Конспект урока чтения
план-конспект урока на тему

Грибанова Мария Владимировна

Чтение и осмысление сказки "Каша из топора" , урок в 4 классе школы 1-2 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_kasha_iz_topora.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по чтению
в 4 классе
«Чтение и осмысление сказки

«Каша из топора»

Цели:

- совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;

- развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки;

- расширять и обогащать словарный запас;

- воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа;

Оборудование: магнитная доска, экран, листы с отпечатанным текстом на каждого ученика, цветные карточки по одной на парту, таблички с устаревшими словами, элементы костюмов солдата и старухи, продукты для импровизации, словарь Ожегова.

Ход урока.

  1. Организационный момент   

-проверка готовности к уроку

 Как ты слышишь?

Я слышу хорошо.

- речевая зарядка

- различение фраз на слухо-зрительной основе

Какой сейчас урок?

Сейчас урок чтения.

2.  Основная часть

1)-Что вы видите в этой избе, (есть печка, лапти, ковшик, ухват- предмет, с помощью которого ставят в печь и достают горшочки, метла, стены бревенчатые, самовар).

Дети перечисляют предметы, а я спрашиваю для чего они предназначены.

- Предположите, чем могут заниматься хозяева этого дома? (готовить, стирать, убирать..) А вне дома? (ухаживать за огородом, охота, рыболовство..). Всё это жизнь деревенских жителей. Их уклад и быт.

- Как вы думаете, кто живёт в этой избе? (старик, старуха, крестьяне, бедные люди, так как богатые жили в теремах,во дворцах).

- Героиня нашей сказки старуха. (поместить на слайд старуху).

- Чтобы узнать второго героя нужно расшифровать слово, для этого расположите буквы по их высоте (ЛОТДСА)- солдат

- Кто второй герой этой сказки? ( солдат)

- Сегодня мы с вами познакомимся с одной их таких сказок.

Э. Будем читать сказку.

Э. Сказка называется «Каша из топора»

2) Подготовка к изучению нового материала

- Сядьте поудобнее, послушаем сказку.

Э. Будем слушать сказку.

- Как называется сказка, которую вы услышали? («Каша из топора»)

- Обратите внимание на слово топор. Это слово, в котором безударную гласную о проверить невозможно, её необходимо запомнить.

- Название сказки пишется с большой буквы.

- Запишите название сказки на листочке.

-Поднимите руку, кому из вас она понравилась? Чем понравилась?

- Эта сказка была написана более 100 лет назад. Потому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными.

3). Словарная работа

  Объяснение учителем

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

- Сейчас продолжите работу самостоятельно. Найдите задание под цифрой 1.

  Синонимический ряд

ПОСКУПИЛАСЬ заметил

ПРИМЕТИЛ пожадничал

ПРИТОМИЛСЯ устал

- Есть ещё одно очень интересное слово «варево», которое тоже сейчас не употребляется в речи. Объясните его значение.

- Посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.

   Работа со словарём

ВАРЕВО - вареное жидкое кушанье

Физмин.

Жила на свете девочка,

Кашицы любила.

Насыпав горсть овсянки

Кашицу варилу.

Пришёл к ней раз служивый,

Всплеснул руками, дивится:

- «Какое объедение!

Кашица сварилася!»

Позавтракал тут вдоволь он

И распростившись с ней,

Тотчас же отправился

На службу поскорей.

2. Трудные слова

Прежде чем читать сказку, подготовимся к чтению трудных слов. Читаем по цепочке по одной строчке

всплес-ну-ла  всплеснула

горс-точ-ку  горсточку  

объ-е-день-е  объеденье

за-су-е-ти-лась  засуетилась

нечего  ничего

3. Чтение сказки (начинает учитель, продолжают хорошо читающие ученики)

- Переходим к чтению сказки. (учитель читает первое предложение и объясняет значение слова старый солдат- раньше в русской армии служили долго, 25 лет. Солдат уходил молодым, а возвращался когда был стариком)

4. Работа по сказке

- Кто из героев сказки вам больше понравился и почему?

- Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как солдат оказался в избе у старухи? Ответьте словами текста.

- Как встретила старуха служивого? (неприветливо, прикинулась сиротой)

- Почему солдат решил сварить кашу из топора? (Он был голодный. решил проучить её. У старухи ничего не было, жадничала и солдат решил пойти на хитрость)

- Найдите предложение со звёздочкой и подчеркните слова, которые показывают его действия. (приметил, опустил, налил, поставил).

Э. Будем играть.

 Я приготовила продукты. Выберите только те, которые солдат добавлял в кашу (соль, крупа, картофель, масло, макароны, сахар)

- Чему удивилась старуха? Докажите словами текста ( Вот уж не думала, что из топора можно такую добрую кашу сварить). Добрую - это значит вкусную.

- Ребята, а действительно ли из топора получилась такая вкусная каша?

Работа по характеристике героя

- Какие черты характера проявил солдат в этой ситуации? - Возьмите цветной листочек, выберите те слова, которые характеризуют нашего героя.

- В чём проявилась его находчивость? (увидел топор и сообразил, как можно сварить кашу)

- Какой была старуха? Найдите слова, характеризующие её?

- В чём проявилась неприветливость? (плохо встретила солдата)

(одна пара работает у доски)

- Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки? (да) Докажите. (сначала встретила неприветливо, злобно, а потом присматривалась, удивлялась, заинтересовалась)

- Как вы считаете, какова главная мысль сказки? (скупость, жадность, решил проучить. Вот так солдат и каши поел и топор унёс.)

- Чему учит эта сказка? (нельзя быть скупым и жадным)

Физминутка для глаз

Выразительное чтение

Э. Будем читать выразительно (красиво).

- Сейчас поработаем над выразительностью чтения. Отрывок сказки подготовим по ролям.

- Мальчики отмечают слова солдата, а девочки слова старухи до звёздочки.

Итог урока

- Ребята, что необычного было в сказке? (варили кашу из топора)

Домашнее задание

по выбору:

1) Пересказать сказку родителям.

2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения "Чтение слогов и слов с буквами А , О, У , М , С , Х", 1 спец. класс

Целью данного урока явилось продолжение работы по изучению звуков и букв. Для достижения данной цели в ходе урока реализуются следующие задачи:Закончить  формирование  правильной...

конспект урока чтения в 3 классе. тема урока: стихотворение Е. Серова "Ябеда"

На данном  уроке решаются задачи по формированию осознанного, интонационно оформленного чтения. Практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для овладения...

Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".

Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...

Конспект урока чтения 1 класс."Чтение слов и слогов с буквами Ф,ф"

Интегрированный урок ( чтение и окружающий мир) с использованием интерактивной доски, проектора.  Занимательная фонетическая разминка, Ребята на уроке были путешественниками, исследователями.Эври...

Конспект урока чтения в8"В" классе СКО 8 вида. Тема урока:«Путь к прозрению» .Урок -размышление по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

Нрвственный урок повести заключается в формировании чувства сострадания к обиженному судьбой человеку.Воспитывается умение не оставаться равнодушными к чужой беде.На уроке дети учатся глубокому осмысл...