Конспект логопедического занятия
план-конспект на тему

Глотова Юлия Викторовна

Работа логопеда в коррекционной школе строится на принципе системности, поэтому кааждое занятие решает несколько задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestatsionnoe_zanyatie.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon seminar_gimnastika_mozga.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Рубцовская специальная                (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2 VIII вида»

Логопедическое занятие с учащимися 2 класса «РСКОШИ №2 VIII вида»

 по теме: «Зимующие птицы»

Учитель – логопед Глотова Ю. В.

15.02.2012г.

Методическая тема занятия: лексико – грамматическая.

Тема занятия, называемая детям: «Зимующие птицы».

Место занятия в образовательной программе логопедической работы –

данное логопедическое занятие занимает важное место в программе логопедического сопровождения: оно проведено в время основного этапа коррекционно – развивающей работы, направлено на корригирование нескольких компонентов речи логопатов, формирует адекватную самооценку учащихся с особыми образовательными потребностями.

Цель: Уточнить и активизировать словарный запас учащихся по  лексической теме: «Зимующие    птицы» на основе составления описательного рассказа по алгоритму;

Задачи:     - Совершенствовать грамматический строй речи через игровые задания: «1-2-3-4-5»;

                  -  Развивать мелкую моторику пальцев рук через упражнение: «Колечко»;

                  - Развивать артикуляционную моторику на материале артикуляционной гимнастики;

                  -  Воспитывать доброжелательное отношение к природе.

Оборудование: индивидуальные зеркала,  сюжетная картина «Птицы у кормушки», картинки с изображением зимующих птиц, алгоритм описательного рассказа на доске, индивидуальные планы рассказа по количеству детей, су – джок тренажеры: «Колечко», артикуляционная гимнастика «Зимняя».

Предварительная работа: разучивание текста артикуляционной гимнастики, чтение книг о животных

Предполагаемые (планируемые) коррекционно-развивающие результаты, достигнутые на логопедическом занятии: учащиеся самостоятельно составляют описательный рассказ по плану, изменяют число имен существительных, улучшают мелкую моторику пальцев  рук и артикуляционную моторику.

Форма работы: подгрупповая.

Логопедическое заключение  у учащихся: «Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести».

Подготовка конспекта занятия:

А) Литература: О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно. СПб изд.дом ЛИТЕРА, 2003

Лалаева Р.И.Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда, -М: Гуманит. изд. дом ВЛАДОС, 1999

Парамонова Н.М. Логопедия для всех. - СПб.: 2004

Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы.М: Педагогика, 1977

Трубникова Н.М. Практическая логопедия: Учеб.-метод. Пособие/ Урал.гос.пед. университет. – Екатеринбург, 2002

Б) Консультация заместителя директора по учебной работе Е. Ю. Корнеевой

В) Самостоятельная работа учителя – логопеда.

Этапы проведения занятия

Организационный момент

А) создание положительного настроя, введение в тему занятия,

Б) метод словесный: вопросы к учащимся, форма работы групповая,

В) опора на зрительный  и слуховой анализаторы, парты, стулья, доска.

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия

учителя-логопеда непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия

детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС  в ОУ или ФГТ в ДОУ)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Дети заходят в логопедический кабинет и садятся за парты.

Сегодня у нас гости.

 Ребята, к кому на занятие пришли? Чему учит Юлия Викторовна? Сегодня мы продолжим учиться говорить красиво, грамотно и неторопливо.

Мы пришли к логопеду: Юлии Викторовне. Она учит говорить, читать, писать, играть.

Речь, грамотно.

Положительно оцениваю ответы детей.

Закрепление ранее полученных результатов коррекционной работы

А) направление внимания детей к изучаемой теме, восприятию нового материала,

Б) словесные и наглядные методы: рассматривание иллюстрации, беседа по содержанию картины, индивидуальная и групповая формы работы,

В) сюжетная картина: «Птицы у кормушки», доска, магниты.

