Урок-игра "Мал золотник да дорог"
план-конспект занятия по литературе (5, 6 класс) на тему

Урок-игра "Мал золотник да дорог" - это урок-посиделки, который можно проводить для учащихся 5-6 классов. Цель урока: закрепить знание о малых жанрах фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1. Урок-игра «Мал золотник да дорог»

На доске эпиграф: «Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории»

Ход урока

Звучит русская народная музыка, ребята, заходя в кабинет, на входе берут цветные карточки и садятся за стол, обозначенный определенным цветом.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок. Я предлагаю вам на время забыть о том, что вы мальчишки и девчонки нашей школы, а представить себя молодыми крестьянскими парнями и девчонками, живущими в 19 веке.

И мы сейчас с вами находимся не в нашем кабинете, а в просторной светелке деревенского дома. А собрались мы с вами на деревенские посиделки, чтобы друг на друга посмотреть, себя показать, загадки загадывать, скороговорки говорить, да песни петь.

-Обратите внимание на выражение, записанное на доске.

-Как вы его понимаете? Почему так важно помнить историю своего народа?

(Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее.

Только через историю можно постичь духовный мир предков, понять его язык и культуру. История нас учит рассудительности мудрости, воспитывает любовь к Родине, патриотизм. Познание истории помогает по-новому взглянуть на мир, повлиять на будущее страны)

Учитель: Вы все правы, и вот для того, чтобы вы не превратились в «Иванов, не помнящих родства» мы и будем говорить о русском народном творчестве, которое является неотъемлемой частью русской истории.

Для того чтобы наша работа кипела веселей, мы выберем из наших гостей Совет Мудрейших. Они должны будут помочь мне оценить ответы ребят и решить, чья команда окажется смекалистей и задорней.

А чтобы нам было легче выбрать представителя, предлагаю воспользоваться одним из жанров УНТ – считалкой.

-Вы можете воспользоваться своей считалкой или моей.

Считалки:

Прилетела к нам галочка,

Стала по травке ходить.

Палочка – выручалочка,

Кому из нас водить?

****

Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать.

А без друга в жизни туго –

Выходи скорей из круга.

Ребята выбирают Мудрейших. Совет Мудрейших занимает место за отдельным столом.

Ваша задача, Мудрейшие, отмечать правильные ответы команд.

Учитель: Ну что, все готовы? А сейчас закройте глаза, мысленно представьте себя в 19 веке, расправьте плечи, поправьте прически. Начинаем.

На завалинке в светелке иль на бревнышках каких

Собирались посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели да водили хоровод.

А играли как! В горелки, ах горелки, хороши.

Словом, эти посиделки были праздником души.

Наш досуг порою мелок, и чего там говорить,

Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить

Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

-А как вы думаете, в какие месяцы года обычно начинались посиделки и почему?

 (Осень, зима. Урожай уже собран, и можно было отдохнуть)

Учитель: Действительно, в середине ноября на селе по народному поверью отмечался день Демьяна и Кузьмы, братьев-кузнецов. После Кузьмы снег выпадал на стылую землю, заметая следы дел человеческих, а в избах запасались работой на долгие зимние вечера.

-Как вы думаете, а чем могли заниматься девушки и парни, собираясь в уютной светелке?

Ответы учеников.

Учитель: Вы правы, девушки пряли, используя веретено и прялку (СЛАЙД 2).

Веретено деревянное, тонкое, изящное, у каждой девушки свое, чужим пользоваться нельзя. Для девушки его делал или отец, или возлюбленный. А смастерить его не так легко, недаром в пословице говорится: «Как стал Ваня веретенце мастерить, все сени перестрогал».

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы учеников.

Учитель: Молодые люди также сидели не сложа руки, а кто лапти плел СЛАЙД 3, а кто конской сбруей занимался. Присматривались парни к девушкам, а девушки к парням. Смотрели не только на красу, но и на то, как кто работает. Если нитка у девушки тонкая, ровная, то и характер у нее покладистый, а если вся в узлах, рвется часто, то и девушка непокладиста.

