Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальных (коррекционных) классах.
материал на тему

Активные формы обучения являются для современных специальных (коррекционных) классов актуальными и перспективными.
      Учащиеся наших классов  заниматься проектной деятельностью самостоятельно не могут, т. к  имеют нарушения эмоционально – волевой сферы, поэтому на  уроках ПТО проектная деятельность осуществляется под руководством педагога. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_guz_m.n.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальных (коррекционных) классах. Учитель Гуз М.Н.(МБОУ Кольская СОШ №2 –спец. коррекционные классы.

Активные формы обучения являются для современных специальных (коррекционных) классов актуальными и перспективными.
        Учащиеся наших классов  заниматься проектной деятельностью самостоятельно не могут, т. к  имеют нарушения эмоционально – волевой сферы, поэтому на  уроках ПТО проектная деятельность осуществляется под руководством педагога. Передо мной, как перед учителем стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу.

        Творческий проект - это учебно-трудовое задание, которое активизирует интерес и побуждает к самостоятельной деятельности учащихся. Только тогда, когда ребенок проникнется интересом и привлекательностью отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе,  возможно воспитание любви к труду.

Метод проекта в специальных (коррекционных) классах имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, учитывала психофизические особенности и способности учащихся. 

Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, стараюсь учитывать особенности выделенных типологических групп учащихся с ОВЗ  применительно к урокам трудового обучения.  Мои ученики учатся  под руководством учителя получать и применять знания, приобретать навыки практической деятельности.

Включение элементов метода творческих проектов в учебный процесс дает мне возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

Процесс работы над творческим проектом позволяет пробудить у моих учеников осознанный интерес к изучаемому предмету, проявить творческие способности. У учащихся появляется уверенность в себе, гордость за разработанное и изготовленное изделие, значимость и необходимость своего труда для окружающих людей.

Конечно, проекты моих ребят по своей конструктивной сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению нередко уступают работам сверстников из общеобразовательных школ. Однако эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда у наших школьников ни с чем не сравнимы.

Мы очень довольны конечным результатом. Проекты получились успешными. Высокую оценку работе дали мамы, учителя и учащиеся школы.

Считаю, что введение в процесс образования на уроках ПТО в коррекционных классах элементы метода творческого проекта открывают значительные возможности для повышения качества обучения, позволяют обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышают мотивацию к обучению.

Метод творческого проекта в специальных (коррекционных) классах имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.

В ходе своей работы пришла к выводу, что:

  1. Так как не все учащиеся в силу своих индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития.
  2. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).
  3. Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Необходимо совместно с учениками в обсуждении определять тему проекта, ставить цели и задачи предстоящей работы, определять направления работы.

При работе над проектом стараюсь выстроить работу обучающихся так, чтобы они смогли максимально самостоятельно выполнять необходимые операции. Надо побуждать и поддерживать малейшую инициативу ребёнка. Оказывать помощь, создавать условия для достижения положительного результата.

Виды деятельности по изучению и обработке бумаги входят в программный материал по предмету ПТО для коррекционных классов, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме.

Необходимо понять, что ребенку с нарушением интеллекта необходимо научиться общению в трудовом процессе: учиться формулировать свои желания и потребности, попросить о помощи, слушать и слышать говорящих с ним людей, адекватно реагировать на замечания и похвалу – всё это поможет его социализации. С помощью приобретённых навыков он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.

Список используемой литературы:

1. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просвещение, 1987.

2. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М.: Школа – Пресс, 1997.

3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.

      4. Ковалева Методика обучения труду во вспомогательной школе.    М.Педагогика, 1995.

5. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.

6. Организация проектной деятельности учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Аттестационная работа/ Е.В.Дорофеева, - Челябинск: ГОУ ДПО Челябинский  ИППК РО кафедра специального (коррекционного) образования, гр. № 235, 2011.

Материалы интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Внедрение проектной деятельности как путь повышения знаний учащихся по иностранным языкам»

Основная цель  проектной методики - формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод уч...

Статья "Проектная деятельность как средство творческого саморазвития учащихся начальной школы"

В статье проанализирован опыт работы по организации проектной деятельности учащихся начальной школы...

Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в коррекционных классах со слабой степенью умственной отсталости.

Применение метода творческих проектов в учебной деятельности для обучающихся коррекционных классов 8 вида....

Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями

Презентация к выступлению: "Проектная деятельность, как путь творческого развития детей с интеллектуальными нарушениями...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - путь творческого развития личности

Основной целью моей работы по данной теме является - создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации, формирование интереса к исследовательской деятель...