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия

учителя-логопеда непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия

детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС  в ОУ или ФГТ в ДОУ)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Рассматривание и анализ сюжетной картины, знакомство с темой логопедического занятия.

А помогут нам в этом наши друзья.(открываю сюжетную картинку) Кого видите на картине? Где собрались птицы? А какое время года изображено? Значит, какие птицы на картине?

Птички около кормушки. Нарисовано лето.

На деревьях снег, значит зима.

Зима – время года, зимующие птицы, тема.

Самостоятельное объявление темы занятия.

Основная часть

А) развивать мелкую моторику пальцев рук через упражнение: «Колечко»; развивать артикуляционную моторику на материале артикуляционной гимнастики;

уточнить и активизировать словарный запас учащихся по  лексической теме: «Зимующие    птицы» на основе составления описательного рассказа по алгоритму; снятие усталости и напряжения

Б) наглядные методы, опора на сохранные анализаторы, принципы педагогики, прием удержания оптимального уровня  мотивации к достижению результатов в коррекционной работы,  учет индивидуальных особенностей детей; имитация движений и жестов птиц, логическая и смысловая связь с сюжетом занятия,

В) алгоритм описательного рассказа, картинки с изображением зимующих птиц, алгоритм описательного рассказа на доске,

Г) создание доброжелательной атмосферы на занятии, учет возрастных и психологических особенностей учащихся, формирование связности и четкости высказывании.

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия

учителя-логопеда непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия

детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС  в ОУ или ФГТ в ДОУ)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

Объявление темы занятия

 

Самомассаж пальцев рук

 Артикуляционная гимнастика

Развитие связной речи

Динамическая пауза

 Развитие грамматического строя речи

Чтобы говорить правильно  мы сделаем гимнастику для пальчиков. Одна ворона подарила  мне интересные колечки.

Воробей и сорока, вороны, синицы-

Зимуют у нас эти чудные птицы.

И чтоб они жили по-прежнему с нами,

Мы будем кормить их, конечно же, сами.

А сейчас гимнастика для самых главных помощников: это? Чтобы язык был крепким нужно его тренировать.

Готовы?

Мы во двор гулять ходили,

Язычком снежок ловили.

И в снегу валялись смело –

Потом горлышко болело.

Строгий доктор приезжал –

Нам лекарство прописал.

Подойдите к моему столу. Возьмите по одной карточке. Кого узнали? Ребята, скажите полным ответом, кто изображен на картине.

Мне досталась синичка, и я хочу рассказать о ней вам.

(алгоритм рассказа на доске открываю)

Теперь вы составите рассказ о своей птичке, а поможет план.

Индивидуальная работа: помощь детям из 3 группы.

Расскажите, что вы придумали. Остальные дети внимательно слушают друг друга.

Чей  рассказ, вам  больше понравился? Давайте похлопаем этому ученику.

Немного отдохнем. Встали около парт. Выполним упражнения.

Воробушки попрыгали.

Ворона смотрит по сторонам.

Синички полетели – полетели.

(открываю цифры на доске)

Что увидели?

Посчитаем птичек от одного до пяти.

Берут кольца в правую руку.

Выполняют движения: надевают колечко от кончика до основания пальца (начинают с правой руки).

-Губы, язык, щеки.

Движения языка влево-вправо.

Широкий язык высовывается изо рта, затем поднимается вверх в виде «чашечки», утягивается в рот.

Круговые движения языка.

Рот широко открыт.

Кончик языка поднят вверх, произносим на сильном выдохе: «Тр – р –р – р».

Рот открыть и закрыть.

Подходят к столу логопеда и берут карточки, называют изображенных птиц.

Слушают образец описательно рассказа.

Переворачивают план.

Рассматривают алгоритм, потом составляют и произносят свой рассказ.

Выполняют упражнения малой подвижности.

Рассказывают и отвечают на вопросы, выделяют положительные и трудные моменты.

Цифры: 1,2,3,4,5.

Слушают образец.

Изменяют число имен существительных.

