ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВТИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ
методическая разработка по технологии (9 класс)

Ерошенко Галина Иннокентьевна

Предварительный просмотр:

Образовательное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Братский педагогический колледж»

ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ……………

Руководитель МРЦ

Мануйлова Т. П.       …………………..

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПУТЬ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВТИТИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Форма выполнения:  выпускная аттестационная работа

ОбучающегосяЕрошенко Галина Иннокентьевна ______подпись,дата _____

Дополнительная профессиональная программа переподготовки

«Педагогическая деятельность в образовательной организации»

Форма обучения: очная  

Консультант: кандидат исторических наук, преподаватель БПК Арзунян Татьяна Гагиковна

Оценка: отлично

Братск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………..…………………………………….3

1.  Теоретические предпосылки использования проектной деятельности на уроках технологии ………………….................................................................7-16

1.1.История возникновения и развития методов учебных проектов ………..7

1.2. Новые подходы к трудовому воспитанию………………………………13

2.Особенности  организации  проектной   деятельности в специальной (коррекционной) школе………………...........................................................17-24

2.1 Основные требования и условия проектной и исследовательскойдеятельности на уроках ……………………………………………………….16

  1. Характеристика этапов учебного проектирования…………………….21

Заключение …………………………………………………………............... 25

Список использованной литературы………………………………………28

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

В связи с изменениями в обществе все более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Признание прав каждого такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще — это объективная потребность общества, без нее общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам технологии, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и  проектные  методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.

Создание условий для реализации творческого развития на уроках, основанное на активной  деятельности  учащихся в тесном сотрудничестве с учителем, создается благодаря:

  • формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности (очевидно, что учить детей нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха; бессмысленно и безнравственно заставлять детей обучаться труду, если они не осознали его значимости, если им неинтересно и у них нет потребности увидеть результаты своей деятельности);
  • сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
  • созданию благоприятных  условий для обучения, что является основой для развития профессионально-трудовой деятельности учащихся;
  • дифференцированный  и индивидуальный подход в обучении;
  • использованию методов, активизирующих учебный процесс;
  • неразрывному единству обучения и воспитания.

Активные формы обучения являются для современной специальной ( коррекционной )  школы  актуальными и перспективными. Это связано с необходимостью разрешения целого ряда противоречий, в частности следующих:

  • между программными требованиями и разным уровнем реальных    учебных возможностей детей (с интеллектуальной недостаточностью или с недостатком учебной мотивации);
  • между уровнем развития речи учащихся (как правило, низким) и высокими требованиями к речевому общению, предъявляемыми социумом;
  • между низкой мотивацией учащихся к учению и значительными ожиданиями со стороны общества;
  • между отсутствием осознания некоторыми учащимися своих ограниченных возможностей, слабо развитой рефлексией и объективными трудностями таких «проблемных» детей.

Как показывает практика, у учителя зачастую возникают трудности в связи с большими нагрузками при подготовке к занятиям, частой нехваткой материалов и инструментов. Даже если педагог осознает необходимость внедрения новых педагогических технологий, серьезной проблемой оказывается отсутствие учебно-методических пособий по отдельным направлениям деятельности.

Проанализировав все противоречия, можно прийти к выводу, что, обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов.

Объект исследования - творческое развитие учащихся на уроках через проектную и исследовательскую деятельность.

 Предмет исследования – особенности применения метода проектов как пути творческого развития учащихся на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Целью данной работы является выявление и описание условий творческого развития учащихся на уроках технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретические предпосылки использования проектной деятельности на уроках технологии;

2. Описать историю возникновения и развития методов учебных проектов для лучшего понимания возможностей их применения в специфической образовательной среде;

3. Проанализировать новые подходы к трудовому воспитанию в связи с планированием применения метода проектов на уроках технологии;

4. Обозначить особенности  организации  проектной   деятельности в  специальной (коррекционной) школе.

Гипотезой исследования мы видим предположение, что уроки технологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида будут проходить продуктивнее и интереснее, если будут выстроены в рамках метода проектов.

