Программа воспитательной работы для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Ступени совершенства"
рабочая программа на тему

Программа воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stupeni.docx52.4 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                 

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания  человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.
 Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. 
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни. 

            С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания. 
   Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
   На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
   Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам. 
   Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
 Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Программа поможет воспитателю в непосредственной организации воспитательного процесса. Она предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.

           Задачи программы воспитания:

  1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
  2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
  3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
  4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.

5.    Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

               Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки. Это необходимо детям при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

       Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

       Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.

       Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с ребенком должны реализовываться следующие правила:
-   умение выслушивать его до конца;

       -    не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

       -   открытость и доступность воспитанников.


Отношения педагога и воспитанника строятся на взаимном уважении,  доверии,     справедливости и требовательности.


                     Содержание программы

1 класс « Познай себя» - на первом этапе, где дошкольник - уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.


 2 класс «Научись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.


3 класс «Коллективная жизнь» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.


4 класс « В единстве - сила» - на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ И           СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

     1.Организация воспитания и социализации детей осуществляется по следующим направлениям:

           Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

           Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.

     2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.

           Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;

                3.Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения  к  учёбе.

                        Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.

    4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.


    Ценности: 
здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

    5.   Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

            Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

   6.  Воспитание ценностного отношения к прекрасному,  формирование  представлений  об                    эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

                Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное     творчество.

Задачи воспитания и социализации воспитанников по каждому направлению:

  1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
  • уважительное отношение к русскому языку как к государственному.
  • элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
  • любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
  • уважение к защитникам Родины;
  • первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
  • отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. 

2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:

  • различение хороших и плохих поступков; 
  • знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
  • почтительное отношение к родителям;
  • уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;
  • знание правил вежливого поведения,  культуры речи,  умение пользоваться «волшебными» словами,  быть опрятным,  чистым,  аккуратным.

3.Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
  • элементарные представления об основных профессиях;
  • ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
  • первоначальные навыки коллективной работы, ;
  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;
  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. 

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
  • интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
  • первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • бережное отношение к растениям и животным;

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • умение видеть красоту природы, труда и творчества;
  • интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  • интерес к занятиям художественным творчеством;
  • стремление к опрятному внешнему виду;
  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

     ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАНИЯ 
    И СОЦИАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ

    Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания.

1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению; 
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 

2.Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; 
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; 
  • почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. 

3.Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда; 
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • трудолюбие;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; 

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.


                                       

  План реализации программы

Направления

1 класс
«Познай себя»

2 класс
«Научись дружить»        

3 класс
«Коллективная жизнь»

4 класс «В единстве - сила»

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

«Первый раз – в первый класс» 

                 Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения)

Классный час «Влияние характера на поступки и поведение человека»

«Наш класс-моя семья» Беседа о взаимоотношениях между мальчиками и девочками.

Классный час «Всемирный день прав ребёнка»

Классный час «Я - ученик» 

Выставка – беседа 

«О тех, кто мир нам подарил»

Классный час «Человек среди людей»

Классный час «Я человек и гражданин» 

Классный час «Что значит быть счастливым в своей стране»

Классный час «История Российского флага»

Беседа «Защитники Отечества»


Классный час

«Царство Закон, царство Беззаконие» 


Час поэзии

«Мне посчастливилось родиться на Руси»
   Классный час «Патриотизм начинается с малого: с любви к тому месту, где ты живешь»

Час откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком»

Тематическая беседа «Закон для нас. Закон внутри нас»


Встреча с интересным человеком: «Орден в твоем доме? О чем рассказал орден»


Час рассуждений«Что означает моё имя»


Час разговора

«Я чувствую себя счастливым, когда…» 

Классный час «Мои сильные и слабые стороны»


       Классный час «Я и общество»


«Встречают по одежке, провожают по уму» 

«Мое хочу и мое надо» (час доверительного разговора)


Классный час «Кто я? Какие мы?»