Гимнастика: «Зимняя», кольца, смело, воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать.

Тренируют мелкую моторику пальцев рук и  моторику органов артикуляции.

Составление описательного рассказа по алгоритму.

Выполнение упражнения малой подвижности,

Итоговая часть

А) закрепление темы занятия, положительная оценивание деятельности детей, их речевой активности, определение результативности логопедического занятия,

Б) словесные методы: беседа, создание ситуации успеха: «Ожидаемая радость», пробуждение интереса к логопедическим занятиям, групповая форма работы с детьми,

В) опора на зрительный  и слуховой анализаторы, парты, стулья, доска.

 Г) высокий уровень мотивации детей, ученики самостоятельно определяют тему, задачи коррекционного занятия, подводят итоги своей работы,

Д) опора на сохранные анализаторы, создание благоприятной основы для дальнейшей коррекции речевых изъянов.

Содержание работы по преодолению нарушения речевого развития у детей

Действия

учителя-логопеда непосредственно обеспечивающие групповое и индивидуальное взаимодействие

Действия

детей (речевая активность ребенка, опора на сохранные анализаторы)

Грамматическая и лексическая тема и термины, используемые на занятии (связь с основной образовательной программой ФГОС  в ОУ или ФГТ в ДОУ)

Планируемые критерии анализа результатов логопедической работы

 Итог занятия

Оценивание деятельности учащихся

Домашние задание

А что вам понравилось?  Что было нового, интересного?

Мне было интересно с вами играть. Настя правильно отвечала на вопросы. Женя точно выполнял движения с колечком. У Паши был хороший рассказ. Олег старательно выполнял все задания.

На прогулке понаблюдайте за птицами на участке школы. Посчитайте сколько птиц увидели. Насыпьте семечек, пшена нашим друзьям, а синички любят клевать несоленое сало. А что было в классе, вы расскажите на следующем занятии: в пятницу. До встречи!

Мы играли с пальчиками, называли птиц и составляли рассказ по плану.

Слушают задания для следующего занятия.

План рассказа, насыпать семечек,

Положительно оцениваю ответы детей.



Предварительный просмотр:

Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования интеллектуальных умений и личности в целом. Если интеллектуальный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то в последствии не удается реализовать его в полной мере.

Интеллект (от латинского - Intellectus) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности. [5, С.161].

В последние годы усугубляются представления об интеллектуальном (умственном) развитии ребенка за счет введения в его анализ предложенного Л.С. Выготским понятия «психологического новообразования», т.е. того качественно нового, что появляется в умственном развитии на каждом возрастном этапе. При этом основное внимание уделяется тем психологическим функциям, которые находятся в зоне ближайшего развития. [1, С.16].

Наше дошкольное учреждение компенсирующего вида призвано оказывать адекватную коррекционную помощь детям с ОВЗ в интеллектуальном развитии. С этой целью учителями-дефектологами проводится диагностика системных нарушений интеллектуальной деятельности каждого ребенка и в дальнейшем на основе данных по характеру нарушений разрабатываются индивидуальные программы коррекционной работы.

Анализ психических процессов позволяет выявить не только дефектные, но и сохранные звенья, которые могут служить опорой в системе психолого-педагогической коррекции. Для достижения желаемого результата используем комплексный подход: взаимодействие педагогов, учителей - дефектологов и воспитателей.

Диагностика предусматривает обследование таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, классификация. Опыт работы показывает, что динамика мыслительных действий у детей с ОВЗ развертывается только в наглядных ситуациях, отличается конкретностью мышления и слабостью обобщения. Недоразвитие наиболее сложных форм мышления у детей с ОВЗ обусловлено повышенной отвлекаемостью, инертностью, неумением сосредоточиться на задании.

Несформированность интеллектуальных умений может наблюдаться до конца дошкольного возраста. Наши воспитанники не умеют ориентироваться в задачах, не планируют свою деятельность, плохо используют помощь, не всегда способны осуществить перенос показанного способа действия на аналогичные задания.