Методы исследования в нашей работе использованы общенаучные, научные. Специфических методов исследования не применяли в связи с теоретическим характером работы, результаты которой станут основанием для дальнейшей образовательной практики.

Основной метод построения всей работы – анализ, который позволил среди всех материалов исследования обнаружить необходимое и характерное для школы VIII вида. Далее мы применяли описание, так как знакомились с чертами и характеристиками метода проектов. И осуществили типологизацию особенностей метода проектов, чтобы выявить возможное для применения в специальной (коррекционной) школе VIII вида на уроках технологии.

1. Теоретические предпосылки использования

проектной деятельности на уроках технологии

  1. История возникновения и развития методов учебных проектов

Метод проектов возник в 20 –е годы XX века в США. Его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании [25].

В 20-х годах XX века метод проектов привлек внимание советских педагогов, которые считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащегося в процессе обучения.

Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания [23].

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению [24]. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Умение пользоваться методом проектов, групповым обучением – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающие, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества [25].

Под методом понимается обобщенная модель определенного способа достижения поставленной учебно-познавательной задачи, система приемов, определенная технология познавательной деятельности. Важно не смешивать понятия «проект» - как результат деятельности и «проект» как метод познания. Метод проектов предусматривает наличие проблемы, требующей поиска исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме [1]. А может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков.

Метод проектов предусматривает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и способы достижения развития критического мышления. Использованием учителем метода проектов делает учебный процесс творческим, сжатым, целенаправленным, а ученика - ответственным и целеустремленным. Обязанность учителя - подготовить всех учащихся к посильной для каждого, но обязательной активной познавательной деятельности [1].

Преимущество метода проекта состоит в:

1. Системном закреплении знаний по другим предметам (проекты дают дополнительные возможности). Знания, полученные на уроках химии и физики, могут быть использованы для принятия правильного решения по отбору оптимальной формы, действий изготовления планируемой учениками вещи. Знания по биологии используются, когда учащиеся обдумывают эргономические факторы изготовления. Математические и пространственные знания и умения развиваются, когда планируют и оценивают свои идеи, взвешивают и измеряют материалы, разрабатывают модели по текстильным проектам или делают чертежи при работе с деревом или металлом. Эстетические способности развиваются, когда ученики принимают решения по поводу внешнего вида, цвета или текстуры изделия.

Метод проектов не только помогает закреплять полученные по другим предметам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, «подстегивают» развитие интереса к другим предметам. Все предметы значительно выигрывают от интеграции различных дисциплин при обучении Технологии.

2. Развитии когнитивных умений (знаниевых).

Обучение технологии через проекты развивает когнитивные навыки и умения, что является очень полезным для учеников, каким бы видом деятельности они ни занимались. Они обучаются навыкам и умениям планирования, исследования, анализа и приведения в порядок полученных данных. У них развиваются навыки дивергентного (различного, вариативного) мышления, которые очень важны для творческой деятельности. У них также развиваются навыки конвергентного (в буквальном смысле это «схождение», «сближение») мышления, которые необходимы для принятия решений. И по мере совершенствования их у учеников развиваются умения выбирать правильную стратегию для разрешения конкретной задачи.

3.  Развитии социальных и физических умений.

Ученики развивают свои физические умения, когда они учатся работать с инструментами, оборудованием и другой техникой. У них развиваются «социальные» умения, когда они исследуют потребности (может быть, через простейшее исследование рынка потребления), испытывают свое изделие и просят других оценить его. У них развивается умение выслушивать критику и вести критическое обсуждение. Самое важное то, что при групповой работе развиваются «социальные» умения работать в команде.

4. Развитии уверенности в своих силах.

Ученики учатся подходить к окружающему их миру творчески, учатся уверенности в том, что они могут улучшить свою жизнь и жизнь людей. Они учатся воспринимать себя как активных и способных на многое людей, а не простых получателей готовых знаний.

Как это помогает школе?

Ученики видят Технологию как интересный предмет, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным [3]. Увеличивается стремление к знаниям по всем предметам, они лучше подготовлены к резкой перемене профессии, что пригодится в XXI веке.

На практике учителя иногда говорят, что они дают своим ученикам выполнять проекты, хотя, по сути, они дают такие упражнения, в которых фактически нет возможности для самостоятельной творческой работы. В упражнениях ученики просто следуют набору указаний и иногда может быть, добавляют что-то свое, зачастую поверхностное и несущественное (например, по отделке или украшению изделий).

Метод проектов в курсе реализации «Технологии» можно представить в виде шести ключевых моментов [12]:

-проектирование и изготовление изделия, отвечающего реальной потребности определенного пользователя;

-проведение специального исследования;

- возможному удовлетворению данной потребности

- разработка идей до стадии изготовления;

- изготовление изделия (предварительно спланировав эту стадию;

- испытание изделия в реальной жизни и оценивание его по параметрам удовлетворения определенной потребности.

Все эти компоненты имеют место внутри проекта как целостного процесса.

Деятельность субъектов над образовательным проектом можно представить в несколько этапов: начинание, планирование, принятие решение, выполнение, оценка результатов, защита проектов (Приложение №1).

Таким образом, продуктивность применения проектного метода обусловлена:

  • технологичностью: при последовательном выполнении предлагаемых заданий по принципу «от простого к сложному», «от конкретного к абстрактному», обязательно достигается желаемый результат;
  • достаточно высокой эффективностью уроков;
  • развитием речевых навыков учащихся, в том числе в неподготовленной речевой ситуации;
  • развитием и поддержанием интереса к предмету;
  • практическим применением приобретенных знаний, умений, навыков в новых ситуациях;
  • развитием коммуникативных навыков учащихся;
  • созданием благоприятного морально-психологического климата, доброжелательной атмосферы во взаимодействии преподавателя и учащихся.

Проектные обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.

Цель: развитие творческих способностей учащихся для реализации их как на уроках так и в жизни.

Задача: выявление условий для реализации творческих способностей учащихся.

Цель метода проектов – научить:

  • приобретать знания самостоятельно;
  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач;
  • искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
  • планировать свою деятельность;
  • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли;
  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Задачи проектной деятельности:

1. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.

2. Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).

3. Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

4. Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.).

5. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)

1.2  Новые подходы к трудовому воспитанию.

Очень важно развитие трудовых умений у умственно-отсталых детей, овладение элементарной культурой труда. Именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор материалов и инструментов, умением пользоваться выбранными инструментами, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труд.

Трудовая подготовка для умственных детей даже более значимы, чем для нормально развивающихся воспитанников [3]. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Определенное значение имеет также сниженная активность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг их интересов, а также другие своеобразные проявления эмоционально – волевой сферы.

Труд для умственно-отсталого ребёнка имеет большое значение: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операций развиваются восприятие, представления, различные формы мышления и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Общественно-социальное значение труда детей с умственной отсталостью связано с его воспитательным воздействием на личность. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, самостоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

Трудовое воспитание - важное средство всестороннего развития личности ребенка [8]. Труд должен доставлять удовлетворение и радость. А это возможно при условии, что он посилен ребенку, осмыслен им как приносящий пользу другим людям. Разумно организованный труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, а также оказывает существенное влияние и на умственное развитие детей. Он способствует формированию таких качеств, как сообразительность, наблюдательность, сосредоточенность, тренирует память, внимание, активизирует восприятие.

Особенно важна роль трудовой деятельности в нравственном воспитании. В труде воспитываются устойчивость поведения, дисциплинированности, самостоятельность, развивается инициатива, умение преодолевать трудности, формируются интерес к качественной работе.

Основными методами трудового воспитания детей с нарушениями интеллекта являются: расчлененный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инструкции [4].

Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возраста детей, глубины нарушения интеллекта, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников с нарушениями интеллекта, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформированности у детей различных трудовых умений и навыков.

