Конспект урока в коррекционной школе по литературному чтению
план-конспект урока (9 класс) на тему

Андреева Людмила Владимировна

Цикл уроков по теме: Творчество М.Горького. "Песня о Соколе"

«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» (Дж.Лессинг)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_gorkiy.docx28.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по чтению (школа VIII вида)           9 класс

Тема: Максим  Горький. «Песня о Соколе» (1-ый урок)

Учитель  Андреева Людмила Владимировна

Цель: познакомить учащихся с отражением двух типов сознания в произведении М. Горького «Песня о Соколе»;

Задачи:

  • Обучающие :                                                                                                                                                        познакомить с личностью писателя;
  •  познакомить с творчеством писателя на примере «Песни о Соколе»;
  • учить  работать над композицией произведения
  • учить оценивать поступки героев, обосновывая своё мнение через работу с текстом, в беседе

Развивающие

  • развивать связную речь, логическое мышление;
  • развивать умение сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения
  • выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения

Воспитывающие

  • воспитывать любовь к родному слову

Ход урока                                                                                                                                                                                                           1. Организация класса.

       2.    Подготовка к восприятию нового. Вступительное слово учителя.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами» (уч-ся высказывают своё понимание цитаты Дж. Лессинга)

- Скажите, легко ли размышлять?

       3. Сообщение темы урока.

А)  - Наш сегодняшний урок посвящён писателю Максиму Горькому и его творчеству.

Б)   Запись в тетрадях учащихся.    «Неугасимая вера в победу разума». Эти слова можно произнести в адрес этого великого человека.

4. Знакомство с новым материалом.

Работа с презентацией.

- Максим Горький пронёс через свою жизнь веру в разум, с юношеских лет до последнего вздоха. А сама жизнь писателя была очень сложна.                                                                                                          

Алексей Максимович Пешков (это подлинная фамилия писателя Максима Горького) родился

     (на доске появляется запись: Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) 1868-1936)                     16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра.                                                                                  Рано осиротев, детские годы провёл в доме деда. С 11лет пошёл « в люди», работал пекарем, грузчиком на пристани, ночным сторожем. Перепробовал много профессий, пытался поступить в Казанский университет.                                                                                                                                          Когда Горький познакомился с В. Короленко и показал ему своё первое литературное произведение (поэму «Пень старого дуба»), началась творческая жизнь молодого писателя Пешкова. По мнению мудрого Толстого, Горький впервые принёс в литературу народный взгляд на мир.                                                                                                                                                                              В молодые годы Горький жил  преимущественно в Нижнем Новгороде, Самаре и Казани. С 1906 по 1913 – в добровольной политэмиграции на острове  Капри, в Берлине, Чехословакии, снова в России.                                                                                                                                                                                Вторая  половина биографии Горького оказывается гораздо более драматичной, чем первая: он вступает в глубокое противоречие со строем и властью.   В официальной биографии фигурирует писатель - политик, в подлинной биографии Горького живёт гражданин, борющегося со всякого рода насилием в культуре.                                                                                                                                           16 июня 1936 года Горький умирает, но остаётся его творчество. Сотни оттенков  человеческого чувства встречаем мы в произведениях писателя, сколько красок звучит в его книгах – от любви, обожания, воспеваний до гнева, презрения, ненависти.    Он был певцом света. Бесстрашно изображал мрак и мерзость жизни, картины « дна», разоблачал низость человеческих чувств, пытался пробудить в человеке гордость самим собой, говорил ему, что он в жизни – самое лучшее, самое значительное, самое доброе, святое, и что кроме его – нет ничего достойного внимания.

- С какими произведениями Максима Горького вы знакомы?

5. Знакомство с новым произведением.

а) Запись в тетрадь «Песня о Соколе»                                                                                                                                                      б) Первичное восприятие текста. Чтение учителем.                                                                                          

- На этом уроке мы познакомимся с ещё одним произведением М.Горького «Песня о Соколе». Внимательно послушайте произведение и задумайтесь над вопросом : - Какие чувства у вас рождает «Песня о Соколе»?

