Мал золотник, да дорог
классный час (7, 8, 9 класс) на тему

Счастливцева Любовь Владимировна

О пословицах и поговорках . Использование их в речи для лучшего выражения своих мыслей, чувств и переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mal_zolotnik_da_dorog.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексный урок «Мал золотник, да дорог».

(О пословицах и поговорках)

Цели:

  Формировать патриотические чувства через знакомство с обычаями своего народа, его историей.

   Развивать психические процессы, лежащие в основе познавательной деятельности (память, внимание, воображение).

   Обогащать речь обучающихся пословицами и поговорками для лучшего выражения своих мыслей, чувств, переживаний.

Ход урока:

 Слово учителя:

   Никто не знает, как возникли пословицы. Несомненно одно, они идут из далеких времен и сопутствуют народу на всем протяжении его истории. Русская пословица – крылатая мудрость народа. Едва ли найдется такой человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром говорится: «Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится».

   Пословицы для нас – своеобразный учебник жизни. Они учат, каким должен быть человек в труде, в любви, в дружбе, в отношениях с другими людьми.

   Поистине волшебные слова заключены в мудрых русских пословицах. И это не случайно. Народ создавал их в течение многих веков. Наблюдая из века в век различные жизненные явления, народ обобщал их, выделял в них самые характерные свои наблюдения, выражая в точной и сжатой формуле: пословицы и поговорки. В этих кратких афоризмах народ передавал свои знания и опыт, накопленный веками, следующему поколению.

     «Счастья не ищут, а делают». «Ученье свет, а не ученье – тьма». – учит народ.

    Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц. Недаром говорится, «что русская пословица ко всему пригодится».

   «Пословица – всем делам помощница». «Без пословицы не проживешь».

    Внимания детей на высказывания о пословицах, поговорках, написанных на плакатах.

  «Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей! Что за золото!» (А.С.Пушкин)

«В простоте слова – самая великая мудрость. Пословицы и поговорки всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги». (М.Горький)

Отгадай загадки – пословицы.

О каких людях идет речь, какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в этих пословицах – загадках?

-Язык без костей : что хочет, то и лопочет. (Болтовня)

- Ел, да устал, спал, да намаялся. (Лень)

- Подал руку, да подставил ногу. (Двуличие)

Шуточные вопросы.

- В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающего?

(Делает из мухи слона)

- Согласно какой поговорке слово находится в кармане.

(За словом в карман не лезет)

- Вы все знаете много поговорок – сравнений. Например: холоден, как лед.

   Сейчас мы все вместе, используя таблицу под названием «Составь поговорку», выполним следующую работу: нужно к словам подобрать соответствующую по смыслу картинку, тогда у вас получится 7 известных поговорок.

(Ученик правильно составивший поговорку, дописывает нужное слово мелом).

Практическое использование пословиц в речи. «Закончи предложение».

(Заранее предложения записаны на доске).

  1. Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили задание на дом, объясняли трудные примеры. Правильно утверждает пословица……………. (Друзья познаются в беде)
  2. Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились, и тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама мне сказала: …….(Нет друга, так ищи, а нашел, так береги. Новых друзей наживай, а старых не теряй)

Составление небольшого рассказа, историю, выводом для которой может служить одна из пословиц. ( Работа на предыдущих уроках).

   Яркие, сочные неувядаемо свежие русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно, выразительно. Широко использовали пословицы и поговорки писатели и поэты.

   Продолжи фразу. (Продолжить пословицу, объяснить смысл).

  1. --Что же? Мы после обеда засядем в ералаш , и я тебя обыграю.      –Хе-Хе-Хе, посмотрим! Бабушка надвое_________

                                            (И.Тургенев «Отцы и дети»)

  1. Село было большое, народу встречалось много, и все говорили: «Какое счастье, как же ты эту щуку вытащил?»  Рыбак спокойно и чуть насмешливо отвечал:                                                «Без труда не вынешь____________ 

                                                            (М.Пришвин «Кащеева цепь»)                      

  1. А что старуха видела в своей жизни? День да ночь, работу да сон. Вот и крутилась, будто _______________ в колесе .  

