотивов, речевой упорядочной активности. Без создания речевой развивающей среды эта задача не представляется возможной. Основной целью в начальный период является развитие неречевых психических функций: тактильного, зрительного и слухового восприятия и памяти, оптико-пространственного динамического праксиса, моторной сферы, элементарных движений мимической и артикуляционной гимнастики, плавного голосоведения и речевого дыхания. Существенно помочь решить эти задачи, обогатить сенсомоторный опыт ребёнка, скорректировать двигательные нарушения, улучшить память, внимание, восприятие, включить компенсаторные механизмы, способствующие развитию речи помогает организация не только создание в каждой группе детского учреждения сенсомоторного центра, наполненного полифункциональным оборудованием но и введение его в каждый дом, где подрастает малыш.

               Оборудование центра предназначено для проведения следующих форм работы с детьми:  

 1)Развития тактильных ощущений: сенсорные дорожки, дидактические игры, фонетические дорожки, мини-басейны с различными природными материалами, мешочки с крупой и т. д.

2)Развития речевого дыхания и формирования длительной воздушной струи: пёрышки, бантики, платочки, ленточки, ёлочный дождик, одуванчики, осенние листочки, снежинки, вертушки, цветы и другие лёгкие предметы, духовые музыкальные инструменты, физкультурные свистки, подвижные игры («Бурлящая вода», «Морские гонки», «Фасолевые бои», «Мини-футбол», «Самолёт»)    

 3)Для массажа и самомассажа:  тенисные, су-джок, со светодиодами массажные мячики, прищепки,щётки с длинным жёстким ворсом.

Игры с оборудованием сенсомоторного центра, вызвают у детей эмоциональный отклик, повышают мотивацию на развитие речи.

  И.М.Сеченов был одним из первых учёных подвергших критике теорию наследственной предопределённости развития движений ребёнка, как результат созревания определённых нервных структур. Он писал, что «движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей между зрительным, осязательным и кинестетическим анализаторами в процессе активного взаимодействия с окружающей средой».

        М.М.Кольцова, доктор медицинских наук, профессор-физиолог, считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга».

      В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известная всем «Сорока — сорока...».           Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые стихами, благотворно действуют на развитие детей. В Институте физиологии детей и подростков АПН РФ также доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

К счастью особенностью речевых нарушений в младшем возрасте - является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Уделение должного внимания  проблеме развития мелкой моторики, формированию речевого дыхания наряду с освоением правильного звукопроизношения ускорит ход речевого и умственного развития. Все предлагаемые авторские дидактические пособия в соответствии с ФГОС  основываются на здоровьезберегающих технологиях, вызывать у детей приятные эмоциональные и физические (кинестетические) ощущения,  способствовуют возникновению у ребёнка побудительных мотивов развития, приобретения новых навыков и знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДОО"

В материале консультации представлены:: артикуляционная гимнастика, фонетическая зарядка, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж,гимнастика для глаз, Су-Джок-терапия,биоэнергопластика, кинезиолог...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя физической культуры в соответствии с ФГОС»

Статья раскрывает актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ОУ и описать механизмы осуществления этой деятельности....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя: аспекты реализации требований ФГОС

Цели, задачи, принципы, виды здоровьесберегающих технологий...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры аспекты реализации требований ФГОС

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов аспекты реализации требований ФГОС.

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. П...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС

Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения....

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: аспекты реализации требований ФГОС.

Современный этап развития образования отражает социально-культурную ситуацию, характеризующуюся множеством инновационных изменений в сфере образовательно-воспитательного процесса. В этих условиях, осо...