Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальных (коррекционных) классах.
материал на тему
Активные формы обучения являются для современных специальных (коррекционных) классов актуальными и перспективными.
Учащиеся наших классов заниматься проектной деятельностью самостоятельно не могут, т. к имеют нарушения эмоционально – волевой сферы, поэтому на уроках ПТО проектная деятельность осуществляется под руководством педагога. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_guz_m.n.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальных (коррекционных) классах. Учитель Гуз М.Н.(МБОУ Кольская СОШ №2 –спец. коррекционные классы.
Активные формы обучения являются для современных специальных (коррекционных) классов актуальными и перспективными.
Учащиеся наших классов заниматься проектной деятельностью самостоятельно не могут, т. к имеют нарушения эмоционально – волевой сферы, поэтому на уроках ПТО проектная деятельность осуществляется под руководством педагога. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу.
Творческий проект - это учебно-трудовое задание, которое активизирует интерес и побуждает к самостоятельной деятельности учащихся. Только тогда, когда ребенок проникнется интересом и привлекательностью отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе, возможно воспитание любви к труду.
Метод проекта в специальных (коррекционных) классах имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, учитывала психофизические особенности и способности учащихся.
Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия.
Приступая к использованию элементов проектной технологии, стараюсь учитывать особенности выделенных типологических групп учащихся с ОВЗ применительно к урокам трудового обучения. Мои ученики учатся под руководством учителя получать и применять знания, приобретать навыки практической деятельности.
Включение элементов метода творческих проектов в учебный процесс дает мне возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.
Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.
Процесс работы над творческим проектом позволяет пробудить у моих учеников осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей.
Конечно, проекты моих ребят по своей конструктивной сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению нередко уступают работам сверстников из общеобразовательных школ. Однако эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда у наших школьников ни с чем не сравнимы.
Мы очень довольны конечным результатом. Проекты получились успешными. Высокую оценку работе дали мамы, учителя и учащиеся школы.
Считаю, что введение в процесс образования на уроках ПТО в коррекционных классах элементы метода творческого проекта открывают значительные возможности для повышения качества обучения, позволяют обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышают мотивацию к обучению.
Метод творческого проекта в специальных (коррекционных) классах имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.
В ходе своей работы пришла к выводу, что:
- Так как не все учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.
- Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
- Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Необходимо совместно с учениками в обсуждении определять тему проекта, ставить цели и задачи предстоящей работы, определять направления работы.
При работе над проектом стараюсь выстроить работу обучающихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Надо побуждать и поддерживать малейшую инициативу ребёнка. Оказывать помощь, создавать условия для достижения положительного результата.
Виды деятельности по изучению и обработке бумаги входят в программный материал по предмету ПТО для коррекционных классов, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме.
Необходимо понять, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Список используемой литературы:
1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1987.
2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М.: Школа – Пресс, 1997.
3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.
4. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе. М.Педагогика, 1995.
5. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.
6. Организация проектной деятельности учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Аттестационная работа/ Е.В.Дорофеева, - Челябинск: ГОУ ДПО Челябинский ИППК РО кафедра специального (коррекционного) образования, гр. № 235, 2011.
Материалы интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Внедрение проектной деятельности как путь повышения знаний учащихся по иностранным языкам»
Основная цель проектной методики - формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод уч...
Статья "Проектная деятельность как средство творческого саморазвития учащихся начальной школы"
В статье проанализирован опыт работы по организации проектной деятельности учащихся начальной школы...
Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в коррекционных классах со слабой степенью умственной отсталости.
Применение метода творческих проектов в учебной деятельности для обучающихся коррекционных классов 8 вида....
Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями
Презентация к выступлению: "Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями...
Учебно-методическая разработка (распространение опыта и внедрение его в педагогический процесс) Тема: «Проектная и исследовательская деятельность как путь творческого развития учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Значение проектной и иссследовательской деятельности в процессе обучения учащихся с умственной отсталостью. Методы и приемы работы....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВТИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
Защита диплома...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - путь творческого развития личности
Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятель...