Организация работы логопункта НШДС
статья на тему

Риманова Рита Михайловна

В статье представлена система работы логопедического пункта МБОУ НШДС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty_logopunkta_nshds.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы логопедического пункта

МБОУ «Начальная школа – детский сад № 37»

г. Красноярск

                        Учитель – логопед

                                                        высшей квалификационной категории

                                      Риманова Рита Михайловна

Одной из актуальных проблем в современном обществе является возросшее количество детей с  речевой патологией. Большинство из них не имеют сложного речевого дефекта и, следовательно, интегрируются в дошкольных и школьных общеобразовательных учреждениях. Оказать коррекционно-педагогическую помощь такому большому количеству нуждающихся в ней детей в условиях логопедического пункта весьма проблематично. Поэтому совершенствование организации  деятельности логопедических пунктов является сегодня одним из приоритетных направлений работы учителей - логопедов общеобразовательных учреждений.

МБОУ «Начальная школа - детский сад № 37» находится  в рабочем поселке Водники и охватывает  детей  как дошкольного (249 чел.), так и младшего школьного возраста (108 чел.). С целью осуществления коррекционной работы на базе учреждения функционирует логопедический пункт, целью деятельности которого является создание системы, способствующей выявлению и устранению речевых нарушений у детей, формирование предпосылок для успешной социализации и личностной реализации детей-логопатов.

Основными задачами учителя-логопеда являются:

- коррекция нарушений устной и письменной речи детей с речевыми нарушениями;

- предупреждение расстройств речи, помощь естественному стремлению ребенка преодолеть возрастные и патологические недостатки речи;

- привлечение родителей,  педагогов и специалистов к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей.

Решение поставленных задач реализуется в следующих направлениях работы: диагностическое, коррекционно-профилактическое,  консультативно-просветительское.

Диагностика

Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой -  выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления.

За  годы работы в логопункте МБОУ НШДС сложилась постоянная циклограмма диагностических мероприятий. Прежде всего, это диагностика речи детей, зачисленных на коррекционные занятия. Поскольку дети с речевыми нарушениями составляют так называемую «группу риска», они попадают в сферу деятельности специалистов ПМПк «Росток». Поэтому логопедическая диагностика является органической частью комплексного  психолого-медико-педагогического обследования детей-логопатов, которое можно представить в определенной последовательности (табл. 1).

                                                                                                            Таблица 1.

Алгоритм комплексного диагностического сопровождения

детей, зачисленных на логопедический пункт

Цель

Результат

1

2

I. Стартовая диагностика  (1-15 сентября)

Цель: - изучение и оценка уровня речевого развития (учитель-логопед);

- психологическое изучение ребенка и создание его психологического портрета (педагог-психолог);

- изучение и оценка соматического здоровья и состояния нервной системы ребенка в соответствии со средневозрастными критериями (медицинский работник);

-  изучение и оценка уровня развития основных видов  деятельности; установление их соответствия образовательной программе по данной возрастной группе (воспитатель, учитель).

Специалисты ПМПк:

1. Разработка  «Индивидуального маршрута».

Учитель - логопед:

1.Составление индивидуальных планов логокоррекционной  работы.

2. Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходную структуру речевого нарушения.

3.Оформление документации для педагогов: «Общая речевая карта детей, посещающих логопеда»,  рекомендации для организации индивидуально-дифференцированного подхода. Оформление «Папки взаимосвязи логопеда и воспитателя»

II. Промежуточная диагностика (15-30 января)

Цель: оценка динамики обучения и коррекции, своевременное выявление как достижений, так и трудностей в реализации индивидуальных коррекционных программ.

.

Специалисты ПМПк:

1.Внесение, в случае необходимости, поправок и дополнений в «Индивидуальный маршрут», назначение дополнительных обследований.

Учитель-логопед:

1. Корректировка программ индивидуальной  и групповой работы  с детьми на основании результатов мониторинга.

III. Итоговая диагностика  (15-30 мая)

Цель: качественная оценка результатов коррекционного воздействия.

Специалисты ПМПк:

1.Мониторинг и анализ результативности психолого-педагогического сопровождения детей – логопатов; оценка качества коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов.

Учитель – логопед:

1. Отслеживание динамики развития всех компонентов речи.

Окончание табл.

1

2

2. Оценка эффективности коррекционно-логопедического воздействия.

3. Анализ в форме количественно-качественного отчета

Такое последовательное комплексное диагностическое сопровождение  позволяет правильно квалифицировать речевые дефекты у детей, определять пути и формы оказания им психолого-педагогической помощи, отслеживать динамику и результативность  коррекционного обучения.