Но сидеть молча было бы неинтересно, и начинался разговор. Слушайте внимательно:

Покатилась вечеринка, заглянула ночь во двор,

У зачина есть разминка, как бы нитка-паутинка,

Та, что вяжет разговор.

Как когда-то в век старинный, в те далекие года

Проводились викторины, те «что, где, когда».

Как тогда, друзья, для вас проведем ее сейчас.

-А как вы думаете, какой жанр русского фольклора нам поможет в этом? Что это за викторина такая «что, где, когда» существовала в век старинный?

Ответы учеников.

Учитель: Конечно же, это загадки. А как вы понимаете это слово? Какой корень можно выделить в этом слове?

Ответы учеников.

Учитель: Загадка - это игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано в слове. И это нужно не узнать, а догадаться, отгадать. Старинная русская загадка не описывает предмет, не сравнивает его с похожим, а предлагает вместо него другой предмет. Попробуем отгадать загадки.

Я сейчас каждой команде буду загадывать загадки, а Совет Мудрейших отмечает правильные ответы команд.

1.Сижу верхом не знаю на ком, знакомого встречу, соскочу, привЕчу. (шапка)

2.Черный конь скачет в огонь. (кочерга)

3.Три братца пошли купаться,

Два купаются, один на берегу валяется,

Искупались, вышли, на третьем повисли.

                                                 (ведра, коромысло)  СЛАЙД 4

4.Серый маленький Денис на веревочке повис. (паук)

5.Лед трещит, вода плещется,

Молодая царица умывается. (весна)

6.Бычок рогат.

В руках зажат.

Еду хватает,

А сам голодает (ухват) СЛАЙД 5

7.В неё льётся, из неё льется,

Сама по земле плетётся (река)

8. Не прядёт, не ткёт,

А людей одевает (овца)

-А теперь команды могут загадать друг другу загадки.

-Скажите, пожалуйста, а почему на некоторые загадки вы не смогли дать ответ?

Ответы учеников.

Учитель: Действительно, многие предметы, орудия труда, вещи ушли из жизни, и мы не всегда можем сравнить предметы по сходству.

Учитель: Но русский народ мудр не только в составлении загадок. Нам достаточно будет посмотреть на народные названия месяцев года, чтобы убедиться в справедливости этих слов.

Каждой команде раздается листок-таблица с современными и народными названиями месяцев. Необходимо найти соответствие.

Узнай месяц

Задание: соедини современное название месяца с народным названием.

1. Январь

1.травень

2. Февраль

2.серпень, жнивень

3. Апрель

3.листопад, жовтень

4. Май

4.грудень

5. Август

5.студень, сечень

6. Октябрь

6.лютый

7. Ноябрь

7.березол

Ребятам дается 5-6 минут. Листочки с ответами отдаются жюри

Затем сравниваем со СЛАЙДОМ 6 и объясняем непонятные значения слов.

1. Январь

студень, сечень

2. Февраль

лютый

3. Апрель

березол

4. Май

травень

5. Август

серпень, жнивень

6. Октябрь

листопад, жовтень

7. Ноябрь

грудень

Учитель: Кто сможет объяснить народные названия?

Ответы учеников: (сечень – снежная вьюга; березол – берут сок из берёз; грудень – смёрзшиеся комья земли)

Учитель: Загадки – это очень тяжелая работа для ума, а после тяжелой работы не мешало бы отдохнуть. Дадим такую возможность уму, а вот язык заставим поработать.

-А как вы считаете, какой жанр фольклора может заставить потрудиться наш язык?

(Скороговорки)

Учитель: Конечно, скороговорки. А почему именно такое название этого жанра?

Ответы учащихся: веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

Учитель:  А теперь давайте посоревнуемся в произношении скороговорок. Представители команд вытягивают 3 скороговорки. На подготовку дается полминуты.

Конкурс «Скороговорки».

Летят три пичужки через три пустых избушки.

Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.

Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

Под плетень, в тень, топор в пень – дзень!

Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Из-под топота копыт пыль по полю летит.

Орел на горе, перо на орле, гора под орлом, орел под пером.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Учитель: У кого-то из вас может возникнуть вопрос, для чего нужны скороговорки, какой от них толк. Попробуйте дать ответ на эти вопросы.

