« Ранняя весна»
план-конспект занятия (10 класс) на тему

Трухний Анна Николаевна

Познакомить  воспитанников  с  изменениям,  происходящими  в  природе  ранней  весной; научить  определять  последовательность  событий  в  природе.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyaya_vesna.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

« Ранняя   весна»

Цель:  познакомить  воспитанников  с  изменениям,  происходящими  в  природе  ранней  весной; научить  определять  последовательность  событий  в  природе.   Развивать  временную  ориентацию,  развивать  зрительную  память  и  слуховое  внимание, речевую  активность детей. Продолжать  работу  над  дикцией:  совершенствовать  отчётливое  произнесение  слов  и  словосочетаний. Воспитывать  эстетическое  отношение  к  красоте  родной  природы,  воспитывать  бережное  отношение  к  природе.

Оборудование:  репродукция  картины  « Март»  Левитана, иллюстрация « Ранняя  весна», набор  картинок  для  игры:  « Четвёртый  лишний», птицы, времена  года,  животных  , аудиозапись  голоса  птиц,  печенье  в  форме  птиц.

Активизация  словаря:  ранняя, проталины,  капель,  берлога,  нора,  линяет.

Методические  приёмы:  беседа  в  игровой  деятельности, загадки, художественное  слово.

Ход  занятия.

Заниматься  нам  пора!

Работаем  старательно!

Слушаем  внимательно!

Думаем,  запоминаем!

Руки  дружно  поднимаем!

Будем   отвечать  активно,

Хорошо  себя  вести,  чтобы   гости  дорогие

Захотели  к  нам  прийти.

(  На  доске  тучка,  на  тучке   капелька.)

В  нашем  классе  появилась  волшебная  тучка.

Тучка  по  небу  гуляла

Тучка  бусы  растеряла

Как  хрустальные  горошки  

Закатилась  к  нам  в  окошко.

( Обращаю  внимание  детей  на  капельку.)

-О  чём  же  она  нам  хочет  рассказать?

Тучка  предлагает  разгадать  загадку,   и  вы  узнаете,  о  чём  мы  сегодня  будем  говорить  на  занятие.

Солнце  греет  всё  теплей

Начинается  капель

Снег  бежит  ручьями

Какое  время  угадали?

-Догадались,  о  чём  мы  сегодня  будем  говорить  на  занятие?

(  переворачиваю  тучку,  где  записана  тема  занятия)

Тема  «  Ранняя  весна»

Сегодня  мы  отправимся  в  гости   к  весне.  И  узнаем,  какие  изменения  в  природе  происходят  ранней  весной.

- Какие  времена  года   вы  знаете?

Ребёнок  выкладывает  по  порядку  все  времена  года,  начиная  с  зимы.

Игра  «День, ночь»

(День - рассматриваем,   запоминаем.  Ночь -  закрываем  глаза.  Меняю  картинки).

-  Что  мы  видим?

Повторяем  все  вместе  времена  года.

Послушайте  внимательно  весеннюю  сказку.  Жили – были  четыре   времени  года.  Времена  года  жили  дружно  и   мирно   правили  миром.  Но  однажды  зима  решила,  что  она  самая  главная  и  не  захотела  уступать  место  весне.

 Ребята,  а  как  вы  думаете,  что  будет,  если  весна  не  наступит?

Загрустили  под  снежным  покрывалом  растения. Птицы  перестали  песни  петь.  Забеспокоились  осень  и  лето.  А  весна  сказала:  «  Не  беспокойтесь,  у  меня  есть  чудо,  которое  поможет  весне  победить   холод».

(  Появляются  картинки :  костёр,  лампочка,  солнце.)

-  Что  из  этого  может  быть  чудом  и  помочь  весне?

Произносим  все  вместе  СОЛНЦЕ  и  индивидуально.

И  тогда  солнце  стало  подниматься   выше  и  выше,  светить  ярче  и  согревать  землю.

И  наступило  долгожданное  время  года.

-  Какое  время  года  насупило?