Классный час «Что такое мир»

живешь»


  1. Классный час «Как я умею преодолевать трудности»

  2. Беседа


«Мудрые заповеди предков» 


  1. Конкурс-викторина 


«О солдатах и генералах»


Классный час 


«Россия – Родина моя»


  1. Вахта памяти «Звучит памятный набат»

  2. Классный час «След войны в моей семье»

Воспитание нравственных чувств,
достойного отношения к семье 

Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем»

Классный час «Правила поведения в общественных местах»

Праздник вежливых наук

«Самооценка и взаимооценка, как способ познать себя и других»

«Мои родные» выставка рисунков

«Семейные праздники» (рассказы и рисунки)
«О наших бабушках, мамах, сестрах»

Доверительная беседа «Друг в моей жизни»

Классный час «Спешите делать добро»

Час общения «Тепло семейного очага»


Час разговора «Доброе слово- что ясный день»


Классный час «Профессии наших родителей»

Рассуждение на тему: «Кому нужна моя помощь?»

Круглый стол
«Что такое правила хорошего тона»

Семейный праздник «Род, родные, Родина»

Беседа
«Что такое хорошо?!»

Час общения
«Порадовать близких – как это просто»

Посиделки с друзьями

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Экскурсия «Вот и осень пришла»

Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво»

«Пусть будет чистым родной край» практическое задание 


Классный час «Природа и человек»

Классный час «Наши друзья животные»

День защиты Земли

Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Пожар в лесу» 

«Люби и охраняй природу»

Викторина «Путешествие в мир животных»

Экологическое заочное путешествие

Игра «Экологические тропинки, мы усвоим без запинки»

Беседа «Птицы наши друзья»
(изготовление кормушек для пернатых) 

Познавательная игра – конкурс «Эти удивительные растения»

Поле чудес «Там на неведомых дорожках»

«Животные нашего края» викторина

Станция «Зелёный патруль»

Экскурсия «Природные сообщества и их взаимодействия»

Конкурс знатоков природы.

Классный час «Экстремальные ситуации для человека в природной среде. Что это?»

Заочное путешествие «Чем богат наш край?»

Конкурс-праздник «На острове Чунга-Чанга»

Игровой час «Лесная карусель»

Беседа «Гринпис»

Брейн-ринг «Природа нашей Родины»

Викторина «Растительный мир земного шара»

Беседа «Растения – синоптики» 

Викторина «Животный мир земного шара»

Экскурсия «Весна! Весна! И все ей радо!»

Обсуждение ситуации «Планета Земля в опасности»

Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»

Экологический плакат «Гармония в природе»

Мини-конференция «Маленькие тайны большой природы»

Путешествия по родному краю

ПДД «Дорожная мозаика»

Классный час
«Береги здоровье смолоду»

Беседа «Почему сон –это важно»

Богатырские забавы

Беседа
«О вкусной и здоровой пище» 

Классный час «Личная безопасность»

Музыкально-спортивный час  «Если хочешь быть здоровым»

Прогулка в лес, игры на свежем воздухе.

Игра «Азбука безопасного поведения на улице»

Операция «Чистый двор»

Классный час  «Мы за здоровый образ жизни»

Операция «Скорая помощь»

Классный час «О личной гигиене»

Беседа «Опасные предметы»

Мероприятие «Путешествие в страну Здоровья»

. Весёлые старты
«Быстрее, выше, сильнее»

ПДД «Что значит быть ответственным»

 ПДД «Мы - пешеходы»

Час общения
«Режим – это скучно или необходимо»

Утренник «В гостях у доктора Айболита»

Операция «Чистюлька»

Классный час
«В здоровом теле – здоровый дух»

«Светофор здоровья»

Беседа
«Овощи – кладовая витаминов»

Практикум
«Скуку, простуду, безделье меняем на бодрость, здоровье, веселье»

Игры на воздухе 
«Мой веселый звонкий мяч»

ПДД «Школа светофорных наук»

КВН «Наше здоровье»

Веселые старты

Загадки с грядки

ЗОЖ «Мойдодыр»

Классный час «Школа – территория здоровья»

Беседа «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят», «Чистота – залог здоровья»

Беседа «Чем я богат»

Весенний марафон
«Будь здоров», «Футбол для всех»

Спектакль 
«Дорожный патруль»

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)


Конкурс рисунков «Счастливое детство»

«В гостях у золотой осени» (конкурс загадок, рисунков, поделок из природного материала)

Беседа «Удивительное рядом»

«Творческие родники»


Новогодняя карусель

Мир моих увлечений

Чтение сказок народов мира «Сказка-ложь, да в ней намёк»

«В мире гармонии»

Конкурс поделок «Короб чудес»