Диагностические мероприятия касаются не только детей, зачисленных  в логопедический пункт.

Так в течение года совместно с воспитателями проводится обследование состояния устной речи всех воспитанников дошкольного отделения МБОУ.

На каждую возрастную группу детского сада учителем-логопедом  разработан диагностический комплект, состоящий из трех частей: методические рекомендации, диагностический материал,   таблицы результатов речевой диагностики. Диагностический материал и методические рекомендации составлены на основе речевого развития ребенка в онтогенезе, изложенных психологами Л.С. Выготским, А.В.Запорожцем и Д.Б. Элькониным и методик обследования речи дошкольников О.Е. Грибовой,  Т.А.Ткаченко.

Диагностическую таблицу заполняет воспитатель.  Затем ее анализирует учитель-логопед и при необходимости проводит совместно с педагогом-психологом более глубокую диагностику нарушений.

Диагностические показатели учитель-логопед ежегодно вносит в «Карточки речевого развития», которые заведены на каждого дошкольника. По результатам диагностики логопедом составляются рекомендации, намечается план профилактических мероприятий с воспитателями, родителями и детьми. Кроме того такая диагностика помогает своевременно выявить  детей с тяжелой речевой патологией.

1 раз в четверть проводится анализ письменной речи учащихся путем отслеживания  работ по русскому языку, навыков чтения и бесед с учителями, которые высказывают свои наблюдения. С целью профилактики рецидивов особое внимание уделяется детям, закончившим коррекционно-логопедический курс. Все диагностические данные вносятся в папку «Мониторинг речевого развития воспитанников и учащихся НШДС №37».

В апреле - мае   в рамках комплексной диагностики  проводится исследование состояния речевой деятельности дошкольников подготовительных групп на этапе перехода в школу. По результатам диагностики пишется справка для ПМПк, которая содержит информацию о состоянии речи  и рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте каждого воспитанника.

Дети, которые остаются обучаться в школьном отделении нашего учреждения, обследуются по стандартизированной тестовой методике Т.А. Фотековой и Л.И. Переслени, позволяющей углубленно изучить все компоненты речевой системы. Учитель имеет возможность еще до начала школьного обучения познакомиться  с результатами обследования каждого ребенка, поступающего в 1 класс, что помогает ему спланировать свою работу с учетом речевых возможностей детей.  

Представленная  организация диагностических мероприятий позволяет учителю-логопеду:

- создать банк данных речевого развития всех детей МБОУ;

- проводить мониторинг речевого развития каждого ребенка и группы (класса) в целом;

- своевременно выявлять детей с тяжелой речевой патологией;

- выстраивать стратегию и тактику сопровождения с целью вовлечения в коррекционную работу как можно большего количества детей с нарушениями в речевом развитии.

Коррекционно-профилактическая работа

Ежегодно проводимое логопедическое обследование показало, что только около 25% - 30% детей дошкольного отделения имеют возрастную норму речевого развития. А самыми распространенными недостатками речи являются различные виды нарушений звукопроизношения, основная причина которых -  несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. При этом помощь в рамках логопункта из-за большого количества нуждающихся в ней детей получают только старшие дошкольники.

Эта ситуация выявила необходимость организации работы по улучшению качеств речевой моторики у детей младшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте создается фундамент, формируется речь.  Для этого мы воспользовались простым, но эффективным методом, который признан целым рядом известных теоретиков и практиков логопедии (М.Е. Хватцев, О.В.Правдина, М.В.Фомичева) - воспитание звукопроизношения путем специфической гимнастики.

Работа по развитию речевой моторики у младших дошкольников – это систематическая работа воспитателей под руководством учителя – логопеда. В помощь педагогам разработано методическое пособие  «Речевая гимнастика как средство стимуляции формирования правильного звукопроизношения».  Данная разработка представляет собой систему специальных игр и упражнений на развитие артикуляционной моторики,  дыхания и голоса, которые педагоги адаптируют для конкретной группы детей. Практический материал дополняется рекомендациями по проведению речевой гимнастики, техниками выполнения артикуляционных и дыхательных упражнений. Пособие содержит наглядный материал, а также доступные описания упражнений и методические указания для неравнодушных родителей. 

Работа в данном направлении имеет большое профилактическое значение, так как позволяет своевременно преодолевать возрастные несовершенства детской речи. Результатом этой работы в течение двух лет является заметное снижение количества детей старшего дошкольного возраста, нуждающихся в специальном коррекционно-логопедическом обучении.

