Веселая математика
статья (6 класс) на тему

Использование рифмованных определений, правил и алгоритмов на уроках математики в 6-м классе как один из способов повышения эффективности усвоения материала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolaya_matematika_voskoboynikova_e.i.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Воскобойникова Елена Ивановна

Учитель  математики, учитель-дефектолог.

Использование рифмованных определений, правил и алгоритмов на уроках математики в 6-м классе  как один из способов повышения эффективности усвоения материала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

        Как показывает многолетний опыт преподавания математики в VI классе, дети испытывают значительные трудности в процессе изучения темы: “Действия с отрицательными числами”.

На уроках математики дети усваивают не только отдельные математические термины, но и обогащают свою речь формулировками выводов, правил, определений и различных математических отношений. Вот когда на помощь детям приходят рифмованные правила, которые легче запоминаются и с интересом воспринимаются. Так, например, можно предложить обучающимся следующие правила в стихотворной форме:

        

  1. Отрицательные числа

Складываем очень быстро:

Сложим модули одни,

Минус ставим впереди.

  1. Знаки разные у чисел,

Модули нам надо вычесть,

Большего поставить знак,

Будем делать только так.

  1. Если числа умножаем,

Делим, скобки раскрываем,

Лишний минус, спору нет,

Должен ставиться в ответ.

При использовании на уроках математики такого рода занимательного материала, дети не только лучше осмысливают и прочно сохраняют в памяти математические формулировки, термины, но у них постепенно увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, закладываются предпосылки для рационального использования сил и времени.

Исследования возрастной психологии, как известно, показывают преобладание эмоциональной сферы личности у детей младшего и среднего школьного возраста.

Попытка сделать изучение математического материала интересным и лёгким для восприятия и усвоения, побудила к разработке серии уроков, на которых используется нетрадиционный способ подачи нового материала, с использованием рифмованных правил и алгоритмов для выполнения практических заданий.

Алгоритмы – это важнейшее средство управления математической деятельностью. Умение применять алгоритмы должно постоянно совершенствоваться и автоматизироваться.

С первых этапов усвоения алгоритмов детей необходимо учить переходить от одной формы задания к другой. Это будет способствовать осознанному усвоению вычислительных приёмов, переносу сформировавшихся знаний, умений и навыков.

Так, например, при изучении в VI классе темы “Уравнения”, учащимся предлагается алгоритм решения уравнений в стихотворной форме.

Уравнение решаем:

Смело скобки раскрываем,

После этого нам можно,

Только с противоположным

Знаком сделать перенос,

Этот перенос не прост.

Мы подобные найдём,

Правильно их приведём,

Корень найден, знак на месте.

Вот и справились все вместе!

Если в алгоритме некоторые учащиеся не выполняют какую-нибудь операцию как элементарную, то её нужно отработать, вычленив из данного алгоритма, вернуть учащихся на стадию развёрнутого действия.

При изучении темы “Координатная плоскость” можно использовать следующий алгоритм построения координат:

  1. Начертить координатную ось (абсцисс)
  2. Начертить вертикальную ось (ординат)
  3. Отметить точку отсчета
  4. Определить единичный отрезок
  5. Определить направление осей

Для более живого восприятия, активизации внимания, повышения интереса  к данной теме, можно использовать алгоритм в стихотворной форме:

Точку надо нам найти;

Ты систему начерти:

Ось абсцисс, ось ординат,

Целых чисел нужен ряд.

Точка нам нужна отсчёта,

Разве удивится кто-то?

Плюсы справа и вверху,

Минус слева и внизу.

Две нашли координаты:

На абсциссе, ординате.

Дружно их соединили,

Эту точку получили.

 Итак, с помощью алгоритмов обучающиеся быстрее и легче усваивают логическую последовательность выполнения действия. Применение алгоритмов в стихотворной форме способствует более живому восприятию, активизации внимания, повышения интереса к предмету изучения.

Использование алгоритмов позволят увеличивать объём самостоятельной работы и возможности индивидуализации обучения. Изучение математических терминов способствует увеличению словарного запаса учащихся, развитию устной речи, памяти и логического мышления.

Применение занимательного материала, затрагивая чувства и воображение обучающихся, раскрепощает их поведение на уроке и помогает учителю организовать полноценную работу с учётом интеллектуальных возможностей учащихся.

Так при изучении темы: «Противоположные числа», большим успехом пользуется такое рифмованное определение, как:

Числа противоположны,

Если их поставить можно

С разных от нуля сторон

На расстоянии одном.

Или при сложении противоположных чисел можно использовать такую рифмовку:

Числа противоположны,

           Сумму их найти несложно:

Будет ноль всегда в ответе,

Если сложим числа эти.

                                                                                         

 Многолетний опыт применения методики рифмованных правил и алгоритмов подтверждает эффективность усвоения учебного материала. В комплексе с соответствующей наглядностью пробуждает интерес к предмету и состояние эмоционального комфорта на уроке, что способствует активизации познавательной деятельности учащихся и повышения их самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике "Веселая математика"

Методическая разработка по математике для внеклассной работы для учащихся 5-6 классов....

Внеклассное мероприятие по математике "Веселая математика"

Методическая разработка по математике для внеклассной работы для учащихся 5-6 классов....

Внеклассное мероприятие по математике «КВМ» (Клуб Веселых Математиков) игра для учащихся 6-9 классов

Внеклассное мероприятие по математике «КВМ»(Клуб Веселых Математиков)игра для учащихся 6-9 классов...

Внеклассное мероприятие по математике для 5 - 7 классов "Веселая математика"

Путешествие на математическом поезде в страну «Весёлая математика». Нас в пути ждут интересные станции:1.     «Эрудит», отгадывание кроссвордов;2.     «Ве...

Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 8 класса: «ЧАС ВЕСЕЛОЙ МАТЕМАТИКИ»

Мероприятие разработано в форме игры, состоящей из следующих конкурсов: -  «Звездный час»;-  «Счастливый случай»;-  «Поле чудес»;-  «Брейн-ринг»;-  «Подумай! Сообрази!».И...

Неделя математики "Клуб веселых математиков"

Внеклассные мероприятия,такие как КВМ, помогают учителю вызвать интерес к предмету и способствуют лучшему усвоению программного материала....

Внеклассное мероприятие по математике для 5–9-х классов "Час веселой математики"

Всё мероприятие проходит параллельно с компьютерной презентацией, которая помогает привлечь интерес наибольшему количеству ребят к тому, что происходит перед ними и превратить большинство из скучающих...