Праздник красок и карандашей

Викторина  «Что за прелесть эти 
сказки»

Масленица

Путешествие в мир танца

Инсценированный классный час

«Чудеса народного искусства»

Чудо своими руками «У фантазии нет границ»

Классный час «В солнечном царстве, эстетическом государстве»

«Музей весёлых затей»


Конкурс рисунков «Мир глазами детей»

«Этот пёстрый, волшебный, загадочный мир»

Музыкальный праздник «Колокольчики добра»

Творческий час «Зажги свою звезду»

Игровой час «Тропою сказок»

.Этика общения 
«Кто опрятен, тот приятен»

Весёлая игротека
«Счастливый случай»

Классный час
«Цени прекрасные мгновенья»

Конкурс на лучшую поздравительную открытку



Моя мечта

КВН по сказкам «Там на неведомых дорожках»

Утренник «Вместе весело шагать»

Рыцарский турнир

Утренник «Мартовская капель»

Русские традиции в песнях, играх и обрядах

«Путешествие в мир мудрых мыслей»

Классный час «Настроение не пустяк»

Час общения       «Что для тебя красота?»

Инсценированный классный час          «В гостях у царевны Эстетики»


           

 Формы проведения мероприятий 

 классный час

 сюжетно-ролевые игры

 психологические игры 

  викторины 

 праздники 

 конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений

            спортивные праздники 

 конкурсы для всей семьи 

             КВН, театрализованное представление


                            Использованная литература:

  1. К.Фопель Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).- М.,2011
  2. Тренинг партнёрского общения. Под ред. С.В.Поляковой .-М.,2010.
  3. Л.Г.Федоренко.Секреты общения.-С-Пб.,2003.
  4. Организация внешкольного досуга. Сценарии, программы игр и представлений.-Ростов-на-Дону,2012.
  5. Журнал «Начальная школа»,№6.2002. 1991, № 9; 1992, № 2; 1994, № 1
  6. Журнал «Классный руководитель»№1,2003; №3,1,2004,№2,2005,2009.
  7. 3агре6инаГ.В. Давай устроим праздник! Игры, конкурсы, забавы для младших школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2010.
  8. Играем с пользой: организаторам развивающего досуга / Авт.-
    сост. А.А. Данилков, Е.М. Литвиченко. - Новосибирск: Изд-во Сиб.ун-та, 2005.
  9. Календарь школьных праздников / Авт.-сост. СИ. Лобачева, К.В. Щиголь, О.Е. Жиренко. - М., 2006.
  10. Книга рекордов Гиннеса 1993.-Москва-Лондон:Тройка, 2011.
  11. Коган М.С. Игровая кладовая. - Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2011.
  12. Кузьмина МЛ День смешинок // Последний звонок. - 2006. - № 1.
  13. Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школьника жить весело. - Ярославль, 2010.
  14. Песнь любви. - М.: Молодая гвардия, 1972. - Т. 2.
  15. Печень Н.А. Символы воинской славы. - М.: ВЛАДОС, 2004.
  16. Пиз А. Язык жестов /Пер. с англ. Н.Е.Котляр.-М.: НПО «МОЭК»,2010.
  17. Погорельский ЮМ. Сценарии детских музыкальных представлений. - СПб.: Литера, 2004.
  18. Подари себе праздник: энциклопедия. В 2 т. / Сост. НЛ. Вадченко, Н.В. Хаткина. - М.: Сталкер, 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»

Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...

Программа по ритмике для детей младшего школьного возраста

Программа  по  ритмике  предназначена  для  детей  6-7летнего  возраста и  включена  в  общую программу  для  подготовки  детей  к...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА " Земля -наш дом родной "

СЦЕНАРИЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование особенностей зрительного восприятия детей с ОВЗ является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.У детей с интеллектуальной...

Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья . "Правописание звонких и глухих согласных " с приложением - презентацией.

Конспект содержит:- цель и задачи занятия;- перечень необходимого  оборудования;- перечень используемых технологий;- список литературы   и интернет ресурсов;-описание структуры и ...

«К нам на святки пришли колядки» Сценарий воспитательного мероприятия Для детей младшего школьного возраста

Сценарий разработан педагогом дополнительного образования Бут Светланой Сергеевной для детей младшего школьного возраста, с целью познакомить детей с календарным праздником Рождество Христово, как час...