Формирование навыков чтения с губ путём специальных упражнений
статья на тему

В данной статье показана акутальность  и важность формирования навыков чтения с губ путём специальных упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков чтения с губ путём специальных упражнений.

   В связи с обучением устной речи, которое составляет одну из важнейших задач школы для глухих детей, возникает необходимость формирования навыков чтения с губ.

   Механизм чтения с губ сложен. Он включает прежде всего зрительное восприятие речевых движений, которые лежат в основе звучащей речи.Многие из движений видны недостаточно ясно, а некоторые вовсе недоступны глазу. В результате возникают определённые трудности в восприятии звуков речи, ударении, интонации, и значит в восприятии слов и фраз.

   Механизм чтения с губ включает также явное или скрытое отражённое повторение видимых речевых движений. Если читающий с губ владеет устной речью, то повторения этих движений, часто бывает достаточно, чтобы он целиком повторил соответствующие знакомые слова.

   Важная роль в механизме чтения с губ принадлежит догадке, основанной на общем смысловом содержании воспринимаемой речи, на её грамматических формах, на внешней обстановке, в выразительных движениях говорящего.

   Навыки чтения с губ формируются двумя путями: в процессе речевого общения и посредством специальных занятий.

   Я более подробно остановлюсь на формировании навыков чтения с губ путём специальных упражнений.

   Навыки чтения с губ получают своё развитие, так как устно-дактильная форма речи используется в средства общения и обучения. Также большое значение имеет специальная работа, направленная на развитие и совершенствование навыков чтения с губ. Задачи состоят в том, чтобы максимально развивать у учащихся быстроту и точность зрительного восприятия и отражённого повторения  произносимого собеседником материала, выработать навык смыслового комбинированного, способность к догадке.

   Для развития быстрого и точного восприятия и отражённого повторения произносимых собеседником слов и фраз более всего подходит материал разговорной речи, хорошо знакомый детям из повседневной практики. Это побудительные и вопросительные предложения, связанные с различными видами деятельности учащихся и предусмотренные программой по развитию разговорной речи. Фразы объединяются на занятии одной общей темой, например «Столовая», «Семья».

   Учитель произносит слова и предложения в различном темпе и  при разной степени чёткости артикуляции.

   Для развития смыслового комбинирования подходящим является связный речевой материал в виде рассказов, описаний, бесед на определённую тему .Полезным приёмом является включение слов-паронимов в контекст фразы.

   В 1 классе используются конкретные виды работ.

  1. Игра в лото. Это лото слов и фраз.
  2.  Чтение с губ материала разговорной речи. Это чтение с губ поручений из материала развития речи. Правильность понимания фраз должна проверяться выполнением действия. Например, Прочитав с губ «Наташа, дай тетрадь», ученица должна выполнить поручение.

Сюда относится чтение с губ вопросов из повседневного обихода. Например, «Кто сегодня дежурный?» Ученик должен ответить на поставленный вопрос.

  1.  Составление фраз и небольших рассказов из текста, разрезанного на слова.

Учитель произносит фразу, ученик подбирает соответствующие слова, написанные на табличках, и составляют из них текст.

  1. Чтение с губ вопросов по одной картинке или серии картинок.
  2. Диктант. В этом виде работ могут использоваться фразы из материала уроков развития речи и прочитанные ранее рассказы.

Во 2 и 3 классах могут быть использованы виды работ из 1 класса. Но материал должен быть более сложным, отвечающим уровню речевого развития и их умственному кругозору. Также во 2 и 3 классах используются и новые виды работ.

  1. Диалоги на определённую тему. Это прежде всего диалоги между учеником и учителем. Инициатива исходит от учителя, который завязывает диалог с помощью вопросов. Важно побуждать ученика самому задавать вопросы.

Диалог может быть представлен в рассказе учителя, изображающего разговор в лицах.

  1. Игра «Угадай, кто это?» Учитель описывает признаки задуманного предмет, а ученик должен отгадать, какой предмет задуман.
  2. Упражнения в беглости чтения с губ. Ребёнок должен схватить и отражённо проговорить произносимые учителем в быстром темпе обиходные фразы.
  3. Работа над восприятием связного материала. Это чтение с губ текстов прочитанных ранее. При этом используется либо дословный текст, либо перефразированный. Рассказ читается учителем целиком. Если учитель видит, что многое непонятно, он  читает текст по фразам, которые ребёнок повторяет вслух. Далее проверка понимания с помощью ответов на вопросы. Полезно повторное чтение с губ отдельных фраз  из данного текста вразбивку.
  4. Чтение с губ вопросов по картине или по серии картин. Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину, предупреждая, что он её уберёт и будет задавать вопросы. После того как ребёнок ответит на вопросы, картина появляется и проверяется правильность ответов
  5. Диктант. Следует брать знакомый материал: обиходные фразы, тексты.

   К 4 классу ученики приобретают речевое развитие, позволяющее проводить рассказанные виды работ по чтению с губ на более сложном речевом материале. Расширяются возможности работы над разговорной речью в форме тематических диалогов, бесед, упражнений  в чтении с губ обиходного речевого материала.

Продолжение и расширение работы по чтению с губ связного материала способствует развитию навыка считывания с губ монологической речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательные упражнения, способствующие формированию навыков чтения.

Занимательные упражнения,способствующие формированию навыков чтения.выступление на методическом объединении учителей-логопедовКочубеевского района("разбит" по страницам)...

«Формирование навыков чтения у учащихся с нарушением интеллекта и методы их совершенствования в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида»

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. В основе лежат сложнейшие механизмы взаимодействи...

"Специальные практические приемы по формированию навыка чтения"

quot; Специальные практические приемы по формированию навыка чтения"Основные качества чтения. Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение....

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения

Представленные упражнения помогут устранить трудности и совершенствовать техническую составляющую процесса чтения, а следовательно помогут вашему ребёнку-школьнику в обучении в целом....

«Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

  Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальны...