Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса "Форма дательного падежа имени существительного".
план-конспект

Косинова Наталия Сергеевна

Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса "Форма дательного падежа имени существительного" с презентацией. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Речевая минутка Банан , карандаш, чашка, бальзам, карась, сундук, зубр, спорт, игла, мороз, зелень, пепел, егерь, песец, веер, фермер.

Слайд 3

Егерь – защитник лесного хозяйства. - Ведет учет численности охотничьих животных. - Осуществляет надзор за соблюдением правил охоты. - Организует и проводит охранные мероприятия. - Проводит мероприятия по регулированию численности диких животных (уничтожает вредных животных). - Охраняет охотничьи угодья.

Слайд 4

Грамматические категории имени существительного Род Число Падеж Средний Мужской Женский Ед Мн Именительный Родительный Дательный Т ворительный Предложный Винительный

Слайд 5

Повторение пройденного материала Член предложения: подлежащее.

Слайд 6

Повторение пройденного материала Предлоги: у , от, до, из, для, без, около. Окончания: ы-и-а-я . Член предложения: дополнение.

Слайд 7

Формулирование темы занятия небу Окияну морю морю царю

Слайд 8

Дательный падеж.

Слайд 9

Актуализация знаний по теме Предлоги: к, по. Окончания: е-у-ю-и . Член предложения: дополнение.

Слайд 10

Практическое закрепление материала В _ роне где-то Бог послал кусоч _ к сыру. Плутовка к дер _ ву на цыпочках подходит . По ул _ цам слона в _ дили , как видно напоказ. Злой тоской удручена, к Мурав _ ю п _ лзёт она .

Слайд 11

Практическое закрепление материала В о роне где-то Бог послал кусоч е к сыру. Плутовка к дер е ву на цыпочках подходит . По ул и цам слона в и дили , как видно напоказ. Злой тоской удручена, к Мурав ь ю п о лзёт она .

Слайд 12

Предлоги: к, по. Окончания: е-у-ю-и . Член предложения: дополнение.

Слайд 14

Список использованных источников 1.Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь №5 для логопедических занятий. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 80 с. 2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос , 1997. - 256с.



Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия с учащимися четвертого класса

(с использованием ИКТ)

Тема: форма дательного падежа имен существительных.

Цель: закрепить знания учащихся об особенностях дательного падежа, развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать умение находить слова в словосочетаниях и предложениях, стоящие в дательном падеже;

- совершенствовать умение находить грамматическую основу предложения;

- обобщить и расширить знания о баснях.

Коррекционно-развивающие:

- расширение пассивного словаря за счет знакомства с новым словом;

- развитие чувства ритма при работе со стихотворениями;

- развитие дикции речи;

- развитие беглости чтения;

- развитие звукового анализа;

Коррекционно-воспитательные:

- развитие умения контролировать себя во время письма, вовремя исправлять допущенные ошибки;

-продолжать  работать над формированием умения отвечать на вопросы полным ответом.

Оборудование: компьютерная слайд-презентация.

                                                   Ход занятия:

Организационный момент: приветствие учащихся, настрой на работу.

Речевая минутка: читаем без гласных: банан, карандаш, чашка, бальзам, карась, сундук, зубр, спорт, игла, мороз, зелень, пепел, егерь, песец, веер, фермер. 

Егерь – защитник лесного хозяйства.  Ведет учет численности охотничьих животных. Осуществляет надзор за соблюдением правил охоты. Организует и проводит охранные мероприятия. Проводит мероприятия по регулированию численности диких животных (уничтожает вредных животных). Охраняет охотничьи угодья.

Повторение пройденного материала: Что такое имя существительное? Категории имени существительного? Вспомнить именительный и родительные падежи.

Формулирование темы занятия: прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные слова, определите падеж пропущенных имен существительных. С  каким падежом мы сегодня будем работать?