                                                        ( В. Распутин «Последний срок»)  

  1. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а __________

                                                     (А.Пушкин «Капитанская дочк»)

  1. –Чего, Дмитрий, расхвастался? Ты прямо по пословице: всяк кулик ______________  

                                            С.Смирнов «Герои Брестской крепости»

  1. «Эх, Василий Васильевич, не нам бы с вами об таких людях рассуждать: -где нам?... Знай сверчок_______________

                                                      И.Тургенев «Записки охотника»

Инсценирование сказки Е.Пермяка « Про торопливую куницу и терпеливую синицу».

Стала торопливая куница шелковый сарафан к лету кроить: Тяп-ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить.

   Стала терпеливая синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет синица, там смекнет, сюда подвернет. Все она сообразила, все высчитала – потом за ножницы взялась.

   Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.

  - Где ты кройке – шитью училась, Синица? Какие курсы закончила? -------спрашивает ее Куница.

  -Никаких я курсов не кончала, - отвечает Синица. – Бабушка меня шитью выучила.

   - А как она учила?

   - Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.

   -Каких?

   -Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Игра «Закончи пословицу».

 

Кто много говорит,                                           тот мало делает.

Повторенье –                                                      мать ученья.

Не спеши языком,                                             торопись делом.

Сделал дело –                                                    гуляй смело.

Делу -  время,                                                    потехе – час.

Не все то золото,                                              что блестит.

Труд человека кормит,                                   а лень портит.

Назови пословицу. (По таблице дети восстанавливают пословицу).

Дело – безделье        (Маленькое дело лучше большого безделья)

Дружба – служба      (Дружба дружбой, а служба службой)

Труд – лень                   (Труд человека кормит, а лень портит)

Дело – потеха            (Делу время, а потехе час)

Шило – мешок          (Шила в мешке не утаишь)

Коса – камень           (Нашла коса на камень)

Изобрази пословицу в рисунках.

Предлагается 3-4 учащимся прочитать рассказы:

  1. Оля зашла к своей подруге и видит, что Аня делает уборку в комнате. «Давай я тебе помогу, - говорит она. Стала Оля посуду мыть, а посуда в руках скользит, чашки падают, бьются. Аня и говорит подруге: « За всякое дело берись умело».
  2. У Вити было 2 друга, Коля и Дима. Они всегда играли вместе. Однажды Витя сломал ногу и не мог выходить на улицу. Коля приходил к нему каждый день, беседовал, играл в шашки, помогал учить уроки. А Дима ни разу не зашел к Вите. Вот так Виктор узнал, кто ему настоящий друг, т.к. друг познается в беде.
  3. Жил – был Ваня, любил на солнце погреться, ничего не делать и мечтать. Ел и спал. Толстый стал, книг не читал. Однажды он говорит матери: «Вырасту, ученым буду». А она ему отвечает: «Без муки нет науки».

(Объясни смысл пословиц).

Заранее прочитать рассказы:

   Л.Толстой «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

   Б.Шергин «Одно дело делаешь, другого не порть».

Вывод.

-Чему же учат нас поговорки и пословицы?

-Какую роль они играют в нашей речи?

М.А.Шолохов. «Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полет эта крылатая мудрость. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разум и знания жизни, радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает  патриотические чув...

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в  неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...

Спортивно-массовое мероприятие «Дорогой памяти – дорогой отцов» посвященное 70-й годовщине контрнаступления в битве под Москвой

Внеклассное мероприятие проводится среди обучающихся в 8-11 классах. Для проведения соревнования среди 8,9 классов, целесообразно привлекать обучающихся в 10-11 классах....

Урок в 8 классе на тему "Мал золотник, да дорог"

Урок в 8 классе на тему "Мал золотник, да дорог"  посвящён витаминам. Урок с использованием интерактивной доски и презентации. На уроке предлагаются различные виды деятельности учащихся: самостоя...

Урок-игра "Мал золотник да дорог"

Урок-игра "Мал золотник да дорог" - это урок-посиделки, который можно проводить для учащихся 5-6 классов. Цель урока: закрепить знание о малых жанрах фольклора....

Малыши делают первые успехи в ЧГК ( " МАЛ ЗОЛОТНИК- да ДОРОГ"!)

Из  вновь пришедших пятиклассников в 2017 году в клуб интеллектуальных игр "ПЛЕЯДА", была создана сборная команда " Совятники", которая сразу заявила о себе, на всех турнирах ...

Мал золотник, да дорог

laquo;Мал золотник, да дорог» - гласит народная пословица. Если рост человека, вес, размер ноги маленький, это не говорит о том, что он не может выполнять значимые функции.К примеру, щитовидная...