Для формирования интеллектуальных умений ребенка дошкольного возраста важное значение имеет воспитание различных видов чувствительности и формирование игровой деятельности, а также специальное умственное воспитание. При этом учитываем возрастные закономерности и механизмы умственного развития ребенка.

Умственное воспитание ребенка осуществляем в процессе различных видах его продуктивной деятельности, ознакомления с окружающим, путем специального формирования у него математических представлений и понятий, а также в процессе развития речи. Кроме того, важное значение для формирования интеллектуальных способностей у детей с ОВЗ дошкольного возраста имеют игры и задания. (Учим ребенка сравнивать (игра «Чем отличаются две птички?»), классифицировать предметы, описывать различные свойства окружающих его предметов (игры: «Кто летает?», «Съедобное – не съедобное», «Что лишнее?», «Что происходит?» и т.д.). Одной из важнейших задач умственного воспитания дошкольника является создание необходимых предпосылок для перехода его с так называемого дооперационного мышления на более высокий уровень конкретных операций. Известно, что период дооператорного мышления охватывает возраст от 2 до 7 лет. Важнейшими формами мышления дошкольника являются наглядно-действенное и наглядно-образное, которые имеют важное значение в общем процессе умственного развития ребенка. Для формирования интеллектуальных умений ребенка важно, чтобы он научился играть, а также, чтобы он овладел определенными систематизированными знаниями об окружающей жизни: о явлениях природы, об окружающей действительности. Эти знания подразделяются на 2 группы:

1) содержание знаний и умений, которые дети должны усвоить в повседневном общении с взрослым и, прежде всего, с родителями. Эти знания усваиваются в быту и в играх.

2) более сложные знания и умения, которые усваиваются в процессе обучения на специальных занятиях.

Эти знания усваиваются в процессе целенаправленного сенсорного воспитания ребенка путем формирования у него обобщенных и систематизированных представлений об окружающей действительности. Важно в процессе проведения каждого занятия по ознакомлению ребенка с основными свойствами предметов организовывать и активизировать их познавательную деятельность, важно формировать у ребенка обобщенный способ обследования предметов, выделение существенных связей в различных областях знаний, развивать самостоятельность мышления. [2, С.196].

При развитии самостоятельности детского мышления ставим перед ребенком различные задачи, обучаем его способам ее решения, формируем таким путем интеллектуальные действия, мыслительные процессы: анализ, сравнения, обобщения.

В настоящее время многими выдающимися отечественными психологами доказано, что в процессе четко организованного воспитания и развития детей дошкольного возраста можно очень эффективно управлять их умственным развитием при правильном обучении. В развитии интеллектуальных действий важное значение имеют предметные действия, особенно тогда, когда ребенок в предметной деятельности ориентируется на существенные признаки предметов. Поэтому очень важно с помощью научить ребенка выделять существенные признаки предметов. [1, С.147].

В своей коррекционной работе определяем содержания знаний, которые должен усвоить ребенок в период дошкольного развития. Используем своеобразие каждой детской деятельности для стимуляции его умственного развития, которое, само по себе, является результатам формирования интеллекта.

Важное значение в дошкольном возрасте имеет развитие различных форм мыслительной деятельности: понятия суждения и умозаключения. Перед поступлением в школу ребенок должен овладеть не только единичными, но и общими понятиями: «Кошка – это животное, машина – это транспорт и т.п.» [2,С. 197].

Наряду с формированием понятий о конкретных предметах, важно формировать абстрактные понятия о причинно-следственных связях, представлениях о количестве, пространстве.

Проанализировав, специальную литературу мы пришли к выводу, что большинство авторов обращают внимание на разные аспекты умственной деятельности, подчеркивая значимость актуальности, инициативы выполнения ребенком тех или иных умственных операций. Важным условием интеллектуального развития считается приобретение знаний и умение оперировать ими.

