"Молодость и старость - соприкосновение"
классный час (9 класс) на тему

Счастливцева Любовь Владимировна

 Старость и молодость соприкасаются друг с другом теснее, глубже, чем, например, «детство» и средний возраст.

Начало и конец жизни окликают друг друга, поверяя открывшиеся тайны. Сошлись то , что было, и то, что впереди, прошлое и будущее.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_molodost_i_starost-soprikosnovenie.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК- ЗАНЯТИЕ по теме «МОЛОДОСТЬ И СТАРОСТЬ - СОПРИКОСНОВЕНИЕ»

( по методу педагогических мастерских)

Проведен в 9 классе, учитель Счастливцева Л.В.

ЦЕЛЬ: организация познавательного процесса через реализацию исследовательских и проблемных видов деятельности ( через работу по карточкам, через работу по репродукциям картин  художника А. Шилова.);

включение эмоциональных сфер ребенка, обращение к его чувствам, обогащение духовного опыта обучающихся, создание атмосферы сотворчества в общении.

ЭПИГРАФ: «БЫТЬ БАБУШКОЙ НЕЛЕГКАЯ ПРОФЕССИЯ»

Оборудование: Репродукции картин А.Шилова («С базара», «Одна», «Зацвел багульник», «Моя бабушка», «Ожидание», «Мать десятерых детей Пелагея Ильинична Демина»,автопортрет художника.)

Вышитое полотенце, клубок ниток, веретено, пуховый платок, книга сказок А.С.Пушкина, цветная бумага, клей, ножницы.

   

                              Ход урока.

    1. Слово учителя. Ребята , перед вами композиция. Назвать предметы, которые ее составляют. По этим предметам определите «героя « сегодняшнего занятия (ответы детей).И тема звучит «Молодость и старость – соприкосновение».

Давайте сами определим цель нашего занятия.

Выяснить, как соприкасаются эти два отрезка  жизни человека- молодость и старость.

    2. Послушайте стихотворение Е.Евтушенко «Бабушки» (на столах у учащихся  напечатанное ст.) и выберите из поэтического текста строчку, которая , на ваш взгляд, могла бы стать эпиграфом к нашему занятию.

(варианты предложений)

Давайте остановимся на последней строчке – «Быть бабушкой – нелегкая профессия»

В жизни каждого из нас большую роль играют ласковые, иногда ворчливые , но беззаветно любящие и балующие нас бабушки. Многие поэты и писатели были воспитаны такими разными женщинами, но сходными в одном- они были любящими бабушками  для своих ставших великими внуков. Сегодня мы познакомимся с ними.

    3. Класс разделен на 5 групп. Каждая группа знакомится с текстом об одной  из бабушек и выписывает в таблицу слова и словосочетания, передающие Внешность, Черты характера, Особенность душевного мира

(Арина Родионовна Яковлева- няня А.С.Пушкина, Екатерина Петровна- бабушка В.П.Астафьева, Мария Лукинична Бернацкая- бабушка М.И.Цветаевой, Акулина Ивановна Каширина- бабушка М Горького, Елизавета Алексеевна Арсеньева- бабушка М.Ю. Лермонтова)

Заслушивается каждая группа .

Подводятся итоги: Что объединяет бабушек известных писателей и поэтов?

- Именно бабушки и няни вырастили и поставили на ноги Пушкина, Лермонтова, Цветаеву, Горького, Астафьева.

-Они были первыми учителями для своих внуков. И именно всегда ждали приезда своих воспитанников, которые делились с ними самым  сокровенным, советовались , им первым читали свои произведения.

-Все самое хорошее на свете старались передать младшим.

 У всех писателей есть произведения, проникнутые чувством благодарности к воспитавшим их бабушкам и няням

Ребята вспоминают стихи Пушкина «Няне», «Зимний вечер», «Детство», «Юность»- Горького.

Хочу обратить ваше внимание на то, как глубоко сумела М.Цветаева «понять»

портрет своей бабушки, которую она не знала , и отразить свои чувства в ст. «Бабушка»

(чтение стихотворения)

4. Сообщение ученика о портрете как о жанре живописи.

Создавая портрет, художник –живописец кистью и красками »выявляет»существенные индивидуальные черты человека. Передача внешнего сходства- обязательное требование, предъявляемое к этому жанру. Но воспроизведя облик человека, художник всегда стремится «обнаружить», раскрыть сущность его  характера, его духовные качества.

5.Коротко о художнике А.Шилове.