Ответы учащихся

Учитель: В скороговорках, как вы заметили, нет глупостей, чепухи, они представляют картину знакомых реалий повседневного быта и при этом развивают речь.

Так проходит час за часом, работа за разговором спорится, но устают сидеть молодые без движения, хочется им немного размяться. И тут на помощь приходят частушки и забавы.

Частушек пелось очень много, они откликались на многие события личной жизни.

СЛАЙД 5 Для примера предлагаю послушать частушки в исполнении великой исполнительницы русских песен М.Мордасовой.

Звучат частушки

Учитель: А теперь предлагаю девочкам почувствовать себя исполнительницами и пропеть частушки

А Совет Мудрейший оценивает, кто лучше это сделает

Шире круг, шире круг, дайте круг пошире,

Не одна иду плясать, нас идет четыре.

****

Не хотела я плясать, стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла, я не удержалася.

****

А у нас во дворе квакали лягушки,

А я с печки башмаком, думала – подружки.

****

Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,

Оглянулась я назад: сапоги мои лежат.

****

У меня забавы две: в том краю и этом,

Одного люблю зимой, а другого – летом.

****

Я девчонка боевая, боевая не совсем,

Боевая сушит девять, а по мне страдает семь.

****

Я стояла на бугре – трое спорят обо мне,

Что вы трое спорите, вы меня не стоите.

****

Мы пропели, что сумели, поплясали от души,

Выходи на круг, кто смелый, пой погромче и пляши.

СЛАЙД 6 Учитель: Ну а юноши не всегда были согласны петь, им бы силушкой померяться.

Народная игра «Вытолкни из круга»

На полу мелом чертится круг или положить обруч, в который приглашаются 2 мальчика. Прыгая на одной ноге, держа руки на боках, они должны вытолкать друг друга за черту.

Учитель: Отдохнули, душеньку потешили, пора и дальше работой заняться. На посиделках велись и серьезные разговоры о житье-бытье, о погоде и урожае, родителях и родственниках, да еще и о приметах различных. Возможно, именно в эти минуты и рождался кладезь народной мудрости – пословицы.

-Как вы понимаете высказывание «Кладезь народной мудрости». Что собой представляет кладезь?

(Кладезь – сокровищница. Пословица не просто изречение, это мнение народа, народная оценка жизни)

Учитель: Пословицы не спорят, не доказывают, они просто утверждают.

Я уверена, что вы знаете много пословиц, часто употребляете их в своей речи, поэтому задание для вас не будет трудным.

Я буду читать изречение, а ваша задача найти к нему пословицу. Кто ответит первым получит бублик.

Учись всю жизнь:

– Век живи – век учись.

Береги время:

– Делу время – потехе час.

-Сделал дело – гуляй смело.

-Куй железо, пока горячо.

Не болтай:

 – Держи язык за зубами.

Держи слово:

– Не давши слово, крепись, а давши – держись.

Слово серебро – молчание золото.

Учитель: А теперь задание посложнее. Представьте, что вы купили книгу, которую выпустил нерадивый наборщик, не знающий русских пословиц, он все перепутал. Ваша задача – вернуть пословицы на свои места.

1 команда:

Едешь на день, а сам не плошай.

Заставь дурака Богу молиться, а все молока от нее не добиться.

Где тонко, там и горя нет.

На Бога надейся, хлеба бери на неделю.

Как с быком не биться, он и лоб расшибет.

Где любовь и совет, там и рвется.

Ответ:

Едешь на день, хлеба бери на неделю.

Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт.

На Бога надейся, а сам не плошай.

Как с быком не биться, а всё молока от него не добиться.

Где любовь и совет, там и горя нет.

Где тонко, там и рвётся.

2 команда:

Баба с возу, а хомут найдется.

Беды мучат, а руки делают.

За двумя зайцами погонишься, бей молотом.        

Глаза страшатся, да уму учат.

Была бы шея – кобыле легче.

Не умеешь шить золотом, ни одного не поймаешь.

Ответ:Баба с возу, кобыле легче.

Беды мучат, да уму учат.

Глаза страшатся, а руки делают.

Была бы шея, а хомут найдётся.