Ваня  найди  нам картинку,  где  изображена  весна.

Солнце  это  первый  признак   весны.  Давайте  поиграем  и  расскажем  о  солнце.

Игра  «  Запомни  и  сравни»

( На  доске:  лимон, мяч,  звезда ,костёр)

- Лимон,  какого  цвета?

-Мяч  какой?

- Как  может  гореть  звезда?

- Костёр,  когда  горит, какой  он?

( Убираю  картинки)

Давайте,  сравним  солнце  с  картинками,  которые  мы  сейчас  рассматривали.

-Солнце  жёлтое,  как (лимон)

- Солнце  круглое,  как (мяч)

-  Солнце  яркое,  как  (звезда)

-Солнце   жаркое,  как  ( костёр)

Благодаря   яркому  солнцу,  просыпается  природа,  и происходят  изменения  в  природе.

- Скажите,  какое  сейчас   время  года?

- Какие   весенние   месяцы  вы  знаете?

- Какой  сейчас  месяц  весны?

Физминутка.

А  знаете  ли  вы,  что  весна  приходит  не  сразу,  а  постепенно.  В  марте,  к  нам  приходит  ранняя  весна,  а  как  она  к  нам  приходит  нам  расскажет  Кирилл.

К  нам  весна  шагает

Быстрыми  шагами

И  сугробы  тают  под  её  ногами

Чёрные  проталины

На  полях   «видны»

 Видно  очень  тёплые

Ноги  у  весны.

Да, ребята  приступила  к  своей  работе  ранняя  весна.  Идёт  она  в  марте  месяце.  Махнула  рукой  и   появилась  капель.  Идёт   весна, тает   и  темнеет   под  её  ногами  снег.  От  шагов  её  появляются   проталины  и  лужи.

- Что  такое  капель?

-Что  такое  проталины?

Идёт  весна,  а  над  ней  небо  весеннее.

-  Скажите,  какое  весной  небо?

- Ребята, скажите,  с  чего  начинается   ранняя  весна?

Ну  вот,   что  бывает  ранней  весной,  а  расскажет нам  Настя.

Не  знаю,  почему  же

Весна  всё  не  идёт?

Опять  замёрзли  лужи

Похрустывает  лёд

Куда  весна  пропала

Куда  девалась  вдруг?

А  вдруг   она  пропала

Куда –  не будь  на  юг.

И  там  остались  где – то?

Но  там   всё  время  лето,

Там  нет   морозных  дней

А нам  весна  нужней.

Да не  уступает  зима  лето  весне.

-  Что  порой  бывает  ранней  весной? (снег,  мороз)

Ни  что   не  пугает  раннюю  весну.  День   за  днём  идёт  весна.  И  вдруг  слышит.   ( голоса  птиц)

И  призадумалась  весна,  а  какие  птицы  прилетают  весной.  Ребята,  давайте    поможем  весне  вспомнить  птиц,  которые  прилетают  к  нам  весной.

А  помогут  нам  загадки.

На  ветке  дворец

А  зову  его   ( скворец)

Как  стрела  летает

Мошек  поедает  (ласточка)

Что,  за  весенняя  птица

.Любит  за  плугом  ходить  и  кормиться.  (грач)        

Хочет  прямо  полетит

Хочет  в  воздухе  весит

Камнем  падает  с  высот

И  в  полях  поёт,  поёт.  ( жаворонок)

Перечисляем. Грач,  скворец,  ласточка, жаворонок.

-Каких   вы  птиц  запомнили?

-  Какие  это  птицы?

Первые в  марте  месяце  прилетают  к  нам  грачи,  после  грачей  прилетают  скворцы,  затем  прилетают   жаворонки  и  заканчивают  прилёт  ласточки.

Повторяем  хором  и  индивидуально.

Игра  «  День  и  ночь»  ( меняю  3  раза,  на   четвёртый  раз  меняю  ласточку  на  воробья)

-  Что  мы  видим? ( появился  воробей)

- Что  здесь  не  так?  ( воробей  лишний)

- А  почему  воробей   лишний?