Основной источник развития - обучение. Важной задачей обучения считаем не только формирование у ребенка конкретных знаний и представлений, но и активизацию познавательной деятельности самого ребенка; формирование интеллектуальных умений.

Интеллектуальное развитие направлено на формирование логического мышления ребенка. В логическом мышлении выделяют две основные стадии:

конкретно-понятийную;

абстрактно-понятийную.

На конкретно-понятийной стадии все мыслительные операции связаны с конкретным наглядным материалом. Абстрактно-понятийная стадия. На этой стадии ребенок усваивает абстрактные понятия, формируются обобщенные мыслительные операции. В развитии абстрактного мышления ведущее значение принадлежит речи. [2,С.205].

Важное значение для развития логического мышления считаем специальные игры – занятия по выделению четвертой лишней картинки или слова, по развитию у детей понимания скрытого смысла рассказа или сказки, рассказы по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок, а также упражнения на простейшие умозаключения, понимание метафор, пословиц, а также обучение счетным операциям.

В своей коррекционной работе для развития и активизации познавательной деятельности учим детей загадывать и отгадывать загадки. В процессе отгадывания загадок ребенку задаем наводящие вопросы и предлагаем картинки-отгадки.

Для формирования интеллектуальных умений особое внимание уделяем работе по совершенствованию связной речи, развитию словообразования, правильного употребления в речи предлогов, обучение рассказыванию, разучиванию стихотворений, а также развитие памяти и внимания.

Таким образом, формирование интеллекта – это длительный процесс, для осуществления этой задачи необходимы глубокие знания о закономерностях детского развития.

Приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в школе и для дальнейшей их социальной адаптации.

 

Литература

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под. ред. В.В. Давыдова. – М.,1999

2. Катаева А.А Стребелева Е.А,. «Дошкольная олигофренопедагогика»- М.: ВЛАДОС, 2001

3. Маркова А.К. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992

4. Мастюкова Е.М. « Лечебная педагогика». М.: ВЛАДОС, 1997

5. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС,1997

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОВЗ"

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. У детей с ОВЗ нарушена зрительно-пространственная ориентировка, страдает произвольность внимания. 53% детей  данной категории имеют нарушения мелкой моторики рук.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на коррекцию  интеллектуального развития  ребенка с ОВЗ, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.  Мы предлагаем несколько  видов  развития мелкой моторики рук, которые не требует специальной подготовки  от взрослого, доступны родителям - пальчиковую гимнастику и графические упражнения.

Пальчиковая гимнастика  требуют участия одной, чаще обеих рук, что дает возможность детям с ОВЗ ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание, развивать  память.

Игра "Моя семья". 
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Игра "Не плачь, куколка моя".
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все посушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.
(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени)
Игра "Лошадки"
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.
(Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)
Графические упражнения
Задание "Штриховка"
Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.
Задание "Обведи рисунок"
Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Соедини по точкам"
Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Нарисуй фигуры"
Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
Задание "Нарисуй такую же картинку" 
Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.
Задание "Дорисуй картинку"
Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.
Задание "Графический диктант"
Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.
Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?  разминать пальцами пластилин, глину;

  1. нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
  2. играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
  3. играть с песком, водой;
  4. резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)
  5. рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)

Внимание и память – процессы теснейшим образом  связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может проходить в полном объеме. Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения ОНР. Наши экспериментальные данные также подтверждают эту связь: у детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90% случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов.

Остановимся на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память детей.

Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили все ли в порядке в одежде товарищей и их собственной, и посоветовали, например, Алеше, что можно еще надеть.

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: «кто за кем стоял на прошлом занятии?», «кого похвалил музыкальный работник?», «кто лучше всех танцевал?». Это будет иметь и воспитательное значение.

На прогулке можно поиграть в игру «летает – не летает». Воспитатель произносит слова, обозначающие объекты. Если они летают – дети машут руками, если не летают – приседают. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия. Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями, другими действиями.

   Еще одно упражнение, которое можно проделать на прогулке. Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, живое, высокое и т.п.). Такое   упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

Во время игры детей в кукольном уголке воспитатель может подойти, переключить их внимание на какой-либо объект и незаметно спрятать 2-3 игрушки среднего размера. А по окончании игры предложить детям догадаться чего не хватает в игровом шкафу, на ковре, на скамеечке и т.п.

Помимо изложенных полезно проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: «чего нет?»,»что изменилось?», «что прибавилось?», «разложи предметы так как я скажу».

С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:

- почему осенью люди теплее одеваются?

- почему летом нельзя кататься на лыжах?

- почему зайца трудно увидеть на снегу?

- можно ли 2 шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?

Эти и подобные вопросы воспитатель может задавать детям во время игры, прогулки , умывания. Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио- и теле передач. Воспитателю не следует торопиться все тут же объяснять детям. Сначала отвечающему нужно задать наводящий вопрос, дать толчок его мысли, затем опросить других детей, выяснить всем вместе кто же прав и только после этого самому приступать к объяснениям.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и сходное в различном. Например, можно спросить:

- чем различаются кукла и девочка (птица и самолет, чайник и кофейник, диван и кровать, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк)?

- что общего у дерева и цветка (шапка и цыпленка, дома и муравейника, стола и кубика, голубя и вертолета, лодки и утки, лошади и автомобиля)?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений представляют воспитателю хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. С радостью и интересом дети отвечают на такие вопросы:

- почему волк быстрее прибежал к дому бабушки чем Красная Шапочка?

- почему семеро козлят открыли дверь волку?

- кто из трех поросят не боялся волка в своем доме? Почему?

- можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто вытянул репку?

- почему Колобок от всех зверей убежал, а лисе сам на нос прыгнул?

Полезным упражнением для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки не несут ни какой умственной нагрузки. А вот такие, например, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат (брови)

Кругла гора, что ни шаг, то нора (наперсток)

Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом и на улицу (окно)

Свернется – с кошку, растянется – с дорожку (веревка)

Естественно, что такие загадки для детей с ОНР трудны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в слове-отгатке, показом нескольких предметов, один из которых и есть отгадка,  - значит, дать полезную работу мышлению.

Еще более сложной работой для детей с ОНР является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Поэтому для занятий их следует использовать лишь на 2-м году обучения. Для начала воспитатель может предложить детям 2-3 варианта объяснения пословицы, из которых дети должны выбрать подходящий. Кроме того, можно пересказать 2-3 ситуации, а дети должны определить, какие из них больше соответствуют пословице.

  Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать.

При такой систематической работе пословицы и поговорки легче воспринимаются, быстрее усваиваются, а воспитатель избавляется от лишних назидательных речей, которые к тому же не всегда достигают цели.

Данные рекомендации предназначены для учителей начальных классов и воспитателей, работающих с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: развитие интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Задачи:

  • создавать условия для развития у младших школьников познавательных интересов, логического мышления, внимания и памяти, пространственного воображения;
  • учить планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией;
  • учить использовать накопленные знания и навыки на уроках чтения, математики, русского языка и труда.

Педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, постоянно отмечают их низкую познавательную активность, стереотипичность мышления, недостаточную сформированность основных мыслительных операций, проявляющуюся в наибольшей степени на вербальном уровне. Эти дети испытывают трудности как при выделении определенных частей многоэлементного комплекса, так и при необходимости их обобщения. В ходе анализа они опускают детали, затрудняются в выделении существенных и несущественных признаков, в установлении причинно-следственных связей. Все это сказывается как на эффективности усвоения детьми учебного материала, так и более широко – на особенностях их общения со сверстниками и взрослыми, на понимании ими ситуации взаимодействия, осознании причин и последствий тех или иных событий жизни, поступков и т.д.

Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления, очень трудно обеспечить на уроке. Этому должна служить организация систематических занятий во внеклассной работе. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Развитие интеллектуальных способностей имеет непосредственную связь со всеми основными предметами начального обучения. Так, например, более интенсивное развитие логического мышления детей, внимания и памяти помогает лучше анализировать и глубже понимать читаемые тексты и изучаемые на уроках русского языка правила, свободнее ориентироваться в закономерностях окружающей действительности, эффективно использовать накопленные знания и навыки на уроках математики. Формирование у школьников пространственного воображения и конструктивных навыков способствует более эффективной деятельности на уроках труда.

Основой для составления рекомендаций послужили работы Бабкиной Н.В., Тихомировой Л. Ф., Волиной В.В., Коган М.С., Михайловой З.А., Цвынтарного В.В. и других.

Нельзя забывать и о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только содержание, но и способы осуществления, благодаря которым происходит приобщение ребёнка к культуре умственного труда.

Подбирая то или иное содержание познавательной деятельности, необходимо помнить о психологических особенностях младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому оно должно быть эмоционально окрашенным, доступным по изложению, красочно оформленным, имеющим элементы занимательности.

Очень важным условием является обращение к занимательным формам познавательной деятельности. В этом возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребёнка. Поэтому, чтобы увлечь детей, приохотить к сложной интеллектуальной деятельности, необходимо начинать с игровых, занимательных форм, чтобы потом, когда интерес будет сформирован, и удовольствие будет доставлять сам процесс познания, можно переходить к более серьёзным формам. Использование занимательных форм создаёт радостный психологический настрой, способствующий появлению желания заниматься свободной познавательной деятельностью за пределами класса, школы.

Таким образом, интеллектуальное развитие младших школьников с ОВЗ через решение ребусов, кроссвордов, головоломок должна базироваться на следующих принципах:

  • Безоценочность. Любая оценка способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках.
  • Отсутствие соревновательного момента.
  • Создание мотивации по типу игровой.
  • Наличие элементов занимательности.
  • Доступность по изложению.
  • Красочность оформления.
  • Эмоциональная окрашенность занятий.

На наш взгляд, систематический курс занятий на материале поисково-творческих задач неучебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.

Перечислим игры, которые педагоги могут организовать с целью интеллектуального развития младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Игры на комбинирование: игры-головоломки или геометрические конструкторы (танграм, пифагор и др.), игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и др. - предусматривающие умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Игры на планирование: лабиринты, головоломки, магические квадраты, игры со спичками – направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели. Способность планирования проявляется в том, что дети могут определить, какие действия следует осуществить раньше, а какие - позже.

Игры на формирование умения анализировать: найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы – предусматривают умение объединять определенные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предметы по принципу “из чего состоит, что делает”.

В своей работе мы часто используем логические игры, головоломки, кроссворды и т.д. Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, головоломки представлены арифметическими (угадывание чисел), геометрическими (на разрезание, с проволокой), буквенными (анаграммы, кроссворды, шарады) и т.д.; рассчитанными на игру фантазии и воображения.

Предлагаемые игры можно посмотреть в приложениях.

Игры со спичками (счетными палочками). (Приложение 1). 

Загадки, задачи-шутки (Приложение 2)

Кроссворды, ребусы (Приложение 3)

Игры-головоломки (Приложение 4)

Список литературы

1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. – М.: Школьная пресса, 2006.

2.Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 1999.

3.Волина В.В. Учимся играя. – М., Новая школа, 1994.

4.Коган М.С. Игровая кладовая. – Новосибирск, Сиб. унив. изд-во, 2005.

5.Крупенчук О.И. Игры с буквами: ребусы, кроссворды, головоломки. Каро. 2004.

6. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки / сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. – СПб.; “Детство-пресс”, 2000.

7. Олехник С. Н., Потапов М. К. Игры на клетчатой бумаге. Метод.пособие.

8. Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники. "Рольф" – 2000.

9. Цвынтарный В.В. Играем в пальчики и развиваем речь. – СПб., Лань, 1997.

10. Шпарева Г.Т., Коновалова И.П. Интеллектуальные игры для детей 3-7лет: Учебно-методическое пособие.

Поделиться…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....