Важным направлением является ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связанных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) благотворно влияет на уровень развития детей с нарушениями интеллекта, позволяет эффективно решать задачи социальной адаптации, игровых и социальных проб.

Ребенок с нарушением интеллекта, погруженный в трудовую деятельность, получает возможность быть успешным, принимаемым, расширяются и конкретизируются его представления о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда, происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. В результате формируются трудолюбие, потребность в труде, создается психологическая и практическая готовность к труду.

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение учащихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.

Как было отмечено выше, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев положительно относятся к урокам трудового обучения, что связано с чувством удовлетворения от изготовленного своими руками изделия. Однако положительное отношение к занятиям еще не означает, что у этих детей в достаточной степени развиты мотивы учебно-трудовой деятельности.

Изучение деятельности умственно отсталых школьников на уроках трудового обучения показывает, что ее мотивы, как правило, отличаются примитивной эмоциональной окраской, нестойки, ситуативны. Многие учащиеся не всегда заинтересованы в обучении, и трудовая деятельность у них вызывает недостаточно (или вообще не вызывает) положительных эмоций.

Приступая к использованию элементов проектной технологии, необходимо учитывать особенности выделенных типологических групп умственно отсталых школьников применительно к урокам трудового обучения (Е.А. Ковалева, С.Л. Мирской, Н.П. Павлова):

  • школьники, при обучении которых не возникает необходимость опоры на систематический дифференцированный подход;
  • учащиеся с преимущественными нарушениями целевой стороны трудовой деятельности (планирования и целеполагания в работе) и нарушением исполнительной стороны трудовой деятельности;
  • школьники с преимущественным нарушением энергетической стороны трудовой деятельности;
  • учащиеся с одновременным нарушением двух-трех сторон трудовой деятельности [8].

Для комплексного решения задач технологического обучения активно используются различные методы, в том числе выполнение учебных технологических проектов. Цель работы над такими проектами — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации. Действенность этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки [12]. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руководством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобретают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

Осуществление проектного обучения требует от педагога соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения. В процессе выполнения проектов реализуется определенная часть учебной программы. Тематика проектных заданий подбирается с учетом интересов учащихся. На репродуктивных этапах обучения учащиеся развивают умения работать с информацией, материалами, инструментами. Система проектов строится по принципу усложнения. По мере обучения учащиеся достигают осознания собственных возможностей в проектно-технологической деятельности.

  1. Особенности организации проектной деятельности

в специальной (коррекционной) школе.

2.1 Основные требования и условия проектной деятельности.

  Рассматривая особенности организации проектной деятельности раскроем структуру проектной деятельности, которая  состоит из  следующих этапов:

  1. Целеполагание (поставить цель, проблему учащимся);
  2. Планирование (наметить этапы выполнения проекта);
  3. Создание проекта (разграничить роли ребёнка и родителя в создании проекта);
  4. Контроль и коррекция результата (ученик должен уметь определить, что получилось у него, что не получилось и исправить недочёты);
  5. Презентация проекта (выступление с готовым продуктом);
  6. Рефлексия (хорошо, когда ученики проговаривают, что они увидели, узнали, запомнили).

1 этап – подготовительный.

2 этап – технологический.

3 этап – заключительный.

Первый этап (подготовительный) включает в себя исследовательскую деятельность. Начало любого исследования – это тема работы. Выбрать тему для исследования может, как и ребенок, так и учитель; можно предложить ряд вопросов по выбранной теме. Исследовательская работа для ребенка – это, прежде всего наблюдения за жизнью, открытие многих явлений, открытие новых знаний, известных взрослым, но не известных ребенку. Существуют различные виды исследования, которые могут классифицироваться по следующим принципам:

  1. по количеству детей;
  2. по времени проведения проекта;
  3. по месту проведения;
  4. по теме.

На втором этапе (технологическом) учителем составляется технологическая карта с графическими разработками, с разработками конструкций. Дети выбирают инструменты, оборудование и материалы. Далее дети выполняют технологические операции, производят создаваемый продукт: аппликации, модели, поделки. На этом этапе хорошо прослеживается связь исследовательской работы с практикой.

