Конспект логопедического занятия "Шесть друзей - шесть падежей"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Кишиневская Марина Александровна

Материал представляет собой конспект урока (занятие с учителем-логопедом). Урок ориентирован на учащихся 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_shest_druzey_-_shest_padezhey.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока (занятие с учителем-логопедом) для учащихся 5-го класса школы VIII вида

Тема: «Шесть друзей – шесть падежей»

Цель: закрепить знания учащихся о падежах имени существительного.

Оборудование: карточки с напечатанными «волшебными» словами, карточки со стихотворением, карточки с напечатанными падежными вопросами и названиями падежей, текст  для самостоятельной работы, мяч.

Орг.момент

Логопед приветствует учащихся, предлагает им вспомнить, какое сейчас время года, месяц, число, день недели. Один из учащихся записывает на доске день недели.

Игра «На каждую букву три слова»: дети подбирают на каждую букву написанного дня недели по три существительных, которые начинаются с этой буквы. Например, «вторник»: вода, ватрушка, вампир, тапир, танец, телевизор, осень, облако, ослик и т.д.

Первая часть урока

Логопед читает стихотворение И.И. Асеевой, дети подсказывают «волшебные слова» (карточки располагаются на доске в свободном порядке).

Утром я проснусь, кому-то

Пожелаю: - С добрым утром!

С Вовкой дружим мы с двух лет.

Я кричу ему:

- Привет!

Уходя, при расставании

Попрощаюсь:

- До свидания!

Я съел борщ и съем всю рыбу,

А потом скажу:

- Спасибо!

Помогаю без усталости:

- Подмести? Всегда пожалуйста!

Ночь пришла – большая птица,

Спать пора уже ложиться.

Это грустно, грустно очень.

Я вздохну:

- Спокойной ночи!

Логопед объявляет тему урока. Предлагает вспомнить, что такое падежи, какая часть речи изменяется по падежам. Просит детей вспомнить стихотворение:

У слова есть шесть падежей,  

Шесть верных маленьких пажей,
они проходят чередой,
За слово в бой готов любой!

Упражнение «Найди существительное»: ученикам раздаются карточки с напечатанным текстом стихотворения А. Плещеева, ребята читают стихотворение вслух в порядке определённом логопедом и называют существительные.

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла.

Логопед предлагает вспомнить падежные вопросы. Падежные вопросы напечатаны на карточках, в свободном порядке расположены на доске. Логопед читает стихотворение про падежы, ученики по очереди находят на доске соответствующие карточки и располагают их в стандартном падежном порядке.

Я Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы
КТО? и ЧТО?
Ни с чем не спутает никто.

А я падеж Родительный
Характер мой общительный.
КОГО? ЧЕГО? И вот он я!
Предлоги часто мне друзья.
Предлоги часто мне друзья.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.

Я называюсь Дательным,
Работаю старательно.
КОМУ отдать? К ЧЕМУ призвать?
Лишь только я могу сказать.

А я Винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
КОГО назвать, во ЧТО играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

А я Творительный падеж
Исполнен всяких я надежд.
Творите! –
ЧЕМ Творите!-С КЕМ?
Я подскажу вам - нет проблем!

А я падеж Предложный,
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О КОМ? О ЧЕМ? Я говорил?
Ах да нужны предлоги
Без них мне нет дороги.

Физкультминутка (А. Шибаев «Слова, слова, слова»)

Всему название дано
И зверю, и предмету.

(наклоны туловища влево-вправо)


Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!

(повороты туловища влево-вправо)

И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.

(руки вперёд, вверх, наклониться, дотянуться до пола, коснуться головы, вытянуть руки вперёд)

Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:

(наклоны головы влево-вправо)


Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...

(повороты головы влево-вправо)

Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –

(ритмичные хлопки в ладоши)


В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!

(имитация плавания кролем)

Вторая часть урока

Логопед раздаёт детям карточки для самостоятельной работы.

Задание «Спиши, вставляя подходящие по смыслу слова в нужном падеже».

Ноябрь

По … ноябрь – последний месяц осени. С каждым … крепче утренние морозы. Когда ребята идут в школу, под … уже хрустит тонкий … . На … появились широкие ледяные полосы. Пруд затянуло … . Летают в воздухе … . наступила поздняя … .

Слова для справок: ноги, осень, календарь, снежинки, день, ледок, лёд, река.

Логопед предлагает детям определить падеж вставленных слов, обозначить.

Игра «Подбери слова к падежу»

Логопед бросает мяч и называет падеж. Ребёнок ловит мяч, подбрасывает его три раза и каждый раз называет любое слово в заданном падеже. Например, «творительный»: ручкой, картошкой, кошкой; «родительный»: собаки, учебника, планшета и т.д.

Игра «Свинья в полынье». На доске расположены картинки свиньи и полыньи, а также карточки с напечатанными словами «свинья», «полынья» в различных падежах (располагаются в свободном порядке). Логопед читает стихотворение, дети по очереди подбирают слова в нужном падеже, располагают их под соответствующими картинками.

Шла весной по льду свинья.
Ей попалась полынья.

Плюх!.. Торчит из полыньи
Только хвостик от
свиньи.

Мы скорее к полынье,
Мы помочь хотим свинье.

Сами — чуть не в полынью,
Но спасли-таки
свинью!..

Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с
полыньёй?

Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать
в полынье!

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия на тему: «Дикие животные и их детёныши. Образование формы винительного и творительного падежей»

Конспект логопедического занятия на тему:  «Дикие животные и их детёныши. Образование формы винительного и творительного падежей»...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Дательный падеж множественного числа существительных»

Цели: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительног...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Учебно - методический материал. Конспект логопедического занятия с ЭОР тема: "Птицы - наши друзья"

Конспект логопедического занятия для подготовительной группы...

Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса "Форма дательного падежа имени существительного".

Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса "Форма дательного падежа имени существительного" с презентацией....