Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления».
план-конспект на тему

Ганькина Марина Евгеньевна

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления». Данное занятие является четвёртым этапом в обследовании речевого развития детей и направлено на исследование состояния номинативного, предикативного и атрибутивного словаря, а также на выявление способности устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями; проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного признака. На данном этапе обследования дошкольник помогает Звездочету найти звездочки и повесить их на «небо».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния активного словаря и мышления»

Цель: исследовать состояние активного словаря и мышления.

Задачи: 1) определить состояние номинативного словаря:

           • способность называть одним словом ( обобщить) группу предметов;

               • способность называть существительные по лексическим темам;              

               • способность называть части тела и части предметов;

               2) определить состояние предикативного словаря:

               • способность подбирать действия к предметам;

               3) определить состояние атрибутивного словаря:

               • способность употреблять относительные прилагательные;

               • способность подбирать прилагательные к существительным;

               • способность подбирать антонимы;

               4) выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно      

               воспринимаемыми изображениями; проводить анализ, синтез; объединять в

               группу с учетом того или иного признака.

Ход занятия

1.Организационный момент (приветствие).

2.Введение в игровую ситуацию

Звездочет сообщает ребенку, что сегодня ночью он глядел в телескоп и увидел, как упало 4 звезды. Их необходимо найти и «повесить» на небо.

3.Ход игры

Звездочет и ребенок отправляются в путь. Звездочет и ребенок отправляются в путь. По дороге они встречают лесных зверей, которые отдают им звезды только в том случае, если путешественники выполнят их просьбы. Первым на пути встречается ежик. Он предлагает сыграть в игру.

Игра «Почтовый ящик»

 Цель – определить состояние номинативного словаря (способность называть одним словом (обобщить) группу предметов, а также называть существительные по лексическим темам).            

Оборудование – почтовый ящик, конверт с двумя картинками (холодильник, пылесос);  картинки по теме «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Транспорт», «Одежда», «Посуда», «Игрушки», «Животные», «Птицы».

Описание игры

Еж объясняет, что зайка прислал ему письмо. А что в нем, он не знает. Ежик достает из почтового ящика конверт и предлагает ребенку вынуть картинки, назвать их и объяснить значение слов: холодильник, пылесос. Затем еж предлагает отослать зайчику другие картинки, которые лежат на  столе стопкой лицевой стороной вниз. Ребенок их берет поочередно, переворачивает, называет обобщающим словом и кладет в почтовый ящик. Далее еж спрашивает, какие еще фрукты, овощи, предметы мебели, одежды, посуды и виды транспорта знает ребенок.

По окончании игры еж  отдает ребенку большую желтую звезду и прощается . Герои идут дальше и встречают зайца.

Игра «Подарки для зайчонка»

Цель – определить состояние номинативного словаря (способность называть части тела и части предметов), определить состояние атрибутивного словаря (способность подбирать слова – антонимы).

Оборудование – кукла; плакат с картинками, названия которых противоположны по значению.

Описание игры

 Заяц показывает подарки для зайчонка. Берет куклу и просит ребенка назвать части ее тела, детали одежды. Затем показывает плакат и говорит: «Этот ботинок чистый, а этот … (грязный), мороженое холодное, а чай … (горячий)». И так далее.

По окончании игры заяц  отдает ребенку маленькую синюю звезду и прощается .Герои идут дальше и встречают медведя..

Игра «Чудесный горшочек»

Цель –  определить состояние предикативного словаря (способность подбирать действия к предметам).

Оборудование –  глиняный горшочек, предметные картинки (птица, рыбы, змея, лягушка, повар, учительница, врач, собака, корова, петух, кошка).

Описание игры

 Ребенок достает из горшочка предметные картинки, называет их и отвечает на вопросы типа: «Что делает повар?» (готовит). «Что делает учительница?» (учит). «Что делает  врач?» (лечит). «Как передвигается птица?» (летает). «Как передвигается рыба?» (плавает). «Кошка мяукает, а собака что делает?» (лает). И так далее.

По окончании игры медведь  отдает ребенку маленькую зеленую звезду. Неожиданно забегают медвежата и хвастаются своими игрушками.

Игра «Назови игрушки медвежат»

Цель –  определить состояние атрибутивного словаря (употребление относительных прилагательных).

Оборудование –  мяч, лисичка, матрешки, мышка, коробка.

Описание игры

 Медвежонок показывает игрушки и говорит: «Мяч из резины, он какой?» (резиновый). «Лисичка из пластмассы, она какая?» (пластмассовая). «Матрешки из дерева, они какие?» (деревянные). «Мышка из стекла, она какая?» (стеклянная). Коробка из бумаги, она какая?» (бумажная).

Затем медвежата просят папу медведя отпустить их на прогулку. Но прежде чем это сделать, медведь предлагает посмотреть на улицу в окно.

Игра «Посмотри и назови»

Цель –  определить состояние атрибутивного словаря (способность подбирать прилагательные к существительным).

Описание игры

 Медведь предлагает ребенку посмотреть в окно и сказать, какая туча, дорога, какой лес, дом, какое небо.

  По окончании игры медвежата  отдают ребенку маленькую синюю звезду и прощаются .

4. Подведение итога

Звездочет и ребенок подходят к звездному небу (магнитной доске).

Игра «Четвертый лишний»

Цель –  выявить способность устанавливать сходство и различие между зрительно воспринимаемыми изображениями; проводить анализ, синтез; объединять в группу с учетом того или иного признака.

Оборудование –  две маленьких синих звезды, одна маленькая зеленая звезда, большая желтая звезда, магнитная доска, магниты.

Описание игры

  Звездочет располагает посередине магнитной доски звезды. Ребенок определяет из четырех звезд одну «лишнюю», не подходящую к остальным (большую желтую звезду) и обосновывает свой ответ. Эту звезду «вешают» в верхнем правом углу. Из оставшихся трех звезд опять выбирает одну «лишнюю» (маленькую зеленую звезду) и обосновывает свой ответ. Эту звезду «вешают» в верхнем левом углу.

Звездочет хвалит ребенка и благодарит его за помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию в старшей логопедической группе по теме "Транспорт"

Презентация к занятию в старшей логопедической группе на тему: "Транспорт"...

Конспект занятия в старшей логопедической группе на тему "Космическое путешествие"

Занятие по закреплению лексика-граммматических категорий и фонематических навыков у детей старшего возраста, посещающих логопедическую группу....

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика импрессивной стороны речи, артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и праксиса »

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика импрессивной стороны речи,  артикуляционной  моторики, зрительного гнозиса и ...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния звуковой стороны речи и навыков счета». Данное занятие является в...

Фронтальное лексико-грамматическое занятие в старшей логопедической группе на тему «Обитатели морей и океанов».

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей речевой группе, направленное на формирование лексико-грамматической стороны речи. Может быть использовано учителями-логопедами и воспитателями детских сад...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния грамматического строя речи».

Предлагаю вашему вниманию конспект индивидуального занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Диагностика состояния грамматического строя речи». Данное занятие является третим э...

Сценарная разработка индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: « Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и мелкой моторики пальцев рук»

Предлагаю вашему вниманию сценарную разработку индивидуального занятия в старшей логопедической группе по теме: «Диагностика состояния связной речи, неречевых психических функций, общей моторики и...