На третьем этапе (заключительном) учащимися оформляется работа и происходит защита проекта в форме выставки проектов или изделий, которые дети создали. Такая выставка обычно сопровождается небольшими выступлениями детей с рассказами о своем изделии, о ходе работы, сообщениями о том, что дети узнали и чему научились в ходе реализации данного проекта.

Традиционно результаты проектной деятельности учащихся оформляются в форме альбома, газеты, гербария, журнала, костюма, макета, модели, наглядного пособия, плаката, фотоальбома, презентации, ролика и т.п. Требования, предъявляемые к проекту, достаточно просты. Главный принцип: «исходи из ребенка». Все темы должны быть посильными пониманию детей. Чем меньше ребенок – теп проще проект. Проекты младших школьников отличаются несложностью, простотой и обязательно должны строго соответствовать выбранной теме.

Существующие типы проектов:

  1. Практико-ориентированный проект (решение практических задач, проведение исследований);
  2. Учебный проект (воспроизведение каких-либо этапов исследования биологических объектов)
  3. Творческий проект (проявление и развитие художественных, музыкальных, сценических талантов)
  4. Игровые проекты (организация мероприятия- игры, состязания, викторины, экскурсии);
  5. Информационный проект (результаты опроса общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов. Одна из  разновидностей  проекта - реферат);
  6. Социальные проекты (помощь  социально незащищённым членам общества-концерт для ветеранов, игрушки, поделки, плакаты для детей детского сада (дома); акции по уборке территории, пропаганде здорового образа жизни, помощь часто болеющим одноклассникам).

Преподавателю необходимо учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются следующие:

  • подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
  • интерес школьников к проблеме;
  • практическая направленность и значимость проекта;
  • практическая осуществимость проекта;

Существенными условиями учебной проектной деятельности являются:

  • возможность применения полученных знаний, умений и навыков;
  • соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
  • наличие необходимых материально-технических средств;
  • соответствие учебной деятельности экологическим и экономическим требованиям;
  • обеспечение безопасных условий труда;
  • использование образовательных ресурсов школы и социума, учреждений дополнительного образования, производственных структур;
  • применение природных материалов и отходов производства;
  • рациональное планирование и оформление учебного комплекса.

Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших изделий.

Школьники с интеллектуальной недостаточностью могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «копилку проектов», состоящую из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и степени подготовленности учащихся. «Копилка» должна сопровождаться приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, что позволяет учителю проводить разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.

Основные требования к использованию метода проектов:

  1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).
  2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.).
  3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети.

2.2 Характеристика этапов учебного проектирования.

В практикуемой методике преподавания, к сожалению, до сих пор мало внимания уделяется развитию творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Деятельность носит в основном воспроизводящий характер: учитель показывает, как и что делать, а ученики копируют его действия. Данный стиль работы не способствует развитию творческих способностей учащихся. Предмет «Технология» - это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой, разносторонней личности. Мы  предлагаем для успешной реализации этих возможностей, использовать методику проектного обучения.

Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной и активной  личности. Актуальной проблемой является проблема развития творческих способностей человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит наш предмет. Ведь развивать творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество.

Ведущей педагогической идеей считаются – развитие творческих способностей учащихся. В процессе преподавания предмета решаются следующие задачи: привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства, формирование политехнических знаний и экологической культуры, развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи, обеспечение учащихся возможности профессионального самоопределения, воспитание трудолюбия и культуры труда, развитие эстетического чувства и художественной инициативы. Исходя из поставленных задач, можно выразить следующие идеи: творчеству нужно и можно учить и творческое начало не является природным качеством ума.

Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.

Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.

Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).

Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.

После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем).

Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

По завершении изготовления проводятся испытание и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По их результатам учащимися выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.

Защита проекта – итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением администрации, учителей, родителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-балльной системе. По результатам анкет учащиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.

Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» наилучшим образом создаются условия для развития творческих способностей, самостоятельности учащихся. Выполняя проектные работы, школьники на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При проектировании учащихся приобретают опыт решения нетиповых задач.

Выбирая тему проекта и выполняя, его учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Проектный метод позволяет  не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта мы предлагаем учащихся минимальное количество примерных тем. Проект выполняется по определенному плану. Мы предлагаем подойти к каждому пункту проекта творчески. Пример: В пункте проекта «Разработка идей, вариантов» включила подпункт «Фантазии от …….(имя девочки)». В нем учащиеся придумывают только свои модели, рецепты и т.п. В пункте проекта «Составление схемы обдумывания» предлагается не просто перечислить составляющие схемы, а оформить схему творчески.

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта учащихся.

Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы учащихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – это социально-бытовая, социально-нормативная и социально-трудовая адаптация учащихся с недостатком интеллекта с последующей интеграцией их в общество. Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях. Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности. Будущее России – в руках ее тружеников. Учитель технологии может многое сделать, для того, чтобы эти руки стали умелыми.

Метод проекта – совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания в той или иной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей наук. Для детей с недостатком интеллекта это очень сложный вид деятельности.                                                                

Введение в процесс образования на уроках технологии в коррекционной школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатком интеллекта и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую (иногда индивидуальную), которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.

Проекты, которые учитель предполагает использовать в рамках классно-урочной предметной системы, должны иметь место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать по какой теме предложить учащимся выполнение проекта и запланировать эту работу. Не все учащиеся в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы так, чтобы были задействованы учащиеся с разными уровнями развития. Выполнение индивидуальных проектов требует разноуровневых заданий (дифференциации по сложности и объему).

Так как учащиеся с недостатком интеллекта не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. Учитель совместно с учениками в обсуждении определяют тему проекта, ставят цели и задачи предстоящей работы, определяют направления работы.

В своей работе используем алгоритм работы над проектом, предлагаемый в различной методической литературе. Вначале по каждому этапу разработки проекта учащиеся собирают всю необходимую информацию, осваивают основные операции по изготовлению данного изделия (Приложение №2, №3). Затем в практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контролем качества работы. Так же в практическую часть входит оформление всех материалов, отражающих разработку и подготовку к выполнению проекта. При защите проекта все эти материалы должны быть представлены вместе с изделием.

Все эти виды деятельности по изучению и обработке швейных изделий входят в программный материал по предмету “швейное дело” для коррекционных школ, и разработка проекта может идти параллельно с изучением материала по теме, только расширенно.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок (разработка эскиза изделия), до проекта на четверть, на учебный год.

Конечно, наши выпускники не станут владельцами  предприятий и при организации такой работы встречаются много трудностей, но положительные стороны такой работы очевидны:

– получение учащимися опыта в приобретении и использовании необходимых знаний и умений в различных ситуациях;

– приобретение коммуникативных навыков и умений (работа в разновозрастных группах, исполнение разных социальных ролей, навыки общения);

– духовно-эмоциональное обогащение личности (осознание нравственной ценности труда, развитие интеллектуальных, волевых, физических сил);

– профессиональное самоопределение (в процессе работы выявляются учащиеся с хорошими способностями к данному профилю, которым можно рекомендовать обучение по профессии в ПУ)

– приобретение умения ставить близкие и далекие цели от успешного освоения азов профессии до самостоятельной трудовой деятельности.

Значение такой формы организации труда в коррекционной школе трудно переоценить. Учащиеся, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации специальных (коррекционных) школ для детей с проблемами в развитии на потребности  рынков труда.

