Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и праксиса »
план-конспект по теме

Ганькина Марина Евгеньевна

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика импрессивной стороны речи,  артикуляционной  моторики, зрительного гнозиса и праксиса». Данное занятие является первым этапом в обследовании речевого развития детей. Всего таких этапов 5, каждый из которых имеет свою цель диагностики. Каждый этап соответствует одному занятию с одним ребенком и имеет свою продолжительность, равную 15 минутам. На каждом этапе обследования используется единый игровой сюжет: ребенок  помогает Звездочету реализовать его цели и намерения. На пути следования героев встречаются лесные звери, просьбы которых должны выполнить ребенок и Звездочет, иначе животные их не пропустят дальше или же не отдадут найденные предметы. Так, на первом этапе обследования дошкольник помогает Звездочету найти части ракеты, а затем из них собрать ее. Обследование длится две недели. За это время я обследую всю группу детей. На всех этапах логопедического обследования я использую игровые методы и приемы, поскольку во время игровой формы диагностики с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы контакты, снимается вызванное непривычной обстановкой напряжение. Одновременно логопед получает представления об особенностях речевого развития ребенка. К тому же у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая, поэтому и диагностика должна проводиться в процессе игровой деятельности. Перед началом обследования я собираю анкетные данные о ребенке, сведения о родителях, общий анамнез, данные о развитии речи. В процессе логопедического обследования я обращаю внимание на общее звучание речи ребенка, а ответы  записываю в речевую карту, которую вкладываю в папку, оформленную в виде звезды.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика импрессивной стороны речи,  артикуляционной  моторики, зрительного гнозиса и праксиса »

Цель: провести ознакомительную беседу; исследовать состояние импрессивной речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и праксиса.

Задачи: 1) определить, понимает ли ребенок

               • инструкции и цель задания;

               • значение единственного и множественного числа существительных и глаголов;

               • значение существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

               • значение мужского и женского рода у глаголов прошедшего времени;

               • значение рода прилагательных;

               • некоторые падежные окончания и конструкции, выражающие отношения лиц и            

               предметов между собой;

               • значение глаголов с различными приставками;

               • значение предложно – падежных конструкций;

               2) отметить состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие      

               движений, тонус, объем, способность к переключению, синкинезии, тремор,  

               обильная саливация, отклонение кончика языка), строение артикуляционного

               аппарата (губ, зубов, языка, мягкого и твердого неба, прикуса);

               3) определить умение оперировать образами, соотносить части и целое,

               осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов, знание названий  

               основных и оттеночных цветов, геометрических фигур;

               4) провести ознакомительную беседу.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Звездочет: Здравствуй, (имя ребенка), проходи, давай знакомиться. Я звездочет. Я изучаю звездное небо, солнце, луну. А как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? Как зовут маму и папу? Есть ли у тебя друзья?

     Ребенок отвечает на вопросы.

  1. Введение в игровую ситуацию

Звездочет: Для того чтобы изучать звездное небо, мне нужна ракета. К сожалению, она упала с неба на Землю, а ее детали разлетелись в разные стороны. Поможешь мне найти части ракеты и собрать ее?

3. Ход игры

Звездочет и ребенок идут по «дорожке» (веревке) и встречают ежика.

Звездочет: Здравствуй, зайка. Не видел ли ты детали ракеты?

Зайка: Видел одну из них. Помогите мне вынуть из корзины морковки, и я отдам вам деталь.

Игра «Разложи морковки»

Цель - определить, понимает ли ребенок значение предложно – падежных конструкций.

Оборудование - корзина с пятью морковками.

Описание игры

Зайка: Возьми одну морковку и положи ее на стол. Возьми другую и положи ее под стол, следующую морковку - около стола, а эту – перед столом, а теперь в стол.

Зайка благодарит ребенка и отдает деталь ракеты. Звездочет с ребенком идут дальше и встречают ежика.

Звездочет: Здравствуй, ежик. Не видел ли ты детали ракеты?

Ежик: Видел одну из них. Помогите мне заполнить корзину фруктами и грибами для моих ежат,  тогда я отдам вам деталь.

Игра «Собери фрукты и грибы в корзину»

      Цель - определить, понимает ли ребенок

               • значение единственного и множественного числа существительных и глаголов;

               • значение существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

               • значение мужского и женского рода у глаголов прошедшего времени;

               • значение рода прилагательных;

               • некоторые падежные окончания и конструкции, выражающие отношения лиц и      

               предметов между собой;

               • значение глаголов с различными приставками;

      Оборудование – корзина, изображения двух яблок, груш, грибов, к которым с помощью скрепок крепятся предметные и сюжетные картинки (к зеленому яблоку – картинки с изображением дерева и деревьев, медведя и медведей, стула и стульев, к желтому яблоку -  картинки с изображением  цветка и цветочка, шапки и шапочки, звезды и звездочки, к желтой груше – картинки с изображением льва, собаки, яблока; к зеленой груше и двум грибам -  сюжетные картинки).

Описание игры

Ежик: Возьми со стола зеленое яблоко, переверни его и покажи, где медведи, а где медведь? По дороге идет кто?…(ребенок показывает картинку или отвечает). По дороге идут кто?... Картинку убирают, под ней появляется другая. Где стул, а где стулья? На полу стоят что?... (ребенок показывает картинку или отвечает). На полу стоит что?... Картинку убирают, под ней появляется другая. Где деревья, а где дерево? На земле растет что?...На земле растут что?... (ребенок показывает картинку или отвечает). 

Возьми со стола желтое яблоко, переверни его и покажи, где цветок, а где цветочек? Картинку убирают, под ней появляется другая. Где шапка, а где шапочка? Картинку убирают, под ней появляется другая. Где звезда, а где звездочка?

Возьми со стола мухомор, переверни его и покажи, где Рома выходит из дома, где Рома входит в дом, где Рома подходит к дому, где Рома переходит улицу?

Возьми со стола подберезовик, переверни его и покажи, где мальчик убегает от собаки. Кто бежит впереди? Покажи, где собака убегает от мальчика. Что собака хочет отнять у мальчика? 

Возьми со стола желтую грушу, переверни ее. Это большой лев, это большая собака, это большое яблоко. О ком я говорю? Большой кто? Большая кто? Большое что? (ребенок показывает картинку или отвечает).

Возьми со стола зеленую грушу, переверни ее и покажи, где Женя нарисовал цветок, где Женя нарисовала цветок? (Картинку убирают, под ней появляется другая). Где Женя поймала бабочку, где Женя поймал бабочку? (Картинку убирают, под ней появляется другая). Где Женя разбил вазу, где Женя разбила вазу?

Ежик благодарит ребенка за оказанную помощь и отдает деталь ракеты.

Звездочет с ребенком идут дальше и встречают медведя.

Звездочет: Здравствуй, медведь. Не видел ли ты детали ракеты?

Медведь: Видел две детали. Погостите у меня в берлоге, а затем я отдам вам их.

Звездочет и ребенок соглашаются и проходят в медвежью  «берлогу» (столу с настенным зеркалом)

Игра «Веселый Язычок»

      Цель - отметить состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, синкинезии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка), строение артикуляционного аппарата (губ, зубов, языка, мягкого и твердого неба, прикуса).

     Оборудование – зеркало, предметные картинки (изображения губ, трубочки, часов, солнца, иголочки, качелей, лошадки ).

Описание игры

Медведь: Садитесь. Я очень люблю рассказывать сказки своим медвежатам, послушайте и вы сказку о Веселом Язычке. Жил-был Веселый Язычок в своем домике. У этого домика дверками были губы и зубы. Откроем первую дверь (упражнение «Улыбка»), закроем ее (упражнение «Трубочка»), откроем и закроем (чередуем упражнения «Улыбка-Трубочка»). Теперь откроем первую дверь (Звездочет и ребенок улыбаются ), вторую дверь ( открывают рот ) и видим, что наш Веселый Язычок уже проснулся.  Он позевал (Звездочет и ребенок зевают), покашлял (кашляют), посмотрел на часы (упражнение «Часики») и пошел загорать на солнышке (упражнение «Язычок загорает»). Но тут подул холодный  ветер и Язычок съежился, превратился в иголочку (упражнение «Иголочка»). Опять выглянуло солнышко, а затем подул холодный ветер(чередуем упражнения «Язычок загорает- Иголочка»).Надоело Язычку загорать, и он пошел кататься на качелях (упражнение «Качели»). Катаясь на качелях, Язычок видел, как вдалеке пробежала лошадь (упражнение «Лошадка»). Гуляя на улице, наш герой не заметил, что время уже  подошло к обеду и что пора возвращаться домой (закрываем рот).На этом и сказке конец, а кто слушал – молодец.

Медведь отдает детали ракеты и прощается со Звездочетом и ребенком.

4. Подведение итога

Игра «Собери ракету»

Цель – определить умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов, знание названий основных и оттеночных цветов, геометрических фигур.

      Оборудование - рисунок ракеты, разрезанный на 4 части по диагонали.

Описание игры

      Звездочет показывает помощнику «фотографию» своей ракеты. А ребенок должен          

      собрать такую же из четырех деталей. Затем Звездочет спрашивает, из каких

     фигур состоит ракета и какого они цвета.

Звездочет благодарит ребенка за оказанную помощь и прощается с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию в старшей логопедической группе по теме "Транспорт"

Презентация к занятию в старшей логопедической группе на тему: "Транспорт"...

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Космическое путешествие"

Занятие по закреплению лексика-граммматических категорий и фонематических навыков у детей старшего возраста, посещающих логопедическую группу....

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета». Данное занятие является в...

Фронтальное лексико-грамматическое занятие в старшей логопедической группе на тему «Обитатели морей и океанов».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей речевой группе, направленное на формирование лексико-грамматической стороны речи. Может быть использовано учителями-логопедами и воспитателями детских сад...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния грамматического строя речи».

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Диагностика состояния грамматического строя речи». Данное занятие является третим э...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления».

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления». Данное занятие является четвёртым ...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...