После чтения учителем, выслушать ответы детей на поставленный ранее вопрос ( заставляет нас задуматься над вопросами о сущности жизни, о смерти и бессмертии).

в)  Выявление первичного восприятия.                                                                                                                                        – Понравилось ли вам это художественное произведение?                                                                                                  - В какой форме оно написано?                                                                                                                                                   - Кто  главные действующие лица  этого произведения?

- Какими являются герои этого произведения?

6. Выборочное  чтение по ролям уч-ся (диалог между Соколом и Ужом)

А) С.166 со слов: «Подполз он ближе к разбитой птице…» до «… и поживёшь ещё немного в твоей стихии».

Б) с.168 с начала и до конца страницы

7. Подведение итогов урока.

- Кому предназначена эта «Песня…»?  (для сильных и смелых духом)

- Я веду вас к мысли, что любое художественное произведение – это новый мир, мир неизведанного, таинственного и проводником в этот мир является автор. Я надеюсь, что М.Горький откроет для вас много нового в вас самих. И вы постараетесь ответить для себя на вопрос: «Кто я: Сокол или Уж»?

8. Выставление оценок. Домашнее задание.

- Спасибо всем за работу и внимание. На следующем уроке мы продолжим размышлять, осмысливать мотивы и поступки героев. Обосновывать своё мнение цитатами из текста.                  Дома: выразительное чтение произведения, иллюстрации.

 

2-ой урок по теме: М.Горький «Песня о Соколе»

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя

- На прошлом уроке мы начали нашу беседу с цитаты Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя  криво, да сами»  

- Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять о судьбе героев произведения М.Горького, себе, своей жизни, а также попытаться понять, в чём смысл жизни.

3. Проверка домашнего задания

- Посмотрите на доску. Вы видите иллюстрации к произведению «Песня о Соколе».

- Расположите их в нужной последовательности.

- Давайте вспомним содержание произведения. Для этого я предлагаю вам выбрать одну из иллюстраций и рассказать о том, какой момент на ней изображён.

4. Работа над произведением.

- Как мы с вами выяснили, главные герои произведения – УЖ и СОКОЛ.

- Я предлагаю вам поработать в группах и дать им характеристику по плану (1-ая группа работает с образом Ужа, 2-ая группа – с образом Сокола).  Для этого я вам предлагаю карточки с чертами характера. Вам необходимо отобрать те, которые подходят данному герою.

  • Характер
  • Речь
  • Среда обитания
  • Природные стихии
  • Музыкальный образ (уч-ся слушают музыкальные фрагменты и выбирают подходящий)
  • Отношение к жизни, смысл существования

( При работе в группах дети используют текст, учитель оказывает индивидуальную помощь)

5. Выступления учеников

6. Работа над идеей произведения

- В чём правда жизни для Ужа?   Для Сокола?   (подтвердите словами из текста с 167)

- Почему герои выбрали себе совершенно разную жизнь?

 - Уж и Сокол – это не имена собственные, но в произведении они пишутся с большой буквы. Почему?  - Кого имел в виду автор, описывая персонажей?

7. Работа в тетрадях                                                                                                                                                              - В данном случае используется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – приём художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевлённые предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – один из постоянных приёмов изображения в сказках, баснях, народных заговорах.

8. Работа над проблемным вопросом.

- Прочитайте ещё раз, в чём смысл жизни Ужа и в чём видит смысл жизни Сокол.

- В чём же смысл человеческой жизни?

- Для  того, чтобы сформулировать Варианты ответов, я предлагаю вам поработать с высказываниями известных людей. (Раздаются карточки с высказываниями).

Приложение. Дети зачитывают вслух, объясняя, как они понимают.

- В каждом высказывании есть самые важные слова. Постарайтесь определить их, подчеркнуть. Эти слова отражают суть высказывания.