 6.У художника много портретов, на которых запечатлены простые, и никому не известные люди, чаще всего пожилые.

Давайте обратимся к репродукции одной картины художника , она называется «Моя бабушка». Рассматривание репродукции.

Кого она вам напоминает?

Глядя на этот портрет многие с удивлением замечали «как она похожа на мою бабушку»

Похоже не чертами лица, не внешне, а чет-то другим.

Беседа о картине.

- Каков, по-вашему, характер этой женщины?

- О чем говорят ее взгляд, поза?

- Давайте разгадаем тайну жизни, судьбы по портрету?

7.А теперь каждая группа получит  репродукцию с картин А.ШИЛОВА и расскажите

о судьбе этих женщин. Обратите внимание на название картин.

( высказывания учащихся)

8.Обращаемся  к теме занятия «Молодость и старость – соприкосновение»

С каким цветком  ассоциируется молодость? Какие черты присуще молодым?

(ответы детей: поспешность, нетерпеливость, гордость, необдуманность)

Нарисуйте из цветной бумаги «цветок молодости», записав на его лепестках черты, присущие молодежи.

Выразите сущность старости, отразите качества, присущие  этому периоду жизни с помощью образа –символа.

Какие качества присущи старости? (ласка, доброта, надежда, мудрость, опыт, забота, любовь, воспоминание)

9.Ребята прикрепляют свои работы на доску и комментируют.

10.Выводы.

Внуки, как цветы, растут под лучами тепла бабушек и радуют их своими успехами. И надо уметь не обижать своих бабушек, дарить им радость.

Будем терпеливы к старшим, особенно к очень старым людям. Не стоит вступать с ними в споры, не стоит ничего доказывать: старшие имеют право на эти упреки. Это привилегия старости- ворчать на нынешнюю молодежь.

11.Пожилые люди ждут от молодых понимания, теплого взгляда, искренней радости встречи. Надо сказать своим родным, своим бабушкам доброе слово. М.Ю.Лермонтов всю жизнь писал бабушке письма, полные благодарности и нежной любви. Почти всегда они начинались со слов: «Милая бабушка!» и заканчивались словами: «Прощайте, милая бабушка, целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук. М.Лермонтов.

Попробуем написать сердечные письма своим бабушкам.

12.Повторение жанра письма.

Вспомните, как ласково вы называете свою бабушку или придумайте нежное обращение к ней сейчас.

Изложите, что вы хотите сказать своей бабушке(слова благодарности, попросить прощение, рассказать о чем-то важном)

Подпись. Пусть она будет поэтичной, нежной, красивой.

13. Обучающие пишут письма бабушке.(чтение по желанию учащихся)

ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Старость и молодость соприкасаются друг с другом теснее, глубже, чем, например, «детство» и средний возраст.

Начало и конец жизни окликают друг друга, поверяя открывшиеся тайны. Сошлись то , что было, и то, что впереди, прошлое и будущее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

социализация личности через соприкосновение с "прекрасным"

 Музыку часто называют главным из искусств. Наверное, нет человека, который бы вообще не любил музыку. В нашем проекте мы размышляли над вопросом - для  чего служит музыка, какова ее...

« Молодость и старость – прикосновение»

Урок-мастерская по литературе....

Физика и искусство: грани соприкосновения.

Данное занятие следует проводить в конце учебного года, как урок обобщение изученного. В ходе занятия учащиеся 9 класса применяют знания тем по физике, полученные в течении года. Для учащихся 8 класса...

Урок на тему «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов»

Урок изучения новой темы в 8 классеМетод обучения - проблемное обучение, который побуждает ученика размышлять о способах решения поставленной задачи.Результат: значительно повышается эффективность обу...

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА: ПОИСК ТОЧЕК СОПРИКОСНОВЕНИЯ

МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА: ПОИСК ТОЧЕК СОПРИКОСНОВЕНИЯ. Выполнила учитель информатики Шалабанова Е.Д. Мысль об идейной близости информатики и математики возникла практически, как только информатик...

Исследовательская работа учащейся 10 класса Бондаревой Дианы по теме «Порог ментальности русских и английских старшеклассников при соприкосновении культур»

Данная работа отражает исследования ученицы в области различий  в менталитете российских и английских старшеклассников.  Понятие «порог» называет условную черту, за которой становится возмож...

Внеклассное мероприятие "Уважение- твой путь от молодости к старости"

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему уважения к старости для 8-9 классов....