Глаза страшатся, а руки делают.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Учитель: А теперь еще одно задание, которым очень увлекалась молодежь на посиделках. Это рассказывание небылиц, потешек, перевертышей.

-Как вы понимаете эти названия?

Ответы учеников. 

(небылица – шуточный рассказ о том, чего не может быть; потешка – развлекает и развивает малыша; перевёртыши – стихи и песни наоборот )

Учитель: Ребята, я вам предлагаю разыграть небылицы в лицах. Проявите свой артистический талант. Команды вытягивают небылицы по две, полминуты на подготовку.

Обыгрывние небылиц.

Участвуют два мальчика:

1м. Ты куда шагаешь?

2м. За семь верст.

1м. Киселя хлебать?

2м. Нет, комара искать.

1м. Это которого же комара?

2м. Да того, который меня за нос укусить хочет.

1м. Да он же при тебе.

2м. Где это при мне?

1м. Да на носу у тебя! Хлоп тебя по носу.

Участвуют мальчик и девочка:

Д. Сынок, сходи за водицей на речку.

М. – Брюхо болит.

Д. Сынок, иди кашу есть.

М. Ну, раз мать велит, надо идти

Участвуют мальчик и девочка:

Д. Федул, что губы надул?

М. Кафтан прожег.

Д. Можно зашить?

М. Да иглы нет.

Д. А велика ли дыра?

М. Да один ворот остался.

Участвуют два мальчика:

1м. Что сегодня делал?

2м. Рукавицы искал.

1м. Нашел?

2м. Нашел.

1м. А где они были?

2м. Да за поясом.

Учитель: Молодцы, я думаю, что в этом конкурсе нет проигравших и победителей, все справились отлично.

Подходит к концу наш урок, конечно, мы не смогли с вами рассмотреть все малые жанры фольклора. Нам не удалось поговорить о закличках, прибаутках, докучных сказках, поэтому я предлагаю вам познакомиться с ними самостоятельно и на следующем уроке представить нам примеры таких произведений.

-А сейчас я хочу предоставить слово Совету Мудрейших для подведения итогов.

-Молодцы ребята, а призами для команды победительницы будут баранки, ведь издавна на Руси традиционно к чаю подавали баранки. Приятного вам чаепития.

А сейчас я бы хотела, чтобы вы оценили свою работу и работу вашего одноклассника в группе. Самые активные ребята получат по «5».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы"

Конкурс чтецов "Дороги судьбы - дороги Победы", посвящен великому празднику Дню Победы. Данное мероприятие знакомит учащихся с поэзией Великой Отечественной войны; воспитывает  патриотические чув...

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!"

сценарий литературно-музыкальной гостиной к 175-летию железных дорог России "люблю тебя,моя железная дорога!".Работа интересна тем,что в  неё вошли авторские работы учащихся:стихи,рассказы о родн...

Спортивно-массовое мероприятие «Дорогой памяти – дорогой отцов» посвященное 70-й годовщине контрнаступления в битве под Москвой

Внеклассное мероприятие проводится среди обучающихся в 8-11 классах. Для проведения соревнования среди 8,9 классов, целесообразно привлекать обучающихся в 10-11 классах....

Урок в 8 классе на тему "Мал золотник, да дорог"

Урок в 8 классе на тему "Мал золотник, да дорог"  посвящён витаминам. Урок с использованием интерактивной доски и презентации. На уроке предлагаются различные виды деятельности учащихся: самостоя...

Мал золотник, да дорог

О пословицах и поговорках . Использование их в речи для лучшего выражения своих мыслей, чувств и переживаний....

Малыши делают первые успехи в ЧГК ( " МАЛ ЗОЛОТНИК- да ДОРОГ"!)

Из  вновь пришедших пятиклассников в 2017 году в клуб интеллектуальных игр "ПЛЕЯДА", была создана сборная команда " Совятники", которая сразу заявила о себе, на всех турнирах ...

Мал золотник, да дорог

laquo;Мал золотник, да дорог» - гласит народная пословица. Если рост человека, вес, размер ноги маленький, это не говорит о том, что он не может выполнять значимые функции.К примеру, щитовидная...