- А теперь попробуем сделать вывод, в чём же может быть смысл жизни. Для этого сформулируем высказывания в виде суждений:

  • живём, чтобы быть успешными в делах, в семье
  • живём, чтобы нести ответственность за себя, за других
  • живём, чтобы найти себя
  • живём, чтобы жить
  • живём, чтобы действовать
  • живём, чтобы работать
  • живём, чтобы быть счастливыми

- Возможно,  вы хотите добавить какое-то своё суждение?

-А какое высказывание ближе вам? Почему?

9. Обсуждение авторской позиции.

- Вернёмся к нашим персонажам Ужу и Соколу.

- Чья жизнь ближе вам: Ужа или Сокола? Почему?

- А чью сторону принимает автор?

- С чем это связано? Вспомните его биографию, то, в какое время он жил?

Вывод: В жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведём себя, как ужи, иногда – как соколы. Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжёлые бои, восстанавливалось хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно бы жили совсем по – другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, чтобы изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц, ни бесплатного образования.

Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас. Можно быть обыкновенными, но помнить  - что мы – люди и должны ими оставаться.

10. Работа с примерами из жизни.

- Скажите, пожалуйста, может ли среда, в которой живёт человек, удары судьбы повлиять на его дальнейшую жизнь? Как люди  могут повести себя, если вдруг случилось горе? ( некоторые начинают бороться, иные – опускают руки, деградируют).

- От кого это зависит?

- Закройте глаза и послушайте отрывок из музыкального  произведения (звучит отрывок произведения Баха)

- Может кто – то знает автора этого произведения?

- Послушайте отрывок из песни (звучит песня в исполнении Дианы Гурцкой)

- Кто его исполняет?

- Что может объединять этих людей, которые в общем – то совершенно разные?

11. Работа с текстом.

- Найдите в тексте заключительные слова «Безумству храбрых поём мы …» Прочитайте их про себя.

- Какое слово повторяется несколько раз?

- Почему в песне прославляется безумство? (- назовите синонимы этого слова)

- Какой смысл  вкладывает автор в это слово?

- В чём мудрость безумства?

12. Работа с высказыванием  Максима Горького.

- Посмотрите на слайд, прочитайте высказывание (тезис)  М. Горького:

«Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую!» М.Горький

- Как вы понимаете слова Горького?

- Согласны ли вы с автором? Если да, то в чём?

13. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

- Друзья, я благодарна вам за урок. Но мне очень бы хотелось, чтобы вы продолжили размышлять о теме, затронутой на уроке.

ДОМА: выучить отрывок наизусть.

14. Рефлексия.

- С каким чувством вы уходите сегодня с урока?

                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Животный мир степей (Бурятия) Конспект урока в коррекционной школе VIII вида

Цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации о природной зоне степь. Преобладающими на уроке являются практический и словесные методы. Одновременность словесного описа...

Конспект урока в коррекционной школе – интернате 8 вида."Обработка деталей по прямым и закруглённым срезам косой двойной обтачкой"

Конспект урока: Технология в коррекционной школе – интернате VIII вида."Обработка деталей по прямым и закруглённым срезам косой двойной обтачкой"  1. Закрепить полученные знания по обработке...

Конспект урока в коррекционной школе по русскому языку

Тема: Глагол (обобщение)Тип урока: Урок творческого воображения...

Конспект урока в коррекционной школе. Математика 5 класс.

Конспект урока в коррекционной школе. Математика 5 класс.Тема урока: «Класс единиц. Разряды чисел.Закрепление и повторение."                    Цель ...

конспект урока в коррекционной школе психолого-педагогической поддержке.Урок по теме"Дорога в школу".

Тема: «Дорога в школу».Цель:    обеспечить усвоение  правил дорожного движения, которыми можно пользоваться по дороге в школу.Задачи:  1. Обобщить  правила перехода улиц ...

Конспект урока в коррекционной школе по предмету чтение «Детство», И.Суриков

Цель занятия: познакомить детей со стихотворением «детство» Задачи:             образовательные: отрабатывать навык выразит...