Список использованной литературы

  1. Волков, И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя / И. П. Волков. - М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Минск: Современное слово, 1998. – 514 с.
  3. Гнатюк, А. А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду / А. А. Гнатюк // Дефектология. – 1986. - №6. – с. 4-7.
  4. Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики / А. Н. Граборов. - М.: Классик стиль, 2003. – 187 с.
  5. Дом семья. 5-12 классы: Программа экспериментального курса предметной области «Технология» / Под ред. Е.Д. Волоховой. - СПб.: Русский Издательский Дом, 1997. – 321 с.
  6. Загвязинский, В. И. Учитель как исследователь / В. И. Загвязинский. - М.: Просвещение, 1980. – 415 с.
  7. Калинников, Л. В. Ручной труд как средство коррекции умственного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Калинников Л. В. // Дефектология. – 1998. - №3. – сс. 8 – 11.
  8. Ковалева, Е. А. Методика обучения труду во вспомогательной школе / Е. А. Ковалева. – М., Педагогика, 1995. – 97 с.
  9. Крылов, А. М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации инструктажа на уроках трудового обучения во вспомогательной школе / А. М. Крылов // Дефектология. – 1993. - №5. – сс. 3-6.
  10.  Кузьмицкая, М. И. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе / М. И. Кузьмицкая. - М.: ЛИГА-ПРЕСС, 2001г. - 176 с.
  11.  Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. / Под. ред. Г. М. Дульнева. – М.:  Педагогика, 2011. – 415 с.
  12.  Мирский, С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах / С. Л. Мирский // Дефектология. – 1986. - №1. – сс. 12- 15.
  13.  Кальней, В. А., Шишов, С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель - ученик»: Методическое пособие для учителя / В. А. Кальней, С. Е. Шишов. -  М.: Педагогическое общество России, 1999. – 616 с.
  14.  Комарова, Т. С., Савенков, А. И. Коллективное творчество детей: Учебное пособие / Т. С. Комарова, А. И. Савенков. - М.: Роспедагентство, 1998. – 219 с.
  15.  Кругликов, Г. И., Симоненко, В. Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности: Учебно-методическое пособие / Г. И. Кругликов, В. Д. Симоненко. - Курск: Изд-во Курского госпедуниверситета, 1998. – 314 с.
  16.  Левитес, Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. - М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. – 201 с.
  17.  Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. - М.: Знание, 1974. – 431 с.
  18.  Методика обучения технологии: Книга для учителя /Под ред. В. Д. Симоненко. - Брянск-Ишим: Изд-во Ишимского госпедуниверситета, 1998. – 513 с.
  19.  Методика трудового обучения с практикумом: Учеб. пособие для студентов / Под ред. Д. А. Тхоржевского. - М: Просвещение, 1987. – 394 с.
  20.  Научно-популярный иллюстрированный журнал «Народное творчество». Вып. 3 – 10. - 1999.
  21.  Основные современные концепции творчества и одаренности. - М.: Молодая гвардия, 1997. – 483 с.
  22.  Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии / Авт.-сост. В. М. Казакевич, А. В. Марченко. - М.: Дрофа, 2000. – 364 с.
  23.  Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М.: Роспедагентство, 1996. – 179 с.
  24.  Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. В. Давыдова: В 2 т.
  25.  Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. – 344 с.
  26.  Столяренко Л. Д. Основы психологии: Учебное пособие для студентов / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 163 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках биологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Для специальной (коррекционной) школы VIII вида забота о жизненной перспективе выпускника наряду с компенсацией недостатков в развитии всегда были доминирующими....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ШКОЛАХ

Для того чтобы не допустить разрушения среды обитания человечества, нужно хорошо знать закономерности развития природы и факторы, пагубно влияющие на её существование, способы разумного использования ...

Проектная деятельность, как путь творческого развития учащихся в специальных (коррекционных) классах.

Активные формы обучения являются для современных специальных (коррекционных) классов актуальными и перспективными.      Учащиеся наших классов  заниматься проектной деятельностью с...

Проектная и исследовательская деятельность, как путь творческого развития учащихся в коррекционных классах со слабой степенью умственной отсталости.

Применение метода творческих проектов в учебной деятельности для обучающихся коррекционных классов 8 вида....

Ошибки, допускаемые учащимися на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида

Ошибки, обусловленные несформированностью фонетических процессов и слухового восприятия.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речиКлассификация ошибок связной ...