C:\Users\Наталия\Desktop\для логопеда\Архив\╨Ъ╨╛╨╖╤Л╤А╨╡╨▓╨░ ╨Ы.╨Ь. ╨Я╤Г╤В╨╡╤И╨╡╤Б╤В╨▓╨╕╨╡ ╨▓ ╤Б╤В╤А╨░╨╜╤Г ╨┐╨░╨┤╨╡╨╢╨╡╨╕╠Ж\╤Б╨║╨░╨╜╨╕╤А╨╛╨▓╨░╨╜╨╕╨╡0015.jpg

C:\Users\Наталия\Desktop\для логопеда\Архив\╨Ъ╨╛╨╖╤Л╤А╨╡╨▓╨░ ╨Ы.╨Ь. ╨Я╤Г╤В╨╡╤И╨╡╤Б╤В╨▓╨╕╨╡ ╨▓ ╤Б╤В╤А╨░╨╜╤Г ╨┐╨░╨┤╨╡╨╢╨╡╨╕╠Ж\╤Б╨║╨░╨╜╨╕╤А╨╛╨▓╨░╨╜╨╕╨╡0015.jpg

Как вы думаете, почему дательный падеж так назвали? Возможно, название дательного падежа произошло от слова дать, ведь не случайно вопросы дательного падежа кому? чему? так хорошо сочетаются со словом дать. Записываем тему занятия: «Дательный падеж»

Актуализация знаний по теме: На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже? (кому? чему?)  Каким членом предложения является? Какие предлоги помогают определить, что перед нами существительное в дательном падеже? (к, по) Также существительные дательного падежа могут  стоять и без предлога, например «радоваться успеху».

Физ.минутка: если сущ. в словосочетании в Д.п. – хлопаете, нет – приседаете: Жёлтый помидор, гулял по парку, слезать с дерева, подошёл к школе, доплыл до берега, подарил бабушке, плывёт по реке, вижу сестру, вышел из школы, подошли к лесу, варенье из вишни, стоит у стены, подъехали к городу.

Практическое закрепление материала:

1.Записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу и определить падеж имен существительных.

Случай с кошельком.

По улице бежали дети. К магазину медленно шла хроменькая старушка. Из её сумки выпал кошелёк с деньгами.  Костя видел это. Он подобрал кошелёк и отдал старушке. Костя вернулся к сестре. Сестра похвалила его, сказав, что быть честным надо каждому человеку.

2. Выписать словосочетания в дательном падеже.

Жить в Москве, угощать земляникой, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, любить Родину, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме, написать бабушке.

3. Прочитайте. Назовите басни. Чему же учит нас каждая из этих басен? Объясните, какие буквы вставили и почему? Найти имена существительные в дательном падеже.

1. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица»)  2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

Что нам поможет определить дательный падеж? (вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.) (Послал (к кому?) к вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью).

4.  Записать предложения, изменив слова в скобках, подписать существительные дательного падежа.

Отнеси (трава, кролик). Я подал (указка, учитель). Утром принесли (телеграмма, отец). Я купил (газета, дедушка). Братья отдали (рыба, мама). Мы показали (фотография, гость). Надо помочь (старушка) перейти (улица). Мы дали (косточка, щенок). Протяни (рука, товарищ).

Итог занятия: что мы можем рассказать о существительных дательного? (Существительные в дательного падежа отвечают на вопросы кому ?чему?; в предложении являются второстепенными членами; употребляются с предлогами и без них) Назовите предлоги дательного падежа (к, по).

Список использованных источников

1.Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. Тетрадь №5 для логопедических занятий. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 80 с.

2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997. - 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Дательный падеж имен существительных 1-го склонения

Данный конспект урока познакомит с особенностями имен существительных 1- го склонения в Дательном падеже....

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класс с ОВЗ с применением ЭОР и игровых технологий Тема: «А мы идем в Звукляндию!»

В процессе этого логопедического занятия происходит формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры, совершенствование фонематических представлений, анализа и синте...

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"

Представлен конспект  логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"....

Конспект логопедического занятия с учащимися 5 класса "Двойная роль букв ё-е-я-ю"

Конспект логопедического занятия с учащимися 5 класса "Двойная роль букв ё-е-я-ю"...

Конспект урока русского языка по теме "Творительный падеж имен существительных"

Вашему вниманию предлагается конспект урока-путешествия по русскому языку в 3 классе, для учащихся с ЗПР....