Дети старшего дошкольного возраста с логопедическими заключениями ФНР, ФФНР зачисляются на логопункт.

Индивидуальная и групповая непосредственно  образовательная  деятельность логопеда с детьми  являются основными формами организации коррекционной работы. Однако на практике очень часто приходится прибегать к новым формам, одной из которых являются комбинированные занятия.  

Данная  форма организации коррекционного воздействия предполагает сочетание групповой и индивидуальной работы, т.е. первая часть направлена на обучение детей по общей программе, а вторая часть – на дифференцированное обучение на основе индивидуально-психологических особенностей детей. Пока один ребенок занимается с логопедом, другие дети выполняют занимательные упражнения, предложенные учителем, направленные на развитие внимания, памяти, пространственных представлений, мелкой моторики, мыслительных операций.  

Такая форма занятий была продиктована прежде всего необходимостью экономии времени, однако затем выявились и другие её положительные стороны: большая раскрепощённость детей на занятии, возросший интерес к речи сверстников, мотивация собственной чистой речи, развитие самостоятельной деятельности дошкольников.

Учителем-логопедом реализуются следующие рабочие программы: «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у старших дошкольников», «Коррекция фонетического недоразвития речи детей 5–7 лет», которые  составлены на основе «Программы обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи» Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой (М., 1978г.) и «Программы обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (М., 2009г.).

При реализации данных программ опора делается на принцип системного подхода в коррекции речевой недостаточности. Поэтому целями коррекционного обучения являются не только коррекция звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, но и воспитание у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом,  грамматическим строем и уровнем развития связной речи с помощью специальных логопедических приемов и методов, подготовка воспитанников к обучению грамоте. 

Своевременное выявление дошкольников с речевой патологией, организация коррекционно-профилактической помощи, адекватной выявленным нарушениям, позволили снизить количество первоклассников с речевыми дефектами.

Тем не менее, определенный процент детей, поступающих в 1 класс школы, еще несут за собой шлейф нерешенных проблем.  Эти школьники, как правило, имеют риск дисграфии и  дислексии, так как база для овладения письмом и чтением у них недостаточно сформирована. Между тем, своевременная организация коррекционного обучения позволяет скорректировать дефект на уровне устной формы речи и тем самым предупредить возникновение нарушений речи письменной. Это подтверждается исследованиями многих авторов (Р.Е. Левина, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Н.С. Жукова, Г.А. Каше и другие).

Поэтому с детьми 1 класса, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии и дислексии, реализуется рабочая программа «Профилактика нарушений письма и чтения», разработанная на основе Инструктивно-методического письма  МО  РФ «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б Бессоновой (Москва, 1996 г.).

Цель программы: преодоление отклонений в речевом развитии первоклассников и профилактика всех видов дисграфии, дислексии   для успешной социализации детей.

Основные  направления в работе:

1. Восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок и навыков учебной деятельности.

2. Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя, в формировании  связной речи.

3. Профилактика грамматических трудностей.

Программа реализуется в течение года в системе групповых занятий 2 раза в неделю.

Организованная таким образом система  коррекционно-профилактической работы с первоклассниками, с одной стороны – преодолевает нарушения устной речи, тем самым, подготавливая базу для осознания и правильного применения грамматических правил, а с другой – предупреждает или вовремя коррегирует специфические ошибки письма и чтения.

Основным критерием оценки данной программы является резкое снижение количества детей с нарушениями письменной речи. Если в 2007 году было выявлено 27% школьников с дисграфией и/или дислексий, то в 2013 году дети с такими нарушениями составили лишь 1,5%, а в 2011-2012 учебном году учащихся с нарушениями письма и чтения не было вообще.

Взаимосвязь  с родителями

Результативность логопедического воздействия во многом зависит  от продуктивного взаимодействия учителя-логопеда и родителей в деле преодоления речевого нарушения.

Двери нашего логопедического пункта всегда открыты для родителей, и мы предлагаем им различные формы сотрудничества: личные встречи и консультации, тренинги, дни открытых дверей, оформляем информационный стенд «Советы логопеда», выпускаем  тематические буклеты, ведем страничку логопеда на сайте образовательного учреждения.

В союзе с воспитателями  проводим родительские собрания с привлечением детей.  Выступление логопеда подкрепляется показом группового занятия, где родители имеют возможность увидеть речевые возможности своих детей. Как показал опыт, интерес  родителей к теме обсуждения, а также их активность  во взаимодействии с логопедом  после посещения таких собраний заметно повышаются. 

