Интегрированный урок развития речи и предметно-практической деятельности "Путешествие в зимний лес"
план-конспект урока на тему

Половинкина Ольга  Алексеевна

Интегрированный урок развития речи и предметно-практической деятельности "Путешествие в зимний лес". урок посвящен зимующим птицам. 

Задачи урока:

 Образовательные:

  •  Продолжать формировать знания о зиме; о предметах  зимней одежды, их назначении;
  • Продолжать формировать знания о зимующих  птицах, их  внешнем виде, питании.
  • Повторить правила поведения в лесу.

Коррекционные:

·         Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.

·         Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.

·         Развивать  тактильное восприятие.

  Воспитательные:

·        Воспитывать чувства доброты, желание заботиться о птицах

·        Воспитывать любознательность, сочувствие. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_puteshestvie_v_zimniy_les.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБС (к) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

Интегрированный урок  развитие речи+ ППД

Тема: Путешествие в зимний лес»

Класс для глубоко умственно отсталых детей

1 год обучения

Подготовила учитель

 начальных классов

коррекционной школы-интерната

Половинкина Ольга Алексеевна

Оса, 2013

Тип урока: Формирование  новых знаний

Задачи:

Образовательные:

  •  Продолжать формировать знания о зиме; о предметах  зимней одежды, их назначении;
  • Продолжать формировать знания о зимующих  птицах, их  внешнем виде, питании.
  • Повторить правила поведения в лесу.

Коррекционные:

  • Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.  
  • Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.
  • Развивать  тактильное восприятие.

  Воспитательные:

  • Воспитывать чувства доброты, желание заботиться о птицах
  • Воспитывать любознательность, сочувствие.

Оборудование: Лотки с крупой (рис, перловка) и семечками; игра «Разрезные картинки»; загадки о птицах;  ноутбук для показа картинок и воспроизведения звуков.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

1.Организацион-

ный момент

Здравствуйте, девочки. Сегодня на уроке у нас поприсутствуют гости. Давайте поздороваемся с  гостями и подарим им свои улыбки.

А теперь проверь, дружок:  ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Вот с таким хорошим настроением мы начинаем  наш урок.

Дети здороваются с учителем и гостями

2. Актуализация знаний, постановка проблемы

Скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? Какой месяц? Назовите признаки зимы.

-Сегодня урок у нас будет необычный, мы с вами отправимся на прогулку. А куда мы пойдем? Послушайте  внимательно и скажите, куда мы с вами отправимся.

Заколдован невидимкой,

 Дремлет лес под сказку сна,

 Словно белою косынкой

 Подвязалася сосна.

 Понагнулась, как старушка,

 Оперлася на клюку,

 А над самою макушкой

 Долбит дятел на суку.

Слайд 1.  Иллюстрация зимнего леса.

-Пойдем гулять в зимний лес?

-Будем собираться на прогулку.

Ответы детей (Зима, январь)

Ответы детей

(В зимний лес)

Ответы детей

(Да)

3. Артикуляционная гимнастика

На дорожку надо что-нибудь поесть, подкрепиться. Вы со мной согласны?  Для этого разбудим язычок, который живет у нас в домике-ротике. Проверьте, есть ли он у вас? Высуньте его. Поиграем с язычком в прятки? (показываем язычок и снова прячем). Что же мы будем есть? Наверно, кашу (показываем, как черпаем кашу и едим ее).

После еды ротик надо почистить. Принимайся за работу, язычок!  

(Протираем языком небо-потолок, потом стены-щеки; потом вымоем  двери-зубы: верхние и нижние).  

Язычок так старательно трудился, что устал. Сел он на крылечке и стал хвостиком вилять. Вдруг подул сильный ветер, язычок спрятался в домик и двери захлопнул.

- Все, приготовились мы с вами к путешествию.

Ответы детей

Дети выполняют упражнения

4. Игра «Зимняя прогулка»

-Но прежде чем идти в лес,  нам надо .. одеться. Что мы на себя наденем?

 Правильно. Вставайте, будем одеваться.

Игра «Зимняя прогулка» (с движениями)

Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Мы наденем шубку,

Мы наденем шапку,

Мы наденем шарфик и еще платок.

А потом красивые, теплые, пушистые,

Крошки-рукавички натянем мы  на ручки.

И хотя мы маленькие,

У нас есть  валенки.

Ответы детей

Дети выполняют движения, соответствующие тексту.

5. Путешествие в зимний лес

-Готовы к путешествию в лес? Пошли! (Шагаем около парт под «скрип снега»).

Слайд 2.  Иллюстрация зимнего леса.

-Вот и пришли мы в зимний лес.

- Как в лесу надо себя вести? Правильно, тихо, не шуметь, не кричать, не ломать ветки.

-Послушайте, а кто это там поет? (включается запись с пением птиц)

Птицы. Узнали, какие птицы?

Зимой птицам не так страшен холод, как голод. Очень нелегко найти корм птицам. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли, третьи ищут корм на деревьях и кустах. Зимой много птиц погибает от голода, мы должны  помочь им.

Давайте покормим птиц. Для этого я взяла с собой крупу и семечки.

Посмотрите, ее кто-то всю перемешал. Давайте ее разберем и покормим птиц.

Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка».

 Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимать и разжимать кулачки)

 Прилетело? Мы расскажем.

 Две синицы, воробей, (На каждое название птицы загибать по одному пальчику)

 Шесть щеглов и голубей,

 Дятел в пестрых перышках,

 Всем хватило зернышек.( Ритмично сжимать и  разжимать кулачки).

-Приступаем к работе.

-Молодцы, отлично справились. Птички с удовольствием поклюют крупу и семечки.

Покормите птиц зимой,

 Пусть со всех концов

 К вам слетятся, как домой,

 Стайки на крыльцо.

 Небогаты их корма,

 Горсть одна нужна,

 Горсть одна – и не страшна

 Будет им зима.

 Сколько гибнет их –

 Не счесть, видеть тяжело!

 А ведь в нашем сердце есть

 И для них тепло.

 Разве можно забывать:

 Улететь могли,

 А остались зимовать

 Заодно с людьми.

Слайд 3. Иллюстрация с птицами на кормушке.

Дети шагают около парт

Ответы детей

Ответы детей

(Птицы. Дятел, синица).

Дети выполняют

соответствующие движения.

Самостоятельная работа детей.

У детей лотки с несколькими отделениями: в большом отделении лежит перепутанная крупа и семечки; нужно разложить их по отдельности).

6. Физкульт-

минутка

- Мы хорошо потрудились, давайте отдохнем.

Игра «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес (ходьба),

Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками)

Справа – березка в шубке стоит (руки отводят в указанную сторону и смотрят),

Слева – елка на нас глядит.

Снежинки на небе кружатся (движение «фонарики» и смотрят вверх),

На землю красиво садятся (приседают).

Вот зайка проскакал (прыжки),

От лисы он убежал.

А это серый волк рыщет, он себе добычу ищет (руки на поясе, наклоны в стороны).

Все мы спрячемся сейчас, не найдет тогда он нас! (приседают, прячутся).

Лишь медведь в берлоге спит (имитируют сон),

Там всю зиму и проспит.

Пролетают снегири, как красивы они! (имитируют полет птицы)

В лесу покой и красота, а нам дальше идти пора!  (разводят руки в стороны)

Дети выполняют соответствующие движения

7. Игра «Разрезные картинки»

-Какие птички прилетели к нам на кормушку?

- Сейчас я вам покажу этих птиц (достаю игру в файлах), но чтобы их внимательно рассмотреть, вам нужно их сначала собрать.

Самостоятельная работа детей.

-Какие красивые птички у вас получились!

Ответы детей

(воробьи, синицы, снегири)

Детям предлагаются разрезные картинки с изображением зимующих птиц, необходимо собрать из них целостное изображение.

8. Игра «Угадай и назови»

-Как называются эти птички?

Давайте поиграем в игру  «Угадай и назови».

-Я вам загадаю загадки про птиц. У кого на столе лежит птичка, про которую я загадывала загадку, тот поднимает руку.

Загадки.

1. Чик-чирик!

 К зернышку прыг,

 Клюй, не робей,

 Кто это?  (Воробей) 

Слайд 4. Иллюстрация воробья.

2.Красногрудый, чернокрылый,

 Любит зёрнышки клевать,

 С первым снегом на рябине

 Он появится опять. (Снегирь)

Слайд 5. Иллюстрация снегиря.

3. За синие крылья она так зовется

 И в холод, и в зной ей так звонко поется.

 В рубашечке желтой и впрямь невеличка

 Так как же ее назовешь ты?..(синичка)

Слайд 6. Иллюстрация синицы.

-Молодцы! Угадали все загадки, назвали все птичек.

-Нам пора возвращаться домой из зимнего леса. Пойдемте обратно в класс.

Слайд 7. Иллюстрация зимнего леса.

Дети отгадывают загадки и называют, у кого какая птица собрана на столе.

Дети шагают около парт под «скрип снега»

8. Итог занятия. Рефлексия.

-Ну, вот и закончилось наше путешествие.

-Куда мы с вами сегодня путешествовали?

-Кого видели в лесу? Что в лесу делали?

-Что вам понравилось больше всего?

Наш урок подошел к концу.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей ».

Доклад на тему :«Межпредметные связи на уроках чтения, развития речи и предметно-практического обучения в школе для глухих детей »....

Интегрированный урок: развитие речи + музыка 3 класс для глубоко умственно отсталых детей Тема : «Путешествие из города в деревню»

На уроке дети повторяют о обощают знания о домашних животных в игровой форме, развивают певческие навыки....

Интегрированный урок развития речи и ИЗО

Урок проводится согласно программе 5 класса по русскому языку (развитие речи)  и изобразительному искусству. Введена интеграция учебных дисциплин для наиболее яркого, точного понимания понятия ор...

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Интегрированный урок развития речи «Этюд как вид творчества на уроках русского языка».

На этом уроке развития речи обучающиеся познакомятся с этюдом как жанром творчества,научатся писать сочинения-этюды....

Урок развития речи по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер"

Разработка урока развития речи по картине Н.П. Крымова "Зимний вечер"...