- А каких  зимующих  птиц  вы   знаете?

А  сейчас  давайте  отдохнём  и  поиграем  игру  « Зимующие  и  перелётные  птицы» . Перелётные  - машем  руками,  а  зимующие  -  садимся.

На  доске  картина,  где  изображены:  медведь,   два  зайца, один  белого  цвета,  другой  серого  цвета.  Предлагаю  рассмотреть   картинку.  Убираю.

-Что  вы  запомнили?

- В  какой  шубке  зайцы?

- А  почему  один  заяц  в  белой  шубке,  а  другой  в  серой  шубке?

-Что  делает  медведь  зимой?

- Что  делает  весной  медведь?

- Где  спал  медведь?

-  А  кто  ещё  спит  зимой?

( Появляются  картинки:  медведь,  ёж,  барсук)

- Какие  это  животные?

- А  почему  их  называют  дикие?

В  марте  ранней  весной  просыпается  и  выходит  из   берлоги  медведь,  из  нор  выходят  ёж  и  барсук.  Давайте  напомним  весне,  какие  животные  просыпаются  весной.

Игра « Повтори   и  добавь»  Выходят  3  человека.

Ребята, я  говорю  предложение  «Весной  просыпаются»,  а  вы  каждый  должны    повторить  это  сказанное   и  добавить  животное. Следующий  игрок  повторяет  всё  сразу  от  начала  и  добавляет  от  себя  что – то  от  себя.

- Ребята,  скажите,  в  каком  месяце   наступает  ранняя  весна?

Предлагаю  рассмотреть  картину «Март»  и  запомнить  её.

- Что вы  видели?        

-Назовите  мне  признаки  ранней  весны  на  картине.

-Какие  пословицы  о  весне  вы  знаете?

В  середине  по  старому  обычаю  отмечали  день  прилёта  жаворонков,  пекли  печенье  в  форме  птиц,  затем  выходили  на  улицу  и  закликали  весну  и  перелётных  птиц,  читали   за клички. Давайте  выучим  за кличку.

Жаворонки  прилетите,

Весну  принесите,

Весна  надоела, весь  хлеб  поела.

- О  чём  мы  сегодня  говорили  на  занятие?

- В  каком  месяце   наступает  ранняя  весна?

-  По  каким  признакам  можно  сказать,  что  наступила  ранняя  весна?

- Понравилось  вам   занятие?

- Что  вам  понравилось?

Угощаю  детей  печеньем   в  форме  птиц.   Выходим  на  улицу,  закликаем  жаворонков  за  кличкой,  которую  выучили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное дидактическое пособие "Ранняя весна"

Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста с речевым заключением общее недоразвитие речи  и может быть использовано логопедом коррекционной группы при ...

Лексические темы "Ранняя весна. Приметы".

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию презентацию : Лексические темы "Ранняя весна. Приметы" в качестве методического материала к занятиям....

Методическая разработка занятия на тему "Пейзаж. Ранняя весна" + презентация к занятию

Данная методическая разработка позволит провести современное занятие по изодеятельности с детьми 9-11 лет. Данное занятие опробировано и даёт хорошие результаты. Занятие включено в ДООП "Мой разноцвет...

Конспект беседы на тему: Правила поведения на водоемах ранней весной"

Цель: Повторение и закрепление знаний учащихся о правилах поведения вблизи водоемов ранней веснойЗадачи:1. закреплять представления об изменениях в природе, происходящие ранней весной;2. активизироват...

Открытый урок по тема "Весна. Приметы ранней весны."

Открытый урок по тема "Весна. Приметы ранней весны."Цель: создание благоприятных условий для целостного восприятия,  представления о явлениях  ранней весны и повышения речевой...

Музыкально-литературная композиция "То было раннею весной..." (По творчеству А. К. Толстого)

Музыкально-литературная композиция «То было раннею весной…» (По творчеству А. К. Толстого)Цели:развитие речи учащихся; развитие их творческих способностей и  творческого вообра...