Эффективным методом работы является посещение родителями индивидуальных занятий по формированию правильного  звукопроизношения у ребенка. Для удобства родителей логопункт
2 раза в неделю работает в вечернее время. Взрослые приглашаются на индивидуальные занятия с ребенком, чтобы увидеть, как он занимается, что ему необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Они обучаются также практическим приемам работы: артикуляционной и пальчиковой гимнастике, самомассажу кистей рук, гимнастике для глаз и для дыхания, овладевают навыками звукового анализа. Здесь родители могут помогать своим детям, а самое главное – создаётся эмоциональный контакт между ними.

Для поддержания такого контакта практикуются  задания на совместную деятельность детей и родителей. Это оформление, а затем ведение индивидуальных тетрадей - дневников, изготовление  несложного дидактического материала. Руками родителей и детей сделаны: “звуковые линейки” для определения места звука в слове, “звуковые дорожки” для звукового анализа, “светофорчики” для дифференциации твёрдых и мягких согласных  и т.д.

С целью привлечения родителей к активному участию в  процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, а также повышения результативности коррекционной работы разработано пособие  «Логопедические карточки», которое представляет собой комплекты карточек-заданий  для закрепления поставленных звуков.  

Настоящее пособие отличают следующие основные особенности:
         - компактность: в кабинете логопеда  карточки  систематизированы в виде картотеки на каждый звук;
         - удобство в использовании по размеру (основной формат карточек - А5), что позволяет  вклеивать их в тетрадь ребёнка  или брать с собой;

-  в соответствии с  принципом системного  подхода в задания  включен    речевой материал для закрепления поставленных звуков, совершенствования лексико-грамматической стороны речи, навыков фонематического анализа, связной речи;
       - карточку украшают черно-белые рисунки, которые ребенок должен раскрасить.  И не только потому, что так важна подготовка руки к письму, главное - это работа ребенка с цветом, ведь в логопедической коррекции мы решаем и психокоррекционные задачи.

Карточки-задания предварительно отрабатываются индивидуально на занятиях с логопедом, дома закрепляются, а  затем – проверяются и оцениваются. Используются только две оценки «5» и «5+». Дети и их родители знают, что если оценки нет, значит нужно еще потренироваться в произношении данного материала. Задание считается усвоенным, когда ребенок может легко без ошибок воспроизвести речевой материал.

Такая форма организации, с одной стороны - повышает интерес ребенка к логопедическим занятиям и к домашним заданиям в частности, а с другой  – помогает родителям активно включиться в процесс развития детей, стать заинтересованными и действенными участниками коррекционного процесса.

Сегодня коррекционно-логопедическая служба стала неотъемлемой частью нашего образовательного учреждения. За последние 5 лет в условиях логопункта 236 дошкольникам и школьникам удалось исправить речевые нарушения. Организация деятельности логопедического пункта позволила включить в сферу коррекционно-речевой работы более широкий круг детей, полнее использовать резервы коррекционно-педагогического воздействия и сделать его органичной составляющей целостного воспитательно-образовательного процесса.

                                                                                                        

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 2007.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. М., 2005.
  3. Карпова С.А. Фонетический дневник как средство закрепления произносительных навыков // Логопед. 2008. № 3.
  4. Макарова Н.Ш. Модель сопровождения развития ребенка с недостатками речи // Логопед. 2012. № 3.
  5. Степанова О.А. Справочник учителя-логопеда. М., 2009.
  6. Ткаченко Т.А. Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет. М., 2007.
  7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1971.
  8. Фотекова Т.А., Переслени Л.И. Тестовая методика диагностики устной речи школьников. М., 2001.
  9. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. М., 1978.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного системно – профилактического подхода к формированию устной и письменной реч

Система профилактической и коррекционной работы логопункта ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1062 СЗОУО. Представляет собой построение образовательного пространства «Школы здоровья» на основе комплексного си...

Анкета для оценки родителями работы логопункта

Анкета для оценки родителями работы логопеда ДОУ...

Годовой отчёт о работе логопункта.

Предлагаю примерную форму годового отчёта учителя-логопеда....

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы.

В данном пособии приведены практические материалы по организации работы на дошкольном логопункте: нормативно-правовые документы, планы, образцы отчетов о проделанной за учебный год работе, образ...

Организация и содержание работы логопункта в ДОУ

Даётся подробное описание организации и содержания работы дошкольного логопункта...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...