Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета»
план-конспект на тему

Ганькина Марина Евгеньевна

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета». Данное занятие является вторым этапом в обследовании речевого развития детей и направлено на определение характера нарушения звуков (отсутствие, замена, искажение) в словах и  предложениях, степени развития фонематического слуха, навыков простого звукового анализа, особенностей воспроизведения звуко–слоговой структуры слова, степени овладения навыками счета. На данном этапе обследования дошкольник помогает Звездочету « долететь » до луны и сосчитать на ней пятнышки. На пути следования герои встречают лесных зверей, просьбы которых должны выполнить ребенок и Звездочет, иначе животные их не пропустят дальше.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета»

Цель: исследовать состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематического анализа и навыков счета.

Задачи: 1) определить характер нарушения звуков (отсутствие, замена, искажение) в словах и  предложениях;

               2) определить степень развития фонематического слуха;

               3) определить, выделяет ли ребенок начальный ударный гласный звук из слова;

               4) изучить особенности воспроизведения звуко – слоговой структуры слова;

               5) изучить степень овладения навыками счета.

Ход занятия

  1. Организационный момент (приветствие).
  2. Введение в игровую ситуацию

Звездочет сообщает ребенку, что они полетят на собранной вчера ракете к Луне, и будут там считать пятнышки.

  1. Ход игры

Звездочет и ребенок отправляются в путь. По дороге они встречают лесных зверей, которые их не пускают. И лишь выполнив просьбы животных, главные герои проходят дальше.

Первым на пути встречается медведь. Он предлагает сыграть в игру.

Игра «Волшебный мешочек»

Цель –  определить характер нарушения звуков (отсутствие, замена, искажение) в словах и предложениях.

      Оборудование – красивый тряпичный мешочек, в котором лежат игрушки.

Описание игры

Ребенок достает из мешочка поочередно каждую игрушку, и называет ее. Затем повторяет за логопедом предложение, насыщенное словами с исследуемым звуком.

После выполнения задания появляются медвежата, которые рассказывают о том, как они побывали в лесу и нашли необычный цветок.

Игра «Необычный цветок»

Цель –  определить, выделяет ли ребенок начальный ударный гласный звук из слова.

      Оборудование –  контур цветка на картоне; лепестки, на оборотной стороне которых нарисованы картинки с ударным гласным звуком в начале слова (аист, окунь, иглы, утка, девочка по имени Эля).

Описание игры

Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки. Звездочет, выделяя  голосом, ударный гласный в словах, просит назвать первый  звук в названии картинок. После чего ребенок кладет лепестки на цветок.

Потом медвежата предлагают сыграть в мяч.

Игра «Слушай  и повторяй»

Цель –  определить степень развития фонематического слуха.

Оборудование –  мяч.

Описание игры

Медвежата предлагают ребенку перекидывать мяч и  повторять сочетания из двух-трех слогов па – ба - па, та – да - та, ка – га – ка, слова том – дом – ком.

      Звездочет и ребенок идут дальше и встречают зайца.

Игра «Необычный цветок»

Цель –  изучить особенности воспроизведения звуко – слоговой структуры слова.

      Оборудование –  изображения капусты, на оборотной стороне которых с помощью скрепок прикреплены предметные(самолет, аквариум, велосипед, милиционер, фотограф, парашутисты) и сюжетные картинки, обозначающие слова различной слоговой сложности ( экскурсовод проводит экскурсию, машинистка печатает на машинке, парашутисты прыгают с парашутом).

Описание игры

Ребенок собирает капусту, называет изображенные предметы и кладет овощи в корзинку.

      Звездочет и ребенок идут дальше и встречают ежика.

             Игра «Волшебные часы»

Цель –  определить степень развития фонематического восприятия.

Оборудование –  круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисованы картинки, названия которых сходны по звучанию, но разные по значению (миска – мишка, коза – коса, розы – рожи, лак – рак ).  По середине циферблата находится стрелка.

Описание игры

Еж называет слово с оппозиционным звуком, а ребенок останавливает красную стрелку у соответствующей картинки. Например: «Покажи, где коза, а где коса; где миска, а где мишка?». Затем еж просит повторить ребенка слова с оппозиционными звуками парами.

      Выполнив все задания, звездочет с ребенком «долетают» до Луны

.

4.Подведение итога

Игра «Сосчитай пятнышки»

Цель –  изучить степень овладения навыками счета.

Оборудование –  картинка с изображением пятнышек на Луне.

Описание игры

Ребенок считает пятнышки на Луне в возрастающем и убывающем порядке.

Звездочет хвалит ребенка и благодарит его за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию в старшей логопедической группе по теме "Транспорт"

Презентация к занятию в старшей логопедической группе на тему: "Транспорт"...

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Космическое путешествие"

Занятие по закреплению лексика-граммматических категорий и фонематических навыков у детей старшего возраста, посещающих логопедическую группу....

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и праксиса »

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика импрессивной стороны речи,  артикуляционной  моторики, зрительного гнозиса и ...

Фронтальное лексико-грамматическое занятие в старшей логопедической группе на тему «Обитатели морей и океанов».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей речевой группе, направленное на формирование лексико-грамматической стороны речи. Может быть использовано учителями-логопедами и воспитателями детских сад...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния грамматического строя речи».

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Диагностика состояния грамматического строя речи». Данное занятие является третим э...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления».

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления». Данное